Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социологическая концепция Мечникова.





Общие черты для российских социологов:

- образ (модель) общества, в которой выделены доминанта и иерархия общественного устройства;

- нацеленность на сохранение или изменение социального порядка и на определенный способ преобразования общества;

- статус личности и социальных институтов в социологической концепции.

Социологическое видение возникает там и тогда, где и когда личность и общество с его институтами, точнее, их модели, соотносятся в качестве самостоятельных, альтернативных ценностей.

Парадигма социологического мышления определяется в первую очередь системой ценностей, служащих, по концепции социолога, фундаментом общества или способных быть его основами. Тот или иной набор социальных ценностей, в широком смысле слова, является источником восприятия реального общественного устройства в тогдашней России, соответственно оценки и отношения к его сохранению или переустройству.

Пристрастия Мечникова принципу свободы и нарастающей в истории солидарности.

Понимание социологии как "высшей науки, которая должна проверять, дисциплинировать преобразовательные стремления каждого из нас и приурочивать их все к одной общей цели", а именно - служению человечеству.

- уяснение законов, которыми управляется развитие общественности меж людей является — главная цель социологии.

Идея позитивизма об опоре на естественнонаучное знание и построении социального знания по его подобию; Мечников подвергает специальному разбору теорию эволюции Дарвина и принцип борьбы за существование; хочет подвести итоги тому, что дает нам дарвинизм в изучении и понимании явлений общественности.

Отвергает уподобление общественной жизни биологическому выживанию.

Рассуждая о применимости дарвинизма в социологии и о существе дарвинизма, он называет воинственные отношения биологическими, а товарищеские — социологическими; явления социологического порядка не могут быть объяснены биологическим законом борьбы.

Общество: "...Область социологическая не совпадает с областью антропологической. Мир общественности не лежит над миром биологическим в форме прямолинейного, явственно разграниченного пласта: оба эти мира, напротив, взаимно входят друг в друга, сцепляются один с другим бесчисленным множеством корней и нитей, доходящих порою до микроскопических разветвлений, но ни в каком случае не сливаются и не отождествляются".

 

Разделение поля исследуемых явлений на "три области, следующие одна за другой в порядке возрастающей сложности и большей изменяемости своих процессов и форм:

1) область - неорганическая, исчерпываемая физическими и химическими процессами, мир геометрических, неподвижных форм;

2) область - биологическая, включающая весь мир желудочных и половых интересов; мир растительных и животных индивидуальностей, состязающихся и изменяющихся в неустанной борьбе за существование;



3) область - социологическая - мир коллективностей, мир интересов, выходящих за пределы одиночного биологического существования; мир кооперации, т.е. сочетания не противодействующих, а содействующих достижению одной общей цели, сил, представляемых отдельными биологическими особями, способными под влиянием желудочных и половых интересов вступать между собою в состязание или в открытую биологическую борьбу".

 

В целях опровержения использования принципа борьбы в социальной науке Мечников ищет поддержку у О.Конта, полагая, что именно ему принадлежит заслуга выявления области социологии, которая начинается там, где биологический эгоизм сменяется альтруизмом, стало быть, где отношения борьбы сменяются отношениями взаимопомощи, дружбы, любви, товарищества.

Социология тесно переплетена с биологией, и с теорией эволюции.

 

С другой стороны, Мечников прямо связывает социологию с наличной общественной ситуацией.

Социология — обосновывает так называемую научную нравственность; наука может и должна быть использована в качестве идеологии и морали для критики вполне окрепшего и агрессивного западноевропейского капитализма.

Исповедует принципы солидарности, свободы, взаимопомощи и альтруизма, которые несмотря на известные человеческой истории борьбу и войны постепенно завоевывают господствующее положение — Теория прогресса.

 

Доказательства прогресса, по Мечникову, состоят, во-первых, в наличии технических усовершенствований, а, во-вторых, в укреплении социальной связи.

Закон прогресса.

 

Обоснование принципа о роли водных бассейнов и великих рек в истории.

Решение вопроса: откуда исходит и какими путями проявляется в истории прогресс.

 

Наиболее своеобразной чертой социальной жизни Мечников называет кооперацию, или, еще точнее, способность к кооперации.

Согласно Мечникову, область социологии охватывает все те явления, в которых имеет место кооперативное начало.

Именно с развитием принципа солидарности и кооперативного начала, - разделение и специализация труда, вначале весьма элементарные не замедлят образоваться между частями. Они и служат укреплению связей между людьми.

Степень дифференциации как признак прогресса.

 

Характеризует социальный прогресс как обратную зависимость от суммы осуществляющегося в общественной жизни принуждения и, наоборот, как прямую зависимость от степени царствующих среди общества свободы и самосознания.

 

Три ступени эволюции:

- низшая, где кооперативное начало скрыто под покровом механической связи, различным образом связывающей отдельные клетки организма;

- промежуточная, где кооперативное начало проявляется уже резче, все еще не вытекая однако из физиологической необходимости и невозможности для каждой изолированной личности существовать вне общения с другими членами и без их сотрудничества;

- высшая, где кооперативное начало, принимая окраску произвольности, развивается наиболее широко.

Примером зачаточной формы этой высшей ступени ассоциаций Мечников называет дэмы (брачные, полигамические, полиандрические, или моногамические группы), складывающиеся уже под воздействием такого влечения, которое нельзя назвать ни механическим, ни исключительно физиологическим, а в значительной мере психологическим.

 

- Усовершенствование и прогрессивное развитие принципа обобществления, дебютирующее механической связью, обусловленной необходимостью, заканчивается осуществлением в общественной связи элемента психической произвольности; признании принципа свободной человеческой воли.

- Утверждение Мечникова о прямом соответствии ступени социального прогресса и степени присущей обществу свободы и самосознания свидетельствует как о его мировоззрении, так и о политических и социологических пристрастиях.

Правда, он использует при этом метафору о том, что природа вначале принуждает людей к общественной жизни, затем смягчает ее формы посредством дифференциации и уж потом уничтожает всякое принуждение и подчинение.

 

Садии исторической эволюции:

1. Первый низший период, характеризуемый существованием общественных организаций, созданных принуждением и устрашением, почти аналогичных тем рудиментарным колониям клеток, которые соединены внешней механической связью.

2. Второй переходный период подчиненных общественных групп, характеризующихся дифференциацией частей общества и разделением труда, доводимого до все большей и большей степени мелочной специализации.

3. Третий высший период - процветания создавшихся по своему почину общественных организаций, с ясно выраженными индивидуальными склонностями и более или менее сознательных интересов.

 

Истинная цивилизация познается по степени применяемой ею свободы.

 

Признавая, что степень свободы есть единственная характерная черта цивилизации, Мечников как раз в этом пункте отстаивает другое положение: социальная эволюция всюду подчинена органической необходимости, которая со своей стороны влияет на строй кооперации, внушает отдельным лицам единовременные усилия, направляя при этом их не к личной цели, а к такой, которая интересует общественную группу — ядро социологической концепции Мечникова.

 

Окружающие природные условия — допускают процветание человеческой жизни только как следствие одновременной, разумной и сложной работы разнородных, многочисленных сил, стремящихся к такой широкой цели, всей важности которой даже и не понимает подавляющее большинство работающих.

Эффективность изменения среды обитания Мечников напрямую связывает со степенью солидарной взаимопомощи, с прочностью социальных уз.

 

Деспотизм, по Мечникову, всегда возникает только по неспособности человека сознательно проявить ту сумму кооперативной солидарности, которой требует природа.

Деспот, по его словам, под видом ли жреца, воина или политика всегда являлся в истории только живым символом и олицетворением неспособности и бессилия угнетенных им.

 

Когда история идет своим нормальным ходом, наступает все большее и большее равновесие между средой и свободолюбивыми стремлениями среды: наступает возможность прогресса — тех изменений в общественном самосознании, которые наблюдаются уже в биологической серии явлений, а теперь заменяют угнетение свободой и солидарность по принуждению - добровольной и сознательной солидарностью.

 

Влияния окружающей среды на неравное распределение цивилизации между различными странами Земного шара: астрономические, физические, влияние флоры и фауны, антропологические влияния.

Причины неравного распределения благодеяний и тягостей цивилизации: географическая теория, выдвигающей на первое место приспособление к внешней среде и влияние этой среды.

 

Трехчленная формула географического развития: речной, морской и океанский периоды, - которые характеризуют эволюцию человечества.

- Наиболее древнейшие четыре великих культуры, с его точки зрения, расцвели и развились в среде великих речных стран. Однако в бассейнах великих речных систем культуры могли быть только первобытными, изолированными.

- Совсем иной характер приобретали они и становились способными к распространению, к дальнейшему развитию, едва только вступали в среду внутренних морей и охватывали собою различные народы и страны.

- Способность культуры к широкому распространению, весьма развитая уже при начале средиземноморского периода, идет, все более и более увеличиваясь, по мере того как история покидает берега внутренних морей с тем, чтобы перенестись в еще более широкую среду, на берега океана.

 

Вода как двигательная сила в истории.

 

Политический и социальный строй населения естественно и логически вытекает из отношений между характером кооперативной деятельности, определяемой средой, с одной стороны, и между способностью населения доставить в силу свободного и добровольного сообщничества, а также благодаря высокоразвитой социальной организации, достаточную сумму коллективной работы известного качества, требуемой средой, с другой.

 

Два определяющие начала: среда и способность жителей к приспособлению; изменчивые элементы.

 

Чувство солидарности может быть внушено обществу географической средой и помимо посредничества реки.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.