Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Перестройка административного управления





Одной из первоочередных задач внутриполитического курса Николая I было укрепление полицейско-бюрократического аппарата управления. Последовательное проведение принципа централизации рассматривалось как важ­ное средство укрепления самодержавия и: противодействия подта­чивающим его устои процессам.

При Николае I создавалась продуманная система всесторон­ней государственной опеки над общественно-политической, эконо­мической и культурной жизнью страны. В практике управления последовательно проводился принцип строгой исполнительности и беспрекословного повиновения.

В духе самодержавных начал и централизации управления Николай I стремился укрепить режим личной власти — сосредото­чить в своих руках решение как общих, так и частных дел, нередко минуя при этом соответствующие министерства и ведомства. При нем вошло в практику для решения того или иного важного вопроса создавать многочисленные секретные комитеты и комиссии, нахо­дившиеся под его непосредственным ведением. Компетенция Сена­та и Государственного совета при Николае I была существенно ог­раничена, так что они низводились до уровня "дополнения" к раз­росшейся бюрократической машине.

Принцип режима личной власти воплотился в разросшейся "собственной канцелярии" царя. Она была учреждена еще Павлом I и при Александре I выполняла функции личной канцелярии императора для рассмот­рения прошений на "высочайшее имя". Николай I уже в первый год своего царствования существенно расширил состав, размеры и


функции этой канцелярии, подразделив ее на отделения и придав ей значение высшего органа.управления государством.

Прежняя, "александровская", канцелярия стала первым отде­лением. В обязанности его входило представлять царю поступаю­щие на его имя бумаги и исполнять его личные повеления и пору­чения. Второе отделение (кодификационное, учрежденное 4 апре­ля 1826 г.) занималось переданными в его ведение делами алексан­дровской "Комиссии о составлении законов". Созданное 3 июля 18,26 г. третье отделение стало органом высшей полиции. В обязанность его входил надзор за законностью и порядком в управлении и в общественной жизни. В 1828 г. в связи с кончиной императрицы Марии Федоровны (матери Николая I) было учреждено четвертое отделение, которое заменило ее канцелярию, созданную в 1797 г. Павлом I для управлению учебными, воспитательными и благотво­рительными учреждениями. Затем были учреждены два времен­ных отделения: в 1835 г. пятое — для подготовки реформы в госу­дарственной деревне, преобразованное в 1837 г. в Министерство государственных имуществ, и в 1843 г. шестое — для управления присоединенными к России территориями Кавказа.

III отделение Печально знаменитую известность получила дея­тельность третьего отделения императорской канцелярии. По роду различных его занятий оно подразделялось на шесть "экспедиций" и "секретную часть". В его штате первоначально числились 16 чи­новников, в 1856 г. число их достигло 30-ти. 27 апреля 1827 г. при III отделении был создан Корпус жандармов, насчитывавший сна­чала 4,1 тыс., а в 1856 г. — 6 тыс. человек. Вся Россия, за исключе­нием Польши, Финляндии, Области Войска Донского и Закавказья, была поделена сначала на 5, а в 1843 г. на 8 жандармских округов, на каждый из них приходилось по 7—8 губерний. Округа состояли из отделений (по 4—6 в каждом округе). Округами командовали генералы, а отделениями — штаб-офицеры, которых тщательно от­бирали по принципу "благонадежности" и умения "общаться с на­селением".

Во главе III отделения был поставлен фаворит Николая I гене­рал А. X. Бенкендорф. Он же являлся и шефом Корпуса жандар­мов. Еще в январе 1826 г. он представил Николаю I проект "Об устройстве высшей полиции", на основе которого и было создано III отделение императорской канцелярии. Посты начальника III от­деления и шефа жандармов Бенкендорф занимал до своей кончи­ны (1844). Его сменил другой фаворит царя, видный военный и го­сударственный деятель, граф А. Ф. Орлов.

Прерогативы III отделения были поистине всеобъемлющи. Оно собирало информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзор за "неблагонадежными" лицами и за периодической печатью, ведало местами заключения и делами о "расколе", наблюдало за иностранными подданными в России, вы­являло носителей "ложных слухов" и фальшивомонетчиков, зани-


малось сбором статистических сведений и перлюстрацией частных писем, осуществляло надзор за действиями администрации.

Это был орган осведомления царя обо всех "происшествиях" в Российской империи. Николай I внимательно читал доклады и до­несения начальника III отделения. Деятельность III отделения по­родила широкую практику доносов. III отделение имело свою сеть тайных агентов, а в 40-х годах создает тайную агентуру за рубе­жом для слежки за русскими эмигрантами. Под ее бдительным на­блюдением находились издатели русской зарубежной прессы князь П. В. Долгоруков, А. И. Герцен и Н. П. Огарев. А. И. Герцен называл III отделение "всероссийской шпионницей", "вооруженной инкви­зицией, полицейским масонством, поставленным вне закона и над законом, имеющим право мешаться во все".

Кодификация законов

В царствование Николая I в числе первоочередных задач была была поставлена кодификация законов. На отсутствие должного порядка в российском законодательстве как на главную причину многочисленных злоупотреблений в суде и администрации посто­янно указывали в своих показаниях декабристы, к критике и пред­ложениям которых Николай I относился с большим вниманием. Главную цель кодификации Николай видел в том, чтобы, не вводя никаких "новшеств", упорядочить российское законодательство и тем самым обеспечить более четкую законодательную основу российского абсолютизма.

Еще в начале царствования Александра I была создана "Комис­сия о составлении законов" под председательством графа П. В. Завадовского. Однако ее деятельность оказалась бесплодной. Для завер­шения ее работы и было учреждено II отделение императорской канцелярии во главе с профессором права Петербургского универ­ситета М. А. Балугьянским. Практически всю работу по кодифи­кации проводил М. М. Сперанский, определенный к нему в "помощ­ники".

По плану Сперанского кодификация законов должна была прой­ти три этапа: на первом предполагалось собрать и издать в хроно­логическом порядке все законы, начиная с "Уложения" царя Алексея Михайловича 1649 г. и до конца царствования Александра I; на втором — издать Свод действующих законов, расположенных в предметно-систематическом порядке, без внесения каких-либо ис­правлений и дополнений; на третьем этапе предусматривалось со­ставление и издание "Уложения" — нового систематического свода действующего законодательства, "с дополнениями и исправления­ми, сообразно правам и обычаям и действительным потребностям государства".

Из архивов Сената, Синода, коллегий и министерств было дос­тавлено и просмотрено свыше 3 тыс. рукописных и печатных фоли-


антов, содержавших указы, манифесты, рескрипты, уставы, поста­новления. Все подготовленные к изданию акты сверялись с подлин­никами, затем при формировании томов располагались в строго хронологическом порядке. При II отделении была собственная типография, в которой печатались подготовленные тома "Полного со­брания законов Российской империи". В течение 1828—1830 гг. было издано 45 объемистых томов и 3 тома указателей и приложений к ним. Они составили "Первое собрание", в которое вошли 31 тыс. законодательных актов за 1649—1825 гг. Кроме того были изданы еще 6 томов законов, вышедших с конца 1825 по 1830 гг., — этими томами начиналось "Второе собрание", включавшее законы, издан­ные в царствования Николая I и Александра II. Законы, изданные в царствования Александра III и Николая II, составили "Третье собрание". В общей сложности все три "собрания" составили 133 тома, в которые вошли 132,5 тыс. разного рода законодатель­ных актов с 1649 по 1913 гг. Это — важный источник по истории российского законодательства, внутренней и внешней политики России.

Однако в строгом смысле слова его нельзя назвать "полным". Как установлено историками российского законодательства, в него за первую четверть XVIII в. вошла лишь треть законодательных актов, а за вторую четверть XVIII в. — не более пятой их части. Полнее представлено законодательство царствований Екатерины II и Павла I. Почти полностью включены законы, изданные во время царствования Александра I. О включении в "Полное собрание" ранее не публиковавшихся законов принимал решение сам Нико­лай I, который предварительно знакомился с их содержанием.

Одновременно на основе "Полного собрания законов" готовил­ся и "Свод законов Российской империи". При его составлении изы­мались законы, утратившие силу или замененные последующими актами. Проводилась и текстовая обработка статей "Свода". При этом все исправления, а тем более дополнения, делались только с санкции императора, контролировавшего весь ход кодификации. Подготовленный "Свод законов" предварительно рассматривался в особой сенатской комиссии, затем его отдельные части рассыла­лись по министерствам. В 1832 г. он был издан в 15 томах, заклю­чавших в себе 40 тыс. статей.

На заседании Государственного совета 19 января 1833 г., на которое было вынесено обсуждение "Свода законов", большую речь произнес Николай I, подчеркнув важность его издания. По оконча­нии речи он подозвал к себе Сперанского и возложил на него сня­тую с себя ленту ордена Св. Андрея Первозванного. Государствен­ный совет одобрил "Свод", а Николай I наложил резолюцию: "Свод рассматривать как исключительно положительный закон, действие коего начинается с 1 января 1835 года". В царствование Николая I он с необходимыми дополнениями издавался в 1834, 1839 и 1842 гг. Кроме того, были изданы подготовленные Сперанским "Свод воен-


ных постановлений" (12 томов), "Свод законов Остзейских и Запад­ных губерний" и "Свод законов Великого княжества Финляндско­го". При Николае I были изданы также "Полное собрание духовных узаконений в России со времени учреждения Святейшего Синода", "Собрание морских узаконений от 1845 по 1851 гг. " и "Свод зако­нов кочевых инородцев Восточной Сибири".

Кодификационный план Сперанского не был выполнен на за­вершающем и самом существенном его этапе — подготовки и изда­ния "Уложения Российской империи". Николай I, придерживаясь строгих принципов охранительства, отверг третий этап кодифика­ции, предусматривавший внесение "новшеств".

Кодификация законов, проведенная при Николае I, несомнен­но упорядочила российское законодательство. Вместе с тем она нисколько не меняла политической и социальной структуры само­державно-крепостнической России, ни самой системы управления, не устраняла произвол, волокиту и коррупцию чиновников, достиг­шие именно в николаевское царствование особого расцвета. Разви­тие бюрократии вело к бумажному делопроизводству, протекавше­му бесконтрольно в канцелярской тайне. Резко возрос чиновничье-бюрократический аппарат управления: за первую половину XIX в. численность чиновников увеличилась с 16 тыс. до 74,3 тыс. Николай I видел пороки бюрократии, сетовал на то, что "империей управ­ляет столоначальник", однако устранить эти пороки в условиях аб­солютистского режима было невозможно.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.