|
Внешнеполитическая программа А. П. ИзвольскогоВ апреле 1906 г. Министерство иностранных дел возглавил А. П. Извольский. Отставка В. Н. Ламздорфа должна была успокоить общественное мнение, находившееся под впечатлением катастрофических неудач дальневосточной политики, хотя Николай II был повинен в них гораздо более своего послушного министра. Преемник В. Н. Ламздорфа имел богатый опыт дипломатической службы на различных должностях и в разных странах, включая Румынию, Сербию, США, Италию, Германию, Японию. Будучи с 1902 г. посланником в Дании, А. П. Извольский стал хорошо известен императорской фамилии вследствие тесных родственных уз датского королевского дома с Романовыми и приобрел доверие вдов- ствующей императрицы Марии Федоровны и Николая П. В то же время симпатии Извольского к идеям конституционной монархии помогали ему устанавливать деловые контакты с Думой. Нового министра отличали энергия, уверенность в себе и готовность решать масштабные задачи. Он надеялся в короткий срок восстановить пошатнувшийся авторитет российской дипломатии, добиться крупных успехов на международной арене, не нарушая при этом спокойствия, необходимого для внутренних преобразований. Извольский видел, что у России нет возможностей для активной внешней политики одновременно на нескольких направлениях. Поэтому он настаивал на сохранении статус-кво на Дальнем Востоке, в Средней и Центральной Азии ради сосредоточения всех сил на защите интересов России в Европе и на Балканах, где назревали серьезные конфликты. Русско-французский союз Извольский считал достижением российской дипломатии. Союзные связи с Францией были важны для сохранения европейского равновесия, для взаимодействия в восточном вопросе и, наконец, для решения финансовых проблем царского правительства. Франция уступала Германии по общему объему вложенных в России капиталов, но безусловно первенствовала в сфере государственных займов. В 1909 г. Министерство финансов вновь было вынуждено для обслуживания государственного долга прибегнуть к французскому займу на сумму свыше 500 млн. рублей. Извольский прекрасно понимал, что в свете наметившегося англо-французского сближения русско-французское партнерство окажется малопродуктивным без англо-русского соглашения. Без него нечего было и думать о стабилизации обстановки на азиатских и дальневосточных рубежах России. Заботясь о налаживании сотрудничества с Францией и Великобританией, Извольский стремился при этом избежать втягивания России в конфликт с Германией. Переговоры по интересовавшим российскую дипломатию вопросам как с Парижем и Лондоном, так и с Берлином и Веной были характерной чертой курса Извольского. В известной мере это примиряло различные точки зрения по поводу внешнеполитической ориентации, существовавшие в правящих кругах и общественном мнении России. Соглашения 1907 г. с Великобританией и Японией Едва заняв министерское кресло, А. П. Извольский начал переговоры о разграничении интересов России с Японией на Дальнем. Востоке и с Великобританией в Средней и Центральной Азии. Поиск взаимоприемлемых решений оказался нелегким делом. Трудности возникали не только за столом переговоров. Извольский, считавший урегулирование отношений с Англией и Японией первостепенной внешнеполитической задачей, был готов ради этого к определенным уступкам. Однако министру пришлось выдержать настоящую борьбу с приверженцами жесткой линии среди представителей российской администрации в Туркестане и Приморье и среди высших военных чинов. 18(31) августа 1907 г. Извольский и британский посол в Петербурге А. Николсон подписали конвенции об Иране, Афганистане и Тибете. Иран делился на три зоны: северную — сферу влияния России, юго-восточную — сферу влияния Англии и промежуточную между ними — нейтральную. Участники соглашения обязались не добиваться концессий в "чужой" зоне и не вмешиваться в проводимые там другой стороной экономические и политические мероприятия. В нейтральной зоне обе державы имели равные права. В целом граница между сферами влияния в Иране отвечала пожеланиям российской дипломатии. На серьезные уступки ей пришлось пойти в отношении Афганистана, признав его областью исключительных интересов Великобритании. Россия должна была поддерживать политические отношения с Афганистаном только через посредство британского правительства, которое со своей стороны гарантировало целостность афганских владений. В отношении Тибета стороны договорились о неприкосновенности его территории, невмешательстве в его внутренние дела и об уважении сюзеренных прав китайского правительства на Тибет. Таким образом, Лондону пришлось отказаться от планов широкой экспансии в этом районе, хотя ряд преимуществ, приобретенных Великобританией в результате военного вторжения в Тибет в 1904 г., английским дипломатам удалось отстоять. В ходе переговоров Извольский попытался затронуть и проблему режима черноморских проливов. Глава Фориноффис Э. Грей обещал, что в будущем Лондон поддержит Россию в вопросе об открытии проливов для русских военных судов. Однако подтвердить это обещание письменно, в виде официального документа Грей отказался. Дальнейшие события показали, что реального поворота в английской политике в отношении проливов не произошло. Русско-британское соглашение 1907 г. не имело общеполитического характера. Однако оно урегулировало наиболее спорные вопросы и тем самым расчистило почву для дальнейшего сближения. Между Россией, Францией и Великобританией сложились отношения "Тройственного согласия" или Антанты (от французского entente — согласие), хотя в виде союзного договора они оформлены не были. Успешная подготовка русско-британского соглашения способствовала прогрессу на одновременных переговорах между Россией и Японией. Под давлением Англии и Франции японское правительство умерило свои претензии. Не последнюю роль сыграло и согласие Петербурга предоставить Японии крупные льготы в области рыболовства вблизи Тихоокеанского побережья России. 15 (28) июля 1907 г. между Россией и Японией были подписаны торговый договор и рыболовная конвенция, а два дня спустя — русско-японское соглашение по политическим вопросам. Оно состояло из гласной и секретной части. В последней предусматривался раздел Маньчжурии на русскую (северную) и японскую (южную) сферы влияния. К русской сфере влияния была отнесена также Внешняя (Северная) Монголия, а к японской — Корея. Боснийский кризис 1908—1909 гг. Улучшение отношений с Англией и снижение напряженности на российских границах в Азии и на Дальнем Востоке создали, по мнению Извольского, необходимые предпосылки для активных действий России на балканском направлении и в вопросе о черноморских проливах. При этом Извольский надеялся договориться не только с Францией и Великобританией, но и с австро-германским блоком. В 1908 г. на Балканах разразился очередной кризис в связи с революцией в Турции. Абсолютистский режим султана Абдул-Хамида II был свергнут и к власти пришли военные — сторонники турецкой буржуазно-националистической организации "Единение и прогресс" (в Европе их называли "младотурками"). Они провозгласили введение конституционного правления, но в то же время не собирались признавать за угнетенными народами Османской империи права на самоопределение и развязали новую кампанию репрессий против национальных движений. Внутренними затруднениями Турции решила воспользоваться Австро-Венгрия для аннексии Боснии и Герцеговины с многочисленным сербским и хорватским населением. Австрийская администрация и войска находились в этих провинциях по решению Берлинского конгресса 1878 г., но номинально они оставались под суверенитетом султана. Аннексия должна была стать демонстрацией силы, прежде всего в отношении Сербии. Это балканское государство, стремившееся проводить независимую от Вены политику, претендовало на Боснию и Герцеговину, а в более широком плане — на объединение под своим главенством южных славян как Османской империи, так и империи Габсбургов. Извольский полагал, что планы Австро-Венгрии следует использовать в русских интересах, договорившись с Венским кабинетом о компенсациях в обмен на признание Россией присоединения Боснии и Герцеговины к Австро-Венгрии. Сугубо негативное отношение к аннексии министр считал ошибочным: России пришлось бы либо ограничиться бесплодным протестом, либо прибегнуть к угрозам, чреватым войной. 2—3 (15—16) сентября 1908 г. в замке Бухлау Извольский встретился с министром иностранных дел Австро-Венгрии А. Эрента- лем. Устно они условились о том, что Россия одобрит аннексию Боснии и Герцеговины, а Австро-Венгрия поддержит открытие проливов для военных кораблей России и других черноморских государств. Момент для объявления об аннексии и о пересмотре режима проливов на встрече в Бухлау установлен не был. Извольский надеялся решить эти вопросы на международной конференции, для предварительной подготовки которой он немедленно отправился в поездку по европейским столицам. Германия и Италия в самой общей форме согласились на открытие проливов, но потребовали компенсаций. Франция обусловила свою позицию мнением Лондона. Однако на берегах Темзы Извольского ждало разочарование. Великобритания пыталась использовать смену власти в Константинополе для усиления собственного влияния в Турции и искала расположения младотурок. Грей опасался, что пересмотр режима проливов осложнит положение нового турецкого правительства. Он заявил Извольскому о несвоевременности подобного шага и о необходимости во всяком случае получить предварительное согласие Турции. Кроме того британские государственные деятели дали понять, что предпочитают открытие проливов для военных судов не только черноморских, но и других стран. Подобное решение было бы на руку Англии, располагавшей сильнейшим флотом в Средиземноморье, и британская дипломатия отстаивала этот вариант вплоть до начала первой мировой войны. Дипломатическая Цусима. Неудача в Лондоне серьезно ослабила позиции Извольского, который оказался под огнем острой критики со стороны коллег по правительству. Идя на переговоры с Эренталем, глава российского дипломатического ведомства не посвящал в свои планы Совет министров, на что формально имел право, отвечая непосредственно перед императором. Однако как только П. А. Столыпину стало известно о результатах встречи в Бухлау, он выступил против действий Извольского. Сделка с Австро-Венгрией неизбежно подрывала авторитет России у славянских народов Балкан. Российская дипломатия могла лишиться важной опоры в осуществлении своих планов в этом регионе. Русско-австрийское соглашение не снискало бы популярности и в общественном мнении России. Традиционно оно сочувствовало балканским славянам. Такой настрой еще более усилился в результате настойчивой пропаганды "объединения славянства" против "наступления германизма", которую повели в печати во время Боснийского кризиса кадеты, октябристы, прогрессисты, умеренно-правые. П. А. Столыпин не сомневался, что аннексия Боснии и Герцеговины вызовет недовольство в большинстве балканских государств и в Турции. Тогда Россия получит хороший шанс сплотить их под своим руководством на основе общего непризнания аннексии. В результате расстановка сил на Балканах коренным образом изменится в пользу России, а улучшившиеся отношения с Турцией позволят договориться с ней о пересмотре режима проливов. Замысел Столыпина был заманчив, хотя имел немало слабых мест. Политическая ориентация правительств балканских государств и Турции была неустойчива, они конфликтовали между собой, вдобавок Россия не могла позволить себе балансировать на грани войны с Австро-Венгрией. Столыпин привлек на свою сторону большинство министров, однако Извольский продолжал настаивать на соглашении с Веной. Николай II от ответственного решения уклонился. Он одобрил предложения Столыпина и в то же время разрешил Извольскому продолжать усилия по реализации договоренности в Бухлау. На фоне сумятицы в российских правительственных сферах Венский кабинет действовал быстро и решительно. Чтобы избежать обвинений в одностороннем нарушении Австро-Венгрией статус-кво на Балканах, Эренталь побудил болгарского князя Фердинанда провозгласить полную независимость Болгарии, прежде считавшейся вассалом Османской империи. А через день, 24 сентября (7 октября) 1908 г., Вена официально возвестила о присоединении Боснии и Герцеговины. Извольский был поставлен перед свершившимся фактом, причем Эренталь не преминул публично заявить о полученном в Бухлау согласии российского министра иностранных дел. Извольский поспешил разъяснить в печати, что был готов признать аннексию только при условии созыва международной конференции, на которой следует договориться о компенсациях для Турции и балканских государств. О проливах он теперь умалчивал, помня о реакции Лондона. Такая программа конференции была поддержана Англией и Францией, но отвергнута Австро-Венгрией и Германией. Они соглашались только на формальную санкцию великими державами произошедшей аннексии. Планы Извольского терпели окончательное крушение. В конце октября 1908 г. Столыпин убедил царя провести специальное заседание Совета министров для определения дальнейшего курса балканской политики и добился на нем одобрения своей линии. Было решено воздержаться от признания аннексии Боснии и Герцеговины и сделать основную ставку не на переговоры с Австро-Венгрией, а на сближение с Турцией, Сербией, Черногорией, которые резко протестовали против действий Вены. Однако и на этом пути российская дипломатия успеха не достигла. В начале 1909 г. произошли серьезные перемены в составе младотурецкого правительства. Новые руководители считали стратегическим союзником Османской империи австро-германский блок. Они прекратили переговоры с Россией, зато быстро достигли соглашения с Австро-Венгрией об отказе Турции от прав на Боснию и Герцеговину в обмен на денежную компенсацию. Уладив дела в Константинополе, Венский кабинет под угрозой войны потребовал безоговорочного признания аннексии от Сербии и Черногории. Австрийские военные приготовления были демонстративно поддержаны Германией. Чтобы противодействовать австрийской политике, царское правительство пыталось заручиться помощью английской и французской дипломатии, но Великобритания и Франция не были готовы к конфликту с Германией и советовали пойти на уступки. 8 (21) марта 1909 г. Германия в ультимативной форме предложила России немедленно одобрить присоединение Боснии и Герцеговины к Австро-Венгрии и принудить к тому же Белград. В противном случае австрийские войска были готовы напасть на Сербию. Положительный ответ Петербургского кабинета означал очевидное и серьезное внешнеполитическое поражение, "дипломатическую Цусиму", как говорили современники. Однако выбора не было. Русская пресса, не скупившаяся в начале кризиса на решительные заявления, заметно сбавила тон. И правительство, и поддерживавшие его политические силы — от кадетов до правых — были едины во мнении, что война (а по другому защитить Сербию было невозможно) несвоевременна и опасна для России. Германский ультиматум был принят. Россия и по ее совету Сербия признали австрийскую аннексию на Балканах. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|