Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Программа спецкурса «Резьба по дереву»





 

Пояснительная записка

Тема возрождения народных традиций на сегодняшний день очень актуальна. Сейчас традиции забылись, и то чем занимались наши деды и прадеды, молодое поколение не считает интересным или достойным внимания. А ведь на русской земле всегда было много талантливых мастеров, в народном промысле участвовали целые деревни. Секреты мастерства передавались от поколения к поколению, от отца к сыну, от матери к дочери. И забывая традиции народа и края, человек начинает забывать своего историю и культуру.

На уроках технологии дети могут проявить свои творческие способности, интерес изготовлению различных изделий, к инструментам и способам обработки различных материалов. И если при работе с детьми ставить дополнительную задачу: возрождения народных традиций, и преподносить им различные исторические справки и предметы, сделанные народными мастерами, то дети начинают интересоваться народным искусством и историей своего края, некоторые пытаются научиться и повторить некоторые изделия мастеров.

Наиболее подходящим материалом для обучения детей является древесина. Она обладает удивительными свойствами и легко поддается обработке. Резьба - один из самых распространенных ранее видов декоративно-прикладного искусства. Искусство резьбы по дереву известно с давних времен. Резьба украшала наличники окон, карнизы, мебель и посуду людей в незапамятные времена. Пользуется она успехом и в наши дни. Резьбой по дереву, наряду с профессионалами, занимается и большое число любителей, в том числе дети и подростки.

Занятие резьбой по дереву развивает художественный вкус, точность и аккуратность, прививает трудовые навыки при обработке фанеры и дерева, помогает научиться пользоваться различными инструментами. Опыт показал, что систематические занятия художественной резьбой открывают возможность для развития инициативы, творчества, активизируют мысль. Создавая свои композиции, дети не только осваивают профессиональные приемы обработки древесины, знакомятся с декоративными свойствами различных древесных пород, но и начинают осознавать силу творца, способного подчинить своей воле инструменты и материалы, приобретают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя.

Дополнительная образовательная программа «Резьба по дереву» ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - резьба по дереву и направлена на овладение воспитанниками основных приемов и способов изготовления изделий из древесины.

Программа учитывает нарастание творческих возможностей детей. Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В основу образовательного процесса, осуществляемого по программе «Резьба по дереву», положена технология педагогики сотрудничества, ориентированная на формирование нравственных и творческих качеств личности и направленная на их развитие в соответствии с природными дарованиями и способностями. В рамках данной программы применяются современные педагогические технологии здоровья сбережения, дифференцированный подход, ИКТ, метод проектного обучения и педагогика сотрудничества.

Учебно-воспитательный процесс в рамках данной программы направлен на создание комфортной образовательной среды, обеспечение условий для творческого развития личности воспитанников и их адаптации к жизни в современном обществе.

В реализации программы участвуют дети в возрасте 11 - 13 лет (6 класс). К этому возрасту, дети уже имеют набор простейших навыков и знаний, необходимых для проведения работ.

Программа предполагает следующую временную нагрузку:

год обучения - 70 часов, 35 занятий по 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю - по 2. В группе занимаются по 10-12 человек.

Цель программы:

Способствовать возрождению народных традиций.

Раскрытие творческого потенциала.

Задачи программы:

Обучающие

Формировать пространственное представление, художественно - образное восприятие действительности.

Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта.

Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;

Развивающие

Развивать художественно - творческие способности учащихся.

Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром.

Воспитывающие

Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края, приобщить детей к истокам народной культуры.

Пробуждать интерес и к новым, современным направлениям народного творчества.

Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие.

Форма проведения занятий:

теоретические;

практические;

итоговые (выставки, творческие отчеты).

Формы подведения итогов реализации программы:

коллективные и персональные выставки изделий учащихся;

участие в конкурсах, фестивалях, творческих мастерских различного уровня;

сдача зачётов;

тестирование по изученному материалу;

защита творческих проектов.

Учебно-тематический план образовательной программы «Резьба по дереву»

народный традиция школа учащийся

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
    Всего Теория Практические работы
Раздел 1. Древесина - уникальный материал (10 часов)
1.1 Вводное занятие. Охрана труда, техника безопасности при производстве художественных изделий.     -
1.2 Древесина и ее свойства.      
1.3 Основные древесные породы.      
1.4 История искусства обработки древесины.     -
1.5 Зачётная работа по изученному материалу.      
Раздел 2. Художественное выпиливание (50 часов)
2.1 Резьба по дереву - древний вид народного декоративно-прикладного искусства.     -
2.2 Виды резьбы по дереву. Художественное выпиливание.      
2.3 Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Охрана труда при работе инструментами.      
2.4 Рабочее место. Устройство лобзика.      
2.5 Подготовка материала к выпиливанию. Охрана труда при обработке древесины (фанеры).      
2.6 Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком.   -  
2.7 Знакомство с художественными особенностями и техническими приемами контурной резьбы.   -  
2.8 Выбор эскиза рисунка, подготовка основы для выпиливания. Перевод рисунка на основу.   -  
2.9. Выпиливание по внешнему контуру.   -  
2.10 Контурная обработка фигур напильником и шлифовальной шкуркой.   -  
2.11 Инструменты для создания отверстий: коловорот, сверлильный станок. Приёмы работы.   -  
2.12 Знакомство с художественными особенностями и техническими приемами прорезной резьбы.   -  
2.13 Технология выпиливания орнамента. Построение орнамента. Виды орнамент, применяемые в работах лобзиком.   -  
2.14 Выпиливание по внутреннему контуру.   -  
2.15 Отделка, зачистка изделия.   -  
2.16 Технология сборочных и отделочных работ. Работа над конструкцией изделия.   -  
2.17 Изготовление изделия по образцу.   -  
2.18 Зачётная работа по изученному материалу. Тестирование.     -
2.19 Зачётная работа. Изготовление изделия по выбору. Творческая работа.   -  
2.20 Организация и проведение выставки «Наши первые работы»   -  
Раздел 3. Знакомство с искусством резьбы по дереву народа России(10 часов)
3.1 Народные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство народов России     -
3.2 Ассортимент изделий местного национального промысла резьбы по дереву.   -  
3.3 Художественно-технические приемы местного промысла резьбы по дереву.   -  
3.4 Защита творческих проектов.   -  
3.5 Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ.   -  
  Итого:      
             

 

Содержание программы обучения

Раздел 1. Древесина - уникальный материал (10 часов)

Тема 1.1. Вводное занятие. Охрана труда, техника безопасности при производстве художественных изделий.

Введение. Резьба по дереву как вид дидактически прикладного искусства. История резьбы. Инструктаж по технике безопасности ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. (2 часа).

Домашнее задание:

Электронный учебник: изучить теоретические сведения.

Тема 1.2. Древесина и её свойства.

Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы. Природная текстура древесины. Расположение и характер рисунка волокон древесины при резьбе по дереву. (2часа)

Домашнее задание:

Электронный учебник: изучить теоретические сведения.

Тема 1.3. Основные древесные породы.

Твердые хвойные породы. Мягкие хвойные породы.

Свойства хвойных и лиственных пород древесины по твердости. Материалы, получаемые из древесины (доски, фанера, ДВП, ДСП). (2 ч.)

Домашнее задание:

Электронный учебник: изучить теоретические сведения.

Тема 1.4. История искусства обработки древесины.

История возникновения деревообрабатывающего инструмента. Развитие деревообработки. (2 часа).

Домашнее задание:

Электронный учебник: изучить теоретические сведения.

Приготовить презентацию по изученному материалу.

Тема 1.5. Зачётная работа по изученному материалу.

Практическая работа. Определение породы древесины, краткая характеристика свойств древесины.

Электронный учебник: тестирование по теме «Древесина и её свойства». (1 час).

Раздел 2. Художественное выпиливание (50 часов)

Тема 2.1. Резьба по дереву - древний вид народного декоративно-прикладного искусства.

Народное декоративное искусство. Резьба по дереву в России. Особенности народного искусства. Творчество народных мастеров-резчиков по дереву (2 часа).

Домашнее задание:

Электронный учебник: изучить теоретические сведения.

Приготовить презентацию по изученному материалу.

Тема 2.2. Виды резьбы по дереву. Художественное выпиливание.

Теория (2 часа). Народные художественные традиции. Виды и особенности резьбы по дереву. Выпиливание лобзиком.

Тема 2.3. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Охрана труда при работе инструментами.

Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки. (2 часа).

Домашнее задание:

Электронный учебник: изучить теоретические сведения.

Тема 2.4. Рабочее место. Устройство лобзика.

Оборудование и инструменты рабочего места. Рабочее место и гигиена труд. Особенности работы лобзиком. Устройство лобзика. Заправка полотна (пилки) в лобзик.

Практическая работа. Пропиловка прямых и волнистых линий, тупых и острых углов (2 часа).

Домашнее задание:

Электронный учебник: изучить теоретические сведения.

Тема 2.5 Подготовка материала к выпиливанию. Охрана труда при обработке древесины (фанеры).

Подбор материала в соответствии с замыслом работы и техникой исполнения. Подготовка деревянной основы к работе. Охрана труда при обработке фанеры.

Практическая работа. Подбор материала для заготовки изделия (2 час).

Домашнее задание:

Электронный учебник: изучить теоретические сведения. Посмотреть дополнительный фильм про подготовку материала.

Тема 2.6. Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком.

Практическая работа. Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь) (2часа).

Домашнее задание:

Электронный учебник: изучить теоретические сведения.

Тема 2.7. Знакомство с художественными особенностями и техническими приемами контурной резьбы.

Практическая работа. Овладение техникой контурной резьбы. Изготовление подвижной игрушки (крестьянин и медведь) (2 часа).

Домашнее задание:

Электронный учебник: выполнить практическое задание по усовершенствованию игрушки.

Тема 2.8. Выбор эскиза рисунка, подготовка основы для выпиливания. Перевод рисунка на основу.

Практическая работа. Выпиливание лобзиком частей к вазочке для конфет Сборка конструкции. (2 часа).

Домашнее задание:

Электронный учебник: выполнить практическое задание для украшения изделия.

Тема 2.9. Выпиливание по внешнему контуру.

Практическая работа. Выпиливание изделия «Олень».

Домашнее задание:

Электронный учебник: выполнить практическое задание для украшения изделия.

Тема 2.10. Контурная обработка фигур напильником и шлифовальной шкуркой.

Практическая работа. Подготовка к творческому проекту. Выпиливание изделий по выбору (фоторамка, подставка под книгу, игрушки для детей «Буратино», «Самолёт») (4 часа)

Домашнее задание:

Электронный учебник: выполнить практическое задание для украшения изделия.

Тема 2.11. Инструменты для создания отверстий: коловорот, сверлильный станок. Приёмы работы.

Практическая работа. (2 часа)

Домашнее задание:

Электронный учебник: тестирование.

Тема 2.12. Знакомство с художественными особенностями и техническими приемами прорезной резьбы.

Практическая работа. Овладение техникой прорезной резьбы. Изготовление ажурной полочки (4 часа).

Домашнее задание:

Электронный учебник: выполнить практическое задание для украшения изделия.

Тема 2.13. Технология выпиливания орнамента. Построение орнамента. Виды орнамента, применяемые в работах лобзиком.

Практическая работа. Выпиливание лобзиком частей шкатулки (2 часа).

Домашнее задание:

Электронный учебник: тестирование.

Тема 2.14. Выпиливание по внутреннему контуру.

Практическая работа. Выпиливание лобзиком частей шкатулки (2 часа).

Домашнее задание:

Электронный учебник: изучить теоретические сведения.

Тема 2.15. Отделка, зачистка изделия.

Практическая работа. Отделка изделия (шкатулки):

облицовывание шпоном;

циклование и шлифование;

устранение дефектов (2 часа).

Домашнее задание:

Электронный учебник: изучить теоретические сведения.

Тема 2.16. Технология сборочных и отделочных работ. Работа над конструкцией изделия.

Практическая работа. Зачистка и протравка морилкой шкатулки. Сборка шкатулки (2 часа).

Домашнее задание:

Электронный учебник: изучить теоретические сведения.

Тема 2.17. Изготовление изделия по образцу.

Практическая работа. Изготовление салфетницы (4 часа).

Домашнее задание:

Электронный учебник: выполнить практическое задание для украшения изделия, изучить теоретические сведения.

Тема 2.18. Зачётная работа по изученному материалу.

Теория (2 часа). Тестирование по теме «Выпиливание лобзиком»

Домашнее задание:

Электронный учебник: изучить теоретические сведения.

Тема 2.19. Зачётная работа. Изготовление изделия по выбору. Творческая работа.

Практическая работа. Изготовление изделия по выбору с применением контурной или прорезной резьбы.(4 часа).

Домашнее задание:

Электронный учебник: выполнить практическое задание для украшения изделия, изучить теоретические сведения.

Тема 2.20. Организация и проведение выставки «Наши первые работы» (2 часа).

Раздел 3. Знакомство с искусством резьбы по дереву различных народов России (10 часов)

Тема 3.1. Народные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство народов России

Технико-технологические сведения:

традиционные виды народных промыслов;

народный традиционный орнамент;

характерные особенности;

традиционные приемы обработки и декорирования изделий из дерева.

Знакомство с экспонатами народных умельцев.(2 часа)

Домашнее задание:

Электронный учебник: изучить теоретические сведения.

Тема 3.2. Ассортимент изделий местного национального промысла резьбы по дереву

Практическая работа. Изготовление декоративного панно «Олень», с применением прорезной резьбы. (2 часа)

Домашнее задание:

Электронный учебник: выполнить практическое задание для украшения изделия.

Тема 3.3. Художественно-технические приемы местного промысла резьбы по дереву.

Практическая работа. Отделка панно «Олень» (2 часа).

Домашнее задание:

Электронный учебник: выполнить практическое задание для украшения изделия.

Тема 3.4. Защита творческих проектов.

Теоретическая работа. Защита индивидуальных творческих проектов Электронный учебник: тестирование по пройденному материалу. (2 часа).

Тема 3.5. Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ.


 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.