Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 5. Финансы Российской империи в середине – конце XIX в.





 

5.1. Основные направления финансовой политики

5.2. Деятельность М.Х. Рейтерна на министерском посту

5.3. Кризис конца 1870-х гг. и начало финансовых преобразований

5.4. Деятельность Н.Х. Бунге на министерском посту

5.5. Финансовые преобразования И.А. Вышнеградского

 

5.1. Основные направления финансовой политики

 

В середине XIX в. у руля отечественных финансов последователь­но стояли: Федор Павлович Вронченко в 1844—1852 гг.; Петр Федоро­вич Брок в 1852-1858 гг.; Александр Максимович Княжевич в 1858— 1862 гг.

На посту министра Ф.П. Вронченко показал себя продолжателем системы своего предшественника — Е.Ф. Канкрина. В 1845г. он пред­принял попытку изменения таможенной политики государства, для чего внес представление об изменении некоторых статей тарифа. Вронченко обосновывал обложение пошлинами некоторых ввозимых товаров для защиты отечественных товаропроизводителей. Новый та­моженный тариф вступил в силу лишь с 1851г. Роспись товаров, под­лежащих обложению, была сокращена с 1176 статей до 472. Из 89 за­прещенных по тарифу 1841г. товаров оставлено под запрещением только 25.

Для покрытия увеличивающихся расходов кроме заключения зай­мов приходилось обращаться к увеличению различных налогов. В 1846г. был удвоен вспомогательный земский сбор с крестьян, ме­щан и купцов, особое внимание обращено на питейный доход. Взамен откупной в 1847г. последовало уничтожение льгот, которыми пользо­вались 13 губерний и областей относительно продажи низших сортов табака; одновременно был увеличен бандерольный сбор на табак и введен акциз со свеклосахарного производства.

Доход от сахара по росписи на 1849г. был исчислен в 221 тыс. руб., от табака — в 605 тыс. рублей. По представлению Вронченко за счет уравнения подати с частной золотопромышленности в зависимости от количества добываемого на приисках золота предполагалось увеличение дохода в 1849г. на 2 млн. руб. Таким образом, благодаря всем этим прибавкам средства государственного казначейства увеличивались на 3,5 млн. руб.

Однако расходы значительно превысили доходы. Во многом на это повлияли Венгерская военная кампания и строительство Николаев­ской железной дороги. В результате поднялись цены на хлеб и другие продукты питания. Реальный дефицит за период с 1848 по 1850 г. со­ставил 150 млн. руб. Лишь с окончанием Венгерской кампании финан­совое положение государства несколько улучшилось.

Финансовые мероприятия Брока диктовались главным образом тяжелыми условиями Крымской кампании 1853-1856 гг. Роспись до­ходов и расходов на 1853г., составленная Броком, сведена была со сравнительно небольшим дефицитом — 9,4 млн. руб. Однако начав­шаяся Восточная война повлияла на финансовое положение, и дефи­цит бюджета в 1853—1854 гг. составил уже 178 млн. руб. Николай I по­велел пересмотреть все сметы и перейти в режим «жесткой экономии» вплоть до сокращения штатов чиновников. Таким образом, «секве­стры» начались уже тогда.

Во время Крымской войны была проведена реорганизация налого­вой системы. Было заключено несколько внешних займов, в результа­те общая сумма госдолга в 1855г. достигла 1198 млн. руб. Значительный дефицит госбюджета, образовавшийся во время войны, с 1853 по 1856 г. увеличился с 57 до 307 млн. руб., став причиной эмиссии боль­шого количества кредитных билетов. До 1853г. их было выпущено на 311,4 млн. руб. с металлическим покрытием в 39,7%, а в 1858г. эта сумма возросла до 735,5 млн. руб. с покрытием всего в 16,2%. В 1854г. правительство вынуждено было прекратить их свободный размен на золото, а в 1858г. — на серебро. Кредитные билеты из кредитных денег, опиравшихся на государственный кредит, превратились в не­разменные бумажные деньги. Денежная система, созданная в резуль­тате реформы 1839-1843 гг., перестала существовать. В России начал­ся длительный период обращения кредитного рубля с резко колеблющимся валютным курсом.

Для поддержания курса был запрещен вывоз золота за границу, ограничена (25 тыс. руб.) его выдача в одни руки в обмен на кредитные билеты. Подобными мерами курс кредитного рубля был поднят, но по­пытка Брока восстановить свободный размен кончилась неудачей, а спустя несколько месяцев снова пришлось прибегнуть к ограничи­тельным мерам. Накопившиеся за годы войны вклады в кредитных учреждениях побудили Министерство финансов понизить проценты по ним с 4 до 3, с целью заставить свободные капиталы обратиться к производственному назначению, в том числе и на железнодорожное строительство. Но начался такой отлив вкладов, что во избежание бан­кротства кредитных учреждений пришлось ассигновать из государ­ственного казначейства 77 млн. руб., а также сделать внешний заем в 12 млн. фунтов стерлингов, консолидировать часть вкладов и при­остановить учреждение новых акционерных компаний.

После Крымской войны финансовое положение России оказалось бедственным. В 1858г. министром финансов был назначен A.M. Княжевич. Он сразу заговорил о бережливости, но это оказалось тщетно, смету одного только военного ведомства увеличили на 16 млн. руб.

В очередной раз пришлось обратиться к займам и усилению нало­гов. Выросли цены на гербовую бумагу, повышен акциз на табак, уве­личены подушная и оброчная подати. Большую часть налогов, как и прежде, платили крестьяне. Накануне реформы 1861г. низшие по­датные слои покрывали 175 млн. руб. из общей суммы прямых налогов в 191 млн. руб. В 1860г. был выпущен 4,5%-ный заем, но реализовали его только в 1863г. Старые кредитные учреждения набрали вкладов на сумму в 1,3 млрд. руб., но неудачно их разместили: 500 млн. руб. — на казенные надобности, свыше 400 млн. руб. — в долгосрочные ссуды помещикам. К тому же по правительственным долгам банка был сни­жен процент. Уменьшение доходов банков повлекло за собой и пони­жение процентов, выплачиваемых по вкладам (с 4 по 3%). Востребо­вание вкладов пытались задержать их консолидированием. Выпустили 4%-ные облигации с предложением обращать в них вклады, позднее эти облигации заменили 5%-ными билетами. Вместе с тем вытеснен­ным деньгам некуда было деваться. Они ринулись в разные сомни­тельные предприятия, следствием чего было разорение массы людей.

В результате всех этих перипетий назрела необходимость пере­устройства кредитных учреждений. В 1859г. была создана специаль­ная комиссия для обсуждения мер по совершенствованию банковской и денежной систем в России, которая подготовила записку «Сообра­жения к лучшему устройству банковской и денежной системы». В це­лях осуществления данной программы указом Александра II от 31 мая 1860г. бывший Коммерческий банк был преобразован в Государствен­ный банк. Одновременно с учреждением Государственного банка был утвержден его Устав. Основной капитал, первоначально выделенный ему из казны, составлял 15 млн. руб., резервный — 3 млн. руб. Государ­ственный банк стал важнейшим звеном государственной системы, ор­ганом проведения экономической политики правительства. Являясь в соответствии с Уставом банком краткосрочного коммерческого кре­дита, он был крупнейшим кредитным учреждением страны. Кредито­вание торговли и промышленности Государственный банк осуществлял через сеть своих контор и отделений, а также через коммерческие банки. В нем сосредоточились все кредитные операции за исключени­ем долгосрочных ссуд под недвижимость. Переустройство банков было произведено, однако, не без ошибок. Проекты земских и город­ских банков не были им осуществлены, в результате долгосрочный кредит был уничтожен.

С деятельностью Княжевича связывают и ошибки в таможенной политике. Им были отменены давние запреты по провозу в Россию чугуна и железа. Разрешение их свободных поставок для железных до­рог, железнодорожных, механических заводов и судостроения сделали собственную металлургию делом излишним.

Значительной была роль Министерства финансов в проводимой правительством крестьянской реформе. Оно занималось организаци­ей выкупной операции, так как земля передавалась крестьянам не да­ром, а за выкуп. Поскольку погасить весь выкуп (342 руб.) самостоя­тельно крестьяне не могли, то правительство пошло на следующий шаг. За полученный надел крестьяне выплачивали непосредственно помещику 20% суммы выкупа. Остальные 80% помещикам возмещало государство ценными бумагами под 5%-ный годовой доход, а крестья­не обязывались вернуть их государству в течение 49 лет. Процесс вы­купа земель принес государству немалый доход, так как оно при расчетах с помещиками удержало с них все накопившиеся долги по за­ложенным в казне имениям на сумму около 400 млн. руб., в то время как общий размер выкупной суммы составил 867 млн. руб.

К заслугам Княжевича относится поднятый им вопрос о гласности государственной росписи. В результате этого в 1862г. состоялось повеление о публикации бюджета. Во время руководства Княжевича была проведена винная реформа, в ходе которой откупа были замене­ны акцизами. В 1860г. винные откупщики заплатили в казну 128 млн. руб., а их собственные доходы от продажи вина были в несколько раз больше.

Эпоха Александра II дала России легендарного государственного деятеля — В.А. Татаринова. Основываясь на опыте изучения работы контрольно-счетных учреждений европейских стран, тот предложил проект реформы государственного контроля, в которой были развиты идеи независимости финансового контроля. Далеко не все из предло­женного им было реализовано на практике. Лишь к концу XIX в. в России сложилась эффективная система контроля, в основу которой легли идеи реформатора. Началом этих преобразований явилось на­ведение должного порядка в системе государственной отчетности, а именно введение единства бюджета и единства кассы, закрепленных законом в 1862г. Введение новой контрольно-ревизионной систе­мы позволило создать в губерниях независимые от местных властей контрольные палаты. Постепенно общественное мнение по-новому стало воспринимать значение контрольного финансового органа для улучшения управления финансами и предотвращения финансовых нарушений.

 

5.2. Деятельность М.Х. Рейтерна на министерском посту

 

Михаил Христофорович Рейтерн родился 12 сентября 1820г. в се­мье боевого генерала. Получив начальное домашнее образование, продолжил его в Александровском лицее, который окончил в 1839г. с серебряной медалью. 20 января 1840г. поступил в министерство фи­нансов в особую канцелярию по кредитной части. В 1843г. перешел в департамент Министерства юстиции, а в 1854г. назначен старшим чиновником для особых поручений при начальнике Главного морско­го штаба. С 1855 по 1858г. находился за границей. С 1858г. — управ­ляющий делами Комитета железных дорог. С 1859г. — член Совета Министерства финансов, с января 1860г. — управляющий делами Комитета финансов. В 1862г. стал членом Государственного совета. 23 января 1862г. назначен управляющим Министерством финансов, а с 6 декабря того же года — министром финансов, в качестве которого прослужил до 7 июля 1878г. После восшествия на престол Алек­сандр III лично пригласил Рейтерна на должность председателя Ко­митета министров, которую тот занимал с 1881 по 1886г. В январе 1890г. Рейтерн был произведен в графское достоинство.

Положение отечественных финансов на момент вступления Рей­терна в должность министра было неблагополучное. Каждый год за­канчивался с дефицитом, долги, как процентные, так и беспроцент­ные, росли, покрывая недостаток средств на текущие расходы. Упорядочение государственных расходов Рейтерн начал с внесения в управление финансами принципов либерализма — гласности, за­конности и большего административного контроля. Уже в первый год своего управления он приступил к обнародованию государственных росписей. Были выработаны новые правила о составлении, утвержде­нии и исполнении финансовых смет министерством, одновременно введено единство кассы. Сверхштатные ассигнования при нем были снижены с 35 до 9—15 млн. руб. Начиная с 1868г. наряду с обнародо­ванием росписей ежегодно стали публиковаться и отчеты об их исполнении.

С 1872г. Рейтерн стал сводить росписи с превышением доходов над расходами, почти не прибегая при этом к помощи государственного кредита для бюджетных целей. Лучшее средство для увеличения госу­дарственных доходов он видел в развитии производительных сил стра­ны. Для этого следовало устранить два препятствия: громаднейшие расстояния и отсутствие частного кредита.

При Рейтерне железнодорожная сеть увеличилась на 20 тыс. верст, что дало большой толчок развитию хлебной торговли и расширению сбыта мануфактурных изделий. А всего с 1861 по 1891г. протяжен­ность железных дорог в России возросла с 1,5 тыс. до 28 тыс. верст. Рейтерн не был сторонником казенного хозяйства, при нем строились частные железные дороги, а имевшиеся государственные продавались (Одесская, Киево-Брестская, Московско-Курская).

До Рейтерна частный кредит в России существовал только в виде ростовщического и дисконтного. Благодаря поддержке министра ста­ли создаваться акционерные коммерческие банки, возникли частные земельные банки, начали зарождаться ссудосберегательные товари­щества, в результате этого в 60-х гг. XIX в. в России сформировалась капиталистическая банковская система.

Однако при этом железнодорожные концессии и банковское грюн­дерство породили массу злоупотреблений и биржевую игру, повлек­шую за собой ряд кризисов. Среди прочих мероприятий крупное зна­чение имело уничтожение нефтяного откупа на Кавказе (1872), служившего непреодолимым препятствием к развитию национальной нефтяной промышленности, а также отмена в 1863г. всех вывозных пошлин. В результате этого казначейство потеряло 1,2 млн. руб., зато еще больше выиграла отечественная заграничная торговля.

Государственный банк большую часть своих ресурсов в 1860— 1870 гг. вкладывал в государственные и гарантированные ценные бу­маги. Кроме того, он выдавал краткосрочные и долгосрочные ссуды Государственному казначейству. К 1879 г. долг Казначейства Государ­ственному банку составил 478,9 млн. руб. Погашение долга, начавше­еся в 1881г., закончилось в 1901г.

В конце 1860-х — начале 1870-х гг. в России разгорелась настоящая учредительская горячка. До реформы в стране насчитывалось всего 78 акционерных компаний с общим капиталом в 72 млн. руб. За годы так называемой учредительской горячки было создано 357 акционер­ных компаний с капиталом в 1116 млн. руб. Правда, многие из этих компаний, возникших на волне биржевого ажиотажа, оказались дуты­ми и лопнули. Процесс концентрации крупных российских капита­лов, как и в других странах, начался преимущественно в сфере желез­нодорожного строительства. Из всего совокупного капитала в промышленность было вложено лишь 14%, тогда как в железнодо­рожный транспорт — более 60%, что сыграло существенную роль в бурном росте данной отрасли.

В 1864—1873 гг. было учреждено около 40 акционерных банков, среди них: Частный коммерческий банк (1864) в Санкт-Петербурге, Московский купеческий банк (1866), Харьковский торговый банк и Киевский частный коммерческий банк (1867). Причем с самого на­чала они занимали большой удельный вес в совокупных ресурсах стра­ны, пять крупнейших банков в 1875—1881 гг. охватывали около поло­вины, а 12 банков — до 75% всех банковских ресурсов России. В те годы самым крупным из них был Волжско-Камский банк. Своеобра­зием кредитной системы этого периода было наличие банков земель­ного кредита, которые отвлекали денежные ссуды от их производи­тельного использования в аграрном секторе.

С 1867г. Министерство финансов начало интенсивное накопление золотого запаса. Указом Александра II от 2 июня 1867г. Государствен­ному банку и его конторам было предоставлено право принимать звонкую монету в платежи. Разрешалось брать российскую и ино­странную монету, а также золото и серебро в слитках. Цены устанав­ливал Государственный банк. Монета направлялась в его разменный фонд. В результате в течение 1867-1876 гг. разменный фонд увеличил­ся с 78,3 млн. руб. до 310,1 млн. руб.

Приняв финансовое ведомство с дефицитом бюджета в 20 млн. руб., Рейтерн после 16 лет работы в должности министра добился превы­шения доходов государства над расходами на 24 млн. руб., при этом объем бюджета увеличился втрое. Однако не все его мероприятия, на­правленные на достижение данных целей, можно считать удачными. Так, например, в целях ликвидации бюджетного дефицита он провел несколько неудачных коммерческих сделок, наиболее известной из которых является продажа Аляски США в 1867г. за 7,2 млн. дол., что в переводе на нынешние деньги составляет 8,4 млрд. дол. По подсчетам чистый доход американцев от владения Аляской за первые 50 лет превысил 750 млн. дол. Самое парадоксальное, что для того, чтобы «уговорить» американцев купить Аляску, было затрачено 100 тыс. дол. на взятки.

 

5.3. Кризис конца 1870-х гг. и начало финансовых преобразований

 

Накануне Русско-турецкой кампании в 1876г. Рейтерн предоста­вил царю записку, в которой доказывал, что в случае войны Россия сразу и надолго потеряет все достигнутые ей благодаря 20-летним ре­формам результаты. Общая сумма чрезвычайных военных расходов в 1876—1878 гг. составила 888 млн. руб., которая покрывалась займами и эмиссией (450 млн. руб.). Как только в июле 1878г. в Берлине был за­ключен мир, Рейтерн ушел в отставку.

Русско-турецкая война обошлась России в два годовых бюджета. Расходы по обслуживанию государственного долга увеличились на 66 млн. руб., расходы министерств — на 85 млн. руб. Чуть сокра­тились, но не исчезли чрезвычайные расходы — в 1879г. они соста­вили 168 млн. руб., в 1880 году — 99 млн. руб. Чтобы сводить концы с концами, Министерство финансов было вынуждено отказаться от созидательной работы и обратиться к обычным мерам: налогам и займам.

Новый министр финансов Самуил Алексеевич Грейг (1878-1880 гг.) достиг большего успеха в займах. Сразу по окончании подписки на второй восточный заем в 300 млн. руб. (первый был в 200 млн. руб.) и выпуск краткосрочных обязательств казначейства на 150 млн. руб. и затем еще на 50 млн. руб. в мае 1879 г. началась подписка на третий восточный заем, опять в 300 млн. руб. Финансисты встретили его с огромным недоверием, но при помощи российских банков Грейгу удалось заем протолкнуть. Такие займы отличались от заключенных Россией ранее тем, что Грейг не прибегал к помощи иностранных бан­киров с их обычным вознаграждением в 2—4%, а действовал через оте­чественные банки с предоставлением им комиссионных в размере 0,5%. И доказал, что русский кредит не обязан раскошеливаться и унижаться перед иностранцами.

К сожалению, Грейг был почти бессилен в отношении расходов министерств, большая часть которых была основана на штатах и по­ложениях. По этому поводу он даже писал, что многие расходы — это обветшалые памятники прежних порядков, а государственное управ­ление — самое дорогое в свете. Между тем увеличение налогов Грейг считал неудобным приемом с нравственной и политической стороны, полагая, что народ готов нести это бремя, но ждет усилий от прави­тельства для сокращений расходов.

Дополнительным сбором были обложены водочные изделия, уве­личен акциз с пива и табака. С 5 до 75 коп. была увеличена пошлина на страхование имущества от огня. Увеличился гербовый сбор. Был обложен пошлиной в 40 коп. с пуда хлопок. В начале 1880 г. увеличены пошлины на привозные металлы, металлические изделия и машины и уничтожены все изъятия из металлического тарифа в пользу желез­ных дорог, тормозивших отечественное производство.

Из введенных новых налогов большие споры вызвал налог на пас­сажирские билеты и перевозки большой скорости по железной дороге. Из серьезных мероприятий в налоговой сфере того времени выделяют предложения по отмене подушной подати. Была даже создана комис­сия, но скорое падение Грейга остановило решение этого вопроса до 1882г.

Кризис 1873г. и последовавшая за ним депрессия сопровождались крахом ряда банков, в результате чего число акционерных коммерче­ских банков сократилось в России за 1878-1880 гг. с 39 до 33.

Финансовая политика Грейга нравилась далеко не всем. Его руга­ли, упрекали в недостаточной решительности. Население было недо­вольно введенными налогами. Ко всему прочему 1880г. оказался очень тяжелым. Неурожаи в ряде губерний, почти голод. Дошло до того, что начали завозить сало, уже подумывали везти хлеб из Америки. К сен­тябрю стали обнаруживаться признаки близкого кризиса: падение производства, вексельного курса. Так все сошлось, что дни Грейга-министра оказались сочтены.

Начало финансовых преобразований в России в 1880г. связано с деятельностью Александра Агеевича Абаза, занявшего в этом же году пост министра финансов, взамен ушедшего в отставку Грейга.

Будучи министром финансов, он провел отмену соляного акциза. Им также была предпринята попытка выкупа лишних кредитных би­летов на 400 млн руб., выпущенных в период Русско-турецкой войны. Предполагалось выкупать по 50 млн руб. в течение восьми лет. Но ре­зультат оказался неудачным, за пять первых лет реализации програм­мы было выкуплено всего 87 млн. руб.

В 1881г. Абаза вышел в отставку в знак протеста против издания Манифеста императора Александра III «О незыблемости самодержавия». Отставка Абазы стала значимым событием для российских фи­нансов, на биржах царила паника, деньги и бумаги падали в курсе.

Но и после отставки Абаза остался влиятельнейшим политиком. Без его совета не предпринимались никакие экономические и финан­совые действия. В бюджетной работе, таможенной политике он по-прежнему был главным специалистом, поддержкой которого стара­лись заручиться самые значительные сановники. Сам государь прибегал к его услугам и справедливо оценивал заслуги, считая осо­бенно полезной деятельность по рассмотрению и составлению госу­дарственной росписи. Вышнеградский, находясь на посту министра финансов, без совета с Абазой не проводил ни одного важного дела. Впрочем, и о предшественнике Вышнеградского — Бунге говорили, что он без Абазы, как «карточный король без туза».

В 1880-х гг. появились первые русские монополии в промышлен­ности и первое картельное объединение двух петербургских акцио­нерных банков — Международного и Русского банка внешней торгов­ли (1881). Однако первое монополистическое объединение в России возникло еще в 1875г. в страховом деле, когда восемь страховых ком­паний подписали Конвенцию общего тарифа, после чего стали бо­роться с теми компаниями, которые остались вне конвенции, чтобы диктовать им свои условия.

 

5.4. Деятельность Н.Х. Бунге на министерском посту

 

Николай Христианович Бунге родился 11 ноября 1823г. в Киеве в семье доктора медицины. Среднее образование получил в первой киевской гимназии, высшее — в Киевском университете, который окончил в 1845г. Изначально являлся представителем науки, с 1850г. читал лекции в Киевском университете, с 1852г. там же занял кафедру политической экономии и статистики, впоследствии — профессор и в течение 20 лет ректор Киевского университета. В дальнейшем выдвинулся на поприще финансового управления и законодательства, был директором Киевского отделения Государственного банка. Пре­подавал финансы и политическую экономию вначале Александру III (1863-1864), а затем и Николаю II (1886-1889). В 1887-1895 гг. Бунге занимал пост председателя Комитета министров.

Бунге пришлось вступить в управление министерством при весьма тяжелых обстоятельствах. Наступившая после 1 марта 1881г. реакция отразилась и на финансовом состоянии страны. К тому же два года — 1884-й и 1885-й — ознаменовались почти повсеместным неурожаем, и это вызвало неблагоприятные последствия для промышленности и торговли. Первый бюджет 1881г. Бунге пришлось свести с дефи­цитом на сумму свыше 50 млн. руб. Сумма государственного долга на 1 января 1881г. достигла свыше 6 млрд. руб., и неизбежно было за­ключение целого ряда новых займов. Одним из первых действий Бун­ге явился выпуск золотой 6%-ной ренты 1883г., встретившей ввиду чрезвычайно высокого процента недоброжелательное отношение в обществе. Состояние курса кредитного рубля было весьма неудо­влетворительным. В 1881г. средняя цена рубля составляла 65,8 коп. золотом, в 1886г. — 58,9. Платежный баланс был чрезвычайно небла­гоприятен, на заграничных биржах производилась спекуляция с рус­скими фондами и кредитными рублями, против которой Бунге, ру­ководствуясь системой невмешательства в биржевые отношения, не принимал надлежащих мер.

В должности министра финансов основной своей задачей Бунге считал упорядочение совершенно расстроенной Русско-турецкой во­йной (1877—1878 гг.) денежной системы. С этой целью он проделал большую подготовительную работу по введению в России металличе­ского денежного обращения. При нем явно определилась попытка приблизить бюджет царской России к бюджету развитых европейских буржуазных государств. В интересах промышленной буржуазии Бунге проводил протекционистскую таможенную политику. Также он явил­ся инициатором ряда реформ в социальной и экономической сферах. Программа Бунге отличалась своей социальной направленностью, ибо он видел глубокую связь между улучшением финансового поло­жения страны и повышением благосостояния народа. Она включала разработку фабрично-заводского законодательства, создание рабочих ассоциаций, привлечение трудящихся к участию в прибылях предпри­ятий. В 1882г. издан закон, регулирующий эксплуатацию детского труда. Политическим идеалом Бунге была самодержавная монархия, основанная на законности, гласности и развитии местной обществен­ной инициативы.

На посту министра финансов Бунге продолжил реформирование податной системы в новом для России направлении — облегчение различных платежей с крестьян и повышение старых и введение но­вых прямых налогов для имущих классов общества. Это нашло отра­жение в повышении поземельного налога и налога с городских недвижимостей, введении налога с наследства и с денежных капиталов в размере 5% с дохода. Заслуга Бунге заключалась не только в отмене подушной подати (1882), но и в указании пути, которому должно сле­довать финансовое законодательство, — установление подоходного налога. Изменения, вносимые в систему обложения, особенно введе­ние новых промысловых налогов, потребовали учреждения в 1885г. податной инспекции, которая сразу окупила расходы на свое содержание.

Повышение косвенных налогов на водку, вино, пиво, табак и дру­гие товары широкого потребления было связано в этот период с необ­ходимостью компенсировать отмену подушной подати и понижение выкупных платежей с крестьян. Отказ от этого источника доходов гос­бюджета расценивался современниками Бунге как проявление герой­ства с его стороны.

Тем не менее преодолеть бюджетный дефицит Бунге не удалось в силу последовавших неурожаев (1882, 1884 и 1885 гг.), общего спада производства и неблагоприятного влияния на экономику России де­прессии 1880-х гг. на мировом рынке. Однако он сознательно шел на допущение дефицита, ибо верил, что в недалеком будущем измене­ния, вносимые в систему налогов, должны принести свои плоды, что и случилось уже при следующем министре финансов.

Бунге осуществлял государственное финансирование тяжелой про­мышленности. Он расширил строительство государственных желез­ных дорог, способствовал выкупу частных железных дорог в казну. По его инициативе в 1885г. был создан Дворянский земельный банк для льготного кредитования помещиков. Одновременно с этим для под­держания самостоятельных крестьянских хозяйств в 1882г. был осно­ван Крестьянский поземельный банк для выдачи ссуд крестьянам на покупку частных земель под 7,5—8,5% годовых.

При Бунге началась подготовка денежной реформы — с осени 1884г. в Госбанке приступили к накоплению золота и золотых монет из поступлений в уплату таможенных пошлин и за счет внешних зай­мов, в результате чего был образован запас в 125 млн. руб.

Невыгодные условия внешних займов, неудачная попытка сокра­щения количества кредитных билетов, находящихся в обращении, а также продолжающийся дефицит бюджета и обесценивание рубля по отношению к золоту — все это явилось мотивом грубых нападок на Бунге в печати. Его обвиняли в половинчатости предпринимае­мых решений, в слабости и нерешительности. Он же, обладая особой деликатностью и сдержанностью, ограничивался спокойными офи­циальными опровержениями — строго по фактам. Однако не мог противостоять оппозиции, образовавшейся в высших кругах власти ввиду недовольства налоговой политикой и нуждающейся в более «покладистом» министре финансов, что явилось причиной его отставки.

Бунге не удалось решить свою главную программную задачу — улучшить финансовое положение России и повысить благосостояние народа. Вместе с тем результаты его деятельности дали основание био­графам считать, что он действительно проводил в жизнь опреде­ленную систему, выходившую довольно далеко за рамки финансовой политики, и его заслуги как министра финансов были прямым резуль­татом и применением на деле его ранее сложившихся научных воззре­ний. Некоторые идеи Бунге, связанные с общинным землепользова­нием, переселенческим делом и рабочим вопросом, в измененном виде были использованы российским правительством в начале XX в. в связи с назреванием революционных событий.

 

5.5. Финансовые преобразования И.А. Вышнеградского

 

Иван Алексеевич Вышнеградский родился 20 декабря 1831г. в го­роде Вышний Волочок Тверской губернии в семье священника. По окончании в 1851г. Педагогического института некоторое время за­нимался преподавательской работой. В 1865-1875 гг. — профессор прикладной математики в Михайловской артиллерийской академии, в 1875—1878 гг. — директор Петербургского технологического инсти­тута. Одновременно с конца 1860-х и до 1878г. служил инженером-механиком в Главном артиллерийском управлении. В 1886г. назначен членом Государственного совета по департаменту государственной экономии, с 1 января 1887г. — управляющий Министерством финан­сов, а с 1 января 1888г. — министр.

Положение финансов было тогда тяжелым, и нового министра даже называли в шутку «председатель всероссийского конкурсного управления». Со своей ролью министр справился. Его политика не была оригинальной: во многом стала продолжением политики его предшественника — Бунге, но отличалась большей последовательно­стью и энергичностью. Главной своей целью Вышнеградский ставил борьбу с бюджетным дефицитом. Прежде всего он принялся сокра­щать расходные статьи бюджета. При этом скупился невероятно, мно­гие действительные нужды страны оставляя без внимания.

Против сверхсметных ассигнований министр боролся решительно, не уступая даже военным ведомствам, В трудных ситуациях обращал­ся к помощи государя, который его поддерживал, иногда и в ущерб собственным планам.

Крупным направлением работы министерства Вышнеградского было сокращение долгового бремени России. Воспользовавшись расположением французского рынка к русским бумагам и избыт­ком денежных средств, министр провел конверсию внешних займов из 5%-ных в 4%-ные.

Прекрасно знающий железнодорожное дело, Вышнеградский не мог не обратить внимание на необходимость упорядочения финан­совой неразберихи в этой отрасли. Существующий порядок предпо­лагал выплаты из казны акционерам убыточных железных дорог по гарантиям правительства. Эти выплаты составляли ежегодно более 40 млн. руб. Чтобы сократить их, Вышнеградский принял решитель­ные меры по введению государственного регулирования железнодо­рожных тарифов, отданных прежде на откуп частным компаниям. В Министерстве финансов создали особый департамент, в ведение ко­торого передали финансовые дела железных дорог.

С введением новых налогов Вышнеградский не торопился. С ним связывают только акцизы на спички и осветительные масла, результа­ты этой меры для казны были удачными. Вводить монополию на спирт и табак министр не решился. Ему удалось добиться увеличения дохо­дов от этих товаров простым повышением акцизов, изменением си­стемы сбора налогов были повышены и некоторые прямые налоги.

Важной заботой Вышнеградского было улучшение торгового ба­ланса. Заметными шагами здесь стали увеличение таможенного тари­фа (1891) и поощрение продажи хлеба за границу. Одним из основных инициаторов и авторов нового протекционистского таможенного та­рифа являлся известный российский химик Д.А. Менделеев.

В результате этих мер государственные доходы стали быстро расти, даже по тем статьям, которые не были затронуты переменами. Бюд­жетный дефицит исчез, а курс рубля укрепился, и Вышнеградский, воспользовавшись этим, все печатал и печатал деньги, доведя объем кредитных билетов к 1893г. до 1296 млн. руб. Бумажные деньги ввиду их устойчивости обменивались на золото, объем которого в эти годы утроился — до 361,5 млн. руб. Вообще государственной биржевой игре министр уделял значительное внимание, справедливо полагая, что с такими ресурсами, как у государства, она всегда будет беспроиг­рышной.

Ради благополучия финансов Вышнеградский был готов требовать многого, и русскому народу оставалось только терпеливо переносить действие вырабатываемых им мер. Если появлялись непредвиденные доходы, он радовался безмерно. «Молодцы, донские казаки, — гово­рил он, рассматривая акцизные поступления по регионам, — здорово в этом году выпили!»

От жалоб дворян на послереформенную неустроенность он отма­хивался и помогал им только по принуждению государя: «Если все их просьбы исполнять, мне придется повеситься. Они мне так надоели, что, если будет так продолжаться, я просто закрою Дворянский банк».

Работой введенной до него фабричной инспекции, охранявшей труд малолетних детей, был недоволен. Но здравый смысл подсказы­вал ему необходимость учета социальных факторов. Экономическое потрясение в неурожайном 1891г. министр не торопился выправлять усилением налогов. Говорил, что это несвоевременно.

В 1892г. был принят первый в истории России закон о государ­ственном контроле, который имел решающее значение для укрепле­ния государственного финансового контроля. В этом законе были за­креплены те изменения в организации, формах, методах и деятельности государственного финансового контроля, которые произошли на про­тяжении почти двух с половиной столетий его развития.

В министерстве у Вышнеградского царила жесткая дисциплина. Он никогда не хвалил подчиненных — не считал нужным, полагая, что ревностная работа есть их прямая обязанность. Сотрудников вы­слушивал внимательно, вникая в подробности. Сразу делал необходи­мые вычисления, поэтому доклады тянулись долго, а чиновники чув­ствовали себя словно на экзамене. Он мало доверял подчиненным и старался взвалить на себя работу даже начальников отделений. Каж­дую мелочь старался проверить. Если ночью его вдруг осеняла идея, тут же трубил сбор. Сонных чиновников доставляли к неутомимому начальнику разбирать детали. О необыкновенной работоспособности Вышнеградского впору складывать легенды. Он вставал очень рано и, несмотря на это, нередко засиживался за работой до двух-трех часов ночи. Работал по 16 и более часов в сутки.

 








ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.