|
Глава 24 . Русская православная церковь и государство в XIX — начале XX вв.§ 1. Управление церковью. Церковный приход
с утверждением абсолютизма в России Русская православная церковь фактически оказалась в полном подчинении у светской власти, а управление церковью превратилось в часть государственного аппарата по церковным делам. Российский император официально считался главой Русской православной церкви. По Духовному регламенту 1721 г. священник, вступавший в должность, приносил присягу на верность императору и обязывался сообщать властям "об открытых на исповеди воровстве, измене или бунте на государя". Тем самым священник в этих случаях принуждался к нарушению тайны исповеди, что являлось прямым нарушением светской властью этого важного канонического правила. Русская православная церковь, как непосредственно связанная с государственной властью и зависимая от нее, служила важным орудием проведения политики самодержавия: она выполняла важную функцию нравственного воздействия на народные массы с целью воспитания их в духе покорности престолу и прочим "властям предержащим", в том числе и власти помещиков над их крепостными крестьянами. Первейшей обязанностью церкви являлось насаждение верноподданнических чувств в народе: подчинения царской власти и ее почитания. На приходское духовенство возлагалась обязанность совершать регулярные поминовения о здравии царской семьи, с поименным перечислением всех ее членов, а в так называемые "царские дни" ("тезоименитства" царя) проводить специальные богослужения. Все царские манифесты и указы обязательно оглашались с церковных амвонов по окончании богослужения, а прихожанам до их прочтения запрещался выход из церкви. За неисполнение этого предписания священнику грозило лишение сана. Церковь выполняла и функции регистрации актов гражданского состояния православного населения: рождения, брака, смерти, с обязательным исполнением ритуалов крещения, венчания, отпевания. Брак без церковного венчания считался незаконным со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями, а само венчание могло совершаться только по предъявлению удостоверения с церковных метрических книг о крещении по православному обряду. С церковью была связана и школа: закон Божий являлся важнейшим предметом в школьном образовании. За. "неблагона- дежными" лицами устанавливался не только полицейский, но иногда и духовный надзор, возлагаемый на местное духовенство. Так, под таким надзором находился сосланный в с. Михайловское А. С. Пушкин. В исполнении своих функций церковь опиралась на поддержку светской власти, охранявшей ее прерогативы в законодательном порядке и принимавшей меры к укреплению ее влияния и авторитета в народных массах. Так, закон "О наказаниях" предусматривал за открытое богохульство каторгу сроком до 15 лет, за избиение священника — тюремное заключение до 8 лет, за переход из православия в "раскол" или "совращение в раскол" других лиц — "лишение всех прав состояния" и ссылку в каторжные работы. За исполнением обязанности прихожан ежегодно бывать на исповеди. и причастии следили не только священники, но и местная полиция, для чего в приходских церквах велись "вероисповедные списки". Крестьянин-отходник, находившийся в длительной отлучке на заработках, обязан был по возвращении предъявлять справку о том, что он там "был на исповеди и причастии". Русская православная церковь объявлялась "господствующей и первенствующей", однако не единственной в империи: признавались вероисповедные права и других конфессий, если они не нарушали законов Российской империи и не противопоставляли себя Православной церкви. Церковное управление Организационно-управленческая структура Русской православной церкви, сложившаяся после упразднения Петром I патриаршества, представляла собой довольно стройную иерархическую пирамиду. Высшим органом ее управления являлся Святейший Синод — законосовещательное административное и судебное учреждение по делам Церкви. Он состоял из из 6—7 высших духовных чинов — петербургского, московского и киевского митрополитов ("первоприсутствующих" в Синоде), а также трех-четырех епархиальных архиереев, периодически в него вызываемых. Однако практически все дела в Синоде вершил обер-прокурор, назначаемый императором из наиболее доверенных ему светских лиц и лично перед ним ответственный. Он имел права министра (по духовным делам) и кроме обычных докладов царю представлял ему годовые отчеты по своему ведомству. Помимо синодской канцелярии, занимавшейся текущими делами, у обер-прокурора была собственная канцелярия, в которой сосредоточивались все наиболее важные вопросы по делам Церкви. При Синоде существовал ряд комитетов и комиссий, ведавших системой духовного образования, монастырями, церковным имуществом, православными миссиями за рубежом, кадровыми вопросами. Все издательское дело церкви было вверено Синодальной типографии: только она имела исключительное право издавать духовную каноническую литературу. При Синоде находилась и духовная цензура, которая контролировала не только всю духовную, но и светскую литературу, если в последней рассматривались вопросы церкви и веры. Вся территория страны подразделялась на епархии (церковные округа), которых насчитывалось в 1800 г. 37, в 1850 г. — 55, в 1900 г. — 62 и в 1914 г. — 67. До 1867 г. епархии по своему статусу подразделялись на три категории — митрополии, архиепископства и епископства. Указом 1867 г. Александра II такое подразделение было упразднено — все епархии по своему статусу были приравнены к митрополиям. Главу епархий назначал император из трех предлагаемых Синодом кандидатов в архиерейских чинах. Епархиальный архиерей считался "главным учителем веры в пределах своей епархии". Он рукополагал священно- и церковнослужителей и определял их на соответствующие должности. При нем находилась епархиальное управление — консистория в составе 4-6 духовных лиц и гражданских чиновников. Она ведала назначением и смещением священно- и церковнослужителей, привлекала их к суду за нарушения по церковной должности, осуществляла надзор за ведением церковного хозяйства в епархии, строительством и благоустройством храмов, проводила в жизнь распоряжения Синода, составляла для него донесения и отчеты по епархии. Консистория находилась в двойном подчинении — епархиального архиерея и Синода. Кроме того для ведения мелких текущих дел при архиерее находилась епархиальная канцелярия. С 1865 г. при епархиях стали издаваться "Епархиальные ведомости" с приложениями. Помимо официальных епархиальных сведений в них публиковались местные церковно-исторические и этнографические материалы, мемуары духовных лиц. С начала XVIII в. указами Синода в наиболее крупных епархиях были введены должности викариев (или викарных епископов) — помощников епархиальных архиереев по управлению епархиями. В XIX в. в управление викариев стали выделяться и части епархий под наименованием викариатов. Так, в Московской епархии было в начале XIX в. 4 викариатства. Указ 1865 г. разрешил иметь викарных епископов всем епархиям, если они располагали для этого необходимыми материальными средствами. В связи с этим численность викариатств существенно выросла: если в 1799 г. было всего 5 викариатств, в 1851 г. — 11, то в 1891 г. — 38. Викарный епископ носил титул "викарного преосвященного" и именовался по названию того уездного города, который назначался центром викариатства. Викарный епископ мог рукополагать священно- и церковнослужителей в пределах своего викариатства, однако не имел ни кафедрального храма, ни консистории. Вне епархий находилось духовенство придворное, военное и при русских посольствах за рубежом. Во главе придворного духовенства стоял духовник царя, носивший титул протопресвитера московского Благовещенского собора — издревле главной придворной церкви. В его ведении находилось 13 придворных приходов. Военное духовенство возглавлял обер-священник армии и флота. Он также носил титул протопресвитера. Каждый полк и флотский экипаж составляли церковный приход. В XIX в. существовало свыше 270 военных церковных приходов. И придворный и военный протопресвитеры имели ранг и прерогативы епархиального архиерея. Епархии подразделялись на более мелкие церковные округа — благочиния— во главе с благочинными, как правило, в ранге протоиереев. В каждом из благочинии состояло от 10 до 15 церковных приходов. Благочинный обязан был дважды в год объезжать свой округ, проверять исправное ведение метрических книг и другой церковно-приходской документации, следить за "расколоуче-ниями", выявлять "зачинщиков суеверных действий", которых затем следовало отдавать под надзор губернского прокурора. Ежегодно благочинный представлял епархиальному архиерею "клировые ведомости" о состоянии приходов своего округа: численности прихожан, крещениях, венчаниях, числе умерших, о самом приходском духовенстве, с отметками о "поведении и исправности" каждого члена причта, о наложенных на них взысканиях за правонарушения. Первичной церковно-административной единицей являлся приход, в котором обычно насчитывалось от 1 тыс. до 2 тыс. прихожан. Приходское духовенство (причт) состояло из священнослужителей и церковнослужителей. К первым относились рукоположенные в священнический сан епархиальным архиереем иереи (пресвитеры), имевшие право священнослужения, и их помощники — дьяконы, ко вторым — причетники, псаломщики, пономари и пр. Для посвящения в священнический сан и назначения на должность приходского священника обязательными условиями в Русской православной церкви были окончание духовной семинарии и вступление в брак посвящаемого. За выслугу священнику присваивался сан протоиерея (иначе он назывался протопресвитером или протопопом), а дьякону — протодьякона. Прихожане избирали на три года церковного старосту для заведования церковным имуществом и сбором пожертвований на благоустройство храма, но вне его контроля находились платы за требы, которые получал священник. Должность церковного старосты считалась престижной. Как правило, он избирался из наиболее состоятельных прихожан. За безупречную службу его могли наградить от имени императора медалью. До конца XVIII в. за церковными приходами сохранялось право выбирать себе приходского священника, однако на практике священники уже тогда в большинстве случаев не выбирались, а назначались в приходы епархиальным архиереем. Павел I отменил став- шее формальным право прихода выбирать себе священника. Эта должность отныне стала передаваться только по наследству, как правило, старшему сыну, обязанному закончить духовную семинарию. Остальные сыновья с духовным образованием являлись кандидатами на вакантные приходы, или же им приходилось довольствоваться должностью Дьякона в приходе своего отца, а то и исполнять обязанности причетника. Если у священника были только дочери, то за старшей сохранялось священническое "место", которое занимал потом ее муж — обязательно из духовной среды и получивший духовное образование в семинарии. Однако многие лица из духовного сословия из-за отсутствия духовных должностей (или нежелания пойти по духовной стезе своих родителей) шли на гражданскую службу, поставляя кадры чиновников для разраставшегося административно-бюрократического аппарата. Так, во второй четверти XIX в. более трети чиновников были выходцами из духовной среды. Духовенство являлось неподатным сословием, пользовавшимся рядом льгот. Оно было освобождено от подушной подати и рекрутской повинности, телесных наказаний, воинского постоя, а с 1801 г. получило право приобретать земельную собственность. Материальная обеспеченность приходского духовенства отличалась значительными контрастами. Существовали "богатые" приходы, обычно в крупных городах, где приходский причт получал хорошие платы за требы и "заказные" службы, но преобладающая масса приходского духовенства, особенно сельского, жила бедно. Сельский священник для содержания своей обычно многочисленной семьи вел такое же хозяйство, как и его прихожане: пахал землю, разводил домашний скот. Скудные платы за требы служили дополнением к его сельскохозяйственным занятиям. При крайнем недостатке средств сельский священник занимался и мелким ремеслом. Сельская попадья, как и простая крестьянка пряла и ткала, ходила в лаптях и домотканой одежде. К тому же сельское духовенство страдало от многочисленных поборов со стороны благочинных и епархиальных архиереев. Даже всякий наезжавший в село чиновник мог безнаказанно обирать попа и рукоприкладствовать. Особенно тяжело было священнику в приходе, принадлежавшем помещику, где тот был для него таким же барином, что и для своих крепостных крестьян: он мог, попирая права священника, выдрать его на конюшне за любую провинность, приказать своим крестьянам не платить ему за требы. В начале XIX в. в России числилось 25,1 тыс. православных церквей, в 1860 г. — 36,2 тыс., в 1890 г. — 45,7 тыс., в 1914 г. — 54,2 тыс; (кроме того, 23,6 тыс. часовен). Численность приходского (белого) духовенства (без семей) в 1825 г. составляла 102 тыс., в 1860 г. — 118,8 тыс., в 1890 г. — 104,2 тыс., в 1914 г. — 112,6 тыс. человек. Монастыри и монашество Православное духовенство состояло из двух категорий — белого (приходского) и черного (монашествующего). Постригавшийся в монахи давал обет "целомудрия, нестяжания и послушания", с отречением от собственной воли. При пострижении его отпевали как уходящего в иной мир; он принимал новое имя, а в знак смирения и отрешения от мира носил черное одеяние (схиму). Черное духовенство считается "высшей" категорией в духовном сословии по сравнению с белым, ибо только монашество, как "причисленное к ангельскому чину", церковь признает идеальным "путем к Богу". Поэтому черное духовенство имеет ряд преимуществ перед белым. Так, все высшие чины церковной иерархии (епископы, архиепископы, митрополиты и патриархи) назначаются только из среды монашествующего духовенства. Иначе говоря, церковная карьера может состояться только через монашеский постриг. Статус монашествующих лиц Для пострижения в монахи требовалось добро- вольное согласие постригаемого. Насильственное пострижение влекло по закону уголовное наказание. Однако в истории немало примеров насильственного пострижения (по политическим мотивам) даже особ великокняжеского и царского рода. Никакой прежний образ жизни, даже самый порочный, не мог быть препятствием к вступлению в монашество, ибо оно само по себе рассматривалось как "подвиг постоянного покаяния", а "доступ к покаянию открыт каждому грешнику". По российским законам пострижение в монахи разрешалось мужчинам не моложе 30 и женщинам свыше 40 лет. Запрещалось постригать женатого мужчину или замужнюю женщину, если только они по взаимному согласию не изъявят желания принять постриг, однако при условии их бездетности или когда их дети стали взрослыми и не нуждались уже в родительском попечении. Принятый в монастырь не сразу принимал постриг, а обычно в течение трех лет проходил испытательный срок "послушания". По истечении этих лет послушник (или послушница) имели право отказаться от намерения принять постриг. Статистика показывает, что примерно половина послушников и послушниц по истечении трех лет "послушания" не принимала монашества и уходила из монастырей. Функции российских монастырей Монастыри на Руси издавна играли роль не только роль крупных религиозных, но и культурных ценностей. В их стенах сосредоточивались летописание и иконописание. Они способствовали распространению грамотности на Руси. Монастыри играли большую роль в хозяйственном освоении страны, особенно в ее северных и восточных окраинах. Монастыри выполняли важную функцию миссионерства и христиани- зации. в XIX в. эту функцию выполняли 20 монастырей в Заволжье, Приуралье, Западной и Восточной Сибири. До XVII в. многие монастыри, стоявшие по дорогам, которые вели к Москве, выполняли и военно-стратегическую функцию. Они строились как неприступные крепости, с мощными стенами и башнями. Монахи получали от казны оружие и боеприпасы. Монастыри также служили и местом отбывания наказаний, причем не только за преступления против веры. Некоторые монастыри имели свои тюрьмы. В XIX в. служили местами заключения 20 мужских и 10 женских монастырей. В каждом из них содержались десятки узников: сектанты, самозванцы, даже некоторые политические преступники (среди них были и несколько декабристов). Самой старой и крупной монастырской тюрьмой была Соловецкая, в которой узники содержались уже с XVI в. В нее заключали "бунтовщиков", "раскольников" и вообще всех противников православной церкви и царского режима. В XVII в. была оборудована тюрьма в Кирилло-Белозерском монастыре, а в XVIII в. — в Спасо-Евфимиевском в Суздале. Женщин заточали в Ивановский и Новодевичий монастыри (в Москве) и в Покровский (в Суздале). В монастырские тюрьмы заточали без судебных приговоров — по царскому повелению или по определению Синода. В большинстве своем узники содержались в монастырских тюрьмах пожизненно. Многие из них таким образом находились в заточении десятки лет; зафиксированы случаи и 50—60-летнего заточения. В ходе революции 1905—1907 гг. монастырские тюрьмы были упразднены. В 1808 г. числилось 447 православных монастырей (353 мужских и 94 женских). В них находилось около 5 тыс. монахов и до 6 тыс. послушников. Более точные сведения имеются с 1825 г.: в этом году насчитывалось 476 монастырей (377 мужских и 99 женских), в которых пребывали 5609 монахов и 5471 послушник. В 1860 г. количество монастырей возросло до 614 (477 мужских и 136 женских), монашествующих — 8579 и послушников — 13 233; в 1900 г. монастырей было 828 (503 мужских и 325 женских), монахов — 18660, послушников — 39623; в 1917 г. — 1257 монастырей с 33572 монахами и 73 465 послушниками. В начале 20-х годов XX в. монастыри были упразднены советской властью, а все их имущество национализировано. 11 мужских монастырей относились в высшему рангу. 4 из них (Троице-Сергиев, Александро-Невский в Петербурге, Печерский в Киеве и Почаевский в Западной Украине) имели статус лавры; 7 монастырей (Соловецкий, Симонов, Донской, Новоспасский, Заиконоспасский, Новоиерусалимский и Спасо-Яковлевский) имели, как и лавры, свои привилегии и находились в непосредственном ведении Синода. Остальные монастыри подчинялись главам тех епархий, на территории которых они находились, и их настоятели (игумены и игуменьи) назначались главой епархии с последующим утверждением их Синодом. Настоятели важнейших монастырей но- сили титул архимандрита. Обычно у этих монастырей находились в подчинении более мелкие обители, называвшиеся "приписными монастырями" (т. е. приписанными к данному монастырю). Около крупных монастырей возникли скиты — поселения монахов-отшельников (как правило, выходцев из тех же монастырей). С момента возникновения на Руси монастырей они подразделялись на общежительные и необщежительные. В общежительных монастырях монахи ничего не имели своего: они получали бесплатно от монастыря кров (келью) и необходимую утварь, а также одежду, обувь, питание. За это они обязаны были по назначению настоятеля исполнять любую работу в монастыре. Они могли получать со стороны и заказную платную работу (писание икон, роспись храмов, изготовление церковной утвари и пр.), однако плата за нее шла в общую монастырскую казну. Настоятель в этих монастырях избирался самой монашеской братией. Общежительные монастыри отличались более строгими уставами, нежели необщежительные. К началу XX в. общежительные монастыри составляли около 60%. Общежительными были преимущественно женские монастыри. В необщежительных монастырях монахи пользовались бесплатно только жильем и монастырской трапезой. Все остальное они приобретали сами за счет своего "трудоделания" и могли иметь свои сбережения. Настоятели крупных необщежительных монастырей назначались императором, общежительных и мелких необщежительных — Синодом. Особым видом монастырского общежительства являлась пустынь — небольшой монастырь или даже уединенная келья. Она основывалась в отдаленных, безлюдных лесах или степях. К середине XIX в. в России числилось 74 мужских и 12 женских обителей, отнесенных к этой категории. Особую известность получила Оптина пустынь в Калужской губернии как важный центр православной духовности. Ее посещали известные славянофилы братья И. В. и П. В. Киреевские (в ней и были похоронены), писатели Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой. Проведенная в 1764 г. секуляризация монастырей существенно подорвала их материальное могущество. У них были отобраны 2 млн. крестьян и до 8,5 млн. десятин земли. Монастыри лишились годового дохода в виде получаемого с крестьян оброка в сумме 1,5 млн. руб. Уже в первой половине XIX в. монастыри вновь стали превращаться в крупных землевладельцев — путем царских пожалований и за счет земельных покупок. В начале XIX в. вновь учреждаемым монастырям отводилось по 100 десятин земли, однако земли отводились и старым монастырям. Только за 1836—1841 гг. 170 монастырям было передано безвозмездно 25 тысяч десятин земли. К 1874 г. из 540 монастырей-землевладельцев свыше 200 имели в среднем по 1232 десятины каждый. Соловецкий монастырь имел 66 тыс. десятин, Саровская пустынь — свыше 20 тыс., Александро-Невская лавра — 13 тыс., Киево-Печерская лавра — 6,5 тыс. К 1917 г. 1257 монастырей владели в общей сложности до 1160 тыс. десятин земли. На своих землях монастыри создавали высокоэффективное хлебопашество, огородничество и садоводство. Так, в Валаамском монастыре имелось большое огородно-садоводческое хозяйство, с оранжереями и теплицами, была создана сложная система ирригации. В суровых условиях севера здесь выращивались разнообразные сорта южных яблок, за которые монастырь удостаивался премий на сельскохозяйственных выставках. В монастыре процветало молочное животноводство. Он имел столярную, бочарную, гончарную и живописную мастерские, свечной, кирпичный, лесопильный и камнетесный заводы, свою типографию. Обширное и разнообразное хозяйство велось и в Соловецком монастыре. В монастырском хозяйстве использовался не только труд "насельников" монастыря (монахов и послушников), но и наемных работников. По данным 1888 г., в 476 мужских монастырях применялся труд 26 тыс. "платных и бесплатных" работников. В Соловецкий монастырь ежегодно приезжали от 600 до 800 молодых мужчин, давших обет в течение года бесплатно трудиться на пользу монастыря. Значительная часть монастырских земель, а также принадлежавшие монастырям мельницы, торговые лавки, пристани и прочие "оброчные статьи" сдавалась в аренду ("в оброк"). Монастыри занимались и торгово-промышленной деятельностью, ссужали деньги под проценты, имели вклады в банках. В конце XIX в. монастыри стали вкладывать свои капиталы в городские доходные дома. В 1903 г. в Петербурге насчитывалось до 266 доходных домов и 40 лабазов (торговых складов), принадлежавших монастырям и церквам, которые сдавали их внаем. В Москве в то же время только монастыри владели 146 жилыми домами, кроме того, они имели 32 подворья, постоялые дворы, торговые склады, обширные огороды как в черте города, так и в его окрестностях, Немало было и других источников доходов монастырей: от продажи свечей, иконок, лампадного масла, даяний на поминовения усопших от заказных служб, кружечного сбора. Вопреки монастырским правилам монахи разъезжали по городам и селам, совершая требы за плату. Наиболее известные монастыри (как, например, Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры) ежегодно привлекали к себе сотни тысяч богомольцев. Статистики того времени постоянно сетовали на неполноту сведений о доходах монастырей вследствие их "укрывательства". Но даже неполные данные свидетельствуют о неуклонном возрастании этих доходов, особенно в пореформенное время. По этим данным, они составляли: в1841г. — 316 тыс. руб. серебром, в 1861 г. — 648 тыс., в 1881 г. — 1 млн. 781 тыс., в 1891 г. — 3 млн. 636 тыс., к 1913 г. они возросли до 20 млн. руб. (кроме того, общая сумма монастырских вкладов составила 65,5 млн. руб.). Сюда не вошли ежегодные субсидии государства монастырям. Современники поражались богатству некоторых, монастырей, роскошной жизни их настоятелей. Однако этим отличались крупные монастыри с 100 и более монашествующими. Но таких монастырей было менее 1/10 части всех православных обителей. Подавляющую массу представляли небольшие монастыри. Обычно они располагались в отдаленных глухих местах и, имея недостаточные земельные угодья, жили скудно, пробавляясь мелкими "рукоделиями", а то и подаянием. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|