Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культура, стремящаяся в никуда: критический анализ потребительских тенденций





Алексей Николаевич Ильин

Культура, стремящаяся в никуда: критический анализ потребительских тенденций

 

 

«Культура, стремящаяся в никуда: критический анализ потребительских тенденций»: Издательство ОмГПУ; Омск; 2012

ISBN 978-5-8268-1703-2

 

В монографии представлено широкое осмысление такого многогранного явления, как потребительская культура. Поскольку исследуемый тип культуры накладывает серьезный отпечаток на различные сферы бытия современного человека и общества, автор для целостного описания и объяснения особенностей потребительских тенденций обратился к данным философии, культурологии, политологии, истории, социологии, экологии, глобалистики и др. Опираясь на такой богатый (и необходимый для глубокого раскрытия темы) охват, монография раскрывает особенности потребительских тенденций в сферах образования, экологии, экономики, политики, искусства, образа жизни, быта.

Монография адресована философам, социологам, культурологам, политологам, всем, кто интересуется проблематикой консьюмеризма.

 

Введение

 

Если раньше массовая культура имела привилегированный статус объекта изучения в философско-культурологическом дискурсе, то теперь ее научное осмысление сдает свои позиции. В информационную (постмодернистскую, постиндустриальную) эпоху, когда с завидным спокойствием уживаются друг с другом самый отъявленный китч и достижения элитарного искусства, когда высокое и низкое переплетаются так, что возникает серьезная проблема отделения одного от другого, говорить о массовой культуре не приходится. Само понимание масскульта расширяет его до такого размера, придает понятию такую концептуальную широту, что вся концептуальность теряется, позволяя проводить отождествление массовой культуры и культуры в максимально широком смысле. А множить сущности, как известно, не имеет никакого смысла. Сейчас масскульт отличается предельной разношерстностью и в некотором роде противоречивостью, что затрудняет ее изучение как целостного явления и не позволяет констатировать какую бы то ни было четкую векторность ее воздействия на человека. Также и культивируемые ею нормы и ценностные ориентации нельзя обобщить таким образом, чтобы дать им однозначную оценку относительно характера их влияния на субъекта. Поэтому масскультурная проблематика потеряла скорее не актуальность, а концептуальность. Вместе с тем как актуальность, так и концептуальность культуры потребления только растет.

В последнее время продолжается спор между учеными относительно целесообразности использования понятия «информационное общество». Скептики утверждают, будто человеческое общество в любом случае информационное, так как террабайты информации не заменят тонны сырья, а потребление не заменит производство, да и язык, позволяющий обмениваться информацией, был изобретен давно. Однако хоть система знаков всегда использовалась человечеством, а знания накапливались и передавались, апогей их функционирования наблюдается именно сегодня, когда производство информации заняло ведущее положение в совершенно различных сферах жизни людей, не умаляя необходимости производства товаров, а знание и псевдознание стали практически неразделимы. Название «информационное общество» не указывает на исчезновение материального производства, а подчеркивает понижение его значения перед сферой услуг и возрастающей ролью информации. В информационном обществе с его калейдоскопично-фрагментарной культурой мифотворчество играет значительную социокультурную роль. Мифы внедряются в сознание и подсознание, формируют общественное мнение и мировоззрение, привычки и ценностные ориентации, вызывают те или иные чувственные и эмоциональные реакции. Они создают огромный массив гиперреальности, будучи основанными на фактах реальной действительности, и в этом заключается их социальная живучесть. Наконец, мифология современного мира создает богов.

Когда-то Аристотель сказал, что о людях можно судить по тому, каковы их боги. Пантеон богов современности, несмотря на свое разнообразие, в целом сводится к сакрализации повседневного, интегрированного в модные тенденции и овеянного различными политическими, экономическими и технократическими мифами. И верховное место в иерархической структуре этого пантеона занимает потребление. Соответственно, проблематика homo consuming как нового антропологического типа стала особо актуальной, и вместе с ней обострилась актуальность критического анализа потребительских тенденций, которые в последние годы успешно интегрировались в общественную культуру и укоренились в ней, тем самым изменив содержание культурного пространства социума и трансформировав ценностные идеалы. Именно этот критический анализ составляет основу данного исследования.

 

Глава 1.

Глава 2.

Глава 3.

Глава 4.

Глава 5.

Глава 6.

Глава 7.

Глава 8.

Глава 9.

Заключение

 

Мы видим, что потребительство предлагает разрушающие человека, сообщество людей и даже целые общества, антиценности. Социум превращается в совокупность психологически и нравственно отдаленных друг от друга людей, между которыми исчезают собственно человеческие скрепы, в общество институционализированного меркантилизма. Потребительская культура хранит в себе множество вредоносных тенденций, и когда совершается переход потребительских идеалов и норм в соответствующие формы поведения, данные тенденции перестают локализовываться сугубо в ментальном пространстве адептов потребления, а воплощаются в их поведении, что влечет за собой социально и индивидуально ощущаемые последствия. Развитие цивилизации привело к рождению консьюмеризма, который, приводя, в свою очередь, к культурному, аксиологическому, экономическому, интеллектуальному, экологическому вырождению, заслуживает пристального рассмотрения как проблемы, с которой по степени актуальности, пожалуй, не способна конкурировать практически не одна другая научная проблема.

На место общественно-созидающим ценностям добра, социальной справедчивости, свободы развития, гражданственности, семьи, ответственности, благородства, дружбы, экологической безопасности, интеллектуального и культурного просвещения, солидарности и взаимопомощи ставится вещизм, подминающий под себя эти ценности, ведущий борьбу с ними. Эта борьба априори нелегитимна, поскольку названные ценности, как бы абстрактно некоторые из них ни звучали, всегда являлись социально созидающими и всегда таковыми будут. Поэтому, в силу своей самодостаточности, они совершенно не поддаются никакому пересмотру, никакой ревизии и деконструкции. Нельзя поставить никакого императива, возвышающегося над ними и позволяющего себе отменять их или пересматривать, заменяя на другие, особенно противоположные. Основа человеческого существования, придающая ему глубокий смысл, выражена в выходе человека из себя-мимолетного, себя-для-себя в сферу себя-нравственного, себя-для-себя-и-других. Это выход в сферу ценностей, нерушимых текучестью бытия, подобно воплощающему в себе героизм флагу, развевающемуся на ветру времен. Этот флаг служит одновременно образцом для подражания и ориентиром на жизненном пути как для отдельно взятой личности, так и для общества.

У потребительской индивидуалистической культуры атрофирована способность задавать правильные вопросы относительно того, к чему движется человечество. Отказ от этой способности таит в себе значительную опасность. Консьюмеризм — тупиковый путь, от которого необходимо отказаться. Он представляет собой бессознательную волю к социальной смерти. В зависимости от того, как человечество поведет себя в дальнейшем, в зависимости от того, повернет ли оно на более человеко- и природосозидающий путь или продолжит играть в потребительские игры, сложится отношение к нам наших потомков. Или они останутся нам благодарны или же они отбросят нас на периферию истории, сказав, что общество и культура начала XXI в. попали в ловушку собственного производства, увязли в болоте аутореферентности и, перечеркнув возможности спасения, потянули за собой своих наследников. Мы должны и обязаны оставить неизгладимый след в жизни наших потомков сделать ее счастливой.

Подвергнув современную потребительскую культуру тотальной критике, обрушившись на потребительские тенденции, мы показали глубину и широту социально-культурного кризиса, который создан консьюмеризмом. Все-таки лучшие для человека вещи — это совсем не вещи. М. Ганди заметил, что нечто, ранее являвшееся грехом, сегодня стало объектом поклонения. Закончим книгу его словами, отлично характеризующими современную эпоху:

 

Политика, лишенная принципов,

Коммерция, лишенная морали.

Богатство, лишенное труда.

Образование, лишенное качества,

Наука, лишенная человечности,

Удовольствие, лишенное совести,

Поклонение, лишенное жертвенности.

 

 

Публикации автора

 

1. Субъектная позиция студента в контексте профессионализации в вузе // Проблемы социальной работы: теория и практика: материалы II заочной Междунар. науч.-практ. конференции. - Омск: Изд-во Ом. гос.ун-та, 2008. - С. 45-55.

2. Субъект эпохи постмодернизма: соотношение философского и психологического взглядов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «Психология». - 2008. - Т. 2. - Вып. 1. - С. 76-82.

3. Субъектность внутри массовой культуры // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». -2008-№4. Культурология,- URL:http://zpu-joumal.ni/e-zpu/2008/4/Ilyin/.

4. Характеристика субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе // Проблемы качества подготовки специалистов в системе высшего педагогического образования: сб. науч. тр. преподавателей и аспирантов ОмГПУ / под общ. ред. И.П. Геращенко. - Омск, Изд-воОмГПУ, 2008. -С. 171-182.

5. Проблема понятийной репрезентации массовой культуры // Реальность. Человек. Культура: религия и культура. Материалы Всероссийской науч. конф., Омск, 11 декабря 2008 г. - Омск: Изд-во ОмГПУ,2008.-С. 227-231.

6. Ильин А.Н., Барханов П.В. Формы понимания категории «субъект» в гуманитарных исследованиях // Гуманитарное знание. Серия «Преемственность»: сб. науч. тр. Ежегодник. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. -Вып. 11.-С. 145-147.

7. Массовая культура и невротизм // Гуманитарное знание. Серия«Преемственность»: сб. науч. тр. Ежегодник. - Омск: Изд-во ОмГПУ,2008.-Вып. 11.-С. 185-187.

8. Проблема влияния средств массовой коммуникации на субъектные характеристики человека // Языки культуры: историко-культурных,философско-антропологический и лингвистический аспекты: материалы региональной науч.-практ. конф. с международным участием. 6 февраля 2009 г. / сост. О.П. Фесенко; под ред. А.И. Барановского. - Омск: Изд-воАНО ВПО «Омский экономический институт», 2009. - С. 57-66.

9. Массовая культура современной России как совокупность субкультур // Среднерусский вестник общественных наук. - Орел: Изд-во«Араке», 2009.-№ 1. С. 21-26.

10. Борьба идеи в интерпретации явления массовой культуры //Омский научный вестник. - 2009. - № 1(75). - С. 102-104.

11. Место понятия «субъектная позиция» в структуре психологического знания // Сопровождение и социализация человека в меняющемся мире: материалы XI Междунар. студенческой науч.-практ. конф.факультета психологии и педагогики ОмГПУ (21 апреля 2008 г.). -Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. - С. 109-113.

12. Массовая культура и подходы к ее осмыслению // Материалы XLVII Междунар. науч. студенческой конф. «Студент и научно-технический прогресс»: Философия / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск,2009.-С. 106-108.

13. Проблема подлинности субъекта: между модерном и постмодерном // Омский научный вестник. - 2009. - № 2(76). - С. 114-116.

14. Иерархическая модель массовой культуры И Среднерусский вестник общественных наук. - Орел: Изд-во «Араке», 2009. - № 2. -С. 67-75.

15. Мода как тенденция массовой культуры и ее влияние на человеческую субъектность // Вестник омского университета. - 2009. - № 2. -С. 21-29.

16. Проявление субъектности на различных уровнях массовой культуры // Вопросы культурологи. - 2009. -№ 8. - С. 74-77.

17. Проблема фиксации семантических различий между уровнями массовой культуры статья Омский научный вестник. -2009. -№4 (79). -С. 110-112.

18. Панк как явление китч-культуры // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2009. - № 4. Культурология. - URL:http://www.zpu-joiimal.rU/e-zpii/2009/4/llyin/

19. Сущность категории «субъект» и ее атрибутивные характеристики // Технологии социальной работы: теория и практика реализации:материалы 111 заочной Междунар. науч.-практ. конф. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2009.-С. 382-396.

20 Ильин А.Н., Барханов П.В. Категория «субъект» как предикат //Технологии социальной работы: теория и практика реализации: материалы III заочной Междунар. науч.-практ. конф. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2009. -С. 396-407.

21. Специфика мид-культуры и характер ее влияния на субъекта //Книга и мировая культура: сб. науч.-практ. трудов / отв. ред. В.И. Хомяков; Н.В. Огурцова. - Омск: Вариант-Омск, 2009. - С. 93-97.

22. Фиктивность и знаковость культуры потребления // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2009. - № 4. Культурология.- URL: http://www.zpii- joumal.rU/e-zpu/2009/4/llym_Coiisumer_ Culture/

23. Иерархический конструкт массовой культуры и характер еговлияния на субъект // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «Психология». - 2009. - Т. 3. — Вып. 2. - С. 116-122.

24. Аскетизм и гедонизм массовой культуры // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2009. - № 4 (39). - С. 59-63.

25. Массовый человек - его сущность и условия возникновения //Вестник омского университета. - 2009. - № 4. - С. 51-58.

26. Бессубъектность массы как потребителя китч-культуры //Среднерусский вестник общественных наук. - Орел: Изд-во «Араке»,2009.-№4.-С. 21-31.

27. Проблема адаптации субъекта к массовой культуре // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». -2010. -№ 1. Культурология. — URL: http://www.zpu-joumal.rU/e-zpii/2010/4/Ilyin/.

28. Корпорация власти: критический анализ // Электронный информационный портал «Русский интеллектуальный клуб». - URL:http://rikmosgu.ru/publications/3559/4137

29. Трехкомпонентная модель влияния массовой культуры на субъекта // Социология. - 2010. - № 30. - С. 27-42.

30. Функциональность и дисфункциональность массовой культуры // Вопросы культурологии. - 2010. - № 2. - С. 99-102.

31. Массовая культура и субкультура: общее и особенное // Социологические исследования. - 2010. - № 2. - С. 69-75. - URL: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2010-2/Ilin.pdf.

32. Антропология субъекта // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2010. - № 1. Философия. Политология. - URL:http://www.zpu-joumal.rU/e-zpu/2010/l/Ilyin/

33. Китч-культура или антикультура? // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России: сб. материалов Всероссийской науч.-теоретической конф. / под ред. Жилиной В.А. - Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ»,2010.-С. 132-137.

34. Широкое поле массмедиа китча // Deja vu - энциклопедия культур. - URL: http://ec-dejavu.ru/k/Kitsch-4.html

35. Субъект в пространстве философии постмодернизма // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». -2010. - № 1. Философия. Политология. - URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/ 1/Ilyin Subject/

36. Китч-культура, ее идеалы и псевдоидеалы // Интеллигенция и идеалы российского общества: сб. статей / под общей редакцией Ж.Т. Тощенко. - М.: РГГУ, 2010. - С. 660-671.

37. Предчувствие глобализации... // Электронный информационный портал «Русский интеллектуальный клуб». - URL: http://www.rikmosgu ru/publications/3 559/4310/#_ednref4

38. Политическая ангажированность масс-медиа // Автономное действие. - URL: http://avtonom.org/blogs/politicheskaya-angazhirovannost-mass-media

39. Фиктивность, знаковость и символизм культуры потребления //Вопросы культурологи. - 2010. - Міг 10. - С. 41 -47.

40. Амбивалентность влияния массовой культуры на субъекта // Книга и мировая культура: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. -Омск: Вариант-Омск, 2010. - С. 315-318.

41. Политика и статус интеллектуала в современной России //Электронный информационный портал «Русский интеллектуальныйклуб». - URL: http://www.rikmosgu.ru/publications/3559/4339/

42. Общий взгляд на социальную политику или на то, что так называют// Автономное действие. - URL: http://avtonom.org/node/13901

43. Субъект в массовой культуре современного общества потребления (на материале китч-культуры): монография: Омск - Амфора, 2010.- 376 с. - URL: http://ec-dejavu.ru/m-2/Mass_culture-3.html).

44. Специфика влияния рекламы на субъективные качества человека // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия«Психология». -2010. - Т. 4. - Вып. 2. - С. 105-115.

45. Дискурс новостей и его мифотворчество // Социологические исследования. - 2010. - № 12. - С. 115-122. - URL: http://www.isras.ru/files/File/Socis/20 ІО-12/llin.pdf.

46. Экстремизм и политкорректность: извращенное понимание слов //Автономное действие. - URL: http://www.avtonom.org/node/14703

47. Угодные массы и бесчестность политической системы // Объективная газета. - URL: http://www.og.com.ua/filosof.php

48. Потребление и опасности, связанные с ним // Вопросы культурологии. - 2011. - № 4. - С. 86-91.

49. Экстремизм, политкорректность и толерантность - играс двойными стандартами // Объективная газета. - URL: http://www.og.com.ua/filosof_l.php

50. Потребление как причина природного и социального кризиса //Зеленая жизнь. - URL: http://www.zelife.ru/ekochel/consumptionman/10318-pkppsk.html

51. В послушной стране должна быть послушная оппозиция //Объективная газета. - URL: http://www.og.com.ua/filosof_2.php

52. Негативная интервенция в психологическую науку (на примере книги С. Пеуновой «Все мы — только половинки») // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2011. - № 3. - URL:http://www.zpu-iournal.ru/e-zpu/2011/3/llyin_Negative_ Intervention/

53. Идеологическое мифотворчество современной власти // Антиглобализм. Сопротивление «новому мировому порядку». - URL:http://anti-gIob.ru/nauka/ailin.htm

54. Власть и знание: проблема взаимоотношения // Полигнозис. -2011. - № 2. - С. 71-81. - URL: http://www.polygnozis.ru/default.asp? num=6&num2=552.

55. Статус интеллектуала и интеллигента в условиях авторитаризма современной политики // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. -2011. - № 2(15). - С. 40-50. - URL: http://vestnik.uapa.ru/issue/ 2011 /02/06/

56. Массовая культура и субкультуры современного общества:специфика соотношения // Общественные науки и современность. -2011.-№4.-С. 167-176.

57. Власть и знание: проблема взаимоотношений // Национальные интересы. - 2011. - №3(73). - С. 44-52. - URL: http://www.ni-journal.ru/archive/2f64ca2c/n3_2011/fO Ifl f21/152fe4c4/

58. Власть и знание: проблема взаимоотношения // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Философия». — 2011. —№ 1(5).-С. 22-36.

59. Субъект. Культура. Политика: сб. статей. - М.: Изд-во «LAPLAMBERT Academic Publishing», 2011. - 318 с.

60. Мифологичность новостей // Сибирский научный журнал. Серия «Гуманитарные и социально-экономические проблемы развития современного общества» / под общей ред. д-ра филос. наук, проф.В.П. Плосконосовой. - 2011. - № 2. - С. 26-30.

61. Мифотворчество дискурса новостей как социальная реальность// Социология науки и технологий. - 2011. - Т. 2. - № 3. - С. 88-95.

62. Культура потребления и образование // Вопросы культурологии.-2011.-№ 10.-С. 58-62.

63. Толерантность в постмодернистском обществе: искажение смысла // Полигнозис. 2011. - №3-4. С. 85-92. - URL: http://www. polyg-nozis. ru/default.asp?num=6&num2=570.

64. Культура потребления и образование // Ректор вуза. - 2011. -№ 11.-С. 64-68.

65. Погружение во мрак // Объективная газета. - URL: http://www.og. com.ua/filosofJ3.php

66. Поддерживает ли партийный курс глобализацию // Объективная газета. - URL: http://www.og.com.ua/filosof_4.php

67. Статус интеллектуала и интеллигента в условиях авторитаризма современной политики // Мир и политика. - 2011. - № 11(62). - URL:http://mir-politika.ru/themes/polit_niodernizaciya/141-status-intellek tuala-i-intelligenta-v-usloviyah-avtoritarizma-sovreniennoy-politiki.html

68. Васильчук E.O., Авілова О.P., Ільін А.Н. Особливості формування доктринальных засад ідейного базису радянської панк-субкультури (на прикладі творчості Е. Летова) // Вісник національного технічного університету Украіни «Київський політехнічний інститут»:політологія, соціологія, право. - 2011. - №4(12). - С. 32-36.

69. Субъект, закованный в цепи - постмодернистская парадигма //Гуманитарное знание. Серия «Преемственность»: сб. науч. тр. Ежегодник. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2011. - Вып. 12.-С. 96-100.

70. С больной головы на здоровую // Объективная газета. - URL:http://www.og.com.ua/filosof_5.php

71. Ильин А.Н., Авилова Е.Р., Васильчук Е.О. Панк как форма противостояния потребительской и конформной цивилизации // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. -2012. -№ 1(18). - С. 27-33.

72. Концепт безудержного потребления (структурный анализ) //Общественные науки и современность. - 2012. - № 2. - С. 161-169.

73. Конформно-потребительская направленность интеллектуалов //«Новая» и «старая» интеллигенция: общее и особенное / под общей ред.Ж.Т. Тощенко; ред.-сост. М.С. Цапко. - М.: РГГУ, 2012. - С. 281-289.

74. Чуждость потребительства для российской культуры // Вопросы культурологи,- 2012. - № 6. - С. 48-53.

75. Трагичные плоды перестройки // Мир и политика. - 2012. -№6(69). - С. 125-135. - URL: http://mir-politika.ru/ themes/polit_istoriya/374-tragichnye_plody_ perestroyki.html

76. Интернет как альтернатива политически ангажированным СМИ // Политические исследования. - 2012. -№ 4. - С. 126-136.

77. Возможен ли конец истории по Ф. Фукуяме? // Информацион-но-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2012. - № 3(май - июнь). - URL: http://www.zpu-journal.rU/e-zpu/2012/3/Ilyin_ End-of-History-Fukuyama/

78 Сфальсифицированная история одного конфликта // Информационно-аналитический альманах «Киевская Русь». - URL: http://www.kievrus.com/index.php?action=razdel&razdel= 17&subrazdel=9 l&art_id=2 l&lang=rus

79. Вступление в ВТО - экономическое закабаление, а не конкуренция // ВТО-ИНФОРМ. Аналитический центр - URL: http://wto-mform.ru/­experts/­aIeksey_ilin_­vstuplenie_v_­vto_­ekonomicheskoe_­zakabalenie_­a_­ne_­konkurentsiya/

80. Противодействие глобализации или всего лишь легитимация властной системы: в чем ошибается Н. Стариков // Объективная газета. -URL: http://www.og.com.ua/filosof_6.php

81. Миф о свободной экономике // ВТО-ИНФОРМ. Аналитический центр. - URL: http://wto-inform.ru/experts/aleksey_ilin_mif_o_svobodn oy_ekonom ike/

 


[1]Бодрийяр Ж. Система вещей: пер. с фр. / вступ. ст. С. Зенкиыа. — М.: Рудомино, 1999. — С. 213.

 

[2]Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. — М.: Добросвет, 2000. — С. 63.

 

[3]Ванн Д., Нэйлор Т., Грааф Д. де. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру: — Екатеринбург. Ультра.: Культура, 2005. — 392 с.

 

[4]См.: Приепа А. Производство теории потребления // Логос. — 2000. — № 4(25). — С. 57—62.

 

[5]Маркузе Г. Одномерный человек. — М.: Ермак, 2003. — 342 с.

 

[6]Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры: пер. с фр. / послесл. и примеч. Е. А. Самарской. — М.: Культурная революция: Республика, 2006. — 269 с.

 

[7]Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1989.

 

[8]См.: Кшошкина О. Воля к игре: исследование игроков казино // Логос. — 2000. — № 4(25). — С. 99—111.

 

[9]Доведов С.Н., Луков Вал. А. Типология владельцев мобильных телефонов: тезаурусный анализ // Знание. Понимание. Умение. — 2008. — № 3. Социология. — URL: http://www.zpu-joumal.iu/e-zpu/2008/3/Dovedov&Lukov/

 

[10]Более подробно об этом см.: Богачев Ф. Русская модель эффективного соблазнения. Самоучитель для подготовки успешных мужчин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 608 с.

 

[11]Далакишвили Л. Человек и нация в информационном обществе // Россия и Грузия: диалог и родство культур: сб. материалов симпозиума / под ред. В.В. Парцвания. — СПб.: С.-Петерб. философское об-во, 2003. — Вып. 1. — С. 86–92.

 

[12]См.: Кендюхов А. Философия маркетинга и общество потребления: начало новой цивилизации или начало конца? // Интернет-издание «Остров». — URL: http://www.ostro.org/articles/article-70222/

 

[13]См.: Шушарин Д. Апология действительности // Логос. — 2000. — № 4(25). — С. 94—98.

 

[14]Об этом см.: Бодрийяр Ж. Система вещей. — 224 с.

 

[15]Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры.

 

[16]Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. — С. 312.

 

[17]Фромм Э. Иметь или быть. — М.: Прогресс, 1990. — 336 с.

 

[18]Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. — М.: Эксмо, 2009. — 864 с.

 

[19]Орлов Д.У. Судьба вещей в эпоху глобализма // Глобализация в социально-философском измерении: сб. материалов конф. — СПб.: С-Петерб. философское об-во. 2003. — С. 56–60.

 

[20]Барт Р. Текстовой анализ одной новеллы Эдгара По // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М.: Издат. группа «Прогресс», «Универе». 1994. — С. 424–461.

 

[21]Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. — С. 162.

 

[22]Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. — М.: АСТ: Ермак, 2005. — 588, [4] с.

 

[23]Бетто Ф. Неолиберализм: новая фаза капитализма // Научно-просветительский журнал «Скепсис». — 2008. — № 5. — URL: http://scepsis.ru/librarv/id_2298.html

 

[24]Никонов А. П. Управление выбором, искусство стрижки народных масс. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с.

 

[25]Цит. по:. Луков Вал. А. Тезаурусный подход в социологии и зиновьевская идея человейника // Русский интеллектуальный клуб. — URL: http://www.rikmosgu.ru/publications/3559/4496/

 

[26]См.: Софронов-Антомони В. Индустрия наслаждения // Логос. — 2000. — № 4(25). — С. 85—93.

 

[27]Елютина М.Э., Филиппова С.В. Ритуальные похоронные практики: содержательные изменения // Социс. — 2010.- № 9. — С. 86–94.

 

[28]Об этом см.: Фромм Э. Иметь или быть; Бодрийяр Ж. Система вещей.

 

[29]Бодрийяр Ж. Система вещей. — С. 75.

 

[30]Цит. по: Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне: пер. с нем. — М.: Весь Мир, 2003. —. С. 236.

 

[31]Жижек С. Добро пожаловать в пустыню реального. — М.: Фонд «Прагматика культуры». 2002. — 160 с.

 

[32]Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / пер. с нем. Е. Герцык и др. — М.: Культурная революция, 2005. — 880 с.

 

[33]См.: Хагуров Т.А. Учащаяся молодежь в кризисном обществе // Социс. — 2010. — № 11. — С. 93—104; Быкова Д.Ю., Зотов В.В. Социокультурный подход к формированию молодежной политики инновационного общества // Вопросы культурологии. — 2011. — № 4, — С. 68—73.

 

[34]Запесоцкий А.С. Метаморфозы СМИ: новое качество или новые болезни // Социс. — 2010. — № 7. — С. 9.

 

[35]Петухов В.В. Поколение «нулевых»: социальные настроения, идеологические установки и политическое участие // Полис. — 2012. — № 4. — С. 58.

 

[36]Бауман 3. Индивидуализированное общество: пер. с англ. / под ред. В.Л. Иноземцева. — М.: Логос. 2005. — 390 с.

 

[37]См.: Бабинцев В.П., Реутов Е.В. Самоорганизация и «атомизация» молодежи как актуальные формы социокультурной рефлексии // Социс. — 2010. — № 1. — С. 109—115.

 

[38]Бауман 3. Индивидуализированное общество.

 

[39]См.: Запесоцкий Ю.А. Бренд как фактор эволюции современной массовой культуры // Вопросы культурологии. — 2009. — № 11. — С. 56—58.

 

[40]См. об этом: Фурсов А.И. Накануне «бури тысячелетия» // Электронный информационный портал «Русский интеллектуальный клуб». — URL: http://rikmosgu.rii/publications/3559/4214/. Об опасности исламизации см.: Ситнянский Г.Ю. Россия в ответе за тех, кого приняла. Ответственность России за ситуацию на постсоветском пространстве // Век глобализации. — 2009. — Вып. 1. — URL: http://www.socionauki.ru/journal/articles/129931/#_ftn25

 

[41]См.: Фомин Н.Н. Специфика трудовой миграции в московском регионе // Социс. — 2010. — № 4. — С. 130—133.

 

[42]Никонов А.П. Апгрейд обезьяны. Большая история маленькой сингулярности. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. — 352 с.

 

[43]Ванн Д., Нэйлор Т., Грааф Д. де. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру.

 

[44]См.: Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социс. — 2005, — № 1, — С. 3—20.

 

[45]Барт Р. Разделение языков // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — С. 519—534.

 

[46]Гаман-Голутвина О.В. Метафизика элитных трансформаций в России // Полис. — 2012. — № 4. — С. 24.

 

[47]Бауман 3. Возвышение и упадок труда // Социс. — 2004. - № 5. — С. 77—86; Он же. Индивидуализированное общество. — 390 с.

 

[48]Bauman Z. From Pilgrim to Tourist — or a Short History of Identity // Questions of Cultural Identity. — London, 2000. — P. 18—35.

 

[49]Ванн Д., Нэйлор Т., Грааф Д. де. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру.

 

[50]Чинакова Л.И. Онтология потребностей: монография. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. — 96 с.

 

[51]Данилов-Данильян В.И. Глобальная проблема дефицита пресной воды // Век глобализации. — 2008. — Вып. № 1. — URL: http://www.socionauki.ru/journal/articles/129824/

 

[52]О многообразии функций почвы см.: Добровольский Г.В. Деградация почв — угроза глобального экологического кризиса // Век глобализации. — 2008. — Вып. № 2. — URL: http://wvvw.socionauki.ru/journal/articles/l29855/

 

[53]Ванн Д., Нэйлор Т., Грааф Д де. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру.

 

[54]Никонов А. Верхом на бомбе. Судьба планеты Земля и её обитателей. — СПб.: Питер. НЦ ЭНАС. 2008. — 320 с.

 

[55]Бодрийяр Ж. В Тени Тысячелетия, или Приостановка Года 2000. — URL: http://anthropology.ru/ru/texts/baudrill/shmill.html

 

[56]См.: Объективная газета. — URL: http://www.og.com.ua/bespredelbaykal_miting.php

 

[57]См.: Голубицкий С. Как зовут вашего бога? Великие аферы XX века — М.: Бестселлер, 2004. — Т. 1. — 336 с.

 

[58]Яницкий О.Н. Пожары 2010 г. в России: экосоциологический анализ // Социс. — 2011. — № 3. — С. 3—12.

 

[59]Новожилова Е.О. Социоэкологическая антропология // Социс. — 2011. — № 3. — С. 13—22.

 

[60]Дёжкин В.В., Снакин В.В., Попова Л.В. Восстановительное природопользование — основа устойчивого развития // Век глобализации. — 2008. — Вып. № 2. — URL: http://www.socionauki.ru/journal/articles/129867/

 

[61]Фролова И. В. Современный человек и экология: на пути к новой этике // Вестник Башкирского университета. — 2008. — Т. 13, — № 4. — С. 1050—1052.

 

[62]Никонов А. История отмороженных в контексте глобального потепления. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС. 2007. — 296 с.

 

[63]См.: Николаевский Д.А. Демография и ресурсы: факторы цивилизационных перемен // Социс. — 2010. — № 5. — С. 111–117.

 

[64]См.: Ванн Д., Нэйлор Т., Грааф Д. де. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру.

 

[65]См. Барлыбаев Х.А. Глобализация: вопросы теории и практики // Век глобализации. — 2008. — Вып. № 2. — URL: http://www.socionauki.ru/joumal/articles/129849/

 

[66]Паршев А.П. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остается здесь. — М.: Крымский мост, 2005. — 416 с.

 

[67]См.: Цаголов Г.Н. Бразильский набат // Теоретический и общественно-политический журнал Альтернативы. — 2011. — № 4. — С. 112—120.

 

[68]См.: Магаршак Ю.Б. Постэнергозависимое будущее. Сланцевый газ и электрический транспорт — две технологии, которые потрясут мир // Независимая газета. — URL: http://www.ng.ru/science/2010-11-10/12_future.html

 

[69]Никонов А.П. Апгрейд обезьяны. Большая история маленькой сингулярности. — М.: Изд-во ИЦ ЭНАС, 2005. — 352 с.; Он же. Верхом на бомбе…

 

[70]Батчиков С.А. Глобализация — управляемый хаос // Электронный информационный портал «Русский интеллектуальный клуб». — URL: http://rikmosgu.ru/pubIications/3559/4069/

 

[71]Горелов А. А. Глобализация как объективная тенденция мирового развития // Век глобализации. — 2009. — Вып. № 1. — URL: http://www.socionauki.ru/journal/articles/129906/

 

[72]Гринин Л.Е. Глобализация и процессы трансформации национального суверенитета // Век глобализации. — 2008. — Вып. № 1. — URL: http://www.socionaiiki.ru/journal/articles/129828/

 

[73]Титаренко Л.Г. Экологический образ жизни минчан // Социс. — 2011. — № 3. — С. 35.

 

[74]Матвеева А.И. Духовная природа личной ответственности: социально-онтологический и антропологический аспекты // Вопросы культурологии. — 2011. — № 12. — С. 20.

 

[75]Цит. по: Зарубина Н.Н. Повседневность в контексте социокультурных трансформаций российского общества // Общественные науки и современность. — 2011. — № 4. — С. 55.

 

[76]Цит. по: Кравченко С.А. Динамика современных социальных реалий: инновационные подходы // Социс. — 2010. — № 10. — С. 25.

 

[77]Бызов Л.Г. Социокультурные и социально-политические аспекты формирования современной российской нации // Полис. — 2012. — № 4. — С. 47.

 

[78]См. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием.

 

[79]Цит. по: Бразевич С.С. Американская действительность глазами М.М. Ковалевского // Социс. — 2010. — № 11. — С. 117.

 

[80]Бзежинский 3. Великая шахматная доска (господство Америки и его геостратегические императивы) / пер с англ. О.Ю. Уральская. — М.: Международные отношения, 2009. — 280 с.

 

[81]Привалов Н.Г. О возможной катастрофе 2030–2050 гг. // Век глобализации. — 2009. — Вып. № 1. — URL: http://www.socionauki.ru/joumal/articles/129898/

 

[82]Лукьяненко В.И., Хабаров М.В., Лукьяненко А.В. Homo consumens — человек потребляющий // Век глобализации. — 2009. — Вып. № 2(4). — URL: http://www.socionauki.ru/joiirnal/articles/126926/

 

[83]См.: Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием.

 

[84]См.: Перкинс Д. Исповедь экономического убийцы. — М.: Pretext, 2005. — 319 с.

 

[85]Бауман 3. Индивидуализированное общество.

 

[86]Бекетов Н.В. Глобализация как процесс формирования информационно-экономического пространства: социальные аспекты развития мировой и национальной экономических систем // Век глобализации. — 2009. — Вып. № 1. — URL: http://www.socionauki.ru/joumal/articles/129891/

 

[87]См.: Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием.

 

[88]Об этом см.: Стариков Н. Кризис. Как это делается? — М.: Питер, 2011. — 304 с.; Хинштейн А., Мединский В. Кризис. — М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2009. — 464 с.

 

[89]См.: Хинштейн А., Мединский В. Кризис.

 

[90]См.: Сперанский А. Забытые Россией. Очередь на тот свет // Объективная газета. — URL: http://www.og.com.ua/Speranskiy_ochered.php

 

[91]Хасбулатов Р.И. Глобальный финансовый кризис: причины и последствия // Век глобализации. — 2008. — Вып. № 2. — URL: http://vvww.socionauki.ru/journal/articles/129853/

 

[92]См.: Стариков Н. Кризис. Как это делается?

 

[93]Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества: пер. с англ. — М.: Весь Мир. 2004. — 188 с.; Он же. Индивидуализированное общество / пер. с англ, под ред. В.Л. Иноземцева. — М.: Логос, 2005. — 390 с.

 

[94]Бауман 3. Город страхов, город надежд // Логос. — 2008. — № 3. — С. 37.

 

[95]Барановский В.Г. Основные параметры современной системы международных отношений. Ч. II. Качественные параметры // Полис. — 2012. — № 4. — С. 66.

 

[96]Тарасов А. Г-н Фергюсон, пламенный фальсификатор // Научно-просветительский журнал «Скепсис». — 2008. — № 5. — URL: http://scepsis.ru/lіbrary/id2289.html

 

[97]См.: Прибыткова Л. МВФ — обыкновенная экономическая удавка // Объективная газета. — URL: http://www.og.com.ua/pribytkova_MVF.php

 

[98]См.: Возьмитель А.А., Осадчая Г.И. Образ жизни в России: динамика изменений // Социс. — 2010. — № 1. — С. 17—27.

 

[99]См.: Богданова Е.М. Феномен инфотейнмента в развитии культуры постмодернизма // Вопросы культурологии. — 2012. — № 6. — С. 76—80.

 

[100]См.: Хагуров Т.А. Образование в стиле «пепси» (полемические заметки) // Социс. — 2010. — № 7. — С. 96—103.

 

[101]См.: Сидорова Г.П. Массовая литература и читательские предпочтения 1960-х — начала 1980-х гг. // Социс. — 2011. — № 2. — С. 128—136.

 

[102]См:. Тарасов А. Another Brick in the Wall // Научно-просветительский журнал «Скепсис». — 2005. — № 3/4. — URL: http://scepsis.ru/library/id_388.html

 

[103]Вебер Л. Проблемы образовательной системы во Франции // Научно-просветительский журнал «Скепсис». — 2005. — № 3/4. — URL: http://scepsis.ru/library/id_389.html

 

[104]Черняков С. Современная школа: система управления изнутри // Теоретический и общественно-политический журнал «Альтернативы». — 2011.— № 4. — С. 144.

 

[105]Фурсов А.И. «Реформа» образования в России сквозь социальную и геополитическую призму // Русская народная линия: информационно-аналитическая служба. Православие. Самодержавие. Народность. — URL: http:­//rusk.­line.­ru­/analitilca­/2011­/11­/07/­reforma_­obrazovaniya­_­v_­rossii_­skvoz_­socialnuyu_­i_­geopoliticheskuyu­_prizmu/

 

[106]Варнакова М.А. Соотношение общечеловеческих и глобальных ценностей в процессе культурного воспроизводства в современном российском обществе // Вопросы культурологии. — 2011. — № 5. — С. 79—82.

 

[107]Смолин О. Чтобы цвела страна. Доклад на Конгрессе российского образовательного сообщества // Теоретический и общественно-политический журнал Альтернативы. — 2011. ― № 4. — С. 122.

 

[108]Сиземская И.Н. Социокультурное пространство России: реалии и перспективы // Общественные науки и современность. — 2011. ― № 4. — С. 27.

 

[109]Бауман 3. Законодатели и толкователи. Культура как идеология интеллектуалов // Неприкосновенный запас. — 2003. ― № 1 (27). — С. 5―20.

 

[110]Смирнов И. Реформаторий. Толковый словарь по образовательным реформам // Научно-просветительский журнал «Скепсис». ― 2005. ― № 3/4. ― URL: http://scepsis.ru/library/id_11.html

 

[111]Агапов Ю.В. Мас







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.