Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Без передышек жизнь тягостна, как долгое путешествие без гостиниц.





Грасиан

2 мая 2000 года я поехал в родную деревню Дятлино. В родном доме уже было пусто, не было в живых ни отца, ни матери, ни младшего брата Валерия, который остался здесь жить как хозяин, дети его разъехались из родного дома, приезжают редко в гости к матери. Постоянно живет только Валя, вдова Валеры. На этот раз я приехал на похороны умершей Елены Афанасьевны Смирновой (Хельдерт). Она из нашего рода Хельдерт, ее отец Афанасий и наш дед Трофим были родными братьями, хотя она была моложе меня. Она в свое время закончила два факультета пединститута, математики и истории, до выхода на пенсию работала директором школы в родной деревне. Печальное событие всегда собирает родных людей вместе. На похороны Елены собрались все ее братья Костя, Фаня, Славик, Шурик. Я специально их имена написал так, как их называл еще в детстве. Я встретился здесь с Костей – с Константином Афанасьевичем Новиковым (Хельдерт), с тем, с кем учились еще в Козловской школе вместе, о нем я уже писал. Встретились через пол века с того момента, когда расстались. Вспоминаю, что в 1950 году, после окончания первого курса института он, будущий инженер, студент ЛВМИ, приехал из Ленинграда в родную деревню, после этого он писал мне письма в Чебоксары, пока я тоже учился в институте, писал о своих успехах в учебе. Его письма до сих пор хранятся в моем домашнем архиве. После этого мы ни разу не встретились, у каждого из нас был уже пройденный свой жизненный путь. Но и встретившись мы не поговорили, обмолвились несколькими стандартными словами, такова была обстановка во время похорон его сестры. В такой обстановке нелепо было говорить о чем-либо. Расстались мы в Козловке, он вместе со своими Ижевскими родственниками выехал на машине в Ижевск, он довез меня до Козловского автовокзала, а я Новочебоксарск. Мы обменялись адресами, но за прошедшее время не решился ему писать какое-либо письмо, не хотелось вторгаться в его жизнь. Вот в записной книжке сейчас через девять лет нахожу его адрес, вижу адрес его брата Вячеслава Афанасьевича Хельдерт, живущего в городе Йошкар-Оле.

В этот год я подарил свою дюралюминиевую лодку с двумя моторами «Нептун» племяннику Геннадию, сыну покойного брата Валерия. Он перегнал лодку по Волге и Анишу, и держал лодку под деревней Солдыбаево на реке Аниш. Прошло три года с того времени, как мы вернулись с Камчатки.

Летом это же 2000 года звонит мне Женя из Воямполки и говорит, что Воямпольская школа преобразуется из девятилетней в среднюю школу, что в школе нет учителя математики, ранее работавшая учительница математики уехала. Женя опять приглашает нас в Воямполку. Я ему говорю, что у нас нет денег на дорогу, если районо переведет денег на проезд, то я могу приехать. Потом мне домой звонит заведующий Тигильским районо Камчатки Овсянник Александр Александрович и приглашает меня на работу в Воямпольскую школу и просит мне сообщить ему номер счета в сбербанке и номер сбербанка, чтобы на мое имя перевести деньги, и я мог приехать на Камчатку. В следующий день он опять позвонил мне, и я сообщил ему и номер сберкассы, где у меня был счет и номер этого счета. Через неделю я получил деньги в сумме 30 тысяч рублей (уже деноминированных рублей, когда с денежных купюр убрали три нуля). И мы начали собираться снова к выезду на Камчатку уже в знакомые нам края (уже сколько раз). Но прежде чем выехать мы навели порядок на даче, все было посажено, посеяно, все пропололи, окучивали. Дома, в трехкомнатной квартире остался жить один наш старший тридцатидевятилетний сын Леня, ее сожительница пошла по неправильному пути в жизни и оказалась, как говорят, в «местах не столь отдаленных». Купили билеты в Новочебоксарской авиакассе для перелета по маршруту: Чебоксары - Москва Домодедово – Елизово Петропавловск. Выехали мы на Камчатку в августе месяце, мы должны были приехать в Воямполку до начала учебного года. Также как и раньше во второй день мы оказались в Петропавловске на Камчатке. Здесь мы на этот раз остановились у двоюродной сестры Тани – Валентины Ивановны Успенской (Бекеревой), которая в это время была главным редактором газеты «Абориген Камчатки». Она же была создателем этой газеты. Потом перелет на тысячу километров севернее Петропавловск – Тигиль – Воямполка. Вот снова мы в Воямполке. В Воямполке к нашему приезду подготовили для нас отдельную квартиру с печным отделением, ремонт квартиры сделал наш Женя.

В 2000 году я снова стал учителем Воямпольской теперь уже средней школы. В сельской администрации со мной заключили трудовой договор – контракт на три года.

Женя наш к этому времени приобрел другую семью, его законной женой стала Лена – Елена Анатольевна, теперь Майорова, бывшая Утонова, работающая учительницей начальных классов, у которой была дочь Тамара такого же возраста как наша внучка Таня Им было девять лет, они учились в четвертом классе. Таня и Тамара раньше были подружками, теперь стали сводными сестрами. Женя к этому времени закончил строительство того дома, который заложил раньше, и в этом доме они жили вчетвером, жили на много лучше, спокойнее, обеспеченнее, чем три года назад. Женя из-за конфликта с Галиной Михайловной уволился из сельской администрации, устроился на работу учителем ОБЖ, труда и физкультуры, стал учителем Евгением Петровичем, другой работы в Воямполке не было. Директором школы в это время была Кечеванта, три года назад она была учительницей начальных классов, сумела заочно окончить пединститут, факультет учителей начальных классов. Кроме меня в школе не было другого учителя математики и физики. С этого года школа стала средней, еще не было 11 класса, все ученики, окончившие 9 классов в прошлом учебном году, стали учиться в 10 классе. На меня возложили преподавание математики с 5 по 10-ые классы, физики с 8 класса, информатики в 10 классе. Было всего это 50 учебных часов в неделю, по крайней мере, учебная нагрузка, рассчитанная на двух учителей. К началу учебного года уже надо было подготовить календарные планы по всем предметам для всех классов. Несмотря на необычный большой объем, я выполнил всю работу. Ежедневно к каждому уроку надо было иметь поурочные планы. Первое сентября я вошел в класс к ученикам, чтобы передать им знания, учить мыслить, учить добру. Потом ежедневно я ходил на работу в школу. Когда работаешь с полной нагрузкой, обычно, очень быстро проходит время. Конечно, я мог выдержать все это лишь потому, что рядом была моя спутница жизни Таня.

Когда мы приехали в Воямполку мы увидели, что в центре села стоит новое здание школы, построенное в 1997 году. школу построило на свои деньги ООО «Марина Ич», как говорил генеральный директор этого ООО Олжабай Касенович Жамангаринов на рыбные «налоги», вложенные в Воямполку. На стене около парадного входа красовалась доска с надписью «Воямпольская средняя школа имени «Марина Ич». Три года назад я видел, что были забиты сваи для строительства школы. Школа построена целиком из пластикового материала, было красивое здание бирюзового цвета. Все здание было смонтировано из блоков, как из кирпичиков сложено из блоков, где каждый блок представляет собой одну комнату. Таким способом построено здание длиной около ста метров, стоящее на сваях. Все комплекты этого здания куплены в Канаде и морским путем доставлены в Петропавловск, отдельным блоком на грузовых машинах перевезены в Эссо, из Эссо до Воямполки доставлены вертолетами в висячем положении на тросах. Тогда в 1997 году, когда мы возвращались в Чувашию, через иллюминатор вертолета мы видели, как нам навстречу летел другой вертолет и «нес» груз с помощью длинных тросов. Наш Женя рассказывал, чтобы собрать, монтировать здание школы приехали рабочие, специалисты из Канады, с одним из них, молодым канадцем он был в дружбе в то время. Когда мы приехали в село, мы видели, что в середине села недалеко от тех мест, где стояло, старое двухэтажное деревянное здание школы, стояло красивое длинное одноэтажное здание школы. Пластиковые окна сделаны из двойных стекол, поэтому хорошо сохраняли тепло в помещении. Вся школа

Воямпольская школа

Камчатка. Село Воямполка.

прогревалась, «отапливалась» электрическими батареями. Когда в селе было нормальное электроснабжение, эти батареи хорошо прогревали здание школы, в школе было тепло, несмотря на то, что, на улице было около сорока градусов мороза. Это здание было не типовое для школы, скорее всего оно канадцами спроектировано как офисное здание для какого-нибудь учреждения, но умудрились приспособить под школу. В этом здании было достаточно много комнат для классов, отдельно две комнаты под библиотеку, которая обеспечивала всех школьников учебниками, отдельная комната для учительской, кабинет для директора и завуча, был небольшой зал для проведения различных общешкольных мероприятий или для жителей села, тут же находилась кухня, кладовые для продуктов, столовая. Ведь школа представляла собой как школа-интернат, в школе было организовано питание для всех школьников. В столовой школы обедали и мы, учителя, за определенную оплату, исходя из стоимости продуктов. Было хорошее оборудование для столовой и кухни, электроплитки, электропечи. Повара могли приготовить обед для всех учащихся школы, испечь хлеб для всего села. Все было так, если было нормальное электроснабжение в селе, но с электричеством в селе было плохо, не хватало горючего для тепловой станции. Даже, если и было горючее, его было недостаточно, был режим экономии горючего. Подача электроэнергии было по линии, где была школа, В 2000-2001 учебном году в новом здании школы занимались, более ли менее, нормально. Если в шесть часов утра дадут электричество, то к началу занятий в школе уже тепло. Вечером по всему селу выключают электричество. В это время мы жгли «жирник»; вата, пропитанная каким-либо жиром, может даже растительным маслом, горела и едва освещала комнату. При таком «освещении» комнаты мне порою приходилось готовиться к урокам, писать поурочные планы, проверять ученические тетради. Дико. Летом вообще не было электрического света, отпала необходимость прогревать школьное здание. Главой администрации, «хозяйкой» села была по-прежнему Галина Михайловна Арсанукаева, порядок, который оно установила в селе, не изменился.

Мне надо было создать условия для жизни. Дровами нас обеспечивала сельская администрация, привозили на тракторной тележке или распиленные березовые дрова, или сухие кедровые дрова с мест прежних пожарищ. Утренняя гимнастика у меня начиналась, как обычно, с колки этих березовых дров или рубки кедров дров. Воду готовил в выходной день – в воскресенье. Дома установил бочку для питьевой воды, двести литров воды я перетаскивал в ведрах с речки, которая находилась в метрах трехстах от дома. Таня, находясь дома, топила печь, готовила пищу, содержала нашу квартиру в порядке. По нашей просьбе Женя разрешил жить с нами нашей внучке Танечке. В таких условиях мы жили два года. Мне сейчас попалось письмо, которое я написал Лене, летом 2001 года во время отпуска. Те строки, которые я писал тогда, точно передают мою жизнь в то время в Воямполке. Поэтому приведу часть текста этого письма. Обращаясь к Лене, я написал так.

«Я весь учебный год работал очень много, проводил в день по 8-9 уроков, чтобы проводить эти уроки ежедневно я должен был сидеть за столом и писать по 3-4 часа. После сдачи экзаменов учащимися я получил отпуск и занимаюсь домашними делами, стараюсь создать минимальные условия для жизни, пока есть время. Ежедневно в шесть часов я уже на ногах. Загородил полностью весь двор жердями и ивовым частоколом. Разработал, раскопал целину и посадил картошку. Картошка взошла хорошо, но около месяца нет дождя, хотя рядом море. Не знаем, какой урожай будет. Построил сарай для хранения продуктов в нескольких метрах от крыльца. Засолили одну бочку рыбы (нерку и кету), мариновали рыбу чавычу в двух больших пятилитровых стеклянных банках. Заготовили несколько банок красной икры лососевых рыб. У Жени во дворе сделали теплицу, пытаемся получить небольшой урожай огурцов и помидоров. Два раза ходил за черемшой, один раз вместе с Женей пешком километров на пятнадцать, несли на себя по целому мешку черемши, другой раз вместе с местными жителями на тракторной тележке, привез два мешка этого дикого северного чеснока, скопления витаминов. Черемшу нарезали и засолили в трехлитровых стеклянных банках, рассчитывая, что это хватит на всю зиму. Когда готовим еду, черемшу используем вместо лука, лук привозной, правда, бывает в магазинах, но по очень большой цене. Вместе с Женей собираемся засолить еще одну бочку рыбы, когда придет кижуч. Во дворе у Жени начали строить коптилку, чтобы самим коптить рыбу, готовить юколу. Покупаем муку и сами дома печем хлеб. В селе сейчас нет электричества, не смотрим телевизор, хоть радио провели. Мама болеет, у нее больное сердце, часто бывает сердечные приступы. Здешние медики направили ее на обследование в районную больницу Летом, недавно, рейсом по санзаданию, на вертолете бесплатно съездили в Тигиль. В Тигиле жили десять дней, в больнице обследовали ее здоровье, хотели положить в больницу, но она отказалась лечь в больницу, врачи определили курс лечения, выкупили мы все необходимые лекарства по рецептам, вернулись в Воямполку, сейчас здешние медики лечат ее, приходя домой. Порою, сама потихонечку ходит в медпункт».

Это я все написал в письме к Лене, писал о бытовых мелочах, писал о десятки своих ничтожных дел, чем занимался, чтобы выжить (такое слово сейчас во время кризиса в стране и мире можно услышать по телевидению сотни раз за один день). Но я пишу о том, как мы жили в 2001 году. Мы жили в это время уже не плохо, заготовили сами много продуктов питания: картошку, рыбу, копченную и соленную, красную икру, черемшу, покупали окорочка, мешками муку и сахар, покупали растительное и сливочное масло, несмотря на высокие цены.

В летнее время и в школе нужно было заготовить продукты питания для учащихся на весь учебный год, заготовить те продукты, которые дает природа, которые можно вырастить своим трудом. Школа имела картофельное поле, здесь все лета работали ученики вместе с учителями, силами учеников заготавливали ягоды, особенно бруснику, которую можно хранить долго в обычных условиях, а зимой нет ценнее ягод, если готовить к столу ароматный компот из этих ягод. На зиму для питания учащихся готовили несколько бочек квашеной капусты. Запомнил, как в сентябре месяце вместе с учениками мы ходили на сопку собирать спелые брусники. Привал. Мы с учителями сидим и говорим о природе Камчатки, видим снежные вершины Серединного хребта, хотя до них около двухсот километров. Кругом все кочки и на сопке и на тундре покрыты или кустами брусники, или кустами багульника. Кусты багульника были все в цветах, в белых мелких цветах. От этих цветов и тундра, и сопки были белы, стоял резкий своеобразный запах в воздухе. Я вспомнил известную популярную задушевную песню:

«Где-то багульник на сопке растет,

Ветки вонзаются в небо,







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.