Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Способы медитации на двенадцатизвенную цепь





 

Когда вы эффективно занимаетесь медитацией о двенадцатизвенной цепи взаимозависимости, вы естественным образом развиваете в себе отречение. Чем эффективнее будет становиться ваша медитация о двенадцатизвенной цепи, тем сильнее будет ваше желание искать наставления о пустоте. Вы, как человек, испытывающий жажду, будете искать воду. Иначе вы станете изучать теорию пустоты лишь ради интереса и в итоге просто получите дополнительную информацию.

 

Если кто-то осознает свою хроническую болезнь и найдет противоядие от нее, он будет счастлив обрести такое лекарство. Те же, кто не знает о своих хронических болезнях и не осознает страданий от этих болезней, не смогут оценить и лекарство от них. Они отложат его в сторону и потом забудут, куда положили.

 

Чтобы медитировать на теорию пустоты, вначале важно медитировать на двенадцатизвенную цепь взаимозависимого происхождения. Если вы хорошо понимаете двенадцатизвенную цепь, для вас теория пустоты будет иметь невероятную ценность. Вы будете рады получать учение, являющееся противоядием от корня всех ваших проблем. Каждый раз, получая это учение о пустоте, вы будете понимать, что обретаете тайные наставления о методе решения всех своих проблем. Вы получите способ решения проблем не поверхностно, а в корне. Как это великолепно! Вы скажете: «Если мне придется отрезать свою руку, продать ее и сделать подношение своему Духовному Наставнику, чтобы получить учение по Праджняпарамите, то я готов это сделать». Все Время Плачущий Бодхисаттва отрезал свою ногу, продал ее и сделал подношение своему Духовному Наставнику Ламе Чопе, для того чтобы получить учение по Праджняпарамите.

 

Итак, в медитации можно размышлять о двенадцатизвенной цепи взаимозависимого происхождения в прямом и обратном порядке с точки зрения нашего погружения в сансару (нашей омраченности). А также можно размышлять о двенадцати звеньях цепи в прямой и обратной последовательности с точки зрения умиротворения омрачений. По сути дела, эти четыре способа размышления над двенадцатизвенной цепью представляют собой четыре благородные истины.

 

Первые два способа – размышление о двенадцати звеньях цепи взаимозависимого происхождения в прямом и обратном порядке с точки зрения омраченности – представляют собой благородную истину о страдании и благородную истину об источнике. Размышление о двенадцати звеньях цепи в прямом и обратном порядке с точки зрения умиротворения представляют собой благородную истину о пресечении и благородную истину о пути. Можно сказать по-другому: одно размышление – с точки зрения омраченности, а другое размышление – с точки зрения чистоты. Так, размышление о двенадцати звеньях цепи в прямом и обратном порядке с точки зрения чистоты относится к третьей и четвертой благородным истинам.

 

Если вы научитесь правильно медитировать на двенадцать звеньев цепи взаимозависимого происхождения как в прямом, так и в обратном порядке, то, по сути дела, вы научитесь охватывать этой медитацией все четыре благородные истины. Все подробнейшие учения о четырех благородных истинах можно включить в эти две серии размышлений о двенадцатизвенной цепи взаимозависимого происхождения – в прямом и обратном порядке с точки зрения омраченности и в прямом и обратном порядке с точки зрения чистоты.

 

Сейчас я объясню в общих чертах, как медитировать на это, а вы воспользуйтесь этими наставлениями как инструментом. Используйте это учение как материал для медитации. Я не могу все время готовить вам еду и подносить все готовое. Вы должны научиться сами готовить еду своей медитации из учения, которое я даю. Все учения, полученные вами до сегодняшнего момента, воспринимайте как сырые овощи, исходные продукты. Вам предстоит их приготовить. Каждый раз во время медитации у вас возникает новое чувство, соответственно, каждый раз вы готовите из этих ингредиентов новое блюдо. Если же вы будете использовать только один вид медитации, например одну и ту же последовательность, чередовать те же самые положения, это будет все равно что постоянно питаться одной картошкой. Вскоре вы скажете: «О, опять эта картошка!» – и вам больше не захочется медитировать. Так эти положения станут для вашего ума рутиной.

 

В первый день вы будете медитировать, и у вас немного польются слезы из глаз. Вы подумаете: «О, у меня уже почти породилось чувство отречения». Во второй день вы будете медитировать на то же самое уже спокойнее. Через семь дней это уже превратится у вас в скучную и надоевшую рутину, все равно что каждый день есть вареную картошку. Итак, этот богатейший материал учения очень важен для вашей медитации.

 

2.3.3.4.1. Медитация на двенадцать звеньев цепи взаимозависимого происхождения в прямом порядке с точки зрения омраченности

Сначала объясню, как медитировать в прямом порядке. Когда вы размышляете над этими звеньями в прямой последовательности, вы делаете это для того, чтобы размышлять о природе страданий, о благородной истине о страдании. Здесь вы делаете акцент именно на страданиях. Как у вас появляется страдание? Из-за неведения накапливается карма. Из-за нее мы имеем сознание с отпечатками. Каждый раз, думая над новым звеном этой цепи, вы размышляете о нем в первую очередь через призму страданий. Вы думаете о том, как мы вынужденно перерождаемся и какое страдание нам это приносит. Если мы продолжим цепь неконтролируемых вынужденных перерождений, то и в будущей жизни будем проходить через все эти страдания. Итак, размышление о двенадцатизвенной цепи взаимозависимого происхождения в прямой последовательности – это медитация на благородную истину о страдании.

 

Из-за двенадцатизвенной цепи взаимозависимого происхождения мы страдаем в сансаре с безначальных времен и по сей день. Мы подобны сухим листьям, не властным над собой, которые безвольно летают туда-сюда под порывами кармического ветра. Мы испытываем три, восемь и шесть видов страдания из-за двенадцатизвенной цепи взаимозависимого происхождения.

2.3.3.4.2. Медитация на двенадцать звеньев цепи взаимозависимого происхождения в обратном порядке с точки зрения омраченности

Когда мы медитируем на двенадцатизвенную цепь в обратном порядке, мы исследуем, откуда возникли все эти страдания. Откуда возникло страдание старения, умирания? Все эти страдания – следствия перерождения под властью омрачений. Как мы родились под властью омрачений? Мы родились в силу существования, возникшего в прошлой жизни. Существование – это ввергающая карма, которая встретилась с условием. Каким образом проявилось это существование? Оно проявилось из-за цепляния. Откуда возникло цепляние? Оно возникло из влечения. А влечение – из-за ощущений. В свою очередь ощущения были следствием соприкосновения. Так все источники вашего страдания вы прослеживаете в обратной последовательности цепи. Соприкосновение – это результат шести опор чувственного восприятия, а они возникли из имени и формы. Проследив, откуда взялись имя и форма, вы поймете, что они появились из сознания, насыщенного отпечатками. Сознание с отпечатками возникло из накапливаемой нами кармы. Что создало эту ввергающую карму? Ее создали наши омрачения, а омрачения создало неведение.

 

Когда таким образом тщательно проследите все это до самого источника, вы поймете, что корень всех ваших страданий в сансаре – это неведение. Размышляя о цепи взаимозависимого происхождения в обратном порядке, вы должны больше думать об источниках вашего страдания и чувствовать отвращение к омрачениям, порождающим эти страдания. Старайтесь почувствовать отвращение как к омрачениям, так и к загрязненной карме.

 

Поймите, что размышление о цепи взаимозависимого происхождения в прямом порядке связано с результатом, т. е. в прямом порядке цепи излагается результат. При рассмотрении цепи в обратном порядке делается упор на причину. Это маленькое теоретическое положение, которое вам нужно все время помнить. Зная основные теоретические положения, даже если вы долгое время не будете заглядывать в «Ламрим», вы будете иметь все необходимые знания касательно темы цепи взаимозависимого происхождения. Без знания этой теории я бы, наверное, уже давно запутался. Здесь действительно легко запутаться – какая последовательность с какой благородной истиной связана и пр.

 

Откуда берутся старение и умирание? Они взялись из неуправляемого рождения. Откуда взялось рождение? И так далее. Такое рассмотрение звеньев цепи в обратной последовательности делает упор на причину.

 

Сейчас мы говорим не об эволюции жизни вообще, а об эволюции жизни в сансаре. В настоящий момент мы живем сансарической жизнью, потому что ее причина также сансарическая. Если бы вы, образно говоря, являлись продуктом другой компании, то из тех же самых материалов, но посредством другой технологии был бы получен другой результат.

 

2.3.3.4.3. Медитация на двенадцать звеньев цепи взаимозависимого происхождения в прямом порядке с точки зрения чистоты (очищения)

Когда мы медитируем с точки зрения очищения, прямая последовательность цепи также указывает на результат, а обратная последовательность – на причину. Несмотря на то что пресечение – не результат пути, оно подобно результату. Почему, достигнув пресечения, мы чувствуем себя счастливыми? Пресечение постоянно, а постоянное не может подарить счастье. Пресечение на самом деле не дарит вам счастье. Но если кто-то постоянно противно орет у вас под ухом, вы все время думаете о том, как бы избавиться от этого звука. А когда этот звук пресекается, вы вздыхаете с облегчением: «Какое счастье!» Хотя само по себе отсутствие звука не дает вам счастья, устранение этого раздражителя делает нас счастливыми.

 

Мы не нуждаемся в покое, привнесенном извне. Нам не нужно, чтобы кто-то принес нам покой, которого у нас не было. Для успокоения нам не требуется телевизор или «Мерседес». Покой уже существует в нашем уме, но сейчас этому покою препятствуют омрачения, подобные противному крику, постоянно звучащему в ваших ушах. Из-за этого крика мы не можем нормально спать, нормально есть. Когда же эти омрачения покинут ум, в нем не останется никаких раздражителей, и тогда он, наконец, сможет пребывать в покое. Ведь когда нет даже малейшего раздражающего фактора, ум может пребывать в постоянном ощущении огромного покоя.

 

Если мы заменим неведение объектом благородной истины о пути, возникнет пресечение неведения, а это и есть объект третьей благородной истины. В силу того что мудрость, познающая пустоту, всегда будет присутствовать в уме, не будет ни малейшего шанса для того, чтобы в уме могла вновь наступить тьма неведения.

 

Если вы остановите неведение с помощью познания пустоты, двенадцатизвенная цепь взаимозависимого возникновения начнет рушиться. Когда вы останавливаете неведение, вы перестаете создавать новую загрязненную карму. Тогда не остается такого ментального сознания, которое было бы основой для кармических отпечатков. Имя-форма и все остальное останавливаются, а также останавливается все страдание, и это пресечение страдания.

 

Только карма, созданная предшествующим неведением, останется в виде сухих зерен. Поскольку источники страдания прекратятся, результаты и следствия прекратятся сами собой. Тогда ваш ум станет незагрязненным. В силу мудрости, познающей пустоту, все загрязнения прекратятся, ум освободится от омрачений, и это называется нирвана. Другими словами, прекратятся бесконтрольные перерождения в сансаре. Вы уже будете перерождаться только в силу сострадания, по собственному выбору. Болью это сопровождаться не будет, потому что причинами будут сострадание и мудрость, познающая пустоту. Соответственно, из этих причин могут возникнуть только незагрязненные скандхи.

 

Тело Его Святейшества Далай-ламы не является загрязненным. Оно кажется обычным человеческим телом, таким же, как у всех нас, но в действительности оно было рождено по причине мудрости, познающей пустоту, и великого сострадания. Тело Его Святейшества – это Нирманакая. Оно сейчас приносит благо живым существам, потом вновь растворится в Самбхогакае.

 

Итак, размышление о двенадцатизвенной цепи в прямой последовательности относится к благородной истине о пресечении. Сначала подумайте о том, как было бы здорово, если бы неведение – первое звено цепи – пресеклось: «Если бы мой ум полностью освободился от неведения, каково бы мне было? Если нет неведения, нет и омрачений. Если нет омрачений, я не создаю никакой загрязненной кармы. А если я не накапливаю кармы, то карма не оставляет отпечатки в моем уме…»

 

Вспомните, как сказал Будда: «Поскольку я не хочу стать самым богатым человеком в деревне, мне не приходится рубить деревья. А раз я не рублю деревья, мне нет необходимости просить у соседа топор. Не взяв топор, я не потерял его. Поэтому мне не пришлось ссориться с соседом из-за потерянного топора». Другими словами, все страдания человека из этой истории – следствия единственной ошибки: желания стать самым богатым человеком в деревне. Но это лишь маленький пример. На самом деле все наше страдание в сансаре берет начало в одном-единственном неведении. Так что пресечение омрачений – поистине невероятная, великолепная вещь!

 

Чтобы достичь пресечения омрачений, вначале необходимо концептуально понять теорию пустоты. Когда вы будете медитировать на пустоту, сначала через концептуальное понимание, затем через прямое постижение, в итоге цепляние за истинное существование будет остановлено, и неведение прекратится.

 

Неведение является вторичным сознанием, а не первичным. Первичное сознание невозможно остановить, в то время как вторичное сознание можно прекратить, потому что оно возникает из концептуальных мыслей. Когда неведение прекратится, не будет разделения на друзей и врагов, омрачения автоматически прекратятся и загрязненная карма перестанет накапливаться. Когда пресечется неведение, ум больше не будет создавать новые кармические отпечатки.

 

Здесь не говорится о том, что само сознание будет прекращено, или о том, что прекращается сознание со старыми кармическими отпечатками. Речь идет о том, что сознание с новыми кармическими отпечатками будет остановлено.

 

Вследствие этого прекращения не возникнет имени и формы под контролем омрачений. Поскольку нет загрязненных имени и формы, не будет шести опор чувственного восприятия, рожденных под контролем омрачений. В то время как имя и форма под контролем омрачений прекращаются, имя и форма под контролем сострадания, без омрачений, не прекращаются, и вы можете принять новое рождение. Перерождение будет возникать под вашим собственным контролем, так называемое контролируемое перерождение.

 

Когда прекращают существовать имя и форма, полученные под контролем омрачений и отпечатков неблагой кармы, тогда перестают существовать опоры чувственного восприятия, прекращается соприкосновение и ощущения. Когда нет ощущений, нет и влечения, а поскольку нет влечения, не возникнет цепляния. Из-за прекращения цепляния карма перестает «прорастать», превращаться в существование, таким образом, прекращается рождение и, следовательно, также старение и умирание.

 

Таким образом рассмотрите все двенадцать звеньев цепи взаимозависимого происхождения, думая о том, как было бы здорово освободиться от этого страдания: «Благодаря пресечению этого у меня не будет того: если будет пресечено неведение, не будет кармы. Если не будет кармы, она не оставит отпечатков в сознании». Каждый раз думайте о пресечении страданий как о великолепном результате: «У меня не будет вынужденных перерождений под властью омрачений и, как следствие, не будет вынужденного старения и умирания». Перерождение под властью омрачений несет в себе страдание.

 

При этом вы по-прежнему можете перерождаться по собственному выбору, по собственной воле. Существует большая разница между людьми, которых сажают в тюрьму за преступление и они вынуждены там находиться, и людьми, которые идут в тюрьму по собственной воле, для того чтобы помочь заключенным. Иногда я посещаю тюрьмы и читаю там лекции. Но никто меня насильно в тюрьму не загоняет. Я иду туда по доброй воле – помогать заключенным. У меня есть желание пойти в эту тюрьму и помочь тем, кто там сидит, поэтому я иду туда. Так и вы, достигнув освобождения, сможете продолжать перерождаться, но уже по собственному выбору. Вы не будете подобны заключенным в тюрьме.

 

Мы стремимся пресечь существование загрязненных скандх под контролем омрачений, т. к. они имеют природу страдания. Скандхи, обретаемые нами осознанно, т. е. под нашим контролем, а не вследствие кармических отпечатков, уже не имеют природы страдания. К примеру, Будда может принимать контролируемые перерождения, т. е. проявляться как Нирманакая.

 

Пресечение двенадцатизвенной цепи взаимозависимого происхождения не говорит о том, что вы полностью прекращаете существовать. Прекращаются лишь неконтролируемые перерождения, т. е. имя и форма, которые вы обретаете под контролем омрачений. Прекращение страдания и источников страдания и называется нирваной.

 

Вопрос из зала: Геше-ла, размышляя надо всем этим, мы развиваем в себе отречение?

Ответ: Да, конечно. Все эти медитации предназначены для развития отречения.

 

2.3.3.4.4. Медитация на двенадцать звеньев цепи взаимозависимого происхождения в обратном порядке с точки зрения чистоты

Когда мы размышляем о четырех благородных истинах в обратном порядке с точки зрения очищения, эти размышления соответствуют благородной истине о пути. Мы говорим, что пресечение старения и умирания – это следствие пресечения рождения под властью омрачений. А это, в свою очередь, следствие того-то. В конечном итоге мы доходим до пресечения корня всех омрачений. Мы выясняем, что корень всего этого – цепляние за самосущее «я», противоположностью которого является мудрость, познающая отсутствие самосущего «я». Осознав это, мы понимаем, что, используя эту мудрость как противоядие от омрачений, мы можем пресечь их полностью.

 

Таким образом, у вас появился богатый материал для медитации. Я даю вам общую структуру этой медитации, а вы можете начинить ее чем угодно: любой темой из тех, что мы обсуждали за минувшие дни. Вы можете привнести в эту медитацию даже тему шестнадцати аспектов четырех благородных истин. Если размышлять о двенадцатизвенной цепи расширенно, вам не хватит целого дня, чтобы ее закончить. В то же время о ней можно размышлять очень сжато – вы можете обдумать всю двенадцатизвенную цепь за пять минут. Но если медитировать над каждым звеном подробно, вам не хватит и шести, и семи дней на одну лишь полную медитацию на эту тему.

 

Однако нужно уметь делать эту медитацию как в расширенном, так и в среднем, и в сжатом виде, тогда вы станете мастером этой медитации. Если в вашем распоряжении лишь несколько пунктов медитации (смерть неизбежна, и я не знаю времени ее прихода; сансара – это страдание, а нирвана – покой, поэтому я должен достичь нирваны), тогда ваша медитация заключается в простом перечислении пунктов. «Все, тему отречения я прошел, теперь быстренько перехожу к бодхичитте». Потом вы немного помедитировали о бодхичитте, сделали вывод, что хотите стать буддой ради блага всех живых существ. «Хорошо, бодхичитту я тоже освоил. Теперь перехожу к мудрости, познающей пустоту: феноменов не существует. Кто я? Тело – это не я, ум – не я, поэтому «я» не существует. А теперь буду созерцать свой ум…»

 

Если после такого подробного учения вы придете ко мне и скажете: «Геше Тинлей, я не знаю, как медитировать на двенадцатизвенную цепь взаимозависимого происхождения», мне будет очень грустно. Тогда я предпочту учить баранов. По крайней мере, обучая барана, я изначально не буду ничего ожидать, поэтому буду просто учить его ради отпечатков. А от вас я ожидаю многого, и, когда вы ничего не понимаете, когда реагируете на учение, как бараны, это меня расстраивает.

 

Далеко не все, что я вам сейчас объясняю, изложено в «Ламрим Ченмо». Это наставления, почерпнутые мной из множества других текстов: «Абхисамаяаланкары» и пр. В «Ламриме» Дже Цонкапы учение о четырех благородных истинах дано в весьма сжатом виде.

 

2.3.3.4.5. Способ медитации на двенадцатизвенную цепь, предложенный Нагарджуной: «Из трех возникает два, из двух возникает семь…»

Нагарджуна говорит, что вкратце о двенадцатизвенной цепи взаимозависимого происхождения следует размышлять таким образом: «Из трех возникает два, из двух возникает семь, из семи – снова три, таким образом мы вращаемся в сансаре». Что это значит? «Три» – это три омрачения: неведение, влечение, цепляние. Из этих трех возникают два – накапливаемая карма и существование. Вследствие этих двух звеньев – ввергающей кармы, которая не встретилась с условиями, и кармы, встретившейся с условиями, – возникают семь следствий – звенья, являющиеся страданием.

 

А из этих семи опять возникают три. Утверждение «из семи возникают три» подразумевает, что, когда мы испытываем этот результат – семь звеньев, относящихся к страданию, одновременно с этим у нас есть неведение, и постоянно порождаются влечение и цепляние[58].

 

Когда сознание воспринимает эти пять совокупностей, оно неправильно их понимает, интерпретирует их как «я», имеющее самосущее бытие. Это называется неведением, и оно возникает на основе сознания и имени и формы.

 

Это означает, что, страдая в низших мирах, вы продолжаете производство негативной кармы, как компания «Coca-cola», которая постоянно выпускает множество бутылок с газировкой. Компания «Coca-cola» день и ночь производит бутылки с водой – это налаженный механизм. В низших мирах у вас работает такой же налаженный механизм по производству негативной кармы – вы постоянно продолжаете ее создавать. Этот механизм, работающий днем и ночью, необходимо уничтожить. Проверьте свои мысли: наверное, вы заметите пять хороших или нейтральных мыслей, все остальные мысли – негативные. Это завод по производству причин страданий.

 

На основе шести опор чувственного восприятия возникает соприкосновение, на основе соприкосновения – ощущение. А ощущение вводит нас в заблуждение, т. е. порождает неведение, которое в свою очередь порождает привязанность, гнев и пр. Когда есть соприкосновение, возникает неведение, потому что происходит цепляние за истинное существование. Из соприкосновения возникает ощущение, а затем влечение и цепляние. Когда ваше зрение контактирует с объектом, этот объект проявляется вам, как будто он существует сам по себе, и вы цепляетесь за него как за имеющий истинное существование. На основе ощущения у вас возникают влечение и цепляние. Поэтому говорится, что из «семи» возникает «три».

 

Итак, из этих семи страданий возникают три омрачения, из трех омрачений опять возникают две кармы. Три – неведение, влечение и цепляние – это причины и условия сансары. Основная причина, творец страдания – неведение, а влечение и цепляние – это условия страдания. Этот творец страдания – неведение – создает загрязненную карму, т. е. семена низших миров либо семена дальнейшего вращения в сансаре. Когда эта карма встречается с условиями – влечением и цеплянием, в результате возникает существование (десятое звено).

 

Карма – основа для дальнейшего существования в сансаре. Существование же порождает семь следствий. Таким образом, именно из этих двух звеньев (кармы и существования) возникает семь следствий. Эти следствия (результаты) имеют природу страдания.

 

Первое – это загрязненное сознание, по природе своей являющееся страданием. Загрязненное сознание – результат всех этих вещей: неведения, влечения, цепляния. Ваше сознание является неким полем, в котором присутствуют все эти следствия, поэтому оно загрязнено. Так чашка, в которую налит яд, сама становится ядовитой, грязной в результате этого яда.

 

Затем имя и форма – это загрязненные пять скандх, которые также обладают природой всепроникающего страдания. Сознание выделяется в отдельное звено, потому что это сознание подобно тому полю, той почве, в которую засеиваются семена кармы. Оно становится основой для всех дальнейших страданий.

 

Далее – опоры чувственного восприятия, зачатки органов чувств. Наши чувства являются объектами страдания, они также имеют природу страдания. Никакого настоящего счастья в этом нет.

 

Далее – соприкосновение. Большая часть наших контактов или того, с чем мы соприкасаемся, имеет сансарическую природу, природу страдания.

 

Вслед за соприкосновением следует ощущение, которое также несет в себе страдание. Это либо страдание от страданий, либо страдание перемен, либо всепроникающее страдание. Помимо этих трех видов страдания других ощущений у нас нет. То ощущение, которое является страданием перемен, мы называем приятным, но в действительности это то же самое страдание. Когда одна крайняя форма страдания сменяет другую крайнюю форму страдания, где-то в середине мы говорим «я очень счастлив», хотя в действительности это все та же природа страдания.

 

Где бы вы ни родились, кем бы ни стали, вы постоянно испытываете одно из трех видов страдания. Никогда, нигде, ни на мгновение вы не можете испытать настоящего счастья, потому что причина всего вашего существования – неведение.

 

Неведение является основным творцом кармы. Затем, если эта карма встречает соответствующее условие, как следствие возникает существование. Из этого существования возникают семь следствий – страданий. Из семи опять возникают три, из трех опять два… Таким образом мы беспрерывно вращаемся в сансаре.

 

Еще до того как заканчивается одно звено цепи взаимозависимого происхождения, начинается новое звено. Испытывая семь следствий, в то же время мы создаем новые неведение и омрачения, а также накапливаемую карму, из них возникают семь следствий и так далее. Пока одно звено продолжается, возникает новое звено. Между этими звеньями нет никаких промежутков, никаких перерывов, цепь совершенно замкнута. «Таким образом, – говорит Нагарджуна, – мы без малейшего перерыва вращаемся в сансаре».

 

На самом деле именно в той последовательности, которая приводится в этой формуле, следует анализировать двенадцатизвенную цепь, потому что на самом деле здесь не прямая последовательность. Например, из кармы не возникает третье звено – сознание, а из сознания не могут возникнуть имя и форма.

 

Мне очень полезно размышлять над двенадцатизвенной цепью именно таким образом. Лама Цонкапа говорит, что медитация, предложенная Нагарджуной, – лучший способ развить отречение от сансары. Также он говорит, что если бы не возникало условий (в виде влечения и цепляния) для проявления огромного количества негативной кармы, накопленной нами с безначальных времен, то вся эта карма оставалась бы сухими семенами. Именно так происходит у архатов. Несмотря на то что негативная карма еще остается в их сознании в качестве отпечатков, поскольку они свободны от неведения, влечения и цепляния, у них нет условий для проявления этой негативной кармы, поэтому она не проявляется. Они не создают новую негативную карму, и, хотя в их сознании еще остались семена старой негативной кармы, они не могут испытать ее следствия, потому что у них нет омрачений.

 

Если бы вы попросили меня дать краткое определение сансары, то я бы сказал вам: из трех произошли два, из двух – семь, из семи – три, из трех – два... Сансара означает круговорот бытия.

 

Если вы спросите меня: «Что такое нирвана?», то я отвечу вам так: «Пресечение трех приведет к пресечению двух, пресечение двух приведет к пресечению семи».

 

Если брать благородную истину об источнике, т. е. относящиеся к ней пять звеньев, самое важное – это устранить влечение и цепляние, которые служат условиями для существования, но без устранения неведения мы не можем устранить влечение и цепляние.

 

Когда вы осознаете это, вы поймете, что главная ваша мишень, ваш главный враг – омрачения. Тогда вы всеми силами будете стараться избавиться от омрачений, всем сердцем захотите освободиться от них.

 

Если вы, хорошо зная эту тему, произнесете «из трех возникает два, из двух – семь, из семи – три», невозможно, чтобы ваши глаза не наполнились слезами.

 

2.3.3.4.6. Способ медитации на двенадцатизвенную цепь геше Пучунгвы: с начальным, высшим и средним уровнями мотивации

Для мастеров Кадам медитация на двенадцатизвенную цепь взаимозависимого происхождения была основной на начальном, среднем и высшем уровнях.

 

У великого геше Пучунгвы основной практикой была медитация на двенадцать звеньев цепи взаимозависимого происхождения. Как он занимался этой практикой? Для того чтобы достичь начального уровня реализации, он медитировал на двенадцатизвенную цепь взаимозависимого происхождения с точки зрения того, как мы вращаемся в низших мирах. В силу неведения мы создаем много негативной кармы. А неведение бывает двух видов: цепляние за истинно существующее «я» и непонимание закона кармы (что такое позитивная и негативная карма). Начальный уровень реализации – это понимание того, как под влиянием неведения вы создаете негативную карму. Здесь под неведением подразумевается не тонкий уровень неведения, а непонимание закона кармы. Наш ум совершенно слеп: мы хотим счастья, но при этом постоянно отбрасываем причины счастья, как будто это яд. Мы не хотим страдать, но все время гонимся за причинами страдания, как будто они являются причинами счастья – это и есть неведение.

 

Из-за незнания закона кармы люди не понимают, что вредить другому – значит косвенно причинять вред себе. Это похоже на то, что человек рубит ветку, на которой сидит, – так мы живем в сансаре. Поскольку мы все сидим на одной ветке, подрубив ветку, вместе и упадем.

 

Как говорил Асанга, неведение – это отсутствие мудрости. Асанга говорил об общем неведении, для нас это тоже очень полезно. Но если вы хотите узнать о специфическом неведении, которое является корнем сансары, то это неведение, о котором говорил Нагарджуна. Сначала попытайтесь понять общее неведение, в особенности то, которое игнорирует закон кармы.

 

В силу этого неведения мы создаем множество негативной ввергающей кармы, которая служит причиной нашего рождения в низших мирах. Отпечатки такой кармы остаются в нашем сознании. Встретившись с условиями, один из отпечатков становится существованием, благодаря чему мы рождаемся в одном из низших миров.

 

Итак, из трех возникает два, из двух возникает семь, и большую часть времени мы вращаемся в низших мирах.

 

Рождение в аду обусловливает ваше страдание в течение долгого времени. Родившись животным, вы тоже испытываете результат – семь звеньев, и в силу неведения в теле животного вы создаете негативную карму. Будучи животным, из-за непонимания того, что является настоящими причинами счастья и страдания, вы спонтанно создаете негативную карму. Например, тигры не думают, что поедание оленей – негативная карма. Для них это просто пища, поэтому они все время охотятся на оленей, воспринимая удачную охоту как причину счастья. Они постоянно чувствуют голод и страх, что не найдут свою жертву и им нечего будет есть. В результате негативной кармы они родились животными и в мире животных под контролем неведения спонтанно создают негативную карму. Эта негативная карма встречается с условиями, влечением и цеплянием, и в момент смерти опять ввергает их в низшие миры. Поэтому выбраться из низших миров для них практически невозможно.

 

Когда вы рождаетесь в низших мирах, вы очень отдаляетесь от избавления от сансары, потому что освободиться из низших миров практически невозможно – один или два шанса на миллион. Размышляйте так: в низших мирах под постоянным контролем неведения вы автоматически создаете негативную карму, и в уме появляется привычка вредить, гневаться, привязываться. Эта привычка сильнее, чем алкоголизм. Результат подобного действия[59] такой кармы очень опасен, он создает вам привычку. Вы можете выбраться из низших миров только через благословение Будды.

 

Один человек родился маленьким насекомым. Однажды, когда началось наводнение, он сидел на лепешке сухого навоза. Поток воды пронес навозную лепешку с насекомым вокруг ступы, и благодаря этому был создан такой кармический отпечаток, в силу проявления которого он родился человеком и встретился с учением Будды. Такой шанс может возникнуть только благодаря весомости объекта, благодаря состраданию Будды.

 

Медитация на двенадцатизвенную цепь взаимозависимого происхождения в отношении рождения в низших мирах такова: здесь из трех звеньев – неведения, влечения и цепляния – возникают два – негативная карма и существование, а из этих двух возникают семь звеньев, на протяжении которых вы опять под контролем неведения постоянно создаете негативную карму. Далее возникают условия – влечение и цепляние, и в момент смерти эти условия встречаются с негативной кармой, поэтому вашему существованию в низших мирах практически нет конца.

 

Васубандху в своем труде «Абхидхарма» описывает вероятность проявления негативной кармы в момент смерти следующим образом. С точки зрения количества: если в течение жизни вы создаете больше негативной и меньше позитивной кармы, то в момент смерти больше вероятность проявления вашей негативной кармы. Далее с точки зрения привычки: если вы привыкли создавать больше негативной кармы, то больше вероятность, что в момент смерти проявится именно она. Если ваш ум привык к негативному образу мысли, то больше шансов, что во время смерти в вашем уме возникнут негативные мысли и они станут условием для проявления негативной кармы. Для рождения в низших мирах условия, т. е. влечение и цепляние, должны быть негативными.

 

Не думайте, что влечение и цепляние могут быть только негативными. Если вы хотите вновь родиться человеком, для того чтобы избавиться от сансары, вы просите: «Будда, Дхарма и Сангха, пожалуйста, защитите меня» – это цепляние, но оно становится условием для проявления позитивной кармы.

 

Но для рождения в низших мирах влечение и цепляние должны быть негативными. Например, если у вас начинает проявляться карма рождения в горячем аду, вы сильно привязаны к холоду. Условием для проявления этой кармы будет сильный гнев по отношению к каким-то людям. Гнев как влечение проявляется в том случае, когда вы хотите от кого-то избавиться, кого-то убить – такие влечение и цепляние являются условиями для проявления негативной кармы, в результате которой вы рождаетесь в аду.

 

В вашем уме хранится огромное количество сухих кармических семян, созданных под влиянием неведения – непонимания закона кармы. В момент смерти у вас могут возникнуть привязанность или гнев, которые станут условиями для проявления одного из этих кармических отпечатков, – тогда вы обретете следующие семь звеньев цепи, родившись в аду. Находясь в аду, не зная закона кармы, под влиянием неведения вы будете вновь создавать негативную карму, и так хранилище ваших отпечатков негативной кармы будет увеличиваться. Вы не сможете уменьшить негативную карму, не зная, как ее очищать. Позитивная карма в вашем уме будет возникать весьма редко, поэтому причин для счастья будет мало, зато причины для страдания будут огромными. Переживая семь звеньев в аду, вы испытываете огромные страдания и одновременно создаете негативную карму. Этому практически нет конца – вы будете продолжать вращаться в низших мирах.

 

В буддизме не говорится, что переживание страдания очищает вас от негативной кармы. Если бы само страдание очищало от негативной кармы, то к настоящему моменту мы должны были бы полностью очист<







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.