|
АКТУАЛЬНОСТЬ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯЗЛ. Исторические источники этнического плюрализма Актуальность этнополитической конфликтологии и практическое значение этой дисциплины обусловлены той ролью, которую факт этнического плюрализма и связанная с ним возможность этнополитического конфликта приобрели в политической истории человечества. Под этническим плюрализмом политической системы понимается факт существования этнических различий внутри границ одной политической общности. Наличие этнических различий — характерная черта существования и развития человеческого общества с древнейших времен и до наших дней. Подавляющее большинство политических систем в современном мире полиэтничны (т.е. в них доля этнических меньшинств в составе населения превышает 10%). Еще в начале 1970-х гг. ученые отмечали, что лишь 9% существовавших в то время на планете государств (12 из 132) можно было отнести к этнически гомогенным с точки зрения состава населения (57, 320—321). В наши дни количество государств на планете превысило 200, а степень этнического плюрализма еще более возросла. В работах этноконфликтологов (напр., 86; 88; 129) источники этнического плюрализма в современном обществе связываются с действием трех основных факторов в политической истории человечества: 1) территориальной экспансии и/или завоевания, 2) европейской колонизации и последующих процессов деколонизации, 3) массовых передвижений населения, или этнических миграций. Территориальная экспансия и/или завоевание. Историческое развитие многих государств сопровождалось значительной территориальной экспансией, расширением политических границ за счет включения новых территорий и населяющих их народов. Сходные этнические последствия возникали в результате завоеваний и территориальных аннексий, сопровождавших успешные завоевательные войны. В наибольшей степени действие этого фактора было характерно для многочисленных империй, существовавших в разные исторические эпохи (Парфянская империя, империя Александра Македонского, империя Сасанидов, Римская империя, империя Карла Великого. Австро-Венгерская империя, Российская империя, Османская империя, империя Наполеона 1 и др.). В XX в. большую роль, особенно в Центральной и Восточной Европе, сыграли территориальные изменения по итогам двух мировых войн. Европейская колонизация и процессы деколонизации явились другим важным историческим фактором роста этнического плюрализма на нашей планете. Развернувшаяся в эпоху Великих географических открытий колонизация Нового Света выходцами из Испании, Португалии, Англии и Франции в большинстве случаев сопровождалась массовым истреблением или вытеснением коренного индейского населения. Вторая волна европейской колонизации пришлась на середину XIX — начало XX в. и была направлена на страны Азии, Африки и Океании. Она осуществлялась в интересах европейских империалистических держав, искавших дешевые рынки сырья, рабочей силы и сбыта промышленной продукции. Устанавливаемые ими политические границы колоний отражали баланс власти и интересов самих метрополий и поэтому в принципе игнорировали исторически сложившиеся этн©территориальные границы расселения подчиненных народов. С одной стороны, в результате практики размежевания захваченных европейцами колониальных территорий, многие этнические группы оказались разделены границами колониальных владений разных держав (например, хуту и тутси в Африке), с другой — внутри произвольным образом проведенных колониальных границ оказались объединены многие этнические группы, которые не имели ни сколько-нибудь значительного культурного, языкового или религиозного сходства, ни исторического опыта мирного сосуществования внутри единой политической общности (как, например, в Британской Индии, Трансиордании, Малайзии, Бельгийском Конго, французском Магрибе). Так, многие из инкорпорированных в границах африканских колоний этноплеменных групп зачастую находились в отношениях исторически долгой межплеменной вражды. Кроме того, некоторые колонии испытали мощную волну миграции европейцев из метрополии. Например, на территории французского Алжира в начале 1950-х гг. проживало свыше одного миллиона евроалжирнев — особой этнокультурной группы, сформировавшейся на протяжении предыдущих десятилетий на основе этнического, культурною и лингвистического синтеза выходцев ИЗ Франции и других европейских стран. Использование колониальными администрациями принципа «разделяй и властвуй» и практики систематического смертоносного насилия и массовых нарушений прав человека в колониях еще более усугубляло напряженность в межгрупповых отношениях, готовило почву для острых этнических конфликтов, которые проявились в постколониальный период. Массовые передвижения населения через политические границы (этнические миграции) являются третьим фактором современного этнического плюрализма, причем его значение в наши дни неуклонно растет. Как индивидуальные, так и групповые миграции населения известны с начала письменной истории человечества и упоминаются еще Геродотом, «отцом исторической науки». Основными мотивами миграций выступали поиски физической безопасности, спасения от религиозных и политических преследований или же стремление обрести более благоприятные экономические условия существования на новом месте. Часто перемещения этнорасовых групп населения были принудительными (например, работорговля и массовый завоз негров и креолов для работы на плантациях в Новом Свете) и вынужденными (например, беженцы и изгои, появившиеся в результате религиозных войн XVI—XVII вв. или правительственной политики, как, например, гугеноты во Франции после отмены Нантского эдикта или мориски в Испании). Наибольших размеров этнические миграции достигли в XX в. вследствие технического прогресса средств транспорта (которые стали массовыми и сравнительно недорогими), последствий политического насилия, войн и революций, а также крайне неравномерного международного экономического развития. Это привело к образованию больших по численности групп этнических меньшинств, постоянно проживающих в принимающей стране. Конечно же, в истории многих стран можно обнаружить действие не одного, а нескольких из указанных выше факторов. В любом обществе этнический плюрализм порождает целый ряд проблем в сфере политики. Это прежде всего такие, как формирование определенной модели политического сосуществования этнических групп в рамках общего государства, определение норм и принципов политических отношений между этническими группами, поиск моделей устойчивого функционирования политических институтов, достижение баланса п распределении политической власти между этническими группами, учет специфики этнических интересов в публичной политике государства и др. В результате создается пространство для этнической политики и возможность для возникновения и проявления геополитического конфликта. Действительно, у жителей большинства стран на нашей планете нет необходимости выходить за пределы собственного государства или пристально вглядываться, чтобы обнаружить отчетливые проявления этнополитического конфликта. Это могут быть такие сопровождаемые насилием формы, как затяжные вооруженные этнотерриториальные конфликты, связанные с сепаратизмом или ирредентизмом (например, Северная Ирландия, Кипр, Пенджаб и Кашмир в Индии, Нагорный Карабах, Абхазия, Страна Басков, Шри-Ланка, ближневосточный конфликт и др.). Это могут быть отдельные стихийные беспорядки на этнической почве, например случаи этнорасовых погромов и столкновений (погромы в негритянских гетто США в 1960— 1980-е гг., акции насилия со стороны неофашистских и экстремистских организаций и широко распространенные случаи эт-норасизма в так называемых цивилизованных странах Западной Европы по отношению к мигрантам из стран «третьего мира» и из Восточной Европы). Это также ненасильственные (но потенциально не менее серьезные) проявления политического конфликта в связи с проблемами расширения этнотерриториальной автономии и перераспределения властных полномочий между центральным правительством и этническими регионами (как в Канаде, Бельгии, Южной Франции, Корсике, Каталонии, в этнически определяемых республиках в составе Российской Федерации, в некоторых штатах Индии и др.), споры о политических институтах и принципах публичной политики в полиэт-ничном государстве, вопросы интеграции и мультикультурализма, соблюдения прав этнических меньшинств (например, во Франции, Германии, Австрии, Словакии, Болгарии, Румынии, в крупных мегалополисах России, Болгарии, Турции, Латвии, Эстонии и др.). Вместе с тем следует заметить, что сам факт этнического плюрализма внутри государственных границ вовсе не обязательно приводит к этнополитическому конфликту, хотя и создает возможность такового. Как истории, так и современности известны многочисленные примеры мирного (или, по крайней мере. преимущественно ненасильственного) сосуществования различных этнических групп в рамках общих политических границ. Неслучайно само возникновение конфликтологической науки напрямую связано с объективными потребностями становящегося все более этнически плюральным человеческого сообщества в разработке и применении наиболее эффективных способов регулирования конфликтов и обеспечения устойчивого этнического мира и безопасности. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|