|
КОМПЛЕКСНЫЕ МНОГОУРОВНЕВЫЕ ТЕОРИИ СОВРЕМЕННОГО ВНУТРЕННЕГО КОНФЛИКТАК отдельной группе специальных теорий, объясняющих причины этнополитического конфликта, следует отнести не только многофакторные, но также и многоуровневые теории современного конфликта, разработанные в рамках общей конфликтологии. Это — классическая теория затяжного социального конфликта Э. Азара и ее современные вариации, представленные, например, в теории международного социального конфликта X. Миалла и его коллег. Их особенность заключается в том, что они объясняют причинно-следственный механизм возникновения острого межгруппового конфликта как результат конфлик-тогенных факторов, действующих на различных уровнях внутриполитической и международной систем. Поэтому они называются комплексными многоуровневыми теориями. 4.1. Теория затяжного социального конфликта Э. Азара Эдвард Азар был одним из первых, кто еще в 70-е гг. XX в. обратил внимание на то, что основным источником деструктивного конфликта и смертоносного насилия в послевоенный период стали не межгосударственные, а внутригосударственные (межэтнические, клановые, религиозные) конфликты. По его мнению, основной характеристикой таких конфликтов, которые он предлагает называть «затяжными социальными конфликтами» (ЗСК), является то, что они представляют собой длительную и зачастую насильственную по форме борьбу групп за удовлетворение своих базисных потребностей. При этом, с точки зрения Азара, традиционное внимание анализировавших вооруженные конфликты политологов к межгосударственным отношениям на самом деле лишь добавляет тумана и не облегчает, а, наоборот, еще более затрудняет надлежащее понимание динамики этих конфликтов. Опираясь на базы данных Международного исследовательского проекта по изучению затяжного социального конфликта, создаваемые в Мэрилендском университете США с середины 1970-х гг., Азар предложил новое понимание динамики этнических отношений, которая порождает насильственные и устойчивые («затяжные») конфликты (11; 14; 13). В своих работах начала 1990-х гг. он выявил свыше 60 примеров конфликта нового типа, который «в отличие от традиционных споров о территории, экономических ресурсах или соперничестве по линии Запад—Восток вращается вокруг проблем идентичности групп» (13, 93). Таковыми, по мнению Азара, являются конфликты в Ливане, Шри-Ланке, на Кипре, Филиппинах, в Северной Ирландии, Эфиопии, Судане, Нигерии и Южной Африке. В работе «Управление затяжным социальным конфликтом: Теория и случаи» (1991) он суммирует ряд основных отличий своего подхода к анализу таких конфликтов от считавшихся ортодоксальными исследований проблем войны и мира. Во-первых, преобладавшая до 80-х гг. теоретическая модель конфликтологического анализа основывалась на четкой функциональной дифференциации типов конфликта на группы психологических, социальных, политических, экономических и военных конфликтов. Поиски причин конфликтов шли, как правило, лишь на одном из «уровней анализа» — или на уровне международной системы (реалистическая парадигма), или на уровне государства (структурная парадигма), или на уровне индивида (психологические и бихевиористские парадигмы). Азар предложил подойти к анализу затяжных социальных конфликтов по-новому, с тем чтобы попытаться достичь синтеза парадигм реализма и структурализма в плюралистичной теории, которая, по его мнению, более пригодна для объяснения преобладающих видов современного конфликта (13, 95). Во-вторых, Азар утверждает бесперспективность попыток понять природу современного конфликта на основе довольно жесткой дихотомии внутренних и внешних измерений, когда первые рассматриваются почти исключительно социологами, антропологами и психологами («гражданские войны, повстанческие движения, восстания, перевороты, протестная деятельность, беспорядки, революции» и др.), а вторые — лишь политологами-международниками («межгосударственные войны, кризисы, вторжения, приграничные конфликты, блокады» и др.). Предлагая термин «затяжной социальный конфликт», Азар хочет подчеркнуть, что конфликт нового типа происходит преимущественно внутри государств, а не между ними. В-третьих. Азар критикует существовавшую тенденцию обращать внимание прежде всего на открытые и насильственные формы проявления конфликта, игнорируя при этом скрытые, латентные и ненасильственные проявления, а также на связанный с этим подход к динамике конфликта с точки зрения циклов его развития, при котором «прекращение насильственных действий часто приравнивается к состоянию мира». Он утверждает, что многие из активных в настоящее время конфликтов характеризуются размытостью границ между внутренними и внешними источниками и акторами и, кроме того, не демонстрируют четкого начала или конца (13, 6). По мнению Азара, динамика затяжного социального конфликта основана на ряде факторов, действие которых может меняться и даже перекрываться с течением времени. Те из них, которые способствовали возникновению конфликта и его насильственным проявлениям, могут не совпадать с теми, которые поддерживают конфликт или определяют его неразрешимость. В связи с этим Азар выделяет четыре группы переменных, действие которых создает предпосылки для приобретения такими конфликтами высокой степени интенсивности: это этническая («общинная») природа преобладающих в современном мире конфликтов, депривация базисных человеческих потребностей, роль государства и типа политического правления и международное измерение затяжного внутреннего конфликта. 1. Этническая («общинная») природа преобладающих в современном мире конфликтов. С точки зрения Азара, наиболее полезной единицей для анализа ситуаций ЗСК является идентич-ностная группа — расовая, религиозная, этническая, культурная и др. (14, 31). В основе конфликтов нового типа лежат отношения между идентичностными группами и государством, что в терминологии Азара называется дезартикуляцией (разрывом связей) между государством и обществом в целом, а также тот факт, что любые индивидуальные интересы и потребности в таких конфликтах опосредуются через членство индивида в социальных группах. Существующую во многих развивающихся странах дезартикуляцию государства и общества Азар связывает с колониальным наследием, которое искусственным образом навязало европейские идеи (стандарты) территориальной государственности «множеству общинных групп». В результате во многих постколониальных полиэтничных обществах государственная машина попала под контроль одной из этнических групп или ограниченной коалиции групп, политика которых часто игнорирует базовые потребности и коренные интересы других групп, что вызывает сильные межэтнические напряжения, способные привести к фрагментации всю социальную ткань таких обществ. 2. Депривация базисных человеческих потребностей. Вслед за Д. Бертоном Азар рассматривает депривацию базовых человеческих потребностей в качестве основного источника затяжного социального конфликта. В частности, он отмечает базисный характер потребностей в безопасности, в развитии, в политическом доступе к власти, в идентичности (культурном и религиозном самовыражении). Недовольство, возникающее из-за неудовлетворения потребностей выражается, как правило, коллективно. Неспособность властей снять это недовольство закладывает и культивирует нишу для затяжного социального конфликта (9). В отличие от интересов потребности онтоло-гичны и компромиссами не удовлетворяются, так что в случае возникновения конфликт неизбежно приобретает острый, интенсивный и с традиционной точки зрения «иррациональный» характер. По мнению Азара, для снижения деструктив-ности конфликта необходимо снизить степень отсталости в развитии. Сохраняющаяся в развивающихся странах экономическая и технологическая отсталость, отсутствие интеграции их социальных и политических систем создают неуверенность групп в отношении своей безопасности и опасения несправедливости в вопросах распределения. Группы, которые стремятся удовлетворить потребности в идентичности и безопасности путем конфликта, на самом деле желают перемен в структуре общества. Разрешение конфликта по-настоящему возможно, если только произойдет удовлетворяющее группы повышение уровня развития. В этом смысле устойчивый межэтнический мир «представляет развитие в широком смысле этого термина» (12, 155). 3. Государство и тип политического правления. Азар обратил внимание на то, что государство и существующий способ правления являются центральными факторами в удовлетворении или же фрустрации потребностей как индивидов, так и идентичное -тных групп. В западной либеральной традиции государство понимается как совокупность индивидов, которым граждане доверяют управление делами общества, а также функцию непредвзятого арбитра в межгрупповых конфликтах, причем все члены политической общности рассматриваются как равные в правовом смысле граждане. На практике же в большинстве развивающихся стран, по мнению Азара, происходит нечто иное, особенно в более молодых и менее стабильных государствах, где политический авторитет «как правило, монополизируется господствующей идентичностной группой или коалицией гегемо-нистских групп», которые используют государство для максимизации своих интересов за счет интересов других групп. Поэтому в случае затяжного социального конфликта особое значение имеет изучение «общинного согласия внутри государства» по причине как мобилизации групповых интересов и иден-тичностей правящими элитами, так и реактивной контридентификации исключенных «меньшинств». Монополизация власти доминирующими группами, а также ограничение политического доступа групп меньшинств способствуют возникновению кризиса легитимности. Таким образом, «тип режима и уровень легитимности» становятся важными связующими переменными между базовыми потребностями и затяжным социальным конфликтом. 4. Азар отмечает важную роль, которую в современных условиях играет международное измерение затяжного социального конфликта, что делает различия между внутренней и внешней политикой искусственными. Под международным измерением затяжного социального конфликта («международные линии» в терминологии Э. Азара) понимаются, в частности, пересекающие границы государства интересы, особые сети отношений, взаимозависимости внутри мировой экономической системы, а также складывание сетей военно-политических связей, которые образуют региональные и глобальные модели патронажа и кли-ентелы. Современные государства, особенно слабые, подвержены воздействию международных сил. Отвечая на вопрос, при каких условиях действие отмеченных выше предпосылок способно привести к открытому конфликту, Азар предлагает увязывать анализ этих структурных предпосылок с анализом действия ряда сопряженных с ними факторов внутригрупповой динамики. Среди этих факторов он выделяет три основные группы: 1) действия и стратегии этнических групп, 2) действия и стратегии государства и 3) действие встроенных механизмов конфликта (12, 12—15). Первая группа факторов включает процессы формирования групповой идентичности, групповую организацию и мобилизацию, особенности возникновения и тип этнического лидерства, выбор этническим движением политических целей (больший доступ внутри системы, автономия, сецессия, революционная политическая программа) и тактики (гражданское неповиновение, партизанская война), а также масштаб и тип имеющихся у группы внешних связей. Вторую группу факторов образуют действия и стратегии находящихся в данное время у власти индивидов и элит, которые выбирают тот или иной политический метод по управлению идентичностным конфликтом (в континууме от политической аккомодации и мирных переговоров до инструментальной кооптации и репрессивного принуждения). С точки зрения Азара, существующие в слабых и фрагментированных политических системах высокие политические и экономические издержки, с которыми сопряжен поиск мирного решения, а также свойственный этим системам принцип «победитель получает все» способствуют тому, что наиболее вероятным выбором является репрессия, а не аккомодация. Третья группа факторов включает набор так называемых встроенных механизмов конфликта, которые вступают в действие в момент, когда начинает раскручиваться спираль эскалации конфликта. Опираясь на работы Э. Самнера (279), Т. Гурра (124), Д. Митчелла (203) и других, Азар относит к ним процессы, в ходе которых взаимоисключающие «исторический опыт, коллективные опасения и системы убеждений» этнических групп порождают взаимные негативные образы, еще более углубляющие антагонизм в межгрупповых отношениях и придающие конфликту затяжной характер. Историческая память конфликтующих групп, националистические мифы о групповой исключительности, пропаганда клише «образ врага», демонизируюшая этнического оппонента, идеологии используются для оправдания дискриминационной политики и легитимации насилия и жестокостей. В обстоятельствах, известных политологам-международникам как дилемма безопасности, действия сторон интерпретируются ими в самом угрожающем виде, стороне-противнику приписываются наихудшие намерения, в результате чего «пространство для достижения компромисса и примирения сокращается, а предлагаемые мирные решения проблем становятся все более редкими, причем, как правило, воспринимаются каждой стороной лишь как средства для достижения относительной власти и контроля» (12, 15). По мере того как спираль политического кризиса развертывается в войну, в ходе которой возникают новые порочные интересы, на позиции групповых лидеров выдвигаются наиболее нетерпимые и агрессивные элементы общества, а преступление становится политической нормой. При достижении порога напряжения, создаваемого такой динамикой конфликта, наступает дезинтеграция системы. Не выдерживая постоянного напряжения и разрушений, политические структуры обрушиваются и приходят в состояние коллапса, порождая внутренний социальный взрыв (социальную имплозию), который поглощает все вокруг и препятствует восстановлению мира. Нельзя утверждать, что Азар сказал последнее слово по вопросу или что он был единственным, кто указал на особое значе- ние мобилизованных идентичностей, идеологий социального исключения, хрупкого авторитарного правления и споров о суверенитете среди источников крупномасштабного вооруженного конфликта. Однако его подход предвосхитил многие аспекты того, что составляет фундамент современных многоуровневых объяснений этнополитического конфликта. Одной из наиболее известных недавних попыток в этом русле стала теория международного социального конфликта X. Миалла, О. Рамбсботама, Т. Вудхауза и др. (199). Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|