Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Неоинституционалистские теории (X. Линц, С. Ньюман)





Разработка неоинституционалистских теорий этнополитичес­кого конфликта отражает попытки преодолеть основные дефек­ты парадигмы конфликтной модернизации, предпринятые в рам­ках самой этой парадигмы. Эти дефекты были связаны, с одной стороны, с тем, что классический модернизационный анализ причин возникновения этнических движений оставлял вне поля зрения проблемы идеологического, стратегического и организа­ционного аппарата этнических движений, с другой — с тем, что

даже новое поколение модернизационных теорий 1980-х гг. в своем акценте на экономические и политические интересы элит оставалось в рамках инструменталисте кой методологии. В част­ности, они не учитывали достижений конструктивистской шко­лы в этнологии и не уделяли серьезного внимания роли этни­ческих границ, этнокультурных и идеологических маркеров как факторов, способных определять глубину и широту получаемой этнополитическим движением поддержки.

С конца 80-х гг. появляется новое, третье по счету поколе­ние теорий модернизации, так называемые неоинституциона­листские теории. Их авторы обращают внимание на то, что недостатки анализа этнополитического конфликта не являют­ся неизбежным следствием применения конфликтно-модерни-зационной парадигмы, а скорее связаны с узостью прошлых подходов, которые принимали факт создания современных эт­нических идентификаций как данность и не анализировали про­цесс конструирования этнических идентичностей и процессы их последующей политизации. Особенно важную роль в связи с этим сыграли работы Доналда Ротшильда (235; 233), Хуана Линца (185), Роджера Брубакера (40; 41), Саула Ньюмана (211; 212) и др.

В своих рассуждениях они исходят из того, что социальная, экономическая и политическая модернизация может объяснить не только необходимые предпосылки возникновения этниче­ского конфликта. Способ, которым модернизация воссоздает и политизирует этнические идентификации, может также опреде­лять типы идеологических и организационных ресурсов, дос­тупных этническим движениям. Распределение этих ресурсов и определяет успех или поражение этнических движений и дальнейшее направление этнического конфликта. В индуст­риально развитых демократиях модернизация часто создает предпосылки для этнического конфликта тем, что разрушает связи между этническим движением и его идеологическим или организационным ресурсами. В авторитарных государствах, где распределение этих ресурсов определяется в большей степени государственной властью, чем процессом экономической мо­дернизации, подъемы и спады этнополитического конфликта зависят от способности государственных институтов (и прежде всего правительства) эффективно перераспределять политиче­ские ресурсы.

Процесс модернизации не только создает предпосылки для подъема множества социальных и политических движений (в том числе и этнополитических), но и помогает сформировать институциональную структуру и идеологический характер этих движений. Именно это наряду с их отношением к другим ин­ституциональным политическим структурам в конечном счете определяет успех или поражение новых движений. Процесс модернизации также по-новому формирует и политизирует со­циальные и политические идентичности. Способ, при помо­щи которого идеологии и организации закрепляют эти этни­ческие идентичности, играет ключевую роль в определении долгосрочного запаса жизненности новых этнических движе­ний и, следовательно, направления развертывания этничес­кого конфликта.

В своей работе «От примордиализма к национализму» (1985) X. Линц (185) рассматривает эмпирические данные массовых социологических обследований, проведенных в баскских регио­нах Франции и Испании, в Каталонии, Галисии и Валенсии с целью определить движущие силы,4 которые приводят к форми­рованию и последующему переформированию этнических иден-тичностей. Линц утверждает, что традиционные этнонациональ-ные движения, как правило, исповедуют примордиальные концепции национализма, укорененные в воспринимаемой об­щности происхождения и базирующиеся на использовании общих этнических маркеров, таких, как язык или религия. Однако со временем процессы роста этнически смешанных бра­ков и миграции, сопряженные с модернизацией, делают эти примордиальные чувства все более и более анахроничными. В результате этнонациональные движения обращаются к тер­риториальной версии концепции этничности и стремятся к до­стижению региональной автономии, которая была бы инклю­зивной по отношению к тем, кто не подпадает под приморди­альные критерии этничности. Такое понимание этничности с неизбежностью порождает кризис легитимности внутри этни­ческого движения. Движение вынуждено ограждать от угроз свою этническую идентичность, которая обеспечивает ее куль­турными корнями и привязкой к историческому прошлому. Язык этнического протеста, напротив, ограничивается требо­ваниями региональной автономии, которые не носят чисто эт­нического характера, если сравнить их с другими автономист­скими движениями. Соответственно этнические движения вновь обращаются к примордиальны.м аргументам, чтобы закрепить представления о своеобразии данного этноса. В такой ситуации не принадлежащие к этническому большинству региона граж­дане вынуждены либо ассимилироваться, либо бросить вызов

идеологии этнорегионального движения. Возникающая в ходе этого процесса напряженность между теми, кто обращает осо­бое внимание на культурную идентичность и теми, кто ее не жалует, приводит к фракционированию этнополитического дви­жения, подрывая его внутреннюю идеологическую и организа­ционную сплоченность.

В отличие от ранних теоретиков конфликтной модерниза­ции, которые только описывали причины возникновения эт­нического конфликта, Линц сделал шаг вперед в самой логи­ке ее исследования. Он впервые высказал мысль о том, что даже если этнические идентичности воссоздаются силами со­циальных, экономических и политических изменений, сам процесс модернизации бросает вызов этническим движениям и ставит их перед необходимостью переформулировать свои стратегии и тактики. Таким образом, Линц связал модерниза-ционные теории этнического конфликта с теориями полити­ческой мобилизации.

Его идеи нашли развитие в работах С. Ньюмана, который ставит в центр внимания анализ взаимодействия процессов мо­дернизации и институционализации, а также соотношение между составом этнических движений и их идеологиями, чтобы лучше понять, как политизация социальных идентичностей влияет на развитие примордиальных политических конфликтов. На осно­ве анализа этнорегиональных движений в Западной Европе Ньюман пришел к выводу, что этнополитические идентичности и институты постоянно создаются и воссоздаются в ходе про­цесса модернизации, который последовательно разрушает ста­рые виды лояльностей, создавая при этом новые этнические иде­ологии, институты и поддерживающие этническое движение со­циальные группы. Таким образом, процесс модернизации не только обусловливает появление этнического конфликта, но и определяет его форму, успех или поражение конкретных этно-политических движений. По мнению Ньюмана, успех этнореги­ональных политических партий в Западной Европе в 1970-е гг. можно объяснить особенностями процессов социальной и эко­номической модернизации, которые сопровождали возникно­вение постиндустриального общества. Ряд случаев (Бельгия, Канада, Уэльс, Шотландия. Испания) иллюстрируют, что кон-фликтно-модернизационная теория может быть использована для объяснения и анализа идеологий, организационных типов и стратегий этнополитических движений как в развивающихся, так и в развитых странах. Это позволяет совместить предложен­ный Д. Горовицем социально-психологический подход к этническому конфликту с методологией анализа социальных движе­ний и теориями ресурсной мобилизации Ч. Тилли, М. Эзмана и Т. Гурра. На этой основе Ньюман пытается разработать комп­лексную модель, объясняющую, почему и как определенные этнические идентичности политизируются и в силу каких об­стоятельств одни этнические движения успешны, а другие нет. В целом можно сказать, что в работах Линца и Ньюмана был осуществлен неоинституционалистский синтез модернизацион-ной парадигмы и парадигмы социальных движений, которая акцентировала роль ресурсов, идеологий и тактик мобилизации, пренебрегая действием макроэкономических и политических сил. Последние в новой теории стали рассматриваться как взаимо­дополняющие друг друга.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.