|
Конструктивистская парадигмаВ 1990-е гг. наиболее распространенной теоретической парадигмой, используемой при анализе природы этничности и этнического конфликта, стал конструктивизм. Его рамки оказываются достаточно широкими для синтеза наиболее продуктивных идей как примордиалистского, так и инструмента-листского подхода. Основы конструктивистского подхода были изложены в работах Б. Андерсона (5; 9), В. Домингеза (81), Дж. Ротшильда (237), М. Эсмана (86; 88), Р. Брубейкера (40; 41), Т. Эриксена (85), Р. Ставенхагена (275; 276), Д. Лейка и Д. Ротшильда (177). В российской науке приоритет в научной критике примордиализма и утверждении конструктивистского подхода к этничности принадлежит В. А. Тишкову (149; 150; 152; 154; 155; 159; 161). Конструктивистская парадигма утверждает социальный характер происхождения и природы этничности, которая рассматривается как форма организации культурных различий в обществе. Данное положение восходит к работам известного норвежского этнолога и социолога Ф. Барта, впервые предложившего рассматривать в качестве самого главного критерия этничности границы группы, которыми она отграничивает себя от других подобных групп. Он определяет этничность как наиболее широкую категорию социальной идентичности, ситуативный феномен, создаваемый средствами символического различения, а также подчеркивает договорной характер границ между этническими категориями. Согласно Барту, «центральным моментом в научном анализе этничности является этническая граница, которая определяет группу, а не сам по себе содержащийся в пределах этих границ культурный материал» (18, 15). По его мнению, в основе определения этнических границ лежат процессы самокатегоризации и категоризации. Выбор этнической границы в качестве основного критерия этничности объясняется тем, что этнические границы направляют социальную жизнь в определенное русло, следствием чего становится сложная организация поведения и социальных отношений. По этой причине в этнических границах наблюдаются различные культурные явления, демонстрируемые членами той или иной группы. Сходным образом крупный отечественный теоретик конструктивизма В.А. Тишков отмечает, что этничность формируется и существует в контексте того социального опыта, с которым связаны люди или с которым они идентифицируются другими как члены определенной этнической группы. Поэтому «этническую идентичность следует рассматривать больше как форму социальной организации, чем как выражение определенного культурного комплекса» (161, 61). Как и Барт, Тишков исходит из того, что центральным моментом порождения этничности, а значит, и появления этнической группы является категория границы, задаваемая типом социальной организации. Все представители конструктивизма подчеркивают, что эт-ничность — это социальное явление, а не характеристика индивида. Как и примордиалисты, они исходят из того, что этнические признаки (различия в языке, культуре, обычаях, традициях и др.) существуют объективно и находятся вне пределов свободы выбора и контроля индивида. Вместе с тем, в отличие от примордиалистов, конструктивисты обращают внимание на то. что каждый из этнических признаков в той или иной степени может быть характерен и для других типов социальных связей, а не только для этнических. Этничность использует социальные маркеры как признанные средства дифференциации групп, сосуществующих в более широком поле социального взаимодействия. Конструктивисты справедливо отмечают, что в конечном счете наиболее важное значение имеет не то, является ли этничность врожденной характеристикой или приобретенной (а потому поддающейся манипуляции), а то, что члены этнической группы воспринимают этническую группу как реальность (88). Этничность формируется окружающей группу средой, теми угрозами и теми возможностями, которые содержатся в этой окружающей среде. Весьма редко этничность изобретается или конструируется на пустом месте: как правило, культурные отличия и наличие опыта подтверждают этничность и делают факт солидарности реальностью для аутсайдеров, с которой они должны считаться. Как замечает Тишков (155), отличительной особенностью конструктивизма по сравнению с другими концепциями является не добавление в определение этноса и этничности новых признаков, а введение в любой подобный перечень элемента «представления об этих признаках». Этничность в таком понимании предстает как процесс социального конструирования воображаемых общностей, основанных на вере в то, что они объединены естественными и даже природными связями, единым типом культуры и идеей или мифом об общности происхождения и общей истории. То. в какой мере эти признаки соединяются в одно целое, называемое «этичностью», зависит от многих социальных факторов, и прежде всего от «спроса» на этничность, порождаемую эпохой и отдельными людьми. В.А. Тишков определяет этническую группу как общность на основе культурной самоидентификации по отношению к другим общностям, с которыми она находится в фундаментальных связях (155. 62). Этими «другими» могут быть необязательно контактирующие культурные общности, но и более широкие социальные и культурные коалиции, как, например, государственное образование. Самоидентификация может осуществляться как через взаимоисключающую оппозицию («мы эстонцы, и даже не бывшие советские» или: «мы были, есть и будем русскими»), так и через осознаваемую отличительность как один из элементов множественной идентичности (татарин, но и россиянин). Поэтому этническая идентичность может быть латентной, а может актуализироваться в определенные моменты в зависимости от изменений в типах и содержании социального взаимодействия. На смену интегративной идентичности может приходить партикуляристская, и наоборот. «По сути, основным в феномене этничности является понятие идентичности (здесь и ниже в цитате курсив мой. — Л. А.), близкое по смыслу понятию этническое (само)сознание в русскоязычной литературе, но опять же с некоторыми значительными коррективами. Мы рассматриваем групповую этническую идентичность как операцию социального конструирования "воображаемых общностей", основанных на вере, что они связаны естественными и даже природными связями. Именно перенесение акцента на процессуальность, а не на процесс позволяет нам выявить состязательную и множественную природу идентичности, выстраиваемую в итоге диалога и властных отношений между группами, между группой и государством или между государствами» (161, 116). Другое важное положение конструктивистского подхода, которое располагает эту парадигму между примордиализмом и инструментализмом, является признание относительной подвижности этнической идентичности, ее, по определению Тишкова. так называемого дрейфа. «Этническая идентичность или принадлежность к этносу есть произвольно (но не обязательно свободно!) выбранная или предписанная извне одна из иерархических субстанций, зависящая от того, что в данный момент считается этносом/народом/на-циональностыо/нацией (в этническом смысле, ибо в каждый данный момент рынок культурных маркеров для формирования этнического целого чрезвычайно разнообразен) т. о., "вместо возрождения, формирования, перехода, исчезновения этносов имеет место совсем другой процесс — это путешествие индивидуальной/коллективной идентичности по набору доступных в данный момент культурных конфигураций или систем, причем в ряде случаев эти системы и возникают в результате дрейфа идентичности"» (155, 69—71). Конструктивистская трактовка природы этничности хорошо согласуется с результатами сравнительных исследований этно-политических процессов и отношений. Так, исследование этно-политической активности меньшинств как групп риска за период 1945—1989 гг., проведенное Т. Гурром и Б. Харфф, подтвердило, что любые виды коллективной идентичности, независимо от того, относятся ли они к этнической группе или к нацио-н&тьному государству, являются в определенной степени ситуативными и подвижными. При этом резко выраженные внутри-этнические разделения (идентификации с кланом, племенем, фракцией внутри этнической группы) могут иметь большее политическое значение, чем идентификация с более широкой общностью (125; 129). Как и инструменталисты, сторонники конструктивизма обращают особое внимание на ключевую роль, которую в конструировании этничности играет политика этнического предпринимательства, т.е. мобилизация членов этнической группы на коллективные действия со стороны лидеров, которые преследуют политические цели, а не выражают культурную идеологию группы или «волю народа» (18). Тишков в связи с этим замечает, что этническая идентичность — это не только постоянно меняющиеся представления о том, что есть группа, но это всегда борьба за контроль над данным представлением, за дефиницию, за то, что составляет главные черты и ценности группы (154,72). Конструктивистская трактовка этнического конфликта сходна с инструмент&чистским пониманием в том, что она также утверждает, что сама по себе этничность не порождает конфликта. Высокий уровень осознания этнической принадлежности необязательно автоматически приводит к этническому конфликту. На возникновение конфликта шшяют действия элит, которые мобилизуют этничность и используют ее как политический ресурс для реализации собственных целей. Вместе с тем, в отличие от инструменталистов, конструктивисты допускают возможность того, что определенные конфликты могут порождаться так называемым патологическим (иррациональным) состоянием социальной системы в целом, которое не контролируется индивидами, в том числе и элитами (236). Однако и в этом случае источник конфликта лежит в типе социальной системы, которая порождает насильственный конфликт, а не в узко «рационально выбранных» действиях индивидов и не в «примордиальном» факте существования этнических различий самих по себе. Именно социально конструируемая природа этничности вызывает конфликты, которые способны быстро выйти из-под контроля и скатиться к тотализации, вовлекая в противостояние почти всю этническую группу (177). Таким образом, с конструктивистской точки зрения нельзя принимать в качестве аксиомы ни того, что острые формы этнического конфликта всегда рациональны, ни того, что они, наоборот, иррациональны по внутренней природе. Напротив, именно это и должно являться предметом изучения — определить те типы социальных систем и те условия, при которых возрастает вероятность возникновения межгруппового конфликта и насилия. Как и любая теоретическая парадигма, конструктивизм имеет не только сильные, но и слабые стороны. Критики обращают внимание на то, что даваемые конструктивистами объяснения источников и природы этнического конфликта применимы не ко всем типам конфликтов, а лишь к тем из них, которые основаны на социально-конструируемых группах и разделениях общества (т.е. клановые, религиозные, региональные, национальные). Поэтому конструктивистская парадигма неприменима к конфликтам, базирующимся на материальных интересах (например, к классовым конфликтам), ибо в основе последних лежат индивидуальные, а не групповые характеристики. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|