|
Неоинституционалистские теории (X. Линц, С. Ньюман)Разработка неоинституционалистских теорий этнополитического конфликта отражает попытки преодолеть основные дефекты парадигмы конфликтной модернизации, предпринятые в рамках самой этой парадигмы. Эти дефекты были связаны, с одной стороны, с тем, что классический модернизационный анализ причин возникновения этнических движений оставлял вне поля зрения проблемы идеологического, стратегического и организационного аппарата этнических движений, с другой — с тем, что даже новое поколение модернизационных теорий 1980-х гг. в своем акценте на экономические и политические интересы элит оставалось в рамках инструменталисте кой методологии. В частности, они не учитывали достижений конструктивистской школы в этнологии и не уделяли серьезного внимания роли этнических границ, этнокультурных и идеологических маркеров как факторов, способных определять глубину и широту получаемой этнополитическим движением поддержки. С конца 80-х гг. появляется новое, третье по счету поколение теорий модернизации, так называемые неоинституционалистские теории. Их авторы обращают внимание на то, что недостатки анализа этнополитического конфликта не являются неизбежным следствием применения конфликтно-модерни-зационной парадигмы, а скорее связаны с узостью прошлых подходов, которые принимали факт создания современных этнических идентификаций как данность и не анализировали процесс конструирования этнических идентичностей и процессы их последующей политизации. Особенно важную роль в связи с этим сыграли работы Доналда Ротшильда (235; 233), Хуана Линца (185), Роджера Брубакера (40; 41), Саула Ньюмана (211; 212) и др. В своих рассуждениях они исходят из того, что социальная, экономическая и политическая модернизация может объяснить не только необходимые предпосылки возникновения этнического конфликта. Способ, которым модернизация воссоздает и политизирует этнические идентификации, может также определять типы идеологических и организационных ресурсов, доступных этническим движениям. Распределение этих ресурсов и определяет успех или поражение этнических движений и дальнейшее направление этнического конфликта. В индустриально развитых демократиях модернизация часто создает предпосылки для этнического конфликта тем, что разрушает связи между этническим движением и его идеологическим или организационным ресурсами. В авторитарных государствах, где распределение этих ресурсов определяется в большей степени государственной властью, чем процессом экономической модернизации, подъемы и спады этнополитического конфликта зависят от способности государственных институтов (и прежде всего правительства) эффективно перераспределять политические ресурсы. Процесс модернизации не только создает предпосылки для подъема множества социальных и политических движений (в том числе и этнополитических), но и помогает сформировать институциональную структуру и идеологический характер этих движений. Именно это наряду с их отношением к другим институциональным политическим структурам в конечном счете определяет успех или поражение новых движений. Процесс модернизации также по-новому формирует и политизирует социальные и политические идентичности. Способ, при помощи которого идеологии и организации закрепляют эти этнические идентичности, играет ключевую роль в определении долгосрочного запаса жизненности новых этнических движений и, следовательно, направления развертывания этнического конфликта. В своей работе «От примордиализма к национализму» (1985) X. Линц (185) рассматривает эмпирические данные массовых социологических обследований, проведенных в баскских регионах Франции и Испании, в Каталонии, Галисии и Валенсии с целью определить движущие силы,4 которые приводят к формированию и последующему переформированию этнических иден-тичностей. Линц утверждает, что традиционные этнонациональ-ные движения, как правило, исповедуют примордиальные концепции национализма, укорененные в воспринимаемой общности происхождения и базирующиеся на использовании общих этнических маркеров, таких, как язык или религия. Однако со временем процессы роста этнически смешанных браков и миграции, сопряженные с модернизацией, делают эти примордиальные чувства все более и более анахроничными. В результате этнонациональные движения обращаются к территориальной версии концепции этничности и стремятся к достижению региональной автономии, которая была бы инклюзивной по отношению к тем, кто не подпадает под примордиальные критерии этничности. Такое понимание этничности с неизбежностью порождает кризис легитимности внутри этнического движения. Движение вынуждено ограждать от угроз свою этническую идентичность, которая обеспечивает ее культурными корнями и привязкой к историческому прошлому. Язык этнического протеста, напротив, ограничивается требованиями региональной автономии, которые не носят чисто этнического характера, если сравнить их с другими автономистскими движениями. Соответственно этнические движения вновь обращаются к примордиальны.м аргументам, чтобы закрепить представления о своеобразии данного этноса. В такой ситуации не принадлежащие к этническому большинству региона граждане вынуждены либо ассимилироваться, либо бросить вызов идеологии этнорегионального движения. Возникающая в ходе этого процесса напряженность между теми, кто обращает особое внимание на культурную идентичность и теми, кто ее не жалует, приводит к фракционированию этнополитического движения, подрывая его внутреннюю идеологическую и организационную сплоченность. В отличие от ранних теоретиков конфликтной модернизации, которые только описывали причины возникновения этнического конфликта, Линц сделал шаг вперед в самой логике ее исследования. Он впервые высказал мысль о том, что даже если этнические идентичности воссоздаются силами социальных, экономических и политических изменений, сам процесс модернизации бросает вызов этническим движениям и ставит их перед необходимостью переформулировать свои стратегии и тактики. Таким образом, Линц связал модерниза-ционные теории этнического конфликта с теориями политической мобилизации. Его идеи нашли развитие в работах С. Ньюмана, который ставит в центр внимания анализ взаимодействия процессов модернизации и институционализации, а также соотношение между составом этнических движений и их идеологиями, чтобы лучше понять, как политизация социальных идентичностей влияет на развитие примордиальных политических конфликтов. На основе анализа этнорегиональных движений в Западной Европе Ньюман пришел к выводу, что этнополитические идентичности и институты постоянно создаются и воссоздаются в ходе процесса модернизации, который последовательно разрушает старые виды лояльностей, создавая при этом новые этнические идеологии, институты и поддерживающие этническое движение социальные группы. Таким образом, процесс модернизации не только обусловливает появление этнического конфликта, но и определяет его форму, успех или поражение конкретных этно-политических движений. По мнению Ньюмана, успех этнорегиональных политических партий в Западной Европе в 1970-е гг. можно объяснить особенностями процессов социальной и экономической модернизации, которые сопровождали возникновение постиндустриального общества. Ряд случаев (Бельгия, Канада, Уэльс, Шотландия. Испания) иллюстрируют, что кон-фликтно-модернизационная теория может быть использована для объяснения и анализа идеологий, организационных типов и стратегий этнополитических движений как в развивающихся, так и в развитых странах. Это позволяет совместить предложенный Д. Горовицем социально-психологический подход к этническому конфликту с методологией анализа социальных движений и теориями ресурсной мобилизации Ч. Тилли, М. Эзмана и Т. Гурра. На этой основе Ньюман пытается разработать комплексную модель, объясняющую, почему и как определенные этнические идентичности политизируются и в силу каких обстоятельств одни этнические движения успешны, а другие нет. В целом можно сказать, что в работах Линца и Ньюмана был осуществлен неоинституционалистский синтез модернизацион-ной парадигмы и парадигмы социальных движений, которая акцентировала роль ресурсов, идеологий и тактик мобилизации, пренебрегая действием макроэкономических и политических сил. Последние в новой теории стали рассматриваться как взаимодополняющие друг друга. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|