|
Деструктивные механизмы и последствия эскалации конфликта до стадии этнического насилияПрактически во всех современных конфликтологических исследованиях отмечается, что в этническом конфликте действует ряд особых факторов, связанных со специфическими деструктивными механизмами эскалации насильственного этнического конфликта. Опираясь на предшествующую теоретическую литературу и эмпирические исследования конкретных случаев, Стивен Райан предпринял плодотворную попытку систематизировать процессы, влияющие на динамику поведения этнических групп в конфликте (240). Так как эти механизмы сложным образом взаимодействуют между собой, Райан предложил в аналитических целях разделить их на ряд процессов, каждый из которых способствует формированию у членов, вовлеченных в вооруженное противостояние групп, чувства бескомпромиссности и враждебности. Среди них были выделены следующие: 1) переход к насилию и милитаризация образа жизни, 2) рост внут-ригрупповой сплоченности и этноцентризма, 3) физическое разделение этнических групп и установление территориальных границ, 4) психологическое дистанцирование, дегуманизация и формирование «образа врага», 5) санктификация и демониза-ция, 6) «попадание в ловушку» из-за гипертрофирования этнической лояльности, 7) экономическая отсталость и культурная неразвитость, 8) формирование атмосферы фатализма и отчуждения. Действие отдельных процессов-составляющих можно обнаружить в любой конкретной ситуации этнического конфликта (хотя и с разной степенью интенсивности). В ситуации же насильственного конфликта они присутствуют все. Рассмотрим их содержание более подробно. 2.2.1. Насилие и милитаризация образа жизни Применение насилия в качестве политического инструмента является главной причиной действия всех других деструктивных механизмов этнического конфликта и подпитывает их. Рассматривая изменения, которые происходят с вовлеченными в насильственное противоборство этническими группами, конфликтологи отмечают, что переход к насилию в межгрупповых отношениях означает, что пройден важный рубеж, после которого проблема достижения мирного урегулирования резко осложняется. Переход к вооруженной форме конфликта порождает очевидную социальную потребность в специалистах по ведению насильственных действий как для защиты безопасности собственной этнической группы, так и для осуществления актов возмездия в отношении враждебной стороны. В работах социальных психологов отмечается, что группы обычно выбирают в лидеры людей, которые в данных обстоятельствах выражают преобладающие коллективные чувства и настроения членов групп. Если конфликт предполагает тяжелые формы противоборства, растет вероятность того, что лидерство перейдет к радикальным и воинствующе настроенным лидерам, которые способны выразить коллективные враждебность и гнев, возглавить «сражающуюся силу группы». Среди членов вовлеченных в насильственный конфликт групп широко распространяются милитаристские настроения и начинает действовать тенденция превращения этнической группы в «единый военный лагерь», «гарнизон осажденной крепости» (224,10). Как показывают результаты социально-психологических исследований конкретных случаев насильственного этноконфликта, чем более милитаризованными становятся этнические группы, тем меньшую толерантность их члены проявляют к выражению умеренных мнений даже в собственной среде. Как известно из истории, даже колоссальный авторитет М. Ганди, основоположника идеи ненасильственного сопротивления, так и не смог остановить порочный круг этнического насилия, которым сопровождалась освободительная борьба на Индийском субконтиненте после Второй мировой войны (218, 113). Другим следствием милитаризации образа этнической жизни становится рост влияния военных, полувоенных и экстремистски настроенных этнических активистов. В свою очередь, это приводит к еще двум важным результатам. Во-первых, в противостоящих этнических группах могут создаваться так называемые самовоспроизводящиеся военные машины. Как известно, самым эффективным путем оправдания существования военного потенциала в собственной общине является наличие военной способности на другой стороне. Существование военной машины у одной группы легитимизирует существование такой же военной машины у другой, и тем самым милитаризация обеих групп консервируется и воспроизводится. Во-вторых, распространение милитаристских настроений и военизированного образа жизни приводит к снижению порога групповой толерантности, к диссенсусу в своих рядах, начинают действовать механизмы принуждения членов группы к групповой солидарности, а сфера открытого и свободного дебатирования альтернатив группового поведения существенно сокращается. Такие ситуации являются хорошей питательной средой для распространения идеологий, оправдывающих этническое насилие. Как показывают наблюдения, умеренные лидеры каждой из сторон становятся самыми первыми жертвами эскалации насилия. Притягательность военного решения конфликтов состоит в том, что оно создает видимость гарантии безопасности для членов своей группы. Однако ценой этого становится резкое снижение возможностей для выражения умеренной политической позиции в своей группе, равно как и рост коллективных опасений в группе-противнике. Таким образом, милитаризация объективно способствует росту межэтнической враждебности, основанной на эмоционально воспринимаемых коллективной неуверенности и страхе. 2.2.2. Рост впутригрупповой сплоченности и этноцентризма Распространение милитаризма тесно сопряжено с ростом и гипертрофированным развитием этноцентризма, под которым понимается крайняя степень осознания группой значимости культурных различий и восприятие окружающего мира только через принятые в данной группе культурные стандарты. Интенсивные коллективные эмоции, сопряженные с насильственным конфликтом, порождают, с одной стороны, конформность по отношению к своим групповым нормам (они воспринимаются без каких-либо критических оценок), а с другой — крайнюю нетерпимость по отношению к нормам и ценностям этнической группы-противника. Культурное дистанцирование и этноцентризм пышным цветом расцветают в ситуациях насильственного этнического конфликта. Преувеличенная коллективная озабоченность внутригрупповой сплоченностью и гипертрофированное осознание культурных различий обусловливают рост враждебности к аутсайдерам и рост и толерантности к тем инсайдерам, которые подвергают критике эти гипертрофированные установки. Бернард Шоу назвал этот феномен «риторикой баррикад», в условиях которой индивиду чрезвычайно трудно устоять перед групповым давлением. Результаты ряда социально-психологических исследований свидетельствуют, что, чем более интенсивным становится межгрупповое соперничество, тем сильнее действует тенденция к этноцентризму, и наоборот, чем интенсивнее сотрудничество между группами, тем ниже этноцентризм в каждой из них (2; 77; 78). Другие исследования показали, что уровень внутригруп-повой предубежденности и интенсивность враждебных чувств к аут-группе увеличиваются пропорционально степени угрозы идентичности своей группы, которая исходит от аут-группы (216). Так как трудно представить себе более интенсивную форму соперничества, чем затяжной насильственный конфликт, то разумно предположить, что такой конфликт способствует развитию преувеличенного этноцентризма, по мере того как радикальные лидеры призывают рядовых членов к монолитному единству этнической группы перед лицом внешней угрозы, а несогласных слепо следовать этим призывам клеймят как предателей, оказывающих прямую или косвенную поддержку этническому врагу. В свою очередь, конформизм чрезвычайно осложняет задачу креативного мышления и сужает масштаб адекватного восприятия ситуации и принятия конструктивных решений, особенно в период кризиса. 2.2.3. Физическое разделение групп и установление территориальных границ Одним из наиболее распространенных последствий насильственного межэтнического конфликта является вынужденное перемещение населения из областей смешанного проживания в те районы, где преобладают члены своей группы. Такие перемещения населения могут быть принудительными «этническими чистками» или же «добровольными» (в том смысле, что вызваны общим чувством страха, а не конкретной прямой угрозой). Известно, что на Кипре несколько волн перемещения населения в середине 1970-х гг. привели к практически тотальной сепарации греков-киприотов и турок-киприотов, которые с тех пор проживают в различных частях острова. Аналогичным образом обстоят дела и в других регионах затяжных этнических конфликтов, например в Ольстере, Палестине, Шри-Ланке и т.п. Конфликтологи отмечают, что в краткосрочной перспективе физическое разделение воюющих общин может способствовать управлению конфликтом, так как резко (или тотально) сокра- щается объем межэтнических контактов, в том числе и насильственных. В результате между разделенными сторонами складывается ситуация так называемого негативного мира (мира как просто отсутствия прямого насилия). Как показывает опыт, подобная тактика может способствовать росту чувства безопасности у людей, поэтому разделение нередко легитимируется через установление разного рода «зеленых линий» и «разделительных коридоров», как это было, например, в Бейруте, Никозии, Палестине, Белфасте, в Пригородном районе Северной Осетии, в Таджикистане. Вместе с тем, как отмечает С. Райан, подход по принципу «хорошие заборы делают нас хорошими соседями» имеет и недостатки, прежде всего в долгосрочной перспективе. Физическая сепарация создает серьезные препятствия для желающих строить долгосрочный «позитивный мир» (мир как нечто большее, чем просто отсутствие кровопролития, например мир с элементами сотрудничества) (240, 85—86). 2.2.4. Психологическое дистанцирование, дегуманизация и «образ врага» Практически все без исключения социально-психологические и социологические исследования фиксируют в качестве характерной черты насильственного этнического конфликта развитие «образа врага» среди конфликтующих групп. С точки зрения социальных психологов, возникновение «образа врага» представляет собой психологическое следствие эскалации межгруппового конфликтного взаимодействия, которое сопровождается постепенной регрессией и размыванием дифференцированных когнитивных и эмоциональных моделей восприятия и поведения. В литературе указывается на четыре основных компонента синдрома «образа врага»: стереотипизацию, дегуманизацию, поиски козла отпущения и снижение эмпатии. А. Стереотипизация. Формирование групповых стереотипов означает складывание в коллективном восприятии, с одной стороны, искаженного представления о качествах, якобы характерных для представителей своей или чужой группы (и отличающих их от других групп), а с другой — убеждения в том, что определенный набор характеристик присущ всем членам какой-либо группы. Таким образом, стереотипы помогают людям видеть в представителях той или иной группы лишь то, что они хотят увидеть, и не замечать того, что они хотят проигнорировать (4). В ходе эскалации конфликта такое огрубленное, черно-белое восприятие социального мира по принципу «разделяй и сравнивай» способствует деинливидуализации образа представителей аут-групп, созданию коллективного образа «этнического противника», что в свою очередь облегчает процессы поляризации. Эти выводы подтверждаются многочисленными социально-психологическими исследованиями. В одном из них, проведенном в середине 1980-х гг. среди еврейских школьников города Хайфа, было, например, зафиксировано, что подростки наиболее часто ассоциируют с образом палестинцев четыре слова — «похититель людей», «убийца», «террорист» и «преступник» (56). Как ученые, так и журналисты наблюдали многочисленные случаи агрессивного поведения в отношении представителей аут-группы, единственной виной которых была принадлежность к группе этнического противника. Так, сикхи в Пенджабе заставляли пассажиров-индусов выходить из междугородних автобусов и выборочным образом (каждого п-го) убивали на месте. В Ливане христианские военные патрули на контрольно-пропускных пунктах опять-таки выборочным (деиндивидуальным) методом избивали до полусмерти мусульман (100). Б. Дегуманизация этнического противника образует второй аспект в формирующемся «образе врага». По своей сути дегуманизация означает непризнание человеческого статуса (достоинства и других качеств) этнической жертвы. Это происходит либо потому, что члены аут-группы рассматриваются как недочеловеки (субгуманные особи), либо потому, что они якобы «ничем не лучше зверей», либо потому, что они «сумасшедшие, одержимые, иррациональные, фанатики». Наиболее отчетливо дегуманизация проявляется в уничижительных ярлыках, которые навешиваются членам культурных групп, отличающихся от собственной группы: «звери», «нелюди», «шакалы», «гиены», «саранча». Такое навешивание ярлыков делает акты этнической агрессии более приемлемыми морально, оправдывая насилие в отношении тех, кого «нельзя считать себе подобными». В качестве примера такого типа мышления в литературе приводятся многочисленные результаты антропологических наблюдений. Так, один из протестантов в Белфасте заявлял: «Я отношусь к католикам, как к животным, потому что это го, чем они являются». Весьма часто в отношении этнического противника используются ярлыки «все они террористы», «все они фашисты», которые «недостойны жить» и от которых «надо избавить себя и весь цивилизованный мир» (60; 240, 86; 74; 51). В. Поиски кома отпущения — еше один аспект в синдроме «образ врага». Он представляет собой попытку перенести ответственность за конфликт на другую сторону. Иногда это может быть непосредственный противник, но часто вина возлагается на беззащитную (но видимую) третью этническую группу, которая рассматривается как такая, которая тайно манипулирует конфликтом в собственных целях (теория «скрытой руки» или «злого духа»). Нежелательное развитие событий приписывается злым манипуляторам, «скрытой руке», «врагам-кукловодам» (в зависимости от уровня развития интеллектуальной изощренности это может быть «международный заговор слуг» дьявола, евреев, капиталистов, коммунистов или масонов). Г. Снижение эмпатии. Результатом совокупного действия указанных выше процессов становится снижение эмпатии, т.е. человеческого сочувствия и понимания мотивов поведения представителей другой этнической группы. Совершенные другой стороной действия приписываются иным мотивам, чем мотивы тех же действий, совершенных собственной стороной, возникают так называемые зеркальные образы. Преодоление последствий психологического дистанцирования является одной из наиболее сложных задач постконфликтного миростроительства, которая может решаться при помощи стратегии меж культур но го диалога (см. об этом в гл. 9). 2.2.5. Демонизация и санктификация Эти понятия были введены в научный оборот на основе социально-психологических исследований, которые обнаружили связь предельно абстрактных коллективных образов «демона» и «святого» с практикой насильственных этнических конфликтов. Враждебная группа воспринимается как воплощение вселенского зла, а поэтому насилие в отношении ее представителей не только оправданно, но и — более того — необходимо для победы сил добра (с которыми ассоциируется собственная группа). Социальные психологи предлагают отличать эти процессы от дегуманизации (как компонента «образа врага») на том основании, что демонизация и санктификация затрагивают более глубокие пласты подсознания (172). Как отмечают антропологи и социальные психологи, их возникновение означает, что этнические конфликты воспринимаются как «священные войны», в которых одна группа поддерживает силы света, а другая — силы тьмы. Так, североирландский конфликт предстает как борьба между «божьим агнцем» (протестантизмом) и «вавилонской блудницей» (католической церковью). Рассуждения о якобы ведущейся битве с этническим Антихристом и борьбе с темными силами находят параллели и в нехристианских культурах, например, исламский джихад (священная война) или, как в Шри-Ланке, идеология защиты буддизма от угрозы индуистских (тамильских) «демонов с севера» (170; 208). «Чем более этнический враг представляется демоном, тем более чистыми воспринимаем мы сами себя» (208, 52). Излишне говорить, что синдром «демонизации—санктификации» еще больше ограничивает способности этнических групп, вовлеченных в эска-лирующий конфликт, к самокритичному восприятию собственных действий и осложняет задачу поиска путей выхода из порочного круга этнического насилия и прекращения вооруженного конфликта. 2.2.6. «Попадание в ловушку» Ситуация «попадания в ловушку» возникает тогда, когда этнические лидеры или их последователи расценивают насилие как «единственно возможную» тактику и «не могут помыслить иного» способа конфликтного поведения в отношении других групп. В результате насильственные конфликты могут перейти некий рубеж, когда еще возможно выйти из конфликта (205). Становится чрезвычайно трудно отказаться от этих действий или сменить политику этнической ненависти и вражды, не теряя при этом лица или не нанося ущерба своей позиции (284). Отмечается, что особо коварной формой деструктивного поведения является так называемая ловушка жертвы, когда трудно признаться себе в том, что понесенные жертвы были напрасны (28, 19). Жертвы превращаются в ценность, легитимирующую крайние формы конфликтного поведения. Многочисленные исследования случаев затяжных насильственных конфликтов (в Северной Ирландии, на Кипре, в Шри-Ланке, Израиле, Палестине) фиксируют, что прололжение насилия оправдывается уже не первоначальными причинами конфликта, а понесенными жертвами (чтобы они не оказались напрасными). 2.2.7. Экономическая отсталость и недоразвитие Затяжной насильственный этноконфликт институционализирует экономическую отсталость обеих сторон, так как отвлекает все большие ресурсы из сферы мирной, созидательной эконо- мики на нужды обеспечения групповой безопасности и нанесения ущерба группе-противнику. Рассматривая в качестве примеров экономическую разруху и упадок ранее процветавшего Бейрута, финансовой столицы Ближнего Востока, хроническую экономическую отсталость и недоразвитие Северной Ирландии, катастрофические разрушения материальных и культурных ценностей в бывшей Югославии и Шри-Ланке, исследователи отмечают, что порочный круг отсталости и насильственного конфликта лишает экономических ресурсов для удовлетворения своих потребностей членов не только этнической группы-жертвы, но и доминирующих групп (12, 16). Кроме того, следствием насильственного конфликта является складывание своеобразной экономики войны, которая подпитывает продолжение насилия, так как полевые командиры, мародеры и коррумпированные чиновники становятся психологически зависимыми от продолжения конфликта и не способны помыслить удовлетворительное экономическое существование в условиях мирной жизни, мирной экономики и законов мирного времени. 2.2.8. Фатализм и отчуждение Жизнь в условиях затяжного насильственного этнического конфликта приводит к социальному застою и закреплению в массовом сознании психологии негативизма. На массовом уровне распространяется фатализм, коллективные убеждения в том, что практически ничего нельзя сделать, чтобы изменить ситуацию, ибо конструктивные действия и попытки найти выход из порочного круга насилия «все равно обречены и не имеют никаких шансов на успех». Э. Гидденс характеризует такого рода психологическую адаптацию как «прагматическое принятие неприемлемой ситуации», когда смыслом жизни людей становится лишь физическое выживание и достижение сиюминутных, кратковременных выгод, ибо существует слишком мало надежды на то, что могут произойти какие-либо существенные, долгосрочные улучшения ситуации (116; 135). Компонентом этого синдрома также становится почти тотальное социально-политическое отчуждение людей, что находит выражение в широко распространенном недовольстве лидерами, мнении о бессмысленности или непостижимости проводимой элитами политики и принятых правил политической игры, чувстве отстраненности от какого-либо участия в принятии решений — иными словами, в социальной беспомощности и бессилии что-либо изменить к лучшему (131). В работах современных конфликтологов подчеркивается, что любая деятельность по урегулированию насильственных этно-конфликтов и постконфликтному миростроительству должна учитывать рассмотренные выше социально-психологические, социально-экономические и социально-политические синдромы и деструктивные механизмы насильственного конфликта (подробнее см. в гл. 9). Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|