Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Самоуправление в трудовой организации





Самоуправление – в самом общем смысле автономное функционирование какой-либо организационной системы (подсистемы), принятие ею решений по внутренним проблемам. Та или иная степень самоуправления свойственна предприятиям, учреждениям, поселениям и т.п. С социологической точки зрения самоуправление выступает как коллективное управление, как участие всех членов организации, всего населения в работе соответствующего органа управления, как включение исполнителей в процессы выработки общих решений. Самоуправление не отрицает необходимости отдельного органа управления и профессиональной управленческой деятельности вообще. Технология современного управления требует квалифицированного технического, правового, организационного обоснования решений, рациональных процедур их согласования, контроля за исполнением и т.д. Самоуправление предлагает сочетание демократизма со специализацией, что определяет его не только производственную, но и социальную эффективность. При этом различие между управляющей и управляемой подсистемами отчасти преодолеваются, так как объект управления в некоторой степени становится и его субъектом. Единство централизованного управления и самоуправления составляет основу централизованного управляющего воздействия в обществе. Развитие самоуправления в обществе идет в направлениях повышения самостоятельности трудовых организаций, расширения демократических основ управления, активизации инициативы граждан и т.д.

Итак, самоуправление осуществляется на основе следующих принципов:

1. Всеобщее участие граждан в управлении общественными и государственными делами. Граждане, социальные общности активно участвуют в формировании управленческих институтов, руководящего состава, должностных лиц и имеют широкое представительство в этих органах.

2. Общественный характер органов самоуправления. В соответствии с этим принципом деятельность по социальному управлению перестает быть пожизненной функцией определенной группы людей, хотя и не исключается профессионализация этой работы, требующей специальных знаний и опыта. Общественный характер органов самоуправления должен получать все больше распространение.

3. Саморегуляция общественного поведения. Этот принцип самоуправления означает принятие общечеловеческих социальных норм в качестве основы ценностных установок и действий. К социальным нормам, регулирующим жизнедеятельность общества и его граждан относятся политические и экономические нормы, нормы права и морали, обычаи и традиции, которые постоянно эволюционизируются.

Самоуправление осуществляется через различные формы прямой демократии:

· всенародное голосование (референдум),

· всенародное обсуждение,

· народное собрание (сход),

· выборы и т.д.

При этом используются следующие методы: обсуждение, голосование, выборы и др. Методы самоуправления представляют собой конкретные способы или совокупность приемов, операций, процедур принятия управленческих решений непосредственными участниками их осуществления.

Самоуправление в трудовых организациях (предприятиях) обеспечивается расширением их самостоятельности, особенно после принятия Закона о предприятии (объединении). Основной формой самоуправления стало общее собрание (конференция) коллектива, акционеров данного предприятия, которые могут принимать соответствующие решения. Дальнейшее развитие самоуправления предполагает развитие прямой непосредственной демократии, расширение гласности, повышение действенности общественного мнения, расширение участия работников в управлении через наделение их полномочиями управленческими функциями и т.д.

Развитие и формирование форм и методов самоуправления в трудовых организациях можно объяснить следующими обстоятельствами:

1) сама демократия в сфере производства приобретает сегодня важнейшее значение в общедемократическом механизме управления (широкое обсуждение всех вопросов в трудовых организациях, гласность в работе администрации и ее отчетность);

2) расширение прав трудовых организаций как субъектов управления, когда каждая организация становится действенным механизмом совершенствования самоуправления;

3) распространение демократического стиля управления;

4) в трудовой организации идет поиск организаторов производства и общественной жизни. Оценку деловых качеств будущего руководителя необходимо проводить с учетом общественного мнения трудовой организации (там, где он работает или работал).

В условиях наличия и многообразия различных форм собственности возрастает экономическая ответственность самоуправления. По сути вопрос идет об увеличении экономической ответственности за любые самоуправленческие решения. В этой связи более широкое распространение должно получить нормативное планирование, которое основывается на полном хозяйственном расчете и самофинансировании. Хозрасчетная ответственность выражается в обязанности трудовой организации возмещать все затраты на производство и реализацию продукции, убытки, причиненные другим организациям и государству, штрафы, неустойки и иные санкции, установленные законодательством, за счет выручки от реализации продукции или специальных фондов.

Широкое использование в трудовых организациях самоуправленческих начал идут обычно параллельно с разработкой и внедрением экономической ответственности за результаты деятельности предприятия. Она должна обеспечивать его безубыточную работу и соблюдение платежной дисциплины.

Вопросы для повторения и обсуждения

 

1. Дайте определение организации.

2. Охарактеризуйте формальную и неформальную структуры организации.

3. Какие принципы лежат в основе построения организации?

4. Какие требования выдвигает организация к индивидам?

5. Каким требованиям должна отвечать организация со стороны индивида?

6. По каким критериям делятся организации?

7. Какими признаками характеризуется социальная организация?

8. В чем особенность структуры социальной организации?

9. Что понимается под социальным процессом?

10. За счет чего достигается эффективность деятельности организации?

11. Что такое самоуправление? На основе каких принципов строится самоуправление?

ГЛАВА 5. АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Структура управления

 

При исследовании управленческой деятельности в социологии и психологии управления имеет приоритетное значение структура и функции этой деятельности. Главным фактором формирования организационной структуры управления являются функции управления. Совместный труд, кооперация рабочей силы породили новый тип отношений, сложившийся как отношения между руководителями и подчиненными. Появились полностью освобожденные от непосредственно производственных функций руководители, ведущие управление, контроль за деятельностью организации. Структура управления организацией – это соподчиненность управленческих связей между субъектами и объектами управления. Она характеризуется составом и информационными взаимосвязями самостоятельных подразделений или отдельных исполнителей, расположенных в последовательной соподчиненности и наделенных определенными правами и обязанностями.

Число звеньев в структуре определяет ее уровни. Деятельность структурных подразделений и исполнителей регламентируется положениями, которые определяют функции каждого органа управления, распределение прав и обязанностей между ними, а внутри подразделения – каждого исполнителя. При формировании организационных структур главное внимание отводится приданию им динамичности, с которой поможет приспосабливаться к постоянным изменениям внутренней среды.

Для управления какой либо организацией, фирмой или другой социальной группой создается аппарат, в состав которого входят различные категории сотрудников: руководители, специалисты и технические исполнители. Структурное подразделение аппарата управления – это административно-обособленная его часть, которая выполняет одну или несколько функций управления. Под структурой аппарата управления понимается количество, состав его подразделений, ступеней управления в единой взаимосвязанной системе. Чем сложнее структура, тем больше ступеней управления. От того, насколько правильно построена структура аппарата управления зависит эффективность воздействия субъектов управления на социальный объект управления.

В каждой управляющей системе должно быть небольшое количество звеньев по горизонтали и ступеней по вертикали, однако этот минимум обязан обеспечить наилучшую эффективность управления, т.е. система управления должна соответствовать требованию оптимальности. При организации структуры важно определить основные цели или дерево целей для выработки стратегии действий по ее достижению и на ее основе – функций управления. Установление перечня и содержания функций должно предшествовать формированию аппарата управления.

Рыночные условия хозяйствования приводят к появлению новых функций управления. На структуру органов управления оказывают влияние организационные работы. Правильно организованная работа и применение передовых методов повышают производительность управленческого труда. В этом большое значение имеет совершенствование документации и документооборота, научного определения потоков информации. Положительное влияние на структуру управления оказывает также специализация управленческого труда с четким разграничением прав и обязанностей подразделений и должностных лиц.

В природе существуют различные организационные структуры управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная (штабная), матричная. Линейная структура управления строится по производственно-территориальному принципу единочалия и полной компетенциии (Рис. 6).

 

Рис. 6. Линейная структура управления

 

В этих структурах отчетливо вырисовывается иерархическая соподчиненность разных ступеней управленческой деятельности. Преимуществом является четкость подчинения, личная ответственность руководителя за все виды управленческой деятельности и за конечный результат, а также простота (один канал связи по вертикали) и надежность построения. Но эта структура характерна для малых предприятий, где круг вопросов незначителен и производственных связей немного. Управление широкомасштабной деятельностью со сложными связями строится по функциональной структуре. Ее сущность заключается в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов. Команды управления поступают от многих функциональных служб в одно производственное подразделение или к одному исполнителю.

Линейно-функциональная структура управления (Рис. 7) включает линейных руководителей и подчиняющиеся им функциональные органы.

Положительным следствием является возможность максимальной специализации, привлечение вместо руководителя общего профиля подготовленных специалистов высокой квалификации. Отрицательным последствием является следующее:

· чем разветвленнее аппарат управления, тем сложнее координировать работу;

· функциональные руководители нередко переоценивают возможности своих подразделений и имеющиеся у них полномочия;

· поскольку не всегда просматривается связь между функциональными подразделениями, то наблюдается плохое взаимодействие и параллелизм в работе;

· процесс управления усложняется из-за двойного подчинения вышестоящим функциональным руководителям.

 

Рис. 7. Линейно-функциональная структура управления

В организациях многоцелевой деятельности требуется создание специального органа по управлению целевой программой. В этих случаях, помимо линейно-функциональных органов, осуществляющих управление по вертикали, создаются органы горизонтального целевого управления. Такая структура управления носит название матричной (Рис. 8).

 

Рис. 8. Матричная структура управления

 

Преимущества матричной структуры управления: оптимальное использование резервов, стимулирование творческой инициативы управляющих в решении тех или иных проектов, способствующих повышению эффективной деятельности организации. Недостатки матричной системы управления: трудности финансового контроля, большая нагрузка на руководителей высшего звена управления. Современный этап развития экономики сопровождается увеличением масштабов, усложнением и быстрыми изменениями, происходящими в производстве. Дальнейшее совершенствование управления в области структур идет в направлении их комбинирования. В одной организации может сочетаться два и более рассмотренных выше типа структур. Так например, на фирме в одном отделе может использоваться линейно-функциональная, в другом – матричная структура. Самое большое влияние на структуру управления оказывают функции управления, их состав, содержание и объем. Установление их перечня и содержания, необходимых для достижения целей, должно предшествовать построению аппарата управления. Сформировать структуру – это значит закрепить конкретные функции за подразделениями аппарата управления. С расширением функций меняется и развивается структура управления.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.