|
Глава 25 . Культура России XIX — начала XX вв.Культура — одна из форм общественной жизни. Ее развитие есть результат творчества человека в различных сферах его деятельности, духовной или материальной. Являясь совокупностью знаний, которыми располагает общество на той или иной стадии своего развития, культура составляет его интеллектуально-нравственный, духовный потенциал. Основным содержанием историко-культурного процесса рассматриваемого времени было развитие национальной культуры. Складывание и развитие культуры русской нации происходило в условиях, когда наряду с процессами экономической интеграции, ростом и укреплением буржуазных элементов в общественном сознании сохранялась сословность как одна из форм социальной жизни, присущая феодальной эпохе. Правительство в своей политике в целом исходило из необходимости сохранения принципа сословности прежде всего в сфере просвещения. Однако обязательность проведения в жизнь этого принципа не всегда была одинакова. Сама реальность жизни разрушала эту идеологическую направленность. Преемственность в развитии — одна из характерных черт историко-культурного процесса, основа формирования культурного наследия общества. Особенностями русской национальной культуры были ее открытость, способность к усвоению элементов культуры других народов, но при этом сохранялись ее национальная самобытность и цельность. Этому несомненно способствовало длительное, многовековое хозяйственное и культурное общение русского народа с народами, входившими в состав Российской империи. Особенностью России как многонационального государства было отсутствие границ, которые отделяли бы центр от окраин и обособляли отдельные национальные регионы. Хозяйственные и культурные связи русского и других народов существовали длительно и постоянно. Через взаимные культурные контакты национальная интеллигенция овладевала русским языком, народы России приобщались к духовным богатствам русской культуры. Одновременно идейно-художественный мир русских писателей, художников, композиторов значительно расширялся и обогащался в процессе познания культур народов России. I. Культура в первой половине XIX в. Развитие культуры в первые десятилетия XIX в. было тесно связано с общественно-художественными течениями предшествующего времени. В общественном сознании продолжали существовать идеи просветительства, из которых выросла дворянская революционность. Сохранялось понимание просвещения как силы, способной излечить многие социальные язвы и преобразовать жизнь. Уже во второй половине XVIII в. шел процесс складывания современного русского литературного языка, формирования национальных школ в живописи, музыке, архитектуре, определилась более тесная связь художественной культуры с идейными исканиями и общественно-политической мыслью. В начале XIX в. происходит окончательное становление института цензуры, игравшей в руках правительства роль важнейшего инструмента в определении нужного, с точки зрения власти, направления в развитии просвещения, литературы, журналистики. Вместе с этим на общественно-культурную жизнь первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны — Отечественная война 1812 г. и движение декабристов. Эпоха 1812 г. — важный этап в становлении национального самосознания. Идейная атмосфера предвоенных лет и периода Отечественной войны вызвала небывалый патриотический подъем в стране. Успешное завершение войны воспринималось современниками как национальная победа, предотвратившая иноземное порабощение. В. Г. Белинский писал о 1812 г. как об эпохе, с которой "начиналась новая жизнь для России", подчеркивая, что дело не только "во внешнем величии и блеске", но прежде всего во внутреннем развитии в обществе "гражданственности и образования", явившихся "результатом этой эпохи". С ростом национального самосознания связан интерес к собственной истории. Фактом огромного культурного значения стала "История государства Российского" Н. М. Карамзина. Он был первым историком, которого стала читать публика. Эпоха 1812 г., система Священного союза и участие в ней России породили довольно широкое распространение среди части светских и духовных деятелей России религиозных исканий. Выступление дворянских революционеров в декабре 1825 г. было также внутренней вехой в общественно-культурной жизни страны. Идеи дворянских революционеров, стремление осмыслить и понять их, принять или отвергнуть способствовали активизации духовной жизни интеллектуальных слоев русского общества, формирующейся интеллигенции, появлению новых ориентиров в официальной идеологии. Для общественного сознания XVIII — начала XIX вв. связь России и Западной Европы была фактом очевидным. Теперь, после событий 14 декабря 1825 г., такое понимание этой духовно-интел- лектуальной связи стало восприниматься резко критически со стороны официальных властей. Система просвещения В начале XIX в. в России сложилась система общеобразовательной школы, просуществовавшая с небольшими изменениями на протяжении всего дореволюционного времени. Начало ее было положено еще в 80-е годы XVIII в. учреждением главных (в губернских городах) и малых (в уездных) народных училищ. Созданное в 1802 г., наряду с другими, Министерство народного просвещения впервые централизовало государственное руководство школьной системой; главные народные училища были преобразованы в 7-классные гимназии, а малые — в 3-классные уездные училища. В школах вводились единые учебные планы. Общность учебных планов уездных училищ и первых классов гимназий позволяла на практике осуществлять преемственность между начальной и'средней школой, которая декларировалась правительством. По школьному уставу 1804 г. учреждались одногодичные приходские училища, в которые должны были приниматься дети "всякого состояния" без различия "полу и лет". Приходские школы создавались и в городе, и в сельской местности. Однако денег из казны для них не поступало: их финансирование передавалось органам городского управления, или в этом деле полагались на инициативу помещиков, сельских священников, самих государственных крестьян. На развитие высшего и среднего образования правительство обращало основное внимание. Помимо Московского в первые два десятилетия XIX в. были открыты еще пять университетов: Дерптский (1802), Казанский, Харьковский, Виленский (1804), Петербургский (1819). Как правило, университеты создавались на базе уже существовавших ранее научно-учебных заведений. С XVII в. известен университет в Дерпте; с 1758 г. работала гимназия в Казани, созданная по инициативе и поддержке профессоров Московского университета; имелись "коллегиум" в Харькове, Главный педагогический институт в Петербурге, преобразованный в свою очередь из учительской семинарии, известной с 80-х годов XVIII в. Университет являлся основной формой высшего образования в России на протяжении всей первой половины XIX в. С начала XIX в. университетам отводилась большая роль в развитии школьного, прежде всего гимназического образования. В 1804—1835 гг. они возглавляли учебные округа (по уставу 1835 г. эта функция университетов отменялась), осуществляли контроль за работой школ, участвовали в создании учебников, составлении учебных программ. Школьная реформа сделала актуальной проблему учительских кадров, подготовки учителей. В уездном училище в начале XIX в. работали только два учителя, преподававшие по 7—8 предметов, в гимназии 8 учителей обеспечивали весь учебный процесс. По уставу 1804 г. перед университетами была поставлена задача "служить рассадником преподавателей средних школ". С этой целью в них были созданы педагогические институты, просуществовавшие до 1859 г. В целом их деятельность была мало успешной. Еще до официального закрытия функции педагогических институтов стали выполнять организованные в университетах кафедры педагогики. В дореформенной России не было специальных учебных заведений для подготовки учителей начальной школы. Во второй четверти XIX в. отношение правительства к задачам, которые решала общеобразовательная школа, стало меняться. В культурной политике, прежде всего в системе образования, все более преобладали идеи национальной самобытности, используемые официальной идеологией. Если в начале XIX в. приоритетным было общее образование, то теперь школа должна была не только учить, но и воспитывать, и воспитание это целиком находилось в руках государства. Официально закреплялась сословность в системе общеобразовательной школы. Типы школ сохранялись, но каждый из них становился сословно-обособленным. Приходские училища предназначались для детей "самых низших состояний", в них обучали закону Божьему, грамоте и арифметике. Уездные училища создавались для детей "купцов, ремесленников и других городских обывателей", в их программу входили русский язык, арифметика, начала геометрии, история и география. В гимназиях получали образование, главным образом, дети дворян, чиновников, богатых купцов. Целью гимназии было "приготовление учащихся к слушанию академических или университетских курсов наук". Все эти меры правительства были направлены на укрепление слабеющих сословных различий. В одном из циркуляров попечителям учебных округов министр народного просвещения С. С. Уваров подчеркивал, что "при возрастающем повсюду стремлении к образованию наступило время пещись о том, чтобы чрезмерным стремлением к высшим предметам учения не поколебать некоторым образом порядок гражданских сословий". Правительство в этот период обращает внимание на развитие государственной школы, в которой должно было преобладать "отечественное воспитание и образование". В циркуляре попечителям учебных округов С. С. Уваров (1847) писал, что "возбуждение духа отечественного должно быть достигаемо в школах... из начала русского... без всякой примеси современных идей политических". Развивая эту линию в школьной политике, правительство в 30-е годы ограничило число вновь открываемых частных пансионов в столицах, а в уже действующих "воспитание должно было приспосабливаться к воспитанию в казенных заведениях", право содержания пансионов и преподавания в них получали только русские подданные. В 30-е годы в России были созданы предпосылки для развития системы средней и высшей школы. Университетский устав 1835 г., поставивший российские университеты под больший государственный контроль по сравнению с уставом 1804 г., способствовал их более углубленной научно-учебной деятельности. Университеты, наряду с Академией наук, становились важными научными центрами. С целью повышения уровня университетской профессуры практиковалось направление за границу молодых выпускников университетов для подготовки к ученому званию. За границей стажировались такие известные ученые и преподаватели, как Грановский, Крюков, Редкин, Пирогов. С развитием экономики, увеличением сфер жизни, требующих грамотных, образованных людей, авторитет знаний и необходимость их приобретения возрастали. В учебный план уездных училищ по уставу 1828 г. включались курсы, "способствовавшие успехам в обороте торговли и в трудах промышленности". При гимназиях в 30-е годы открывались реальные классы для изучения технических и коммерческих наук. В университетах фабрикантам читались публичные лекции по технической химии, технологии производства. Возникли старейшие в России технические учебные заведения: Петербургский практический технологический институт (1828 г., ныне — Технологический институт им. Ленсовета), Московское ремесленное училище (1830 г., в настоящее время — Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана). В 30-е годы появились ведомственные школы (Министерств финансов, Государственных имуществ, Военного, Духовного ведомств и т. д.). К 50-м годам существовало до 3 тыс. волостных училищ Министерства государственных имуществ. В дореформенной России это была основная сельская школа (законом 1867 г. эти школы были переданы земству). К первой половине XIX в. относятся попытки участия общественности в распространении образования. В 1819 г. было создано "Общество учреждения училищ по методе взаимного обучения", которое стремилось организовать систему ланкастерских школ. Первоначально правительство поддержало эту инициативу. Но после того, как ланкастерские школы стали использоваться декабристами (М. Ф. Орловым, Н. Н. Раевским) для целей революционной пропаганды, они были закрыты. По очень приблизительным данным можно заключить, что число общеобразовательных училищ (средних и начальных), находившихся в ведении Министерства народного просвещения, в первой полови- не XIX в. росло: в начале XIX в. действовали 32 гимназии, 126 уездных училищ, в 40-х годах гимназий было 76, уездных училищ — 445, свыше тысячи приходских школ. В середине 50-х годов общее количество гимназий и начальных школ достигало почти 8 тыс., частных пансионов было свыше 600. При известном расширении школьной системы уровень грамотности в России к концу крепостной эпохи не превышал 1%. В некоторых губерниях, прежде всего столичных, он был несколько выше — от 1,5 до 2%. Культурный потенциал общества в этот период был сосредоточен в дворянском сословии. Дворянство являлось основным носителем профессиональной культуры. Культурно-просветительская деятельность. Состояние культуры, помимо системы просвещения, определялось также уровнем развития культурно-просветителъных учреждений — библиотек, музеев, выставок, интересом в обществе к книге, ростом издательского дела. В конце 50-х годов в год печаталось около 2 тыс. книг, число издаваемых журналов и газет по наименованиям доходило до 230 (в начале века их было только 64). С 1837 г. стала выходить первая в XIX в. правительственная газета "Губернские ведомости". Современники подчеркивали большую роль журналов в общественно-культурной жизни. "Они вбирают в себя все умственное движение страны, — писал Герцен, — ни в одной стране, исключая Англию, влияние журналов не было так велико". Для журналистики 30—40-х годов уже характерна известная позиция, в целом совпадавшая с определенным направлением в общественной мысли. Консервативно-охранительной, официозной журналистике ("Москвитянин", "Северная пчела") противостояло демократическое направление, выразителями которого в 20-е — первой половине 30-х годов были "Московский телеграф" и "Телескоп", в последующий период — "Современник" и "Отечественные записки". В России появляются крупные отечественные книгоиздатели, среди которых наибольшую известность получил в 40-е годы А. Ф. Смирдин. Он выпустил в свет более 70 собраний сочинений русских писателей, таких как А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов, И. А. Крылов. Упрощая оформление, увеличивая тираж, Смирдин снижал розничные цены, делал книги доступными "для небогатых людей" и тем способствовал их распространению. Он впервые ввел в практику писательские гонорары; до этого сочинительство считалось развлечением и почти не оплачивалось. Его заслугой было издание журнала "Библиотека для чтения" (с 1834 г.), который распространялся в основном в провинции. Тираж журнала — 5—6 тыс. — был очень большим для того времени. В первой половине XIX в. библиотечная система в стране была достаточно разнообразной. Библиотеки существовали при университетах, гимназиях, некоторых уездных училищах. В конце XVIII в. в некоторых губернских городах (Тула, Калуга, Иркутск) появились первые публичные библиотеки. К 1814 г. относится открытие Императорской публичной библиотеки в Петербурге (ныне — Российская национальная библиотека). Понятие "публичная библиотека" в то время отличалось от современного. Библиотека рассматривалась прежде всего как хранилище или музей книжных редкостей. Доступ в нее был ограничен: библиотека открывалась для посетителей только три раза в неделю, "непристойно одетые" люди не могли быть ее читателями. Однако появление публичных библиотек было принципиально новым явлением в культуре. К 30-м годам в губернских и уездных городах было открыто главным образом силами местной общественности до 40 публичных библиотек. Но востребованность их в этот период была еще далеко недостаточной. Не поддержанные правительством в финансовом отношении многие из публичных библиотек прекратили существование. В середине 50-х годов продолжали действовать не более 10-ти из них. При книжных магазинах в Москве и Петербурге, а в 40-е годы и в губернских городах стали появляться платные (коммерческие) библиотеки. В 30-е годы насчитывалось более 100 книжных магазинов, которые наряду с библиотеками формировали систему функционирования книги в обществе. В атмосфере патриотического подъема, вызванного событиями Отечественной войны 1812 г., возникла идея создания в России националъного музея, который должен был вести просветительскую работу, чтобы "каждый гражданин, — как отмечалось в журнале "Сын отечества", — для своего просвещения имел бы право отыскивать нужные материалы и сведения". Этот проект был реализован только с созданием Исторического музея в Москве уже в пореформенное время (1872). В 1852 г. был открыт для публики Эрмитаж, существовавший как дворцовый музей со второй половины XVIII в. В первой половине XIX в. в дворянской и купеческой среде получает распространение частное собирательство, формируются коллекции живописи, предметов старины, составившие основу многих художественных музеев России (коллекция картин Ф. И. Прянишникова, К. Т. Солдатенкова, В. А. Кокорева, П. М. Третьякова и др.). Наука. Научные центры Научные открытия Общие социально-экономические и духовно-интеллектуальные процессы, происходившие в русском обществе, оказывали благотворное влияние на научную мысль. В результате экспедиций русских путешественников были сделаны важнейшие географические открытия. В 1819—1821 гг. в ходе научной экспедиции М. П. Лазарева и Ф. Ф. Беллинсгаузена была открыта Антарктида. Русские ученые исследовали острова Тихого, Ледовитого океанов, Аляску. Настоящий переворот в научных представлениях о природе пространства совершил профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский, открыв новую геометрическую систему, получившую название неевклидовой геометрии (1826). Это открытие ученого создавало предпосылки для обоснования математических концепций современной физики, В области электротехники В. В. Петров, демонстрировавший в 1802 г. явление вольтовой дуги, выдвинул идею о ее практическом применении для сварки и плавления металла. Практический опыт, накопленный русской металлургией, послужил основой для появления в этой области крупных специалистов. Открытия П. П. Аносова положили начало металлургии высококачественной литой стали. Он раскрыл утерянный в средние века секрет изготовления булатной стали. На Нижнетагильском металлургическом заводе крепостными механиками Е. А. и М. Е. Черепановыми в 30-х годах была построена паровая железная дорога. Быстрое развитие текстильной, в первую очередь хлопчатобумажной, промышленности содействовало успехам в химии. Профессора Казанского университета Н. Н. Зинин и А. М. Бутлеров были создателями химической школы, давшей науке много талантливых исследователей. С именами П. Л. Шиллинга и Б. С. Якоби связано изобретение (1832) и усовершенствование электромагнитного телеграфа, получившее практическое применение уже с 50-х годов XIX в. Это изобретение считается одним из важнейших научно-технических изобретений XIX столетия. Русская наука первой половины XIX в. имела значительные успехи в развитии медицины, в частности в хирургии. Н. И. Пирогов, профессор Медико-хирургической академии, стал основоположником военно-полевой хирургии, анатомо-экспериментального направления в этой области медицины. В период Крымской войны он впервые применил наркоз при операции на поле боя и неподвижную гипсовую повязку. Четырехтомный атлас Н. И. Пирогова "Топографическая анатомия" получил мировую известность. Открытия и научные исследования ученых-естествоиспытателей способствовали развитию и укреплению материалистической традиции в русской науке. Исследования в области гуманитарных наук также имели существенно важные результаты. К конкретному изучению процессов, происходивших в экономике России, обращается экономическая наука. Интерес к отечественной истории, усилившийся в это время, был тесно связан с ростом национального самосознания. Событием не только в исторической науке, но и в общественно-культурной жизни России стала "История государства Российского" Н. М. Карамзина, первые восемь томов которой вышли в свет в 1818 г. Герцен впоследствии писал, что эта книга "весьма содействовала обращению умов к изучению отечества". К первой половине XIX в. относятся научная деятельность крупнейшего ученого-медиевиста Т. Н. Грановского, начало исследовательской работы в области отечественной истории С. М. Соловьева, научные труды которого связаны с развитием государственной школы — одной из ведущих школ буржуазной историографии. С 1832 г. в Академии наук присуждались Демидовские премии за научные изобретения, фундаментальные работы в различных областях знаний. Это было значительной материальной поддержкой и моральным вознаграждением нелегкого труда ученых. Фонд этой премии, существовавшей до 1865 г., был учрежден одним из крупнейших русских промышленников П. Н. Демидовым. Научные центры. В первой половине XIX в. происходит рост научных центров. Наряду с Академией наук такими центрами становятся университеты. По уставу 1804 г. они получили право создавать ученые общества "по распространению наук опытных и точных", по истории, русской словесности. В 1805 г. при Московском университете возникло старейшее в России Общество испытателей природы. (МОИП), существующее по настоящее время. Его целью было изучение природных богатств и содействие успехам естественных наук в России. К этому же году относится начало научной деятельности Общества истории и древностей Российских, члены которого много сделали для сбора материалов, исследований в области отечественной истории. С 1811 г. при Московском университете существовало Общество любителей российской словесности (до 1930 г.). Оно объединяло не только ученых — его действительными и почетными членами были многие русские писатели, и среди них — Пушкин, Гоголь, Тургенев, Л. Толстой, Чехов, Горький и др. Общество стало центром изучения истории русского языка, филологии, многих проблем отечественной культуры. По его инициативе В. И. Даль начал собирать материал для своего "Толкового словаря живого великорусского языка", изданного в 1861—1866 гг. В 1845 г. было создано Русское географическое общество — одно из старейших географических обществ мира. Оно внесло крупный вклад в изучение географии России и других стран. В наиболее широких масштабах его деятельность развернулась во второй половине XIX в. Художественная культура В первой половине XIX в. для художественной культуры, были характерны быстрая смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное сосу- ществование разных художественных стилей. В литературе, живописи в полной мере проявились такие характерные черты как гуманизм, сопричастность к общественной жизни, интерес к "маленькому человеку". В художественном сознании первых десятилетий XIX в. происходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе эстетики классицизма, когда мотивами действий героя были прежде всего гражданский долг и общественное служение. Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру. Внимание к отечественной истории было характерно для художественной культуры в целом. К исторической тематике обращались многие писатели, поэты, композиторы. Отечественная история была предметом раздумий А. С. Пушкина, особенно в последний период его творчества ("Борис Годунов", "Капитанская дочка", "Медный всадник", "Арап Петра Великого", "История пугачевского бунта"). С осмыслением исторического прошлого России связаны споры вокруг "Философического письма" П. Я. Чаадаева. Основное направление в художественной культуре первых десятилетий XIX в. — романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 г. Сутью романтического искусства было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его особенностями стали ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности. Становление нового литературного языка.Наряду с интересом к русской истории показателем зрелости нации было отношение к отечественному языку. На рубеже XVIII и XIX вв. проблемы развития языка, его истории и изучения становились важным элементом общественно-культурной жизни. В 1804 г. в университетах были открыты словесные отделения. В становлении нового литературного языка большую роль сыграли писатели-сентименталисты, прежде всего Н. М. Карамзин. Он, по словам Пушкина, "освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова". Одной из главных заслуг "карамзинистов" считается провозглашение принципа: "писать, как говорят, и говорить, как пишут". Однако, провозглашая сближение литературного языка с разговорным, писатели-сентименталисты боялись "грубостей" языка простолюдинов. Потому "новый слог" российского языка был "языком салонов" и не включал в себя широкие струи просторечья. В силу этого он не мог стать главным направлением в процессе окончательного складывания нового литературного языка. Он не стал основной линией его развития, как и путь ориентации на книжно-славянский язык, который отстаивал А. С. Шишков ("Рассуждение о старом и новом слоге российского языка", 1803). Однако взгляды А. С. Шишкова имели значение для формирования нового литературного языка, способствуя сохранению в нем национальных корней. О необходимости этого писал еще М. В. Ломоносов в сочинении "О пользе книг церковных". Окончательное становление русского литературного языка и закрепление его норм происходит в начале XIX в. в эпоху А. С. Пушкина. Изданный в начале XIX в. "Словарь Российской Академии" был первым словарем русского языка. (В 1841 г. Российская Академия, созданная в 1783 г., была преобразована в отделение русского языка и словесности Академии наук.) Происходило формирование русской научной терминологии. "Наука впервые заговорила у нас на родном языке — событие в высшей степени важное не только в истории русского литературного языка, но и в истории русской образованности вообще", — отмечалось в "Истории Российской академии", изданной в 1878 г. В литературе возникновение романтизма связано с именем В. А. Жуковского. Его баллады, исполненные гуманизма и высокого человеческого достоинства, дали русской поэзии "душу и сердце", составили "целый период нравственного развития нашего общества". Развитие лирики от элегически мечтательной до глубоко гражданской, проникнутой чувством борьбы "за угнетенную свободу человека", было характерно для романтической поэзии. Поэты-декабристы способствовали утверждению мысли о ее высоком гражданском назначении. Поэты-романтики много сделали для художественного перевода. По существу, они впервые познакомили русского читателя с произведениями современных западноевропейских и античных писателей. В. А. Жуковский был талантливым переводчиком Гомера, Байрона, Шиллера. До сих пор мы читаем "Илиаду" в переводе Н. И. Гнедича. В русле романтического движения закладывались основы русского исторического романа (А. А. Бестужев-Марлинский, М. Н. Загоскин). Важнейшая проблема национальной культуры, в частности литературы, — народность художественных произведений. Поиск сущности народности первоначально связывался с растущим интересом к отечественной истории. По мнению Карамзина, ключ к пониманию самобытности русской литературы надо искать в истории, что и определило широкое развитие исторического жанра в искусстве романтизма. Народность в этот период отождествлялась с национальной самобытностью, с особенностями уклада народной жизни, быта, костюма и т. д. Усложнение идейно-художественного сознания в 30—40-е годы находило выражение в более глубоком осмыслении понятия "народность": теперь оно все более определялось идейной позицией писателя. Если официальная народность исходила из "беспредель- ной преданности и повиновения самодержавию", то в понимании передовых деятелей культуры народность означала "верность изображения картин русской жизни". В последние предреформенные десятилетия развитие художественной культуры характеризовалось переходом от романтизма к реализму. В литературе это движение связано с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя. В развитии русской национальной литературы и культуры в целом роль А. С. Пушкина огромна. Прекрасно выразил это Гоголь: "При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет". Как человек и художник Пушкин формировался в переломную эпоху русской истории, в период становления дворянской революционности (первое стихотворение Пушкина "К другу стихотворцу" было напечатано в 1814 г.). Его творчество — закономерный итог в художественном осмыслении жизненных проблем, стоявших перед Россией со времени Петра I до декабристов. С Пушкина началось последующее развитие русской литературы. С его творчеством связаны утверждение современного литературного языка, начало реализма в литературе как художественного направления. "Евгений Онегин" Пушкина был первым русским реалистическим романом (в стихах), "в высшей степени народным произведением" (В. Г. Белинский). Важной вехой на пути от романтизма к реализму было творчество М. Ю. Лермонтова, отразившее трудное время — погибшие надежды и наступившее после событий 14 декабря 1825 г. разочарование в обществе. Неприятие поэтом окружающей действительности приобретало отчетливо выраженный социальный характер. Одним из ярких реалистических изображений русской жизни того времени были "Мертвые души" Н. В. Гоголя (1842). В. Г. Белинский оценил его как "творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайников народной жизни". Оставаясь глубоко гуманистической, литература все более приобретает характер учительства и сострадательности. Социальность русской литературы, ее сопричастность общественной жизни — общепризнанная особенность и характерная черта. Одним из открытий писателей "натуральной школы" (ранние произведения Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского и др.) был "маленький человек" с его нелегкой житейской судьбой. Предметом пристального внимания русской литературы становилась судьба крепостного крестьянина (повести Д. В. Григоровича, очерки из крестьянской жизни В. И. Даля, цикл рассказов "Записки охотника" И. С. Тургенева). Новый невиданный ранее мир русского купечества открыл читателю и зрителю А. Н. Островский. Художественная литература как одна из форм общественного сознания в условиях жесткой цензурной политики второй четверти XIX в. частично заменяла открытые публицистические выступления. Ее социально действенный характер, влияние на "понятия и нравы общества" отмечали многие современники. В первой половине XIX в. активизируется собирательская деятельность в области русского фольклора. Интерес к народной культуре, ее изучению и некоторому освоению становится характерным для эпохи просветительства. В публицистике и литературной критике рубежа столетий подчеркивалось, что полезно "иметь сведения о своих предках", "приучать россиян к уважению собственного, вникать в характер российского.народа, в дух российской древности". Много сделали для изучения русского фольклора славянофилы. Собрание народных песен П. В. Киреевского, составившее 11 томов, является наиболее полным сводом произведений музыкального народного творчества.. Все более заметную роль в общественно-культурной жизни играл театр, который, по словам Белинского, был показателем "общественного просвещения и духа времени". В 1803 г. была введена монополия императорских театров, позволявшая правительству влиять на репертуарную политику. Столичные города оставались центрами театральной культуры. В Москве в этот период произошло окончательное разделение театральных коллективов. С 1825 г. на сцене Большого театра (бывшего Петровского) шли только оперные и балетные спектакли. Драматические спектакли были перенесены в здание, построенное архитектором О. И. Бове и получившее название Малого театра. В Петербурге в 1832 г. был открыт Александрийский театр. В отличие от московского Малого театра, где были сильны демократические традиции, театр северной столицы был более официально-парадным. Театры существовали и в некоторых губернских городах (Ярославле, Нижнем Новгороде и др.). Расцвет романтизма на сцене связан с творчеством замечательного русского актера П. С. Мочалова, прославившегося игрой в пьесах Шиллера и Шекспира. Вершиной его творчества стала роль Гамлета. Драматургия А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, особенно А. Н. Островского способствовала утверждению реалистической драмы в театральном репертуаре. Реформатором актерского искусства, основоположником реализма на русской сцене был великий актер М. С. Щепкин. "Он создал правду на русской сцене, — писал о нем Герцен, — он первый стал не театрален на театре". Театр первой половины века воспитал плеяду замечательных русских актеров, которыми по праву гордится русская сцена. В этот период начинается становление режиссуры, искусства оформления спектакля. Музыка этого времени испытала на себе сильное воздействие эпохи 1812 г. Композиторы стали чаще обращаться к героико-патриотическим, национальным сюжетам (опера К. А. Кавоса "Иван Сусанин", 1815). Видным представителем романтизма в музыке был А. Н. Верстовский. Постановка наиболее известной его оперы "Аскольдова могила", созданной на либретто М. Н. Загоскина, состоялась в 1835 г. В обществе усилился интерес к камерным и публичным концертам. Внимание многих композиторов, писателей, художников привлекали музыкальные вечера в литературном салонах А. А. Дельвига, В. Ф. Одоевского, 3. А. Волконской. Огромным успехом пользовались летние концертные сезоны в Павловске, которые стали устраиваться с 1838 г., когда сюда была проведена железная дорога из Петербурга. Неоднократно в этих концертах выступал австрийский композитор и дирижер, знаменитый "король вальсов" И. Штраус. В истории русского музыкального искусства особая роль принадлежит М. И. Глинке. С его именем связано возникновение русской музыкальной классики, национальной школы в музыке. Событием в культурной жизни России стала постановка оперы Глинки "Жизнь за царя" (1836 г., другое название — "Иван Сусанин"). Оперу довольно сухо встретила великосветская публика: "кучерская музыка" не вызвала ее симпатий. Но многие передовые люди России восторженно приветствовали спектакль. В числе Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|