|
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
§ 1. НАЛОГИ, ИХ ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ. Экономическая ситуация, сложившаяся в России в период перехода к рынку, потребовала проведения принципиально новой налоговой политики. Одним из направлений реализации этой политики является введение на территории Российской Федерации новой системы налогообложения. Практически в конце 1991 г. с принятием пакета законов по налогам, в том числе основополагающего Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», в России фактически началось проведение налоговой реформы. Отношение к налоговой реформе в настоящее время в России неоднозначно. Ряд экономистов и политиков считают, что недостатки существующей налоговой системы обостряют кризисную ситуацию и что действующая налоговая система является наиболее уязвимым и слабым звеном экономической реформы. Вместе с тем истекший период функционирования новой налоговой системы показал, что, несмотря на имеющиеся недостатки, базовые ориентиры системы выбраны правильно, в целом они соответствуют переходному периоду к рыночным отношениям и в обозримом будущем в принципиальных чертах, видимо, будут сохраняться. Конечно, система будет постоянно развиваться, наполняться более емким содержанием, более органично и полно приспосабливаться к задачам и целям происходящей реформы, потребностям практики. И уже сегодня достаточно ясны основные контуры предстоящих изменений. Так, в настоящее время принята первая часть нового Налогового кодекса России — это первый систематизированный свод законов, регулирующий вопросы налогообложения в России. В нем более полно учтены проблемы федерализма, просматривается усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства, сокращение количества налогов и налоговых льгот, расширение круга налогоплательщиков и др. Что же понимается под налогом? Какова его природа? Налоги — один из древнейших финансовых институтов: они возникли вместе с появлением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения возложенных на них обществом функций. Основная роль налогов — фискальная, соответственно чему они используются как источник доходов государственной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства. Под налогом понимается взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Юридические и физические лица, на которых в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги, именуются налогоплательщиками. Налоги — это область столкновения разнообразных интересов, получающих отражение в различных формах политической борьбы. Налоги вводятся только с согласия нации — записано в «Великой хартии вольностей» Англии 1215 г. Налог как способ изъятия и перераспределения доход возникает вместе с государством и представляет собой форму принудительного изъятия государством в свою собственность части имущества (с развитием денежного обращения — в денежной форме), принадлежащего населению. В Европе становление и интенсивное развитие науки о налогах происходит с середины XVIII века. Родоначальником ее считается А. Смит, который в работе «О богатстве народов» (1770) раскрыл понятие налога, определил место налогов в хозяйственной жизни, сформулировал основные принципы их взимания. Его учение получило дальнейшее развитие в трудах ученых экономистов XIX в. По А. Смиту, налог — это бремя, накладываемое государством в форме закона, который предусматривает и его размер, и порядок уплаты. Право государства взимать налоги и обязанность населения их платить вытекает из необходимости существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц. При этом государство должно руководствоваться определенными принципами: • всеобщности (каждый должен участвовать в поддержке государства соразмерно своей платежной способности, т. е. пропорционально доходу); • определенности (налогоплательщику должны быть • дешевизны взимания (необходимо минимизировать • справедливости обложения (освобождать от обложения минимум для существования и облагать высокими • законодательной формы учреждения налога. Налоговое законодательство Российской Федерации не содержало определения налога. Это слово употреблялось в нем с одной стороны, в одном ряду с пошлинами, сборами (ст. 57, 71, 132 Конституции РФ; ст. 2, 19-21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ»),2 а с другой — как понятие, включающее в себя и сборы, и пошлины, и другие обязательные платежи (ст. 2, ч. 2; ст. 18 названного выше Закона). Это давало основание говорить о налоге в узком смысле, выделяя его из общего ряда соответствующих платежей, и о налоге в широком смысле, с признаками, общими для всех обязательных платежей. К общим признакам законодатель относит: законно установленную форму определения порядка и условий взимания налогов; обязательность уплаты, принудительный характер их изъятия; связь с бюджетом или внебюджетным фондом; безэквивалентность платежа. Вместе с тем имеются существенные различия между налогами, пошлинами и сборами: • Налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в нем; • Сборы и пошлины взимаются государственными и местными органами (учреждениями) за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права. Этим они отличаются от налогов. Но они не цена услуги (хотя их величина определяется видом услуги) и не элемент услуги, хотя уплачиваются в связи с ее окончанием. · Частичная возмездность пошлин и сборов отличает их от налога. · Пошлины и сборы взимаются только с тех, кто вступает в отношения с соответствующими органами (учреждениями) по поводу получения нужных ему услуг, т. е. обязательность уплаты пошлин или сбора наступает в результате свободного выбора плательщика в отличие от условий возникновения налоговой обязанности. • Сборы, в отличие от налога, должны использоваться • Госпошлина, в отличие от налога, — это плата за оказание плательщику какой-либо услуги, поэтому необходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее. В новом Налоговом кодексе нашло отражение четкое разграничение понятий налога и сбора. Так, в соответствии - со ст. 8 Налогового кодекса, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления. Налогу в его исконном смысле присущ особый механизм его взимания, элементы которого устанавливаются законом и определяют структуру последнего. В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены элементы налогообложения: круг плательщиков, объект налогообложения, ставка налога, сроки и способы его уплаты, налоговая база, налоговый период, льготы. Элементы налогообложения представлены на схеме 1.
Схема 1 Э Л Е М Е Н Т Ы Н А Л О Г О О Б Л О Ж Е Н И Я1
Конституцией РФ и Налоговым кодексом, вступившим в силу с 1 января 1999 г., закрепляются отдельные принципы налогообложения: • всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции); • верховенство представительной власти в их установлении (ст. 57, 71, 76,105,106 Конституции); • прямое действие во времени законов, устанавливающих новые налоги (ст. 57 Конституции); • законность установления налогов и сборов (ст. 3 НК РФ); • не допускается устанавливать дифференцированные • экономическая обоснованность налогов с боров (ст. 3 НК РФ); • принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе (ст. 17 НК РФ); • определенность налогообложения (ст.3 НК РФ); • приоритет ратифицированных РФ международных норм и правил налогообложения в случае расхождения их с национальным правом. Общественное предназначение налогов проявляется через функции, которые они выполняют. Основная функция — фискальная, касающаяся интересов государственной казны. Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления своих функций и возложенных задач. В период становления буржуазного государства (в основном с «полицейскими» функциями) эта направленность налогов признавалась единственной. Однако ближе к концу XIX в. в эпоху больших социальных потрясений формируется новая концепция теории налогов, рассматривающая их как социальный регулятор, орудие социальных реформ, направленных на постепенное выравнивание уровня доходов населения. Во второй половине 30-х гг. XX в. появляется концепция использования налогов в качестве средства регулирования экономики и обеспечения стабильного экономического роста. С середины XX в. регулирующая функция налогов получает всеобщее признание и широкое применение. Маневрируя налоговыми ставками, изменяя условия налогообложения, государство оказывает стимулирующее воздействие на инвестиционный процесс, его структуру, рост производства в целом. Еще одна функция налогов (контрольная) проявляется в том, что через систему налогообложения получают данные о темпах и тенденциях развития экономики о налоговой способности плательщиков, об уровне их исполнительности. Мировой опыт свидетельствует, что функции налогов находятся в постоянном развитии и эволюционируют вместе с развитием государства. Пополняя бюджет, налоги являются одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим институтом реализации государственных приоритетов. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|