|
Моделирование в спортивной тренировкеОптимизации процесса спортивной тренировки способствует использование различных моделей, которые могут быть отнесены к двум основным группам. В первую группу входят: 1. модели, характеризующие структуру соревновательной деятельности, необходимой для достижения заданного результата; 2. морфофункциональные модели, отражающие морфологические особенности организма и возможности отдельных функциональных систем, обеспечивающих достижение заданного уровня спортивного мастерства; 3. модели, характеризующие основные стороны подготовленности спортсмена. Во вторую группу входят: 1. модели, отражающие продолжительность и динамику становления спортивного мастерства в многолетнем плане, а также в пределах тренировочного года и макроцикла; 2. модели крупных структурных образований тренировочного процесса - этапов многолетней подготовки, макроциклов и периодов подготовки; 3. модели тренировочных этапов, мезо- и микроциклов; 4. модели тренировочных занятий и их частей; 5. модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексов. В процессе моделирования необходимо: изучить вопросы, для решения которых могут быть использованы модели, выяснить пути их применения и возможные ограничения; определить степень детализации модели, т. е. число параметров, включаемых в модель, характер связи между ними и виды управляющих воздействий на систему; определить продолжительность времени моделирования. При разработке моделей в процессе тренировки нужно ясно представить себе сложность моделируемых объектов, явлений и процессов, структурную и функциональную взаимосвязь моделей; относящихся к различным сторонам тренировочного процесса, а также необходимость преимущественно количественного выражения основных характеристик моделей. В частности, при разработке модельных характеристик соревновательной деятельности, подготовленности и др. необходимо ориентироваться на показатели, свидетельствующие о качествах и способностях, подлежащих направленному совершенствованию средствами педагогического воздействия. Нельзя не отметить, что многие локальные способности организма спортсмена недоступны для направленного совершенствования методами и средствами, которыми в настоящее время располагает тренер. Поэтому введение показателей, характеризующих эти способности, не приносит реальной пользы. При разработке модельных характеристик подготовленности и соревновательной деятельности рекомендуется выражать их количественно, конкретизировать применительно не только к виду спорта и его отдельной дисциплине, но и к конкретному спортсмену. Следует также предусматривать необходимую вариативность отдельных параметров в зависимости от состояния организма спортсмена в различных стадиях соревновательной деятельности или в различных структурных образованиях тренировочного процесса. При разработке количественных показателей, характерных для заданного уровня спортивного мастерства используют следующие подходы: 1. Простое усреднение данных ведущих спортсменов с указанием индивидуальных различий или диапазона возможных колебаний. 2. Изучение значительной совокупности спортсменов различной квалификации, установлением зависимости между уровнем спортивного мастерства и динамикой изменений того или иного показателя, последующей экстраполяцией полученных данных до уровня заданного результата. 3. Получение жестких количественных параметров. Суть сводится к тому, что у отдельных выдающихся спортсменов регистрируются максимально доступные величины того или иного показателя, которые и используются в качестве модельных характеристик. По разнице между данными, полученными у конкретного спортсмена, и модельными величинами выявляются резервы дальнейшего совершенствования. Этот подход страдает серьезными недостатками, основным из которых является игнорирование индивидуальной структуры соревновательной деятельности и подготовленности, которая, как убедительно показывают данные выдающихся спортсменов, наряду с наличием параметров, достигших предельных величин, предполагает наличие параметров с умеренным уровнем развития, обычно отрицательно связанных с первым. Разработка модельных характеристик этапов многолетней под В основе разработки моделей тренировочных занятий лежат сведения о закономерностях взаимодействия различных тренировочных упражнений в программах занятий, особенностях протекания процессов утомления, поддержания высокого уровня работоспособности и заданных характеристик нагрузки. Модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексов строятся на основе учета механизмов срочной адаптации, а также оптимальных для направленного совершенствования различных составляющих подготовленности параметрах тренировочной нагрузки - продолжительности отдельных упражнений и их комплексов, интенсивности работы, продолжительности и характера пауз между упражнениями, общего числа упражнений. Сопоставление индивидуальных характеристик соревновательной деятельности с модельными данными позволяет установить наиболее общие резервы повышения уровня подготовленности спортсмена, определить перспективы дальнейшего совершенствования. Модельные характеристики подготовленности позволяют раскрыть резервы достижения запланированных показателей соревновательной деятельности. Модели подготовленности можно разделить на два уровня, на первом находятся модели, отражающие структуру подготовленности в зависимости от вида спорта и конкретной дисциплины. Второй уровень моделей подготовленности представлен конкретными характеристиками, свидетельствующими о необходимом для достижения заданных результатов уровне развития различных сторон подготовленности спортсменов. При разработке морфофункциональных моделей нужно ориентироваться на наиболее значимые показатели, определяющие способности спортсменов к достижению выдающихся результатов в конкретных видах спорта. Комплексные модели, включают как наиболее общие морфологические, так и основные функциональные показатели спортсменов. Прогнозирование в спорте В настоящее время проблема научного прогнозирования актуальна для многих сфер общественной жизни, в том числе и для физической культуры и спорта. Важность разработки проблемы прогнозирования в области спорта обусловлена необходимостью поиска новых путей подготовки квалифицированных спортсменов. Прогноз - вероятностное научно обоснованное суждение относительно возможных путей достижения состояния спортсмена, определенного в качестве цели. Прогнозирование - вид познавательной деятельности человека, направленной на формирование прогнозов развития объекта на основе анализа тенденций его развития. Цель прогнозирования - мысленное предвосхищение желаемых результатов спортивной деятельности. В основе прогнозов лежат методы, которые сопровождают каждое научное исследование: анализ и синтез, дедукция и индукция, наблюдение, эксперимент, систематизация и классификация, интуитивное предвидение и гипотеза, аналогия, экстраполяция. Интуитивное предвидение служит основой экспертных оценок. Опытный тренер, посмотрев новичка на первых занятиях, интуитивно чувствует будущего хорошего спортсмена или, глядя на тренировки спортсмена, готовящегося к чемпионату, предвидит его возможные результаты, во всяком случае, наиболее возможное поведение или состояние спортсмена. Интуиция (тренера, спортсмена) — это основанная на прошлом опыте способность принимать правильные решения без осознания их доказательности в данный, текущий момент времени. Для прогнозирования широко употребляется метод экспертных оценок, базирующийся на учете мнений экспертов. В настоящее время весьма распространенным является метод экстраполяции. Суть его в следующем: допустим, что имеются фиксированные данные об изменении в течение некоторого промежутка времени той или иной величины, например массы штанги, поднимаемой атлетом. Эти данные нетрудно изобразить на графике в виде соответствующей кривой. Плавно продолжая эту кривую за пределы рассматриваемого промежутка, мы получим возможность судить о результате, который может показать спортсмен в интересующий нас период времени. Учесть те или иные соотношения между различными параметрами при краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном прогнозировании можно с помощью метода моделирования. Целесообразность выделения методов моделирования определяется тем, что в отличие от методов экстраполяции, и методов экспертных оценок их применение предполагает построение достаточно сложной и логически связанной модели объекта прогнозирования. Модель не должна как копия, во всех деталях, воспроизводить оригинал, она лишь заменяет объект моделирования, является его представителем для совершенно определенных целей. И здесь следует напомнить еще один важный методологический закон социальной прогностики - моделировать в соответствии с определенной целью. Можно создать непрерывно действующую прогнозную систему, гибко реагирующую на изменение обстановки и развитие спортивных событий. Рассмотрение методологических и теоретических основ спортивного прогнозирования позволяет представить разработку прогноза в спорте как системное исследование, состоящее из ряда последовательных этапов, фаз и стадий. Основными этапами при этом являются: 1. выбор (или разработка) частной методологии, главных целей и основных задач прогноза; 2. построение концептуальной модели с определением временных, организационных и материальных ограничений; 3. построение схемы декомпозиции и синтеза прогнозов функционирования подсистем и элементов системы, выбор опорных показателей; 4. разработка наиболее вероятных вариантов прогноза; 5. экспертиза и составление основного варианта прогноза; 6. верификация и корректировка прогноза. Такова общая схема применения системного подхода к прогнозированию в спорте. В принципе она применима как к отдельному спортсмену, так и к команде в целом. В любом случае системообразующим фактором будет выступать цель соревнований в целом. Спортивный результат - вот та ось, вокруг которой «крутится» вся система, все ее подсистемы. Специалистами прогнозирование рассматривается как один из важнейших элементов предплановой подготовки, а сам план - как результат конкретных решений, принятых на основе прогнозной и иной необходимой для этого информации. Специалисты по спортивному прогнозированию могли бы сформулировать свою задачу так: глубже и шире знать, чтобы лучше предвидеть. Лучше предвидеть для того, чтобы правильнее действовать. В основе связи прогнозирования и планирования лежит идея, вытекающая из принятого понимания прогноза как комплекса взаимосвязанных оценок целей и путей их достижения. Спортивная деятельность каждого спортсмена и команды развивается, достигает определенных результатов не в пустоте, а в условиях существования, развития и деятельности других систем. Между индивидом и спортивной деятельностью происходит активное взаимодействие в форме различных отношений: экономических, психологических и др. При подходе к изучению взаимоотношений между индивидом и его спортивной деятельностью наблюдаются огромнейшее разнообразие и пестрота явлений спортивной жизни, чрезвычайно сложное переплетение различных социальных процессов, одновременное взаимодействие множества различных сил и факторов. В настоящее время в научной литературе в качестве синонимов слова «предвидение» применяются слова «предвосхищение», «предсказание», «антиципация», «экстраполяция», «предугадывание», «прогнозирование». Общим родовым объединяющим понятием для всех вышеназванных определений является, по нашему мнению, понятие «предвидение», под которым понимается способность человека предвосхитить, предсказать и спрогнозировать будущее. Будущее при этом выступает как в виде материальных, так и в виде идеальных моделей. Система предвидения у человека в своем онтогенетическом развитии проходит три стадии: стадию предвосхищения, или антиципации, стадию предсказания, или экстраполяции, и стадию прогнозирования, или научного предвидения. Предлагаемая иерархия понятий позволяет выделить отличительные черты данных стадий, применяемых в спортивной деятельности. 1-я стадия - предвосхищение, или антиципация. Это мгновенное видение будущего. 2-я стадия - предсказание, или экстраполяция. Это ретроспективное по временной амплитуде видение будущего с пролонгированной сенсорно-интелектуальной коррекцией совершаемых целесообразных действий по его реализации. 3-я стадия - прогнозирование, или научное предвидение. Это научное видение будущего с пролонгированной интеллектуальной коррекцией целенаправленной деятельности по его осуществлению. Спортивное прогнозирование - это научное предвидение перспектив развития спортсмена на основе знания объективных законов анализа действительного его состояния. Задачами спортивного прогнозирования являются: 1) установление целей выступления; 2) изыскание оптимальных путей и средств их достижения; 3) определение ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей. Методическими принципами спортивного прогнозирования являются: опора на социально-экономические цели; системность; непрерывность и обратная связь; пропорциональность и оптимальность; реальность и объективность; выделение ведущего звена; природная специфичность; аналогичность. Прогнозирование имеет три стадии: ретроспекцию, диагноз и проспекцию. На стадии ретроспекции решаются следующие основные задачи: формирование описания объекта прогноза в прошлом; окончательное формирование и уточнение задачи прогнозирования. На стадии диагноза - разработка модели объекта прогноза; выбор метода прогнозирования. Стадия проспекции предполагает на основании всех предыдущих этапов решения задачи получение результатов прогноза. По времени упреждения прогнозируемого события выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы. Только на основе прогнозов спортивной деятельности возможно целенаправленное проведение организационных мероприятий, реальное осуществление намеченных в связи с этим целей. Процесс управления начинается с постановки целей, задач и заканчивается выполнением этих задач, достижением определенного спортивного результата. Управленческая деятельность по своей природе является организаторской, так как управление - специфическая форма организаторской деятельности. Для его осуществления необходимо принятие эффективных управленческих решений, основой которых является надежный прогноз. План в заданных пределах также предполагает или включает в себя научно обоснованный прогноз. Прогнозирование и планирование пронизывают все уровни управления спортивной деятельностью. Прогнозирование, является функцией управления. Значение прогнозирования в системе всех функций управления таково, что оно является исходным и основным, когда применяется на первой стадии управленческого цикла, и вспомогательным, когда используется на последующих стадиях этого процесса. Все остальные функции управления могут быть успешно выполнены, если они учитывают прогностическую информацию и обеспечивают реализацию прогностических выводов и рекомендаций. Именно поэтому без прогнозирования невозможно эффективное управление вообще и планирование в частности. Прогнозирование - научная основа планирования и управления спортивной деятельностью. Прогноз необходим еще до принятия соответствующих плановых решений. Эффективность рассчитанных на период предсоревновательной подготовки планов определяется краткосрочным прогнозированием. Перспективные же планы, как правило, составляются на длительный период на основе долгосрочного прогноза. Спортивный прогноз не является окончательной рекомендацией или выбором, это только многовариантная, научно обоснованная объективная оценка. Из всех возможных вариантов будущего на основе критерия оптимальности развития спортсмена выбирается и утверждается наиболее эффективный.
Вопрос 13 Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|