|
Влияние этнополитического конфликта на международные отношенияВнутригосударственный этнополитический конфликт и его результаты могут оказывать серьезное влияние на сферу международной политики и межгосударственные отношения. В целом можно выделить три типа возможных исходов острого, особенно насильственного, этнического конфликта: мирное этническое примирение, мирное этническое разделение и переход конфликта в затяжную стадию. Иными словами, конфликтующие этнические группы могут прийти к согласию продолжать жить вместе, или начать жить раздельно, или же не уступать друг другу и продолжать бороться за контроль над ситуацией. В каждом из этих случаев результаты этнического конфликта оказывают важное влияние на международные отношения. Этническое примирение. Когда этнические группы способны решать свои споры мирно и самостоятельно (например, в случае достижения соглашения о создании или расширении этно-региональной автономии, наделения недовольного этнического меньшинства равными с большинством экономическими возможностями или политическим статусом), этнический конфликт не создает существенных проблем для внешних стран, так как международный статус-кво остается неизменным. Если основным способом мирного урегулирования конфликта являются переговоры, то в их ходе внешние акторы могут оказывать содействие мирному процессу как третьи стороны, т.е. путем посредничества, помощи в выработке более прочных гарантий для меньшинств, внесения предложений по возможным конституционным изменениям. По завершении переговоров международные субъекты также могут способствовать заключению торговых соглашений с новыми автономными региональными акторами. Этническое разделение. В ряде случаев конфликтующие этнические группы оказываются неспособными выработать новые конституционные установления, которые были бы приемлемыми для всех заинтересованных сторон, и при определенных обстоятельствах могут принять решение о разрыве существующих правовых связей и об образовании независимых государств. Следует отметить, что так называемые бархатные разводы встречаются редко, так как этническая география, как правило, очень усложнена и многие группы воспринимают фрагментацию как угрозу своей идентичности, своему региональному влиянию и весу в мировых делах. В тех случаях, когда разделение многонациональных государств происходит в результате их распада или сецессии этнического меньшинства и образования им независимого государства или объединения с другим государством, наблюдаются самые серьезные изменения в международной системе государств и их отношений. Являясь субъектами международных отношений, другие государства не могут игнорировать потенциальные и тем более актуальные случаи этнического сепаратизма или ирредентиз-ма, особенно такие, которые угрожают региональной безопасности. Поэтому серьезная нестабильность внутри многонациональных государств часто влечет вмешательство внешних держав. По такому сценарию в XX в. развертывалась спираль эскалации этнического конфликта в случаях распада Австро-Венгерской, Российской и Османской империй после Первой мировой войны, крушения колониальной системы после Второй мировой войны, образования Бангладеш вначале 1970-х гг.. а также дезинтеграции социалистических федераций (СССР, Югославии и Чехословакии) в начале 1990-х гг. Как показывает опыт, случаи этнического разделения создают ряд серьезных проблем для международного сообщества в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, являвшиеся ранее внутренними границы должны быть признаны в качестве международных. Во-вторых, иностранным государствам предстоит решить, заключать ли с новыми государствами дипломатические связи или нет. В-третьих, иностранные государства должны решить, распространять ли на новые государства членство в международных и региональных организациях, таких, как ОБСЕ, СЕ, ЕС, ОАЕ, МВФ, ГАТТ, и др. В-четвертых, возникает потребность переформулировать условия ранее заключенных с распавшимся государством международных договоров и определить правопреемственность. В-пятых, встает вопрос о том, следует ли и как развивать новые торговые и финансовые отношения с новыми государствами. Наконец, в-шестых, возникает необходимость оценить прогнозируемое воздействие этих перемен на региональную и глобальную стабильность и соответственно изменить внутреннюю и международную политику безопасности. Переход конфликта в затяжную стадию и этнические войны. Этот сценарий развития внутриполитического этнического конфликта также создает серьезные проблемы для международной системы и внешней политики государств. Одной из основных причин этого является опасность распространения острого этнического конфликта через международные границы. На основе анализа опыта этнополитических конфликтов 1990-х гг. Д. Лейк и Д. Ротшильд выявили два основных пути такого распространения — диффузию и эскалацию (177). Под международной диффузией этнического конфликта понимаются ситуации, когда длительное и затяжное этническое насилие в одном государстве повышает вероятность возникновения серьезного конфликта в других государствах, в том числе через эффект заражения и идеологического влияния на группы меньшинств. Диффузия часто происходит вследствие действия потоков информации, которые влияют на системы убеждений этнических групп в других странах. С одной стороны, события за границей могут напрямую изменить этнический баланс власти в стране, разрушая существовавший этнический контракт и ведя к насилию (например, потоки беженцев). С другой стороны, этнический конфликт в одной стране может способствовать тому, что этнические группы в другой стране радикализируют свои требования. Кроме того, затяжной (особенно насильственный) этнический конфликт в одной стране может заставить этнические группы в других странах переоценить свои представления об эффективности политических гарантий своего статуса в стране, где они проживают. Наконец, этнический конфликт за границей может заставить группы изменить свои воззрения о цене протестного действия, в том числе насилия и вероятности достижения успеха. В любом из этих четырех способов изменения представлений и убеждений под влиянием информации об этническом конфликте в другой стране могут способствовать как увеличению, так и уменьшению вероятности острого этнического конфликта в соседних странах. К ситуациям международной эскалации (или заражения) этнического конфликта относят случаи, когда этнический конфликт в одной стране втягивает в свою орбиту новых, внешних участников (соседние страны или великие державы) через традиционные механизмы межгосударственных союзов, ирреден-тизма, попытки переключить внимание своего населения с внутренних проблем на проблемы других государств, использовать к своей выгоде внутреннюю слабость государств-соседей. Иными словами, под эскалацией понимаются ситуации, когда этнический конфликт в одном государстве может сыграть роль детонатора («спускаемого курка») международного конфликта (177). Как диффузия, так и эскалация внутриполитического этно-конфликта могут привести к разрушительным последствиям не только для вовлеченных в него этнических групп и/или центрального правительства, но и для других государств и целых регионов. Мировая политика и международные отношения не могут игнорировать вызовы, которые ставят перед ними интернациональное и транснациональное измерения серьезного, особенно насильственного, этнического конфликта, и поэтому часто стоят перед лицом необходимости дать на них ответ. 3.3. Влияние внешних акторов на этнический конфликт Под интернационализацией этнического конфликта понимают любые проявления вмешательства внешних акторов во внутриполитический этнически!! конфликт с целью оказать то или иное воздействие на его динамику, в том числе и посрелством деятельности по регулированию конфликта и управлению им. Наибольшее внимание в современной литературе уделяется таким вопросам, как мотивы, субъекты, формы и последствия внешнего вмешательства в этнический конфликт. Мотивы внешнего вмешательства. В конфликтологической литературе отмечаются различные мотивы внешнего вмешательства во внутриполитический этнический конфликт. Во-первых, это могут быть соображения национальной, региональной или глобальной безопасности, когда этническое насилие в одной из стран способно вызвать серьезную дестабилизацию в этнически смешанных регионах соседних государств, например, если существует очевидная опасность распространения этноконфликта через международные границы (путем диффузии или эскалации). В случаях когда следствием затяжного этнического конфликта является возникновение сетей террористических организаций или когда существует высокий риск того, что в руки этнических повстанцев может попасть оружие массового поражения, мотивами международного вмешательства служат интересы глобальной безопасности. В связи с этим в литературе указывается на возникшую недавно проблему наличия оружия массового поражения в Индии и Пакистане, которые не являются официальными членами «ядерного клуба» великих держав. Во-вторых, частой причиной иностранного вмешательства во внутриполитический этнический конфликт являются тем или иным образом трактуемые национальные интересы вмешивающейся страны или группы стран, входящих в межгосударственные организации. Степень легитимности такого вмешательства во внутренний конфликт в другом государстве является политической переменной и зависит от интерпретации мотивов. Более легитимными представляются посреднические вмешательства и попытки содействовать той или иной форме мирного урегулирования насильственного конфликта, как правило, осуществляемые не в гуманитарных целях, а в целях оградить вмешивающиеся «цивилизованные» страны от негативных последствий этнического насилия в сопредельных государствах (например, от масштабных волн беженцев). Вместе с тем в политической истории человечества нередко действовали и нелегитимные мотивы вмешательства, например стремление отвлечь население собственной страны от внутриполитических проблем посредством манипуляций внешними угрозами или стимулирования откровенно агрессивных аппетитов. Печально известным примером последнего является политика гитлеровского рейха в конце 1930-х гг. по отношению к Чехословакии и Австрии. В-третьих, мотивом к вмешательству во внутриполитический этнический конфликт может выступать стремление ослабить страну-соперницу, воспользовавшись ее этническими трудностями. В качестве примера в литературе указывается на политику Великобритании, которая в ходе Первой мировой войны поддерживала растущий арабский национализм на Ближнем Востоке с целью подорвать Османскую империю, и Германии, нашедшей сравнительно недорогостоящий способ фланговой атаки на ненавистную кайзеру Британию — оказание поддержки ирландским повстанцам. Наконец, иногда внешнее вмешательство может быть вызвано гуманитарными соображениями, стремлением уменьшить масштабы насилия, особенно в тех случаях, когда поведение конфликтующих сторон нарушает международные ценности и нормы поведения и сопровождается жестокостями и зверствами конфликтующих групп, что приводит к геноциду, этническим чисткам, масштабному разрушению материальных и культурных ценностей. Если такие случаи раскручивают СМИ, то правительствам «цивилизованных» государств предоставляется шанс вмешаться и реализовать свои «жизненные интересы» под гуманитарными лозунгами. В современную эпоху данные мотивы получили значительное распространение, хотя во многих случаях трактовка и восприятие легитимности такого рода вмешательства неоднозначны. При опенке важно учитывать, осуществляет ли вмешательство отдельное «цивилизованное» государство (или контролируемый им военно-политический блок государств, например НАТО) или же миротворческие силы с санкции международных организаций, не находящихся под единоличным контролем ни одного из крупных государств (например, ООН). Субъекты внешнего вмешательства в этнический конфликт. В зависимости от уровня выделяется несколько типов субъектов внешнего вмешательства во внутриполитический этнический конфликт. Во-первых, это субъекты надгосударственного (межгосударственного) уровня. К ним относятся межгосударственные международные организации, которые осуществляют деятельность в глобальном или региональном масштабе, такие, как ООН, ОБСЕ, Евросоюз, Организация африканского единства и др. Наиболее авторитетной организацией такого типа является ООН, основная задача которой, по замыслу создателей, — поддержание международного мира, безопасности и стабильности. Хотя ООН (в отличие от НАТО) скрупулезно придерживается принципа суверенитета государств, де-факто она может быть вовлечена во внутренний конфликт в соответствии с тремя своими мандатами (если конфликт представляет собой ярко выраженную угрозу для сохранения мира; если конфликт связан с проблемой деколонизации и если конфликт сопряжен с серьезными нарушениями прав человека). В частности, ООН предпринимала ряд миротворческих миссий, связанных с улаживанием этнических конфликтов как до геополитического транзита конца 1980 — начала 1990-х гг. (например, на Кипре, в Ливане), так и после 1989 г. (миссии в Анголе, Руанде, Боснии, Никарагуа и Гватемале, Мозамбике и Намибии, Восточном Тиморе). В Европейском регионе большую роль сыграла деятельность ОБСЕ, особенно созданного в ее рамках института Верховного Комиссара по Национальным Меньшинствам, и постоянных представительств ОБСЕ (например, в Латвии, Эстонии, Словакии, Македонии и др.). Целью деятельности международных экономических организаций является содействие экономическому развитию и международному сотрудничеству. Однако они могут косвенно влиять на ситуацию в полиэтничных странах через программы помощи развитию, реализация которых нередко создает новые интересы и конфликты между этнорегиональными субъектами. В качестве примера можно назвать Программу ООН по развитию, Мировой банк, МВФ, ЕБРР, институты еврореги-ональной политики Евросоюза. Во-вторых, следует выделить субъекты транснационального уровня (международные субъекты на субгосударственном уровне). К ним относятся многочисленные международные неправительственные организации (НПО), такие, как Международный Красный Крест и Красный Полумесяц, правозащитные организации, гуманитарные организации (например, «Врачи без границ», «Журналисты без границ», «Гринпис» и др.), вмешательство которых во внутренний конфликт продиктовано почти исключительно гуманитарными соображениями. В-третьих, особую роль играют субъекты государственного уровня, т.е. прилегающие к зоне конфликта государства или далеко расположенные государства, которые связывают с зоной этнического конфликта свои жизненные интересы (например, из-за соседства этой зоны с нефтяными месторождениями). В связи с этим различают три основных типа ситуаций: I) вмешательство в поддержку ирредентистских движений (например, политика пангерманизма, проводившаяся гитлеровским рейхом в межвоенный период); 2) вмешательство с целью защиты минимальных стандартов прав этнических соотечественников (например, путем заключения двусторонних дипломатических договоров, как это делалось Австрией в связи с правами германо-язычного населения итальянского Южного Тироля, Турцией и Алжиром в отношении прав рабочих-мигрантов в Германии и Франции соответственно, Венгрией и Россией в связи с соблюдением прав соответственно венгероязычных меньшинств в Центральной Европе и русскоязычных меньшинств на постсоветском пространстве); 3) вмешательство для охраны своей территории. В-четвертых, в ситуацию вовлечены субъекты субгосударственного уровня, в качестве которых могут представать этнические организации одной из стран, выступающие автономно от своего центрального правительства, мотивируя свое участие соображениями этнической солидарности с этническими сородичами на территории другого государства (тамилы Индии и Шри-Ланки, греки и турки на Кипре, ирландская диаспора и католики Ольстера, сикхские общины Великобритании по отношению к сикхам в Пенджабе, баски Франции и Испании и др.). Следует отметить, что этнические соплеменники из-за границы часто могут становиться мощным фактором эволюции лишь кажущегося внутренним этнического конфликта. Формы внешнего вмешательства в этноконфликт и его последствия. Интернационализация этнического конфликта вследствие вмешательства внешних акторов может принимать разные формы. При этом различают косвенные и прямые формы такого вмешательства. Формами косвенного вмешательства внешних акторов во внутренний этноконфликт являются политика поддержки этнических соотечественников за рубежом и стратегические вмешательства. Политика поддержки этнических соотечественников оправдывается чувствами этнической солидарности, может являться составной частью принципов внешней политики государств (например, у Венгрии или России в отношении своих этнических соотечественников) и, как правило, закрепляется в двусторонних договорах. В тех случаях, когда этнические конфликты возникают в результате миграций и перемен в этноде-мографическом равновесии отдельных стран, «исходная» страна этнических мигрантов может выражать обеспокоенность о правах мигрантов и их потомков на международном или двустороннем уровне. Так, Индия выражает заинтересованность в судьбе индийцев в Восточной Африке и Океании (Уганда, Фиджи); Китай проявляет патернализм по отношению к китайцам в странах Юго-Восточной Азии и др.; Турция и Алжир заключают двусторонние договора с западно-европейскими правительствами по поводу ситуации с трудовыми мигрантами. Стратегические вмешательства в этнический конфликт представляют собой косвенные влияния одного государства на этнический конфликт в другой стране, которые, однако, мотивируются не чувствами этнической солидарности, а определенным образом понятыми национальными интересами на государственном уровне. Например, правительство одной страны может попытаться воспользоваться этническим конфликтом в другой стране с целью реализовать или защитить свои интересы. Классическим выражением этого явления является политическое использование внутреннего этнического конфликта с целью ослабить или подорвать враждебное государство. Одним из часто приводимых в литературе примеров этого является политика Индии, которая в начале 1970-х гг. предоставляла значительную дипломатическую, материальную и по возможности военную поддержку бенгальским повстанцам в Восточном Пакистане и добилась успеха в ослаблении и территориальном расчленении своего традиционного регионального врага — Пакистана. В свою очередь, Пакистан предоставлял содействие сикхским сепаратистам, ставящим целью разрыв с Индией и образование независимого сикхского государства. Израиль оказывал поддержку курдам Ирака и неарабским и немусульманским повстанцам на юге Судана в их борьбе против арабских государств, которые считались враждебными Израилю (88). Кроме того, стратегическое вмешательство может происходить и на субгосударственном уровне. Этническая группа может попытаться реализовать свои цели, используя возможности, открывающиеся в системе международных отношений (например, в результате геополитического транзита, как это было в бывшей Югославии). Такого рода деятельность также представляет собой стратегическое использование этнического фактора в международной политике. К формам прямого вмешательства извне во внутренний этноконфликт относят международное посредничество, арбитраж и миротворчество, предпринимаемые как отдельными странами, так и международными организациями. Более подробно они рассматриваются в гл. 8 и 9 в связи с обзором вопросов регулирования и трансформации этнических конфликтов. Среди основных типов последствий интернационализации этнического конфликта для эволюции самого конфликта в литературе отмечается ряд возможностей: 1) эскалация конфликта и его обострение в результате иностранного вмешательства; 2) продление периода острого конфликтного противоборства в результате вмешательства внешних интересов; 3) смягчение конфликта вследствие международной обеспокоенности и давления извне; 4) временное прекращение насилия в результате миротворческой операции; 5) примирение конфликтующих сторон в результате посредничества или арбитража внешней стороны; 6) замещение этнического конфликта неэтническим и особыми интересами внешних сторон (35; 49; 88). При конфликтологическом анализе каждого конкретного случая интернационализации этнического конфликта важно максимально полно определить всю совокупность факторов конфликтной динамики, которые действуют в международном контексте. Контрольные вопросы 1. Зачем при анализе конфликта необходимо обращать внимание на специфику контекстов его проявления? 2. Что привлекает внимание конфликтологов при анализе социального контекста этнополитического конфликта? Что понимается под этнической дифференциацией и под этносоциальной стратификацией? Какие выделяются основные типы этносоциальной стратификации? Как тип этносоциальной стратификации влияет на конфигурацию этнополитического конфликта, предмет спора и потенциал политического насилия? В чем заключается достоинство смешанной сетчатой модели этносоциальной стратификации, предложенной в работах Дж. Ротшильда? В чем может проявляться связь между социальным и этническим неравенством в современных индустриальных обществах и какие это может иметь конфликтогенные последствия в сфере межэтнических отношений? 3. Что понимают под этнически разделенными обществами? Какие могут быть типы этнически разделенных обществ? 4. Что такое этническая дискриминация? В каких формах она может проявляться? 5. Дайте определение этнополитической мобилизации. Каковы ее необходимые предпосылки и типы? Назовите и охарактеризуйте основные факторы этнополитической мобилизации. 6. Почему конфликтологам важно изучать внутриэтнические политические разделения и конкуренцию этнических элит? Что такое политика этнического предпринимательства и «игра на повышение этнической цены»? 7. Что понимают под международным контекстом этнополитического конфликта? В каких формах этническая политика может проявляться на международном уровне? 8. Какие проблемы ставит этнический конфликт перед международными отношениями? Какие мотивы могут возникать для внешнего вмешательства во внутриполитический этноконфликт? К каким последствиям оно может привести? 9. Определите понятия «интернационализация этноконфликта» и «эт-низация внешней политики». Что понимается под международной диффузией и под международной эскалацией этноконфликта? Задания для самостоятельной работы A. На основе вузовских учебников новейшей истории и дополнительной литературы подготовьте сообщение об образовании новых государств в Европе после Первой мировой войны и существовавшем в межвоенный период международном режиме защиты прав национальных меньшинств. Б. На основании дополнительной литературы и справочных материалов подготовьте сообщение, в котором попытайтесь оценить какой-либо (на ваш выбор) случай современного затяжного этнического конфликта (Северная Ирландия, Шри-Ланка, Кипр, Ближний Восток, Восточный Тимор) с точки зрения факторов его международного контекста. B. На основе дополнительной литературы и справочных материалов подготовьте сообщение, в котором оцените какой-либо случай этнополитического конфликта в Восточной Европе или СНГ в конце 1980-х — середине 90-х гг. с точки зрения факторов его международного контекста. Рекомендуемая литература Арутюнян Ю. В. Трансформация постсоветских наций. М., 2003. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. М., 1998 Губогло М. Н. Языки этнической мобилизации. М., 1998. Дробижева Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003. Мукомель В., Паин Э. А. Новые диаспоры: Государственная политика по отношению к соотечественникам и национальным меньшинствам в Венгрии, Украине и России. М., 2002. Социальное неравенство этнических групп: Представления и реальность / Отв. ред. Л. М. Дробижева. М., 2002. Тишков В. А. Меньшинства в постсоветском контексте // Расы и народы. М.. 1998. Вып. 24. Тишков В. А. Этнология и политика. М., 2001. Фарукшин М. X. Политическая элита в Татарстане: вызовы времени и трудности перемен // Политические исследования. 1994. № 6. Этничность и власть в полиэтнических государствах. М.. 1994. Этнос и политика. Хрестоматия / Авт.-сост. А. А. Празаускас. М.. 2000. Banton M.P. Race and Ethnic Competition. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. Brass P. Ethnicity and Nationalism: Theory and Comparison. L.: Sage, 1991. Carment D.W. and James P. (eds.) Wars in the Midst of Peace: the International Politics of Ethnic Conflict. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1997. Chazan N. (ed.) Irredentism and Internatioanl Politics. Boulder, CO: Lynne Rienner, 1991. Esman M. Ethnic Actors in international politics // Nationalism and Ethnic Politics. 1995, N 1. P. 111-125. Esman M. Ethnic Politics. Ithaca: Cornell University Press, 1994. Chs. 2—3. Gurr T. R. Minorities at Risk: A Global View of Ethnopolitical Conflicts. Washington, DC: USIP Press, 1993. Chs. 4-5. Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkeley, CA: University of California Press, 1985. Koopmans R. and Statham P. Challenging Immigration and Ethnic Relations Politics. Oxford: Oxford University Press, 2000. Lake D. A. and Rothschild D. (eds.) The Internationa! Spread of Ethnic Conflict: Fear, Diffusion, and Escalation. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1998. Rothschild J. Ethnopolitics: A Conceptual Framework. N.Y.: Columbia University Press, 1982. Chs. 5-7. Глава 5 Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|