|
Новые условия формирования внешнеполитического курсаРоссия и великие державы. Поражение в русско-японской войне и с трудом преодоленный революционный кризис 1905—1907 гг. ограничили возможности царизма в сфере внешней политики. Правительство вынуждено было в первую очередь заниматься внутренними проблемами. Серьезно пострадал престиж царской России как великой державы. Обнаружилось, что позиции самодержавия внутри страны непрочны, финансы расстроены, боеготовность армии низка, потерян почти весь военный флот. На Дальнем Востоке сохранялась напряженность в отношениях с Японией. На Ближнем Востоке (в XIX — начале XX в. в это понятие включали и территорию Балкан) нарастали противоречия между Россией и австро-германским блоком. Германский и зависимый от него австрийский капитал успешно проникал в Османскую империю, причем в области, наиболее близкие к российским границам — в балканские владения Турции, в район черноморских проливов, в Анатолию. Экономическая экспансия шла рука об руку с усилением политического влияния Германии и Австро-Венгрии на Порту. В Берлине и Вене все громче раздавались голоса в пользу активной, наступательной политики для обеспечения своих интересов в восточном вопросе. Австро-Венгрия по существу уклонилась от совместных действий в Македонии, предусмотренных русско-австрийским соглашением 1903 г. в Мюрцштеге, что в Петербурге восприняли как серьезное предупреждение. На перепутье находились и русско-французские отношения. Во время русско-японской войны Франция занимала нейтральную позицию. Во многом это объяснялось начавшимся англо-французским сближением. В апреле 1904 г. Великобритания и Франция достигли соглашения по главному разделявшему их вопросу — о колониальных владениях. Державы урегулировали взаимные интересы в Западной Африке, Индокитае, Египте и Марокко, причем договоренности по последнему пункту означали совместное противодействие германским притязаниям на Марокко. Англо-французское соглашение 1904 г. предвещало серьезные изменения в системе международных отношений. Великобритания поворачивала от многолетней политики неприсоединения к группировкам европейских государств к сотрудничеству с противниками Германии. Однако объединить наметившееся англо-французское сближение с русско-французским союзом было непросто. Если на Балканах и отчасти в вопросе о черноморских проливах русско-английские противоречия постепенно отходили на второй план в сравнении с русско-австрийскими и русско-германскими, то почти по всему периметру российских границ в Азии острое соперничество между Россией и Англией продолжалось. Во время русско-японской войны Великобритания оказала Японии значительную материальную, дипломатическую и моральную поддержку. Напряженность в русско-английских отношениях достигла такой степени, что германская дипломатия попыталась использовать антианглийские настроения Николая II для нанесения удара по русско-французскому согласию. В июле 1905 г. во время свидания Вильгельма II с Николаем II на борту царской яхты около острова Бьерке вблизи Выборга кайзер уговорил царя подписать союзный договор с Германией. Договор предусматривал взаимную военную помощь в Европе в случае нападения на Россию или Германию какой-либо европейской державы. При этом Германия ловко устранилась от необходимости соблюдать эти обязательства применительно к возможному британскому вмешательству в русско-японскую войну. По условиям Бьеркского договора, он вступал в силу только после заключения мира между Россией и Японией. Соглашение в Бьерке явилось результатом личной дипломатии монархов. Министры были поставлены перед свершившимся фактом. Николай II ни с кем не советовался и, видимо, полагал, что Бьеркский договор направлен только против Великобритании. С формальной точки зрения заключенный царем союз с Германией действительно не противоречил русско-французскому союзу, поскольку оба имели оборонительный характер. Но по сути Бьеркский договор ослаблял дружественные русско-французские связи. Дело было не только в том, что Николай II действовал за спиной Франции. В отношения между Петербургом и Парижем был внесен новый элемент, подрывавший взаимное доверие — при определенных обстоятельствах допускалась возможность войны России в союзе с Германией против Франции. Надежды царя на смягчение франко-германского антагонизма и на присоединение Франции к русско-германскому согласию, что в принципе предусматривалось Бьеркским договором, были беспочвенными. На берегах Сены не желали связывать себе руки какими-либо обязательствами в отношении Германии. В итоге от Бьеркского договора следовало ожидать ухудшения русско-французских отношений, причем в момент, когда царское правительство остро нуждалась в иностранных займах для покрытия колоссального бюджетного дефицита из-за расходов на русско-японскую войну. В условиях революции этот вопрос приобрел для властей жизненно важное значение. Речь шла о финансировании государственного аппарата, армии, полиции/курсе рубля, вкладах населения. Закрытие для России французского денежного рынка поставило бы царизм в исключительно тяжелое положение, тем более что переговоры с германскими финансистами зашли в тупик. В. Н. Ламздорф и С. Ю. Витте сумели убедить царя фактически аннулировать Бьеркский договор, обусловив его выполнение рядом заведомо неприемлемых для Германии поправок. Отказ от Бьеркского договора и демонстративная поддержка Россией Франции на международной Альхесирасской конференции в начале 1906 г. по поводу франко-германских противоречий в Марокко успокоили Париж. В апреле 1906 г. французский банковский синдикат при участии нескольких банков из России, Англии, Голландии, Австро-Венгрии предоставил царскому правительству небывалый по меркам тогдашнего финансового рынка заем в 2 млрд. 225 млн. франков (более 843 млн. руб.) на 50 лет. Еще 267 млн. франков (100 млн. руб.) Петербург получил ранее, в самый напряженный момент внутреннего финансового кризиса в январе 1906 г. Сложное международное положение России предъявляло повышенные требования к качеству руководства внешней политикой. Пережитые страной в 1905—1907 гг. потрясения, новые peaлии политической жизни не могли не отразиться и на этой отрасли государственного управления, хотя формально здесь почти ничего не изменилось. Император по-прежнему являлся верховным руководителем внешней политики. Правда, негативный личный опыт в этой области — развязывание неудачной войны с Японией, скандальный промах с Бьеркским договором — сказался на поведении Николая II. Он стал заметно меньше вмешиваться в течение дел, полагаясь, в первую очередь, на профессионалов из Министерства иностранных дел и правительства. Уменьшилась зависимость царя от мнения ближайших родственников и придворных. Конечно, полностью отрицать их влияние на царя нельзя, но последние исследования показывают, что роль так называемой "придворной камарильи" в определении курса российской дипломатии в 1907—1914 гг. преувеличена в исторической литературе. Созданный в 1905 г. для преодоления ведомственной разобщенности правительства Совет министров не имел прямых полномочий контролировать деятельность Министерства иностранных дел. Тем не менее председатели Совета министров, используя лазейки в законодательстве, настойчиво и небезрезультатно добивались права участвовать в принятии внешнеполитических решений. Особенно преуспел в этом П. А. Столыпин. Российским дипломатам приходилось налаживать контакты и с депутатами Государственной думы. Ее полномочия не распространялись на вопросы внешней политики (некоторое влияние Дума могла оказать только через утверждение статей бюджета МИД). Однако острая потребность в укреплении социальной базы правительства заставляла руководителей внешнеполитического ведомства обсуждать международные проблемы с думскими фракциями, отражавшими интересы обуржуазившихся помещиков, торгово-промышленных, финансовых кругов, либеральной интеллигенции. Большинство таких консультаций имело частный характер, но в отдельных случаях министры иностранных дел появлялись и на думской трибуне. О возросшем внимании к настроению общественного мнения, позициям политических партий свидетельствовала активная работа с прессой. Сотрудники МИД ежедневно готовили обзоры публикаций в печати на внешнеполитические темы. В практику вошли встречи чиновников министерства с редакторами иностранных отделов ведущих газет. Широко использовались все способы воздействия на печать — вплоть до прямого подкупа ряда изданий и журналистов. Характерной чертой формирования внешнеполитической стратегии России в 1905—1914 гг. было отсутствие в правительственном лагере единства мнений по поводу международной ориентации страны. В дискуссиях на эту тему тесно переплетались вопросы внутренней и внешней политики. По мнению сторонников германской ориентации, прочные династические связи, известная схожесть традиций государственного управления обеспечивали благожелательное отношение Германии и Австро-Венгрии к ужесточению политического режима в России и помощь с их стороны в случае нового революционного кризиса. В свою очередь, поборники сближения с Францией и Великобританией надеялись, что оно будет противодействовать дальнейшему углублению реакции и "защитит" Думу. Прогерманскими симпатиями отличались придворное окружение Николая II, часть высшего генералитета, консервативное крыло Государственного совета, политические организации крайне правого толка и их фракции в Думе. В области внешней политики "германофилы" обычно оправдывали необходимость сближения с Германией интересами безопасности западных российских границ и продолжением соперничества России с Великобританией на Среднем и с Японией на Дальнем Востоке. Идеи русско-франко-британского согласия пользовались популярностью среди умеренно-правых, октябристов, прогрессистов, кадетов. Помимо политических пристрастий позиция этих партий отражала обеспокоенность большой части торгово-промышленных кругов состоянием российско-германских экономических отношений. Об этом неоднократно заходила речь в Московском биржевом комитете, на всероссийских Съездах представителей промышленности и торговли. Наибольшие противоречия существовали во внешней торговле, где Германия являлась главным партнером России. Защищая германских производителей, Берлинский кабинет ограничивал ввоз i сельскохозяйственных продуктов из России. В свою очередь, российские фабриканты требовали от правительства оградить их от конкуренции импортных германских промышленных товаров. Недовольство российского делового мира вызывали также успехи австро-германской экономической экспансии на Балканах, в азиатских владениях Османской империи, в Иране, что закрывало эти рынки для российских товаров и капиталов. Приверженцы англо-французской ориентации российской внешней политики много выступали в печати, воздействуя на общественное мнение. Современникам особенно запомнилась программная статья П. Б. Струве под заглавием "Великая Россия", опубликованная в 1908 г. в журнале "Русская мысль". Струве считал, что главные усилия нужно направить на подчинение российскому влиянию стран черноморского бассейна, который имеет для России особо важное значение с точки зрения экономики, военной стратегии, культурных и исторических традиций. Но на этом пути неизбежно столкновение со стремительно усиливавшимся здесь австро-германским блоком. Поддержку в противостоянии с ним надо искать в Париже и Лондоне, всемерно укрепляя русско-французский союз и добившись соглашения с Великобританией. Взгляды Струве были характерны, прежде всего, для руководства кадетской партии, членом ЦК которой он в то время состоял. По мере обострения русско-германских противоречий с позицией кадетов все больше сближалась позиция октябристов, прогрессистов и умеренно-правых, но первоначально они были более осторожны в суждениях. Представители этих политических сил опасались последствий слишком глубокого разрыва с Германией и надеялись найти компромисс между сближением с Англией и Францией и дружественными отношениями с Берлином. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|