Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мировая экономика и международные экономические отношения





Составитель: А.В. Делятицкая, канд. экон. наук, доцент

Целью изучения дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения»является формирование знаний о сущности всемирного хозяйства, его ресурсах, основных тенденциях развития.

Основные задачи дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения»:

· получить представление об участии страны в международном разделении труда;

· изучить обеспеченность ресурсами мирового хозяйства;

· ознакомиться с практикой формирования мировых цен на товары;

· получить представления о международном движении капитала;

· уяснить роль свободных экономических зон в мировой экономике;

· ознакомиться с сущностью платежного и расчетного балансов;

· изучить методы регулирования международной трудовой миграции;

· получить представление об интеграционных процессах в мировом хозяйстве;

· получить представление о процессе урегулирования кризиса внешней задолженности.

В результате изучения дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» бакалавр должен овладеть следующим набором компетенций:

· владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

· быть способным анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

· осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

· быть способным анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

· быть способным преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);

· быть способным принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).

Требования к знаниям и умениям

В результате изучения дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» бакалавр должен:

знать:

· сущность, структуру и тенденции развития мировой экономики и международных экономических отношений;

· - классификации стран в мировой экономике;

· - механизм и формы регулирования внешнеэкономической деятельности;

· - особенности региональных объединений стран;

· - сущность международных валютно-расчетных отношений;

· - роль международных корпораций в мировой экономике;

уметь:

  • аргументировано излагать свои мысли;
  • рассчитывать и оценивать основные макроэкономические показатели;
  • выявлять тенденции, развивающиеся в мировой экономике;
  • оценивать роль России в современных международных экономических отношениях;
  • прогнозировать развитие страны, оценивая ее конкурентные преимущества

владеть:

· специальной терминологией;

· принципами и методами оценки степени участия национальных экономик в мирохозяйственных связях.

Основной формой работы бакалавров заочной формы обучения является самостоятельное изучение рекомендованной литературы, перечень которой приводится в конце данных методических указаний. Предлагаемый по каждой теме перечень контрольных вопросов позволяет самостоятельно оценить степень усвоения материала дисциплины и выявить основные проблемы, которые впоследствии могут быть рассмотрены при аудиторной работе в период экзаменационной сессии.

Организация учебного процесса в период сессии для бакалавров-заочников состоит из следующих этапов: а) чтение лекций; б) проведение практических занятий; в) проведение анализа ошибок, допущенных студентами при выполнении контрольной работы; г) аудиторного контроля знаний бакалавров в форме экзамена. Допуском для сдачи экзамена является выполненная контрольная работа.

Содержание дисциплины

Тема 1. Современное мировое хозяйство: понятие, структура, субъекты и тенденции развития

При изучении данной темы бакалавру необходимо уяснить, что представляет собой мировая экономика как теория; понять сущность мирового хозяйства и международных экономических отношений, субъектов мировой экономики.

Необходимо ознакомиться с понятиями международное разделение и кооперация труда, международное разделение других факторов производства. Следует ознакомиться с возникновением и этапами развития мирового хозяйства.

Необходимо уяснить основные тенденции развития и их сущность, таких, как глобализация, интернационализация, транснационализация, регионализация, либерализация и пр.

Следует знать, как оценивается уровень экономического развития страны, какие показатели используются.

Необходимо уяснить, как классифицируются страны по уровню экономического развития.

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте понятие «международное разделение труда».

2. Дайте определение мировому хозяйству и раскройте его характерные черты.

3. Назовите формы международных экономических отношений.

4. Охарактеризуйте группы стран в мировой экономике, исходя из уровня их экономического развития.

5. Охарактеризуйте группы стран в мировой экономике, исходя из степени зрелости в них рыночных отношений.

6. Объясните суть метода определения положения страны в мировой экономике.

7. Дайте определение понятию «факторы производства», классифицируйте их.

8. Обоснуйте основные тенденции развития мировой экономики.

9. Охарактеризуйте субъекты мировой экономики.

 

Тема 2. Ресурсы мирового хозяйства

При изучении данной темы бакалавру важно знать, что представляет собой природно-ресурсный потенциал современного мирового хозяйства:

· сельскохозяйственные угодья,

· леса,

· Мировой океан,

· атмосфера,

· ископаемые ресурсы.

Необходимо ознакомиться с понятиями население и трудовые ресурсы мира, изучить типы и особенности воспроизводства населения в различных группах стран. Рассмотреть понятие научно-технический потенциал и его роль в развитии современного мирового хозяйства.

Вопросы для самопроверки

1. Оцените обеспеченность мировой экономики разведанными запасами угля, нефти, природного газа.

2. Обсудите предположение о скором исчерпании мировых запасов нефти.

3. Охарактеризуйте виды минерального топлива, по которым Россия занимает ведущие позиции в мире.

4. Назовите страны с наибольшей долей обрабатываемых земель в общем земельном фонде.

5.Охарактеризуйте отрасли, предъявляющие наибольший спрос на водные ресурсы (в мировом хозяйстве и в России).

6. Назовите страны, являющиеся главными экспортерами минерального топлива, машин и оборудования, услуг, продовольственных товаров.

7. Охарактеризуйте проблему диспропорции в распределении трудовых ресурсов по странам и регионам мира.

8. Раскройте категории населения, входящие в состав трудовых ресурсов.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.