Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Инструменталистская парадигма





В отличие от примордиалистской парадигмы в центре вни­мания инструменталисте ко го подхода находятся не генетические или эмоциональные аспекты этнической идентичности, а ее рациональные аспекты и те функции, которые она выполняет в политической жизни общества. Инструменталисты трактуют этничность не как естественную «данность» бытия, а как поли­тический артефакт, как инструмент и вопрос «рационального выбора», возникающий в динамике соперничества политичес­ких элит.

Инструментализм опирается на социологический структур­ный функционализм, в частности на идеи Макса Вебера о том, что представления о сходстве членов группы лишь облегчают процесс формирования социальной группы, но сами по себе еще недостаточны для возникновения коллективной идентич­ности группы. Другим необходимым компонентом для форми­рования представления об этнической общности является осоз­нание политической общности членов группы (299).

Развивая эти положения Вебера, инструменталисты утверж­дают, что физические и культурные характеристики этнической группы образуют ресурс (инструмент), при помощи которого группа людей может выдвигать и реализовывать свои интересы. Группа конституирует себя как этническая потому, что ее чле­ны осознают, что это политически выгодно, а не потому, что испытывают какую-то иррациональную, врожденную психологическую связь между собой. Иными словами, этническая принадлежность рассматривается инструменталистами в одном ряду с принадлежностью индивида к заинтересованным груп­пам или партийной принадлежностью. Поэтому как средство политического действия этничность не является чем-то прин­ципиально отличным от других типов социальной связи, ис­пользуемых в политических целях, а следовательно, для ее ана­лиза и объяснения необходимо хотя бы частично использовать категории и методы анализа смежных обществоведческих дис­циплин, таких, как социология, политология, социальная пси­хология.

Одними из первых работ в рамках инструменталистской па­радигмы стали исследования П. Брасса по проблемам мобили­зации этнических групп на основе манипуляций этническими символами и связями со стороны элит (33; 34). Другой методо­логической основой инструментализма являются социально-пси­хологические теории «рационального выбора», которые счита­ют этничность продуктом этнических мифов, создаваемых эли­той общества и используемых ею для достижения определенных выгод и получения власти (напр., 16; 17). Инструменталистские концепции зачастую опираются на социально-психологические теории, которые трактуют этничность как эффективное сред­ство для преодоления отчуждения, восстановления утраченной коллективной гордости как средство для лечения социальных травм. Использование этничности позволяет политическим ли­дерам (антрепренерам от этнической политики) эффективно проводить политическую мобилизацию больших групп людей по этническому признаку, особенно в тех случаях, когда в об­ществе слабы классовые связи. Ради реализации на практике идей равенства, справедливости и человеческого достоинства эт­нические массы поддерживают национальную элиту и ее про­грамму действий.

Общим для всех разновидностей инструмента! изма является акцент на роль этничности как средства реализации потребнос­тей индивида или группы. Этничность трактуется как инстру­мент (отсюда название парадигмы), как создаваемый на основе элементов культуры социальный и политический ресурс, исполь­зуемый индивидами, группами и элитами для достижения своих целей, как наступательных, так и оборонительных. Инструмен­тализм не занимается поиском объективных оснований этнич­ности: раз этносы и этничность существуют, значит, они служат определенным целям и конкретным интересам человека, облег-

чая его жизнь в обществе. Существование этничности мыслится как способ достижения более комфортного состояния, в катего­риях пользы, поэтому инструменталистскую трактовку этнич­ности также называют «утилитарной».

Отличия инструментализма от примордиализма четко обнару­живаются и в трактовке этнической идентичности. С точки зре­ния инструментализма этническая идентичность представляет собой не фиксированную, а подвижную и ситуативно обуслов­ленную характеристику. Она определяется структурным контек­стом и изменяется под действием контекстуальных переменных, включая способности и умение антрепренеров от этнической политики манипулировать этническими мифами.

К. Янг (303, 65) разъяснил это новое понимание этничности как контекстуально обусловленную идентичность, которая мо­жет создаваться и воссоздаваться вновь для того, чтобы служить новым, конкретным экономическим и политическим обстоя­тельствам:

«Культурные идентичности следует описывать не как при-мордиапьные (раз и навсегда данные и неизменные), а как по большей части новые и весьма расширенные в своем масшта­бе... Они сфокусированы на определенных условиях, при кото­рых культурные характеристики становятся политически акту­альными... Идентичность, по сути, это субъективный кониепт социальной роли, которая изменчива и ситуационна, часто пе­реплетается с другими социальными ролями...»

Таким образом, с точки зрения инструментализма политизи­рованная этничность не является принципиально отличной и от других форм политической ассоциации, а представляет со­бой лишь одно из средств для маскировки (камуфляжа) матери­альных, экономических и властных интересов группы.

В рамках инструменталистского подхода совершенно иную трактовку (по сравнению с примордиализмом) получает и при­рода этнического конфликта. Этнический конфликт — это лишь одна из форм проявления конфликтного взаимодействия сопер­ничающих групп, которое камуфлирует в сфере политики про­явление других конфликтов (экономических, политических, со­циальных). Сама же по себе этничность не является причиной конфликта. Этнический конфликт рассматривается не как ре­зультат несовместимости групповых идентичностей, а скорее как следствие, с одной стороны, межгрупповых различий в темпах и моделях модернизации, а с другой — межгруппового соперни­чества за обладание экономическими или природными ресурсами в тех ситуациях, когда группы различаются по доступу к власти, богатству и социальному статусу. Поэтому недоволь­ные группы могут попытаться использовать политический ре­сурс этничности для выравнивания межгрунповых различий.

В современной литературе критика инструментализма каса­ется в основном тезиса о принципиальной ситуативности и аб­солютно подвижном характере этнических связей. При этом обращается внимание на то, что выбор индивидом этнической принадлежности, в отличие от других видов групповой иден­тичности, нельзя рассматривать как целиком свободный и все­цело находящийся в его руках. В рамках последовательно инст-рументалистской парадигмы невозможно дать удовлетворитель­ное объяснение таким важным вопросам, как относительная устойчивость (хотя и не жесткая фиксированность) этнических идентификаций, которая формируется в процессе социализа­ции личности, в результате чего в реальной действительности большинство людей практически никогда не сталкиваются с возможностью или необходимостью произвольного выбора эт­нической принадлежности. Кроме того, критики справедливо отмечают, что эффективность этничности в качестве инстру­мента политической мобилизации зависит отнюдь не только от чистого интереса, но и от эмоционального восприятия и осоз­нания индивидами своей этнической принадлежности. Только на основе «рационального выбора» нельзя объяснить готовность людей идти на жертвы и лишения ради утилитарных интересов своей этнической группы.

Хотя в целом объяснительные возможности инструментали-стской парадигмы намного шире, чем у примордиализма, сла­бым местом инструменталистов является недоучет социальной природы этнических идентичностей и того факта, что этнич-ность невозможно понять вне системы социальных взаимоот­ношений. Попытки преодолеть эти недостатки отразились в парадигме конструктивизма.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.