Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общеконфликтологические теории





К рассмотрению причин этнополитического конфликта в определенной степени могут быть применены и общеконфлик­тологические теории. Они носят преимущественно структурный характер и исходят из того, что сама организация общества со­здает причины и условия для межгруппового конфликта. В це­лом общеконфликтологические теории преследуют две цели: во-первых, объяснить, почему и как появляется вероятность воз­никновения конфликта, а во-вторых, объяснить, как конфликт развивается. Наибольшую известность в связи с этим получили теория структурного насилия И. Гальтунга и теория базисных человеческих потребностей Э. Азара и Д. Бертона.

2.2.1. Теория структурного насилия

В ряде своих работ Иоганн Гальтунг предложил расширить традиционно принятое в общественных науках понятие наси­лия, включив в него помимо прямого насилия (как действия, приводящего к нанесению непосредственного физического ущер­ба людям или их собственности) еще две формы — структурное и культурное насилие (107; 108; 109; 112). Под структурным насилием Гальтунг предлагает понимать те ситуации, в которых «человеческие существа в физическом и духовном плане само­реализуются ниже своих потенциальных возможностей». Куль­турное насилие трактуется им как все те содержащиеся в куль­туре общности установки и представления, которые «ослепляют

людей, не позволяя замечать явления структурного насилия и оправдывая такое положение дел» (108).

Теория структурного насилия Гальтунга объясняет причи­ны любого конфликта структурными условиями современно­го общества. Согласно Гальтунгу, структуры социального не­равенства несправедливы, так как не обеспечивают предста­вительства интересов масс. Предложенная им теория стремится показать, что определенные социальные структуры могут ока­зывать как на отдельных индивидов, так и на целые соци­альные группы не только интегративное, но и насильствен­ное воздействие, провоцируя этим социальные противобор­ства. Конфликтам такого рода он дает название структурных, а вызывающие их причины обозначает понятием структурно­го насилия. Если прямое насилие предполагает прямые целе­направленные действия и между субъектом и объектом наси­лия существует персональная связь, то структурное насилие воздействует косвенно, через социальные структуры. В отли­чие от прямого насилия, которое изменчиво и динамично, поскольку формируется под влиянием интересов и эмоций индивидов, структурное насилие статично и стабильно, пото­му что социальные структуры обычно имеют устойчивый ха­рактер и даже в период социальной трансформации, как пра­вило, не подвергаются быстрым изменениям.

Хотя властные структуры могут какое-то время успешно подавлять социальные конфликты с помощью прямого или структурного насилия, в критической ситуации (а никакие со­циальные структуры не могут быть постоянно стабильными) вероятен мощный взрыв до этого момента латентных конф­ликтов, причиной которых эти структуры являются. Приме­нение прямого насилия восставшими против несправедливо­сти может относительно легко уничтожить наделенных влас­тью людей, но не сами насильственные структуры. Новые лица могут немедленно заполнить вакансии и сохранить структу­ры. Кроме того, даже уничтоженная структура может появиться спустя какое-то время либо в силу внутренней динамики об­щественного развития, либо потому, что она прочно вошла в сознание новых власть имущих. На основании всех этих со­ображений Гальтунг приходит к выводу, что наиболее эффек­тивным способом решения структурных конфликтов являет­ся систематическое изменение взаимодействия в социальной структуре, минимизирующие существующую в ней институ­ционализированную несправедливость.

2.2.2. Теория базисных человеческих потребностей

Теория базисных человеческих потребностей была изложена в работах Эдварда Азара, Джона Бертона и их последователей (11; 12; 45), которые попытались применить в конфликтологии идеи школы гуманистической психологии А. Маслоу. В ней ут­верждается, что социальные конфликты возникают в результате ущемления или неадекватного удовлетворения базисных чело­веческих потребностей, к которым относятся в первую очередь безопасность, идентичность, признание и участие. Соответствен­но разрешение конфликта должно основываться на таком изме­нении глубинных, психологических структур участников конф­ликта (и прежде всего широких масс), которое учитывает эти базисные потребности, обнаруживаемые на уровне не индиви­да, а идентичностной группы.

Другим важным вкладом этих ученых стало проведенное ими различие между позициями, интересами, ценностями и потреб­ностями. Позиции представляют собой ряд общественных тре­бований, связанных с материальными интересами, которые мо­гут быть предметом переговоров. Ценности относятся к сфере культуры и менее открыты для перемен. Потребности относят­ся к основным человеческим запросам, таким, как идентичность, безопасность, признание и участие.

Потребности универсальны и в отличие от позиций или ин­тересов не могут быть предметом взаимных уступок. Так как базисные потребности универсальны и онтологичны, они по­зволяют увидеть более глубокие основания конфликтных ситуа­ций. Их удовлетворение является существенно важным для че­ловеческого развития и социальной стабильности. Люди будут стремиться удовлетворить эти основные (базисные) потребнос­ти даже ценой социального потрясения и насилия. «Стремление к удовлетворению базисных потребностей неустранимо, их можно либо временно подавить с перспективой будущих деструктив­ных проявлений, либо уничтожить вместе с их субъектами-но­сителями» (45, 145—146).

Д. Бертон утверждает, что глобальными источниками и при­чинами конфликтов в обществе являются социальные институ­ты с их опорой на традиционную систему власти и нормы доми­нирующей элиты. Мера разрыва между социальными ожидани­ями по удовлетворению базисных потребностей и степенью удовлетворения этих потребностей в рамках политической сис­темы и есть мера подлинной легитимности властных структур независимо от того, как они подкрепляются законами и право-

выми механизмами. Если социальные группы не могут удовлет­ворить свои базисные потребности в рамках существующих соци­альных норм и институтов, то они будут искать их удовлетворе­ния за пределами этих границ. Это и есть глобальная причина социальных конфликтов и нестабильности в обществе (45, 150). Удовлетворение базисных потребностей и стремлений не может быть предметом торга с властью, которая должна лишь видоиз­менять и совершенствовать политические структуры в целях наиболее полного и адекватного удовлетворения этих универ­сальных человеческих потребностей. Поэтому разрешение меж­групповых конфликтов должно быть направлено главным обра­зом на институциональные и системные изменения, а не на из­менения группового поведения.

Согласно точке зрения Азара и Бертона, большинство конф­ликтов возникает в результате того, что стороны не учитывают базисные потребности друг друга, причем часто из-за непра­вильного понимания их сути. На самом деле эти потребности не являются взаимоисключающими, как подчеркивает Бертон, поскольку ресурсы для них в принципе неограниченны. Напри­мер, удовлетворение потребности в безопасности одной сторо­ны вовсе не предполагает, что делать это надо обязательно за счет ущемления безопасности другой стороны. То же самое от­носится и к потребности в идентификации с группой. Поэтому для разрешения конфликта, во-первых, следует правильно оп­ределить базисную потребность, лежащую в основе конфликта, во-вторых, найти такое решение, которое полностью удовлет­воряло бы потребности всех участников. Иначе говоря, успеш­ное и окончательное завершение любого конфликта должно включать удовлетворение потребностей, которые оказались фру-стрированными в данных условиях и при данных обстоятель­ствах.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.