Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 6. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА





План

1. Генезис культуры. Особенности первобытной культуры.

2. Ритуал и его функции в первобытном обществе.

3. Элементы первобытной культуры.

4. Шаманизм.

1 вопрос

1. гомогенность - система ценностей едина для всего общества, не разделенного на социальные группы.

2. Своеобразная динамика развития, сводящаяся к воспроизводству существующей системы культуры.

3. Синкретичность. Первобытная культура – неделимая целостность. Выражается в том, что нет упора на рациональность и иррациональность, на религию и искусство.

4. Наличие системы табу (табуирование, сакральный священный запрет, который ничем не объясняется).

2 вопрос

Ритуал - это основное средство обновления мира с целью обеспечить непрерывность его существования и тем самым гарантированность выживания, коллективизма в экстремальных условиях. Ритуал построен на принципах подражания.

3 вопрос

Первобытная религия проанализирована Фрезером в работе «Золотая ветвь». Выделяет начала:

1. анимизм - это наделение человека душой и вера в духов природы. Душа, с точки зрения первобытного человека, это маленький человек, который живет в большом человеке.

2. Тотемизм. Тотем – животное, которое считается символом или прародителем данного рода. Основано на мнении, что животное принципиально не отличается от человека.

3. Фетишизм – это вера в сверхъестественные качества объектов.

4. Магия – вера в сверхъестественные свойства человека. Основными законами являются закон подобия и закон распространения.

4 вопрос

Шаманизм – одна из форм творчества, которая связанна со своеобразными формами медитации. Основан на анимизме, т.е. на вере в то, что душа может отлететь и путешествовать по разным мирам.

Тема 8. Культура Дальнего Востока

План

1. Индо-буддистский тип культуры.

2. Конфуцианско-даосистский тип культуры.

 

Вопрос

Основа индо-буддистского типа культуры - брахманизм.

Базовое понятие – карма в широком значении – это сумма совершенных живым существом поступков и их последствий, которые определяют его будущее рождение. Связь этого понятия с реинкарнацией (переселением души). В узком смысле, влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования. Карма – это зависимость судьбы человека от его поступков. Человек, совершивший неправедные деяния, отягощает свою карму. Человек и его душа состоят из положительных и отрицательных атомов. Чем человек ближе к Богу и чем больше совершил благих деяний, тем в нем и в его душе больше положительных атомов. При реинкарнации происходит зарождение той души, которая была более характерна (положительная или отрицательная).

Брахманизм включает в себя ряд религиозно-философских школ:

1. миманса. предполагает, что необходимо совершать религиозные ритуалы и жертвоприношения. За счет жертвоприношений можно выполнять дхарму (долг) и таким образом облегчить карму.

2. веданта. цель души - достичь слияния с Брахманом. Такое состояние называется Атман, оно освобождает человека от смерти.

3. санкхъя. Исходит из существования разделения материи и духа. Идея освобождения от колеса перерождения, освобождение человека от телесного начала и возвышение начала духовного.

4. йога. Основана на разработке комплексов, приемов, имеющих целью возвышение духовного состояния.

5. нъяя. Строится на началах логики, овладение которой полезно для освобождения души. За счет логики человек развивает духовное начало.

6. вайшешика. Предполагает, что физические объекты состоят из атомов, но движущей силой мира является Бог, действующий по законам кармы.

Таким образом, целью личности считается подъем по цепи перерождений или выход из этой цепи и слияние с божеством.

В VI в. до н.э. учение санкхьи выделяется в новое учение джайанизм (необходимо отказать телу во всем: одежде, нормальном питании – и таким образом достичь освобождения от материального начала). В этот же период Будда (Сиддахардха Гаутама) выдвинул идею как избавить мир от страданий. Он разработал концепцию «среднего пути». Это значит, что для того чтобы разорвать круг перерождения, человек должен отказаться от желаний, но не от удовлетворения необходимых телу потребностей.

Типология Буддизма

Буддизм Хинаяна (узкая колея)

Учение нашло отражение в т.н. «восьмеричном пути». Это:

1. правильные взгляды, т.е. взгляды, основанные на благородных мыслях.

2. правильная решимость - готовность к подвигу во имя истины.

3. Правильная речь - доброжелательная, истинная, правдивая, искренняя.

4. правильное поведение - непричинение зла.

5. правильный образ жизни - мирный, честный.

6. правильное усилие - самовоспитание, самообладание.

7. правильное внимание - активная бдительность, сознание.

8. правильное созерцание - медитация.

Буддизм Махаяна (широкая колея)

Человек обретает нирвану, живя нормальной жизнью и выполняя
5 заповедей:

а) воздержание от убийства;

б) воздержание от воровства;

в) воздержание от прелюбодеяния;

г) воздержание от лжи;

д) воздержание от возбуждающий напитков. В этом течении буддизма Будда превращается из учителя в Бога.

Территориально:

1. В Индии: буддизм сливается с брахманизмом и образуется индуизм (почетание Вишну и Будда – одно из воплощений Вишны).

2. В Тибете: буддизм в форме ламаизма строится на почитании богов и демонов. Выделяются: Будда Шакьямуни - Бог прошлого и настоящего; Будда Майтрейя - Будда будущего.

3. В Китае: Чань или Дзен Буддизм. Дзен – религия медитации. Изменение цели – не выход из цепи перерождений, не посмертное освобождение, а просветление после медитации. Цель – не постичь учителя, а раскрыть для себя качества будды. Чтобы достичь просветления, человек должен ликвидировать омрачённое сознание человека. Для этого существует система «коанов» – специальных загадок, развивающих интуицию.

Вопрос

Китай. Основа менталитета – нерушимость законов общества и природы. Мир изначально совершенен и гармоничен. цель человека: не переделать мир, а понять его и действовать, согласно пониманию. Человек не влияет на события, а события ведут его. В этом случае человека ждет победа, т.к. он идет по единственно правильному пути. В основе гармонии общества – идеал порядка, санкционированный небом. Императоры и чиновники должны соблюдать и следить за соблюдением этих принципов. Эти идеи отражены в Конфуцианстве, Даосизме и Чань-буддизме.

Даосизм – представление о едином пути связи со своим миром. Дао – процесс, протекающий в мире. Основатель: Лао Цзы. Дао выше вещей, царит над всем. Цель человека - следование пути (человек - ничто, а путь - все).

Конфуцианство – это не религия, а морально-этический кодекс. Стержень - учение о благородном человеке в противопоставление низкому человеку, стремящемуся к собственным выгодам. Благородный человек – идеальный человек, приближенный к небу. Каждый человек должен заниматься своим делом, обязанностями, налагающимися небом. Высшая цель управления – благо народа (для этого необходимо вести народ мудрым человеком), строгое послушание старшим.

Идеи эстетики Дальнего Востока: любование пейзажем и его частью. Человек должен осознать пейзаж, а через него и весь мир.

Тема 9. Мусульманская культура:







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.