Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Моделирование в спортивной тренировке





Оптимизации процесса спортивной тренировки способствует использование различных моделей, которые могут быть отнесены к двум основным группам.

В первую группу входят:

1. модели, характеризующие структуру соревновательной деятельности, не­обходимой для достижения заданного результата;

2. морфофункциональные модели, отражающие морфологические особенности организма и возможности отдельных функциональных систем, обеспечивающих достижение заданного уровня спортивного ма­стерства;

3. модели, характеризующие основные стороны подго­товленности спортсмена.

Во вторую группу входят:

1. модели, отражающие продолжи­тельность и динамику становления спортивного мастерства в мно­голетнем плане, а также в пределах тренировочного года и макро­цикла;

2. модели крупных структурных образований тренировочно­го процесса - этапов многолетней подготовки, макроциклов и периодов подготовки;

3. модели тренировочных этапов, мезо- и микроциклов;

4. модели тренировочных занятий и их частей;

5. модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексов.

В процессе моделирования необходимо: изучить вопросы, для решения которых могут быть использо­ваны модели, выяснить пути их применения и возможные ограни­чения; определить степень детализации модели, т. е. число параметров, включаемых в модель, характер связи между ними и виды управ­ляющих воздействий на систему; определить продолжительность времени моделирования.

При разработке моделей в процессе тренировки нужно ясно представить себе сложность моделируемых объектов, явлений и процессов, структурную и функциональную взаимосвязь моделей; относящихся к различным сторонам тренировочного процесса, а также необходимость преимущественно количественного выраже­ния основных характеристик моделей. В частности, при разработке модельных характеристик соревновательной деятельности, подго­товленности и др. необходимо ориентироваться на показатели, свидетельствующие о качествах и способностях, подлежащих на­правленному совершенствованию средствами педагогического воз­действия. Нельзя не отметить, что многие локальные способности организма спортсмена недоступны для направленного совершенст­вования методами и средствами, которыми в настоящее время располагает тренер. Поэтому введение показателей, характеризу­ющих эти способности, не приносит реальной пользы.

При разработке модельных характеристик подготовленности и соревновательной деятельности рекомендуется выражать их коли­чественно, конкретизировать применительно не только к виду спорта и его отдельной дисциплине, но и к конкретному спорт­смену. Следует также предусматривать необходимую вариатив­ность отдельных параметров в зависимости от состояния организ­ма спортсмена в различных стадиях соревновательной деятельно­сти или в различных структурных образованиях тренировочного процесса.

При разработке количественных показателей, характерных для заданного уровня спортивного ма­стерства используют следующие подходы:

1. Простое усреднение данных ведущих спортсменов с указанием индивидуальных различий или диапазо­на возможных колебаний.

2. Изучение значительной совокупности спортсменов различной квалификации, установлением зависимости между уровнем спортивного мастерства и динамикой изменений того или иного показателя, последующей экстраполяцией получен­ных данных до уровня заданного результата.

3. Получение жестких количественных параметров. Суть сводится к тому, что у отдельных выдающих­ся спортсменов регистрируются максимально доступные величины того или иного показателя, которые и используются в качестве модельных характеристик. По разнице между данными, получен­ными у конкретного спортсмена, и модельными величинами выяв­ляются резервы дальнейшего совершенствования. Этот подход страдает серьезными недостатками, основным из которых является игнорирование индивидуальной структуры соревнова­тельной деятельности и подготовленности, которая, как убедитель­но показывают данные выдающихся спортсменов, наряду с нали­чием параметров, достигших предельных величин, предполагает наличие параметров с умеренным уровнем развития, обычно отри­цательно связанных с первым.

Разработка модельных характеристик этапов многолетней под­
готовки, макроциклов и периодов тренировки предусма­тривает соблюдение основных закономерностей становления спор­тивного мастерства с целью достижения оптимального для демонстрации наивысших спортивных результатов уровня подго­товленности. Модели тренировочных этапов, мезо- и микроциклов должны строиться на основе современных представлений о меха­низмах долговременной адаптации, знаний о взаимодействии нагрузки и восстановления как факторов, стимулирующих приспо­собительные процессы и создающих условия для их трансфор­мации в структурные и функциональные преобразования в орга­низме спортсмена.

В основе разработки моделей тренировочных занятий лежат сведения о закономерностях взаимодействия различных трениро­вочных упражнений в программах занятий, особенностях протекания процессов утомления, поддержания высокого уровня работо­способности и заданных характеристик нагрузки.

Модели отдельных тренировочных упражнений и их комплек­сов строятся на основе учета механизмов срочной адаптации, а также оптимальных для направленного совершенствования различ­ных составляющих подготовленности параметрах тренировочной нагрузки - продолжительности отдельных упражнений и их комп­лексов, интенсивности работы, продолжительности и характера пауз между упражнениями, общего числа упражнений.

Сопоставление индивидуальных характеристик соревнователь­ной деятельности с модельными данными позволяет установить наиболее общие резервы повышения уровня подготовленности спортсмена, определить перспективы дальнейшего совершенство­вания.

Модельные характеристики подготовленности позволяют рас­крыть резервы достижения запланированных показателей со­ревновательной деятельности. Модели подготовленности можно разделить на два уровня, на первом находятся модели, отражающие структуру подготовленности в зависимости от вида спорта и конкретной дисциплины. Второй уровень моделей подготовленности представлен конк­ретными характеристиками, свидетельствующими о необходимом для достижения заданных результатов уровне развития различ­ных сторон подготовленности спортсменов.

При разработке морфофункциональных моделей нужно ориен­тироваться на наиболее значимые показатели, определяющие спо­собности спортсменов к достижению выдающихся результатов в конкретных видах спорта.

Комплексные модели, включают как наиболее общие морфо­логические, так и основные функциональные показатели спортсме­нов.

Прогнозирование в спорте

В на­стоящее время проблема научного прогнозирования актуальна для многих сфер общественной жизни, в том числе и для физической культуры и спорта. Важность разработки проблемы прогнозирования в области спорта обусловлена необходимостью поиска новых путей подготовки квалифицированных спортсменов.

Прогноз - вероятностное научно обоснованное суждение относительно возможных путей достижения состояния спортсмена, опреде­ленного в качестве цели.

Прогнозирование - вид познавательной дея­тельности человека, направленной на формирование прогнозов развития объекта на основе анализа тенден­ций его развития.

Цель прогнозирования - мысленное предвосхищение желаемых ре­зультатов спортивной деятельности.

В основе прогнозов лежат методы, которые сопровождают каждое научное исследование: анализ и синтез, дедукция и индукция, наблюдение, эксперимент, систематизация и классифика­ция, интуитивное предвидение и гипотеза, аналогия, экстраполяция.

Интуитивное предвидение служит основой эксперт­ных оценок. Опытный тренер, посмотрев новичка на первых занятиях, интуитивно чувствует будущего хо­рошего спортсмена или, глядя на тренировки спорт­смена, готовящегося к чемпионату, предвидит его воз­можные результаты, во всяком случае, наиболее воз­можное поведение или состояние спортсмена.

Интуиция (тренера, спортсмена) — это осно­ванная на прошлом опыте способность принимать пра­вильные решения без осознания их доказательности в данный, текущий момент времени. Для прогнозирования широко употребляется метод экспертных оценок, базирующийся на учете мнений экспертов.

В настоящее время весьма распространенным явля­ется метод экстраполяции. Суть его в следующем: допу­стим, что имеются фиксированные данные об изменении в течение некоторого промежутка времени той или иной величины, например массы штанги, поднимаемой атле­том. Эти данные нетрудно изобразить на графике в виде соответствующей кривой. Плавно продолжая эту кривую за пределы рассматриваемого промежутка, мы полу­чим возможность судить о результате, который может по­казать спортсмен в интересующий нас период времени.

Учесть те или иные соотношения между различными параметрами при краткосрочном, среднесрочном и дол­госрочном прогнозировании можно с помощью метода моделирования. Целесообразность выделения методов моделирования определяется тем, что в отличие от методов экстраполяции, и методов экспертных оценок их применение предполагает построение достаточно сложной и логически связанной модели объекта про­гнозирования.

Модель не должна как копия, во всех деталях, воспроизводить оригинал, она лишь заменяет объект моде­лирования, является его представителем для совершенно определенных целей. И здесь следует напомнить еще один важный методологический закон социальной про­гностики - моделировать в соответствии с определенной целью. Можно создать непре­рывно действующую прогнозную систему, гибко реаги­рующую на изменение обстановки и развитие спортивных событий.

Рассмотрение методологических и теоретических основ спортивного прогнозирования позволяет предста­вить разработку прогноза в спорте как системное иссле­дование, состоящее из ряда последовательных этапов, фаз и стадий. Основными этапами при этом являются:

1. выбор (или разработка) частной методологии, глав­ных целей и основных задач прогноза;

2. построение концептуальной модели с определением временных, организационных и материальных огра­ничений;

3. построение схемы декомпозиции и синтеза прогнозов функционирования подсистем и элементов системы, выбор опорных показателей;

4. разработка наиболее вероятных вариантов прогноза;

5. экспертиза и составление основного варианта про­гноза;

6. верификация и корректировка прогноза.

Такова общая схема применения системного подхода к прогнозированию в спорте. В принципе она применима как к отдельному спортсмену, так и к команде в целом. В любом случае системообразующим фак­тором будет выступать цель соревнований в целом. Спортивный результат - вот та ось, вокруг которой «крутится» вся система, все ее подсистемы.

Специалистами прогнозирование рассмат­ривается как один из важнейших элементов предплановой подготовки, а сам план - как результат конкретных решений, принятых на основе прогнозной и иной необходимой для этого информации.

Специалисты по спортивному прогнозированию могли бы сформулировать свою задачу так: глубже и шире знать, чтобы лучше предвидеть. Лучше предвидеть для того, чтобы правильнее дей­ствовать.

В основе связи прогнозирования и планирования лежит идея, вытекающая из принятого понимания прогноза как комплекса взаимосвязанных оценок целей и путей их достижения.

Спортивная деятельность каждого спортсмена и команды развивается, достигает определенных результа­тов не в пустоте, а в условиях существования, развития и деятельности других систем. Между индивидом и спортивной деятельностью происходит активное взаимо­действие в форме различных отношений: экономических, психологических и др. При подходе к изучению взаимоотношений между индивидом и его спортивной деятельностью наблюдаются огромнейшее разнообразие и пестрота явлений спортив­ной жизни, чрезвычайно сложное переплетение различ­ных социальных процессов, одновременное взаимодей­ствие множества различных сил и факторов.

В настоящее время в научной литературе в качестве синонимов слова «предвидение» применяются слова «предвосхищение», «предсказание», «антиципация», «эк­страполяция», «предугадывание», «прогнозирование».

Общим родовым объединяющим понятием для всех вышеназванных определений является, по нашему мне­нию, понятие «предвидение», под которым пони­мается способность человека предвосхитить, предсказать и спрогнозировать будущее. Будущее при этом выступает как в виде материальных, так и в виде идеальных моде­лей. Система предвидения у человека в своем онтогенетиче­ском развитии проходит три стадии: стадию предвосхи­щения, или антиципации, стадию предсказания, или экстраполяции, и стадию прогнозирования, или научного предвидения. Предлагаемая иерархия понятий позволяет выделить отличительные черты данных стадий, приме­няемых в спортивной деятельности.

1-я стадия - предвосхищение, или антиципация. Это мгновенное видение будущего.

2-я стадия - предсказание, или экстраполяция. Это ретроспективное по временной амплитуде видение буду­щего с пролонгированной сенсорно-интелектуальной кор­рекцией совершаемых целесообразных действий по его реализации.

3-я стадия - прогнозирование, или научное предвиде­ние. Это научное видение будущего с пролонгированной интеллектуальной коррекцией целенаправленной деятель­ности по его осуществлению.

Спортивное прогнозирование - это научное предвидение перспектив развития спортсмена на основе знания объективных законов анализа действитель­ного его состояния.

Задачами спортивного прогнозирования явля­ются:

1) установление целей выступления;

2) изыскание оптималь­ных путей и средств их достижения;

3) определение ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.

Методическими принципами спортивного прогнозирования являются: опора на социально-экономические цели; системность; непрерывность и обратная связь; пропорциональность и оптималь­ность; реальность и объективность; выделение ве­дущего звена; природная специфичность; ана­логичность.

Прогнозирование имеет три стадии: ретроспекцию, диагноз и проспекцию.

На стадии ретроспекции решаются следующие основные задачи: формирование описания объекта прогноза в прошлом; окончательное формирование и уточнение задачи прогнозирования.

На стадии диагноза - разработка модели объекта прогноза; выбор метода прогнозирования.

Стадия проспекции предполагает на основании всех предыдущих этапов решения задачи получение результатов прогноза.

По времени упреждения прогнозируемого события выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосроч­ные прогнозы. Только на основе прогнозов спортивной деятельности возможно целенаправленное проведение организацион­ных мероприятий, реальное осуществление намеченных в связи с этим целей.

Процесс управления начинается с постановки целей, задач и заканчивается выполнением этих задач, дости­жением определенного спортивного результата.

Управленческая деятельность по своей природе явля­ется организаторской, так как управление - специфи­ческая форма организаторской деятельности. Для его осуществления необходимо принятие эффективных управленческих решений, основой которых является надежный прогноз. План в заданных пределах также предполагает или включает в себя научно обоснованный прогноз.

Прогнозирование и планирование пронизывают все уровни управления спортивной деятельностью.

Прогнозирование, является функцией управления. Значение прогнозирования в системе всех функций управления таково, что оно является исходным и основным, когда применяется на первой стадии управ­ленческого цикла, и вспомогательным, когда использу­ется на последующих стадиях этого процесса. Все остальные функции управления могут быть успешно выполнены, если они учитывают прогностическую информацию и обеспечивают реализацию прогностических выводов и рекомендаций. Именно поэтому без прогнозирования невозможно эффективное управление вообще и планиро­вание в частности.

Прогнозирование - научная основа планирования и управления спортивной деятельностью. Прогноз необходим еще до принятия соответ­ствующих плановых решений.

Эффективность рассчитанных на период предсоревновательной подготовки планов определяется кратко­срочным прогнозированием. Перспективные же пла­ны, как правило, составляются на длительный период на основе долго­срочного прогноза.

Спортивный прогноз не является окончательной ре­комендацией или выбором, это только многовариантная, научно обоснованная объективная оценка. Из всех возможных вариантов будущего на основе критерия оптимальности развития спортсмена выбирается и утверждается наиболее эф­фективный.

 

Вопрос 13







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.