Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос 54: Причины низкой инновационной активности российских экономик.





Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).

Некоторые исследователи (Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма, Д. Белл, Дж. Нейсбитт и др.) считают, что для большинства развитых стран в современном мире именно инновационная экономика обеспечивает мировое экономическое превосходство страны, которая её создает. В настоящее время в число стран с инновационной экономикой и развитым венчурным бизнесом - важнейшей составляющей инновационной экономики - входят США, Германия, Япония, Австралия, Канада, Швеция, Финляндия, Сингапур, Израиль и другие страны.

Кризис в России в процессе перехода от плановой к рыночной экономике вызвал падение спроса на научно-исследовательскую деятельность, снизилась инновационная активность предприятий.

Путь преодоления кризиса – диверсификация, повышение конкурентоспособности, достижение высоких темпов экономического роста посредством перехода к инновационному пути развития. Необходима комплексная реформация научно-технической сферы. Причины, ограничивающие инновационную и предпринимательскую активность бизнеса:

1) Неблагоприятный деловой климат – государство излишне вмешивается, но не обеспечивает реализацию рыночных условий

2) Проблемы в сфере генерации, накопления и передачи научных знаний – элементы прежней структуры управления есть, но они не отвечают современным условиям – старение кадров, старение научно-технической базы итд

3) В России инновационной системы нет.

Инновации не приживаются, так как нет заинтересованных в них лиц. Научно-технические разработчики используют ту базу, которую сами не могут создать (техника, оборудование). Они создают в одной компании, а предлагают за деньги другой – кочуют, чтобы оставаться собственниками этих знаний.


 

Вопрос 55: Концепция инновационного развития и становление НИС

НИС ( Национальная инновационная система) — совокупность субъектов и институтов, деятельность которых направлена на осуществление и поддержку в осуществлении инновационной деятельности.

Концепция "национальных инновационных систем" (НИС) начала активно разрабатываться в конце 1980-х гг. По мнению Фримэна, НИС – это "сеть частных и государственных институтов и организаций, деятельность и взаимодействие которых приводит к возникновению, импорту, модификации и распространению новых технологий".

Особенный интерес при этом представляют исследования американца Мозеса Абрамовица, опубликовавшего в 1986 г. в Журнале экономической истории (Journal of Economic History) статью "Догоняя, перегоняя и отставая" ("Catching up, Forging Ahead and Falling Behind"). В ней были рассмотрены важнейшие элементы экономико-технологического потенциала различных стран и факторы, влияющие на динамику его развития. В совокупности эти факторы определяют "социальную способность" государств, т.е. их исходные возможности по наращиванию экономико-технологического потенциала. Среди ключевых факторов Абрамовиц выделил: национальную техническую компетенцию (уровень образования), опыт в организации и управлении крупномасштабными производствами и проектами, наличие развитых финансовых институтов и рынков, способных мобилизовать приток капитала для таких крупномасштабных производственных проектов, уровень "честности" различных государственных и частных институтов и общественного доверия по отношению к ним, стабильность государственной власти и ее эффективность в определении "правил игры" и контроле за их соблюдением.

Дополняющим вариантом предложенной исследователем концепции "социальной способности" стала концепция "технологической способности" – способности государств эффективно использовать технологические знания, разработанная Лин Су Кимом, который на базе подробного анализа феномена быстрого подъема южнокорейской экономики в 1950–1980-е гг. выявил три базовых аспекта этой национальной технологической способности: инновационный, производственный и инвестиционный.

С точки зрения организационной структуры НИС в узком значении, – это университеты, исследовательские институты, частные компании и государственные регулирующие организации и структуры, а в широком значении к данным компонентам добавляются особенности финансовой системы, денежная политика, специфика конкурентной среды, внутренней организации бизнеса и т.д.

К структурным элементам НИС относятся:

• государство

• бизнес

• учебные заведения

В разных странах сложились различные модели организации НИС.

Государство может поддерживать НИС следующими способами:

• льготное налогообложение

• прямое бюджетирование

• предоставление кредитов

• организация венчурных фондов

• содействие развитию венчурных фондов

• Для НИС как сложноструктурированной организационно-экономической подсистемы национальной экономики, отражающей особенности развития ее технологических укладов, институциональных и социально-экономических условий ее функционирования на макро-, мезо- и микроуровнях экономики, характерны некоторые общие императивы организации и развития, а именно:

• o развитие многообразия форм и расширение "поля" интеграции ресурсов науки, образования, производства, рыночной инфраструктуры;

• o усиление роли государства и его ресурсов в формировании и развитии НИС по стратегическим направлениям общенационального значения;

• o рост уровня инновационной ориентации инвестиционных ресурсов и инвестиционного процесса;

• o расширение роли регионов, локальных территориально-хоз-венных систем в ресурсном обеспечении НИС.

В рамках современного социально-экономического анализа НИС на первый план выходит изучение влияния различных институциональных переменных на технические инновации. В частности, активно исследуются базовые "входные факторы" инновационных процессов, такие, как объемы и структура государственных и частных расходов на R&D, а также роль в этих процессах национальных патентных законодательств и государственной политики в сфере защиты прав интеллектуальной собственности.

Наиболее образцовый пример, Финляндия http://studme.org/1679060126325/menedzhment/spetsifika_natsionalnyh_innovatsionnyh_sistem_skandinavskih_stran

Под инновационным развитием мы понимаем прежде всего цепь реализованных новшеств. Оно более успешно, когда охватывает не одну узкую область (например, производство деталей), а включает в себя также сферы, влияющие на общий результат (управление, маркетинг, обучение персонала, финансы, продажу и т.д.). Следовательно, инновационное развитие должно носить комплексный характер.

Всякое инновационное развитие – это не только основной инновационный процесс, но и развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т. е. инновационного потенциала.

Стратегический ресурс нового века – инновационная культура. Существует неограниченный диапазон проявления инновационной культуры - от создания условий эффективного использования инновационного потенциала (личности, предприятия, организации) в интересах развития общества до обеспечения максимальной взвешенности в его реформировании. С участием инновационной культуры можно реально добиться в сфере конкретной экономики – ускорения и повышения эффективности внедрения новых технологий и изобретений, в сфере управления – реального противодействия бюрократическим тенденциям, в сфере образования – содействия раскрытию инновационного потенциала личности и его реализации, в сфере культуры – оптимизации соотношения между традициями и обновлением, различными типами и видами культур.

(Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года разработана на основе положений Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».

В Стратегии определены 3 ключевых приоритета инновационного развития.

Приоритет 1 - развитие человеческого капитала. Сегодня в рамках глобальной конкуренции одним из основных факторов успеха становится наличие высококвалифицированных кадров, в то время как наметилась тенденция снижения значимости некоторых традиционных факторов, таких, как, например, доступ к природным ресурсам. Исходя из этого, один из центральных направлений в Стратегии - развитие кадрового потенциала инновационной экономики в широком смысле.

В части развития человеческого потенциала приоритетом является развитие конкурентоспособных исследовательских, преподавательских, управленческих кадров и создание соответствующих благоприятных условий для такого развития. Стратегия предусматривает стимулирование притока квалифицированных специалистов, включая внесение изменений в законодательство, направленных на упрощение в их отношении миграционного режима.

Приоритет 2 - значительное повышение инновационной активности бизнеса, в первую очередь посредством модернизации технологических процессов и вывода на рынок принципиально новых продуктов, конкурентоспособных на мировом рынке.

Одна из ключевых целей Стратегии - повысить восприимчивость бизнеса к инновациям, инновационное развитие должно стать одним из приоритетов деятельности компаний.

На сегодняшний день востребованность результатов российских исследований и разработок отечественным бизнесом остается на сравнительно низком уровне, а созданная инновационная инфраструктура используется недостаточно интенсивно, прежде всего производственными предприятиями. Без повышения восприимчивости экономики к инновациям инвестиции в остальные звенья национальной инновационной системы будут характеризоваться низкой отдачей.

Особое внимание в Стратегии уделено содействию выходу российских компаний на внешние рынки, встраиванию в глобальные цепочки добавленной стоимости. В этой связи планируется существенная активизация поддержки внешнеэкономической деятельности и расширение арсенала такой поддержки.

Приоритет 3 - продвижение инноваций в государственном секторе. Государство должно обеспечить благоприятную среду для инновационной активности, в том числе, за счет последовательной ликвидации существующих административных барьеров и ограничений.

Одновременно государство должно само становиться все более инновационным. Имеется множество возможностей для внедрения инноваций в социальной сфере, в государственном управлении, в том числе, через механизмы госзакупок и содействия компаниям с госучастием в процессе разработки ими корпоративных инновационных программ.

Инструменты развития и поддержки инноваций будут выстроены в единую цепочку для того, чтобы обеспечивать поддержку инноваций на всех стадиях, от стадии идеи до ее воплощения в продукт и успешного выхода этого продукта на рынок.

Стратегия опирается на результаты всесторонней оценки инновационного потенциала и долгосрочного научно-технологического прогноза. Положения Стратегии учитываются при разработке концепций и программ социально-экономического развития России, а также государственных программ Российской Федерации и планов их реализации.)


 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.