Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Структура бухгалтерской службы предприятия





 

Выбор организационной формы бухгалтерского учета представляет собой важный фактор рационализации учетного процесса. Причем, если ранее, до широкого внедрения в учетный технологический про­цесс ЭВМ, более предпочтительным являлось создание централизованных бухгалтерий, то в настоящее время наблюдается тенденция к децентрализации учета. Основной довод — автоматизация рабочего места бухгалтера. Другие факторы — объем учетных работ, числен­ность персонала, номенклатура производственных запасов и готовой продукции, количество поставщиков и покупателей и т. п. — приоб­ретают менее важное значение.

В связи с этим должностные обязанности работников учета дол­жны быть перераспределены исходя из степени их загруженности, наличия средств и каналов передачи учетных данных при прямой и обратной связи между уровнями в системе управления.

В зависимости от величины и специализации предприятия, а также от объема выполняемых операций могут быть выбраны раз­личные варианты организации бухгалтерской службы на пред­приятии. Бухгалтерский учет по форме организации подразделяется на централизованный и децентрализованный.

При децентрализованной форме бухгалтерского учета на каж­дом предприятии создается бухгалтерия, которая является само­стоятельной структурной единицей. Возглавляет ее главный бухгалтер.

При децентрализованном учете бухгалтерский аппарат непо­средственно приближается к месту совершения хозяйственных операций, что позволяет своевременно контролировать состав­ление документов, быстрее и легче устранять недостатки в оформлении документов.

Централизация бухгалтерского учета позволяет более эф­фективно использовать средства автоматизации учетных работ, рационально распределять работу среди бухгалтеров в зависи­мости от их квалификации, лучше организовать руководство и контроль за работой подчиненных предприятий и тем самым повысить производительность труда работников аппарата бух­галтерии.

Бухгалтерский учет на предприятиях, включая субъекты малого предпринимательства, могут осуществлять:

- самостоятельные службы, возглавляемые главным бухгалтером;

- бухгалтер, ведущий учет; органи­зация или предприниматель, не имеющий статуса юридического лица, для которых ведение учета является уставным видом деятельности, осу­ществляемой на основании заключенного договора;

- лично руководи­тель предприятия.

Решение относительно варианта организации и ве­дения бухгалтерского учета вправе принять руководитель организации, которого избирают акционеры (собственники) или назначает выше­стоящая организация. Выбор формы организации учета во многом за­висит от вида деятельности, объема и условий, в которых приходится работать бухгалтерскому аппарату

На средних и крупных предприятиях учет ведется бухгалтерией, а главный бухгалтер, возглавляющий службу учета, находится в непосред­ственном подчинении у руководителя организации. В обязанности бух­галтерии входит своевременное представление учетной информации о состоянии имущества и финансовых результатах внутренним и внешним пользователям. Не менее важной обязанностью бухгалтерии является обеспечение информацией о величине отклонений от плановых (нор­мативных) смет и калькуляций. На основании поступившей из бухгал­терии информации производится ее экономический анализ и разраба­тываются мероприятия по привлечению имеющихся производствен­ных и других резервов. Структура бухгалтерской службы зависит от объема учетной работы. Она предусматривает иерархию подчиненности и взаимосвязь между бухгалтерами различных групп.

Работники бухгалтерии обязаны соблюдать трудовую и служебную дисциплину и нести ответственность за неправильное отражение ин­формации в учете.

Распределение обязанностей между бухгалтерами обусловлено в основном объемом учетных операций в учетном цикле, при котором существует определенная последовательность (один бухгалтер осу­ществляет учет поступления материальных ценностей, другой — их движение на складе и списание в производство и т.д.) или специали­зация выполнения однородных, однотипных операций по конкрет­ному участку учета (один бухгалтер занимается учетом полуфабрика­тов, другой — учетом инвентаря).

Чем крупнее предприятие, тем более разветвленную структуру имеет бухгалтерия.

На крупных и средних предприятиях отделы (группы) бухгалтерии, как правило, делятся по участкам учетной работы. Выделяются группы учета расчетов с персоналом по оплате труда, материальных ценностей, производства, налогообложения, готовой продукции и ее реализации, валютных, расчетных, кассовых операций и составления отчетности. В последнее время все более заметны процессы формирования отделов управленческого учета. Предприятия могут иметь одну или несколько касс, данные по которым сводит старший кассир. В обязанности кас­сира входит сдача документов в банк; получение, выдача и сдача налич­ных денежных средств в уполномоченный банк; своевременная пере­дача документов по приходу и расходу денежных средств на расчетном, валютном и других счетах группе расчетов или главному бухгалтеру; ежедневное формирование отчета кассира о совершенных операциях по кассе.

Наиболее типичная структура бухгалтерии (без разделения на фи­нансовую и управленческую) приведена на рис 20.

 


Рисунок 20. Традиционная схема бухгалтерии крупного и среднего предприятия.

 

Каждая группа бухгалтерии имеет свои задачи учета, но все группы в той или иной степени взаимосвязаны между собой.

Группа учета материальных ценностей (материальная группа) учи­тывает и контролирует движение материальных ценностей на складах организации, участвует в проведении инвентаризации этих ценностей, отвечает за хранение документов.

Группа расчетов с персоналом по оплате труда производит начис­ление заработной платы и других выплат работникам на основании первичных документов (нарядов, путевых листов, табелей учета рабочего времени, актов выполненных работ, отпускных и увольнительных записок, листков нетрудоспособности и др.), обязательные удержания из заработной платы (налоги и по исполнительным листам), удержа­ния по заявлениям работников (перечисления во вклады, страховым организациям, оплата покупок по кредитным договорам и т.п.), а также составляет бухгалтерскую и налоговую отчетность по суммам начисленного дохода, предоставленных льгот, удержанных налогов. Кроме того, работники этой группы участвуют в инвентаризации де­понентской' задолженности.

Группа учета производства группирует и оценивает фактические затраты (издержки) предприятия, контролирует и анализирует трудо­вые и материальные затраты, участвует в инвентаризации незавершен­ного производства, определяет себестоимость продукции.

Группа реализации готовой продукции осуществляет учет ее движе­ния на складах, инвентаризацию, выписывает счета-фактуры покупа­телям, ведет учет расчетов с покупателями и заказчиками за отгружен­ную продукцию.

Если предприятие проводит экспортно-импортные операции, со­ставляющие значительную долю в учетной работе, может быть создана группа валютных операций, задачей которой является ведение учета и расчет курсовых разниц, других операций в иностранной валюте.

В случае, если на предприятии отсутствует финансовый отдел, в бухгалтерии может быть выделена группа расчетных операций.

Группа отчетности обобщает данные, поступающие из вышепере­численных групп, и составляет бухгалтерскую отчетность. В компетен­цию этой группы могут входить расчеты с бюджетом. В крупных объ­единениях, концернах она составляет сводную или консолидирован­ную отчетность.

Периодически следует анализировать степень эффективности орга­низационной структуры аппарата бухгалтерии. Определяющим кри­терием такой эффективности может являться отсутствие рекламаций со стороны пользователей учетной информации, полное и качествен­ное ее содержание. Если подобная цель не достигнута, следует уста­новить, в чем причина: отсутствие необходимых условий для выпол­нения данной цели или сама цель выбрана неверно. Полученные по материалам проверки результаты являются основой для разработки перечня мероприятий по совершенствованию учетного процесса и новых схем документооборота. Эти действия должны реализовываться в рамках установленного календарного плана с назначением ответ­ственных исполнителей и быть оформлены в виде приказа руководителя по представлении главным бухгалтером соответствующего обоснования.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.