Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 3. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Праздники и искусство в жизни человека.





Лексический минимум слов для усвоения:искусство, творчество, созидание, воплощение, воспроизведение, действительность, равноденствие.

 

Тип речи- это обобщенное содержание речи, об­условливающее определенную обобщенную форму для передачи этого содержания. Выделяются три основных типа речи: повествование, описание, рассу­ждение.

Повествование - тип речи, рассказ о развивающихся, происходящих последовательно действиях или событиях. Отличительная особенность повествования – его динамичность.

Формальные признаки повествования: 1) глаголы совершенного вида для последовательно происходящих действий; 2) обстоятельственные слова со значением временной последовательности: затем, далее, после этого, в дальнейшем, впоследствии и т.д.; 3) союзы лишь только, как только и др.

Повествование имеет свою структуру: 1. Начало действий, событий. 2. Развитие действий, событий. 3. Завершение действий, событий. Таким образом, традиционная структура трехчастна: зачин, средняя часть, кон­цовка.

Однако в речи (особенно в произведениях художе­ственной литературы) композиционные элементы по­вествования могут меняться местами, в описании оценка предмета речи может совмещаться с общим впе­чатлением от описываемого либо вообще отсутство­вать, в рассуждении могут опускаться выводы, особен­но в том случае, когда они аналогичны тезису, и т. д.

Необходимо отметить, что произведения, в кото­рых представлен один «чистый» тип речи, достаточ­но редки. Чаще всего встречаются комбинированные типы речи: повествование с элементами описания, по­вествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания, описание с элементами пове­ствования, повествование с элементами описания и рассуждения и т. д.

В научных текстах повествование обычно встречается: а) в биографических справках о выдающихся ученых; б) в рассказах об истории научных открытий; в) в описании истории страны и др.

 

Работа по тексту.

1. Прочитайте текст.

 

“Не жизнь, а праздник!” - при этих словах любой человек улыбнется и подумает о чем-то светлом, добром и чистом, вспомнит свой любимый праздник.

Что такое праздник? Обычно этим словом называют мероприятие или дату, связанную с каким-то радостным и/или значимым событием. Чем же праздники отличаются от будней? Ответ лежит в самом слове "праздник" (праздник и праздность, т.е. «лень, безделие, ничегонеделание» - однокоренные слова). И не удивительно, что в праздники люди «празднуют», т.е. предаются праздности - не работают, едят и пьют вволю, поют, танцуют, веселятся. Но зачем они это делают? Зачем человечество придумало праздники? Смысл этого феномена человеческой культуры в том, чтобы помочь людям легче переносить тяготы и лишения будней.

Официальные праздники - грандиозные торжества, которые отмечаются по всей стране и относятся к разряду государственных. В такие дни большинство учреждений и заведений не работают. Эти праздники отмечаются с размахом и массовыми гуляниями. Также в такие праздники устраивают концерты, выступления, праздничный салют.



Неофициальные праздники - это праздники, посвященные определенным событиям, той или иной религиозной, этнической или социальной группе населения. Они могут быть как международного уровня, например День святого Валентина (14 февраля), так и только в определенной стране - День сурка в США (2 февраля). Такие праздники - это скорее традиция, дань памяти в честь определенного события. В такие дни проводят фестивали, конкурсы и даже парады.

Международные праздники - это грандиозные, самые широкомасштабные торжества, объединяющие все страны и континенты. Некоторые торжества длятся не только один день, но и целыми неделями. Неважно далеко Вы или близко, на каком языке говорите, эти праздники призваны объединить все человечество. Новый Год, 8-е марта и многие другие вызывающие только положительные эмоции и миллионы улыбок по всему свету. Празднуются так ярко, что даже из космоса видны масштабы мероприятия и салют.

Профессиональные праздники - это торжественные дни в честь какой-либо определенной профессии. Такие праздники не являются официальными выходными днями. Зато это прекрасный повод собраться вместе представителям своей профессии. В такие дни профессионалы своего дела особенно приветливы. Некоторые праздники имеют международный статус и отмечаются несколькими странами. Другие же отмечаются на конкретной территории страны.

Религиозные праздники - это праздники в честь памяти о святом или о религиозном событии, обусловленные верой в сверхъестественное, особым осознанием мира. У каждой веры есть своя доктрина, система мировоззрения на религиозные праздники. Каждая вера уникальна и празднуется с особым почетом и уважением к событиям, повлиявшим на мировоззрение культуры тех или иных направлений религиозного культа.

День города - это ежегодное, торжественное, широкомасштабное, зрелищное мероприятие. Празднуется в честь основания города, или при получении городского статуса. В некоторых городах - это день освобождения от немецко-фашистских захватчиков. В праздничный день проводятся многочисленные торжественные мероприятия - парады, ярмарки, концерты. Особенно ярко празднуются юбилеи городов. Торжества обычно заканчиваются грандиозным салютом и фейерверками.

 

2. Ответьте на вопросы:

- Как появились праздники?

- Что означает слово «праздник»?

- Какие виды праздников выделяет автор? Согласны ли вы с ним?

3. Расскажите о своем любимом празднике. Как вы к нему готовитесь?

4. Определите вид глаголов: собраться, пойти, заговорить, рассмеяться, приготовить, купить, украсить, нарядить, станцевать, спеть, сыграть, кружить, качаться, гулять, кататься, кушать, нарисовать, вырезать, убраться, выгулять, рассказать, уснуть. Образуйте от данных глаголов видовую пару.

5. Используя глаголы из предыдущего задания, составьте рассказ о том, как вы отметили недавний праздник.

6. Перепишите текст, ставя слова из скобок в нужном падеже. Определите тип и вид текста. Подчеркните слова, которые помогли вам определить тип текста.

Здесь пойдет речь о железном Тимур-ленге, хромом (барс), о Сахиб-и- Кирани - счастливом (завоеватель), о Тамерлане, как их называли его неверные, о (человек), который хотел разрушить весь мир.

Пятьдесят лет ходил он по (земля), железная стопа его давила города и государства, как нога (слон) – муравейники, красные реки крови текли от его путей во все стороны; он строил высокие (башня) из костей побежденных (народы); он разрушал жизнь, споря в силе своей со (смерть), он мстил ей за то, что она взяла (сын) его Джахангира; страшный человек - он хотел отнять у неё все жертвы - да издохнет она с (голод) и (тоска)!

С того дня, как умер сын его Джахангир и народ (Самарканд) встретил (победитель) злых Джеттов, одетых в чёрное и голубое, посыпав головы свои (пыль) и (пепел),- с того дня и до часа встречи со (смерть) в Отраре, где она поборола его, - тридцать лет Тимур ни разу не улыбнулся - так жил он, сомкнув губы, ни перед кем не склоняя (голова), и сердце его было закрыто для (сострадание) тридцать лет!

(М.Горький. Сказки об Италии.)

 

СРСП

1. Главная задача автора при повествовании — сообщить о последовательности действий или событий. В приведенных ниже текстах определите: какова последовательность действий (событий)? что происходило сначала и что происходило потом?

А) Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому). Б) Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15—20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу.

2. Прочитайте тексты о национальных праздниках. Подумайте, в чем заключается значение этих праздников?

Наурыз

Наурыз, празднуемый в день весеннего равноденствия, 22 марта, считается одним из крупных праздников народов Средней Азии и Казахстана. Согласно мнению исследователей, Наурыз насчитывает несколько тысяч лет. Тысячелетиями складывались традиции Наурыза. Омар Хайям в книге «Наурыз – нома» сообщает о приметах этого праздника: «Дома убирают, украшают зеленью и цветами, ходят в гости к родителям, близким…».

В этот день народ избавлялся от зимних тягот, радовался за сохранность богатства – скота. Празднование Наурыза продолжалось три дня, и все аульчане поздравляли друг друга, желая счастья и благополучия. В Наурыз устраивали народные игры, состязания, в которых активное участие принимали взрослые и молодежь, дети и женщины.

В силу кочевого образа жизни казахского народа широкое распространение получили конные состязания и различные игры на лошадях: стрельба из лука, кокпар, джигитовка и т.д. Дети играли в асыки, лапту. Веселье царило на празднике.

Хозяйки на Наурыз готовят традиционное угощение – наурыз-коже, состоящий из семи компонентов. Накрывается обильный дастархан. В доме порядок и чистота.

Одним из пожеланий людям является «бата» о счастье, мире и обилии народу.

Масленица

Масленица – древний русский народный праздник, отмечающийся на последней неделе перед Великим постом. Длится она семь дней. Во время поста следует воздержаться от мясной и жирной пищи, увеселений. Вот народ и стремится повеселиться до поста. Название праздника возникло потому, что на этой неделе пекут блины масляные.

Масленица – самый шумный, веселый праздник. Каждый день недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать. Скажем, понедельник – «встреча» Масленицы, вторник – «заигрыш» (устраивают игры), среда – «лакомка» (хозяйки пекут сладости). В конце недели прощаются с Масленицей, провожают зиму. Чучело зимы, сделанное из соломы, сжигают на огромном костре. В этот день обычно устраивают народные гулянья, ярмарки.

 

2.1. Согласитесь с утверждениями или возразите. Обоснуйте свои ответы.

- Основная идея Наурыза – это торжество добра и мира.

- Праздник Наурыз отмечается только в Казахстане.

- В празднике активное участие принимают только взрослые мужчины.

- Все традиции Наурыза сохранились до наших дней.

- Масленица празднуется в начале лета.

- На масленицу готовят различные супы.

2.2. Объясните значения следующих слов, в случае затруднения обращайтесь к толковому словарю: равноденствие, традиция, примета, тяготы, благополучие, состязание, кнут, обилие.

3. О каких еще праздниках народов Казахстана вы можете рассказать?

4. Составьте устный рассказ на тему «Как мы готовимся к празднику Наурыз».

5. Выразите свое мнение о назначении искусства, опираясь на следующие высказывания:

«Дороги, ведущие к искусству, полны терний, но на них удается срывать и прекрасные цветы». Жорж Санд

«Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, - неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете». Ф.М. Достоевский

«Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке». Л.Н. Толстой

«Искусство неисчерпаемо, как жизнь. И ничего не позволяет нам понять это лучше, чем неиссякаемая музыка, чем океан музыки, наполняющий собой века». Р.Роллан

«Произведение искусства - это уголок мироздания, увиденный сквозь призму определенного темперамента». Э.Золя

6. Согласны ли вы с выражениями? Обоснуйте свой ответ.

Искусство – это память народа.

Искусство делает человека богаче, лучше, красивее.

Искусство помогает человеку жить.

Искусство воспитывает человека.

Искусство учит видеть и прекрасное, и безобразное.

СРС

Составьте календарь профессиональных праздников в Республике Казахстан на текущий год.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.