Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Источники учения о двенадцатизвенной цепи





 

В «Сутре рисового ростка»[45] говорится, что ученик Будды Шарипутра встал со своего места и обратился к Майтрее с просьбой прокомментировать слова Будды о взаимозависимом происхождении, а также спросил: «Какова эволюция человеческой жизни? Откуда мы происходим и какова причина нашего бытия?» Эти вопросы возникли потому, что до буддизма существовала религия, в которой говорилось о создателе наших счастья и страдания, а в буддизме мы видим противоположное воззрение – что создателя не существует. В ответ на это Майтрея изложил двенадцатизвенную цепь взаимозависимого происхождения. По сути дела, учение о двенадцатизвенной цепи взаимозависимого происхождения – это ответ Майтреи на вопрос о том, какова эволюция нашей жизни. Ответ был таким:

 

Из-за наличия этого возникает то,

и, поскольку это родилось, рождается то [46].

 

Например, из-за неведения накапливается карма, это влечет за собой сознание с отпечатками. Точно так же он объяснил все остальные звенья этой цепи.

 

Почему Майтрея сказал: «Из-за наличия этого возникает то»? Здесь он опосредованно указал на то, что нет вечного бога, создавшего мир. Фраза «Из-за наличия этого возникает то» означает, что причина, которая породила следствие, сама по себе является следствием предшествующей причины. Поскольку возникла из-за некоей причины, она обладает силой производить следствие. Это означает, что причина «этого» также рождена некоей причиной. А то, что послужило ее причиной, в свою очередь произошло от своей причины. Поскольку существует причина, существует подобный этой причине результат. Таким образом, утверждение Майтреи означает, что у эволюции нашего бытия нет начала. Наш мир произошел от предшествующего ему мира, предшествующий мир – из предшествующего ему мира, и этот процесс безначален. Поэтому бога-творца не существует, все происходит из причин и условий.

 

К примеру, в отношении нашей мировой системы в Калачакра-тантре говорится, что она возникла из предыдущей мировой системы. До возникновения нашей мировой системы существовала предыдущая мировая система, она разрушилась, и момент разрушения той мировой системы – это момент возникновения нашей мировой системы. Когда какой-то объект разрушается, это не означает полного исчезновения, это конец одного объекта, но начало существования чего-то другого. Точно так же момент смерти – не конец вашего существования, это конец этой жизни, но начало следующей.

 

Итак, первая фраза означает, что все возникает из причин, нет ничего постоянного и нет первопричины.

 

Вторая строка гласит: «Поскольку это родилось, рождается то». Она означает, что из-за неведения возникает карма. Из-за кармы возникает сознание с кармическими отпечатками. Таким образом далее объясняется вся двенадцатизвенная цепь взаимозависимого происхождения, в силу которой мы вращаемся в сансаре. Само объяснение принципа двенадцатизвенной цепи является объяснением способа нашего вращения в сансаре. Этот коренной текст – «Сутра рисового ростка» – является одним из первоисточников учения о двенадцатизвенной цепи взаимозависимого происхождения.

 

Еще одна сутра служит источником этого учения. В ней говорится, что в одном отдаленном районе было царство, правитель которого был близок к Будде. Однажды этот царь получил от правителя одной из центральных провинций богатый дар. Поскольку царь был мудр, ему захотелось отблагодарить того царя за его дар еще более ценным даром. Мудрые люди обычно так и поступают, не скупятся. У них такой обычай: они страдают, если не могут отблагодарить кого-то за подарок еще более дорогим подарком. В этом мы от них отличаемся. Мы не страдаем, если нам нечего подарить в ответ. Мы страдаем, если нам не дарят лучшие подарки. Но так делают не все, конечно. Так, этот царь был весьма озабочен тем, что послужит достойным ответным даром. Он был несколько смущен, не зная, что подарить.

 

Пребывая в унынии по этому поводу, он встретился с Буддой. Будда спросил: «Что с тобой стряслось?» Он объяснил ситуацию. Будда сказал: «Не беспокойся, я помогу тебе сделать очень щедрый подарок. Для него не будет ничего драгоценнее этого дара». Царь центральной провинции, который послал свой дар этому правителю, был тесно кармически связан с Буддой. В прошлых жизнях он создал в сознании сильный отпечаток Дхармы.

 

Что сделал Будда? Он попросил одного художника нарисовать изображение Колеса бытия.

 

Сначала я объясню двенадцатизвенную цепь взаимозависимого происхождения на основе изображения Колеса бытия. Если бы у вас были глубокие отпечатки Дхармы, мне не надо было бы ничего вам объяснять. Вы бы поняли все, лишь посмотрев на это изображение. Вы бы постигли учение о четырех благородных истинах, оно все изображено здесь графически, и двенадцать звеньев цепи взаимозависимого происхождения вы бы тоже увидели.

 

Итак, Будда попросил художника нарисовать изображение Колеса бытия и сказал, что это тот самый дар, который царь из этой отдаленной провинции может поднести царю центральной провинции. При этом Будда дал художнику необходимые объяснения, на основе которых тот нарисовал Колесо бытия. Внизу под изображением Будда написал один стих:

 

Приложи усилия и устрани это.

Вступи в учение Будды.

Подобно разъяренному слону, разрушающему бамбуковую хижину,

уничтожь страдания рождения, старости, болезни и смерти.

Те, кто с сильной внимательностью и бдительностью вступают в эту Дхарму,

смогут оставить колесо сансары и прекратить страдания.

 

Будда записал это в стихотворной форме. Я перевел шлоку буквально. Возможно, мы не увидим в ней особого смысла, но царь центральной провинции, сначала увидев картину, а затем прочтя этот стих, все понял. Вы тоже сможете кое-что понять.

 

Поскольку изображение было по сути нарисовано самим Буддой, оно было написано на холсте под его руководством, царь отдаленной провинции велел обшить этот холст тончайшими шелками. Именно это Колесо бытия дало начало традиции тханка – буддийским изображениям, которые обшиваются тканью. После этого царь свернул этот холст в трубочку, завернул его в еще одну драгоценную шелковую ткань с золотой нитью, а затем послал этот подарок другому царю с одним из своих министров.

 

Получив дар и развернув его, царь центральной провинции увидел это изображение. Поскольку он имел большие заслуги, а картина была благословлена самим Буддой, через нее он получил благословение Будды. Когда он взглянул на нее, из его глаз полились слезы, его ум охватило необычное ощущение покоя и счастья. Он стал разглядывать детали этой картины. Он понял, что этот дар был подготовлен самим Буддой, поэтому разглядывал изображение очень внимательно, осознавая, что в каждой детали кроется особый смысл. Сначала он прочел строки внизу, а потом стал разглядывать рисунки, и на основе этого постиг учение о четырех благородных истинах.

 

Помимо этого, на основе рисунка он понял учение о двенадцати звеньях цепи взаимозависимого происхождения – в силу чего мы вращаемся в сансаре. Постигнув смысл рисунка, он стал медитировать на четыре благородные истины и двенадцать звеньев цепи взаимозависимого происхождения. Поскольку у него были мощные отпечатки, идущие с прошлых жизней, его медитация была долгой. Он вышел из медитации, уже достигнув определенного уровня реализации. Он сказал своему окружению: «Мы должны отправиться к Будде и получить от него более подробное учение о том, как мы вращаемся в сансаре. Наша ситуация неблагоприятна».

 

Тогда и он, и его окружение отправились к Будде и получили от него подробные наставления о четырех благородных истинах и двенадцати звеньях цепи взаимозависимого происхождения. Затем этот царь поблагодарил царя из отдаленной провинции, пославшего ему в дар Колесо бытия: «Моим даром тебе были камни, твой же ответный дар был поистине бесценен. Благодарю тебя за этот бесценный дар».

 

Почему в настоящее время, глядя на Колесо бытия, люди не достигают реализации, в то время как для того царя это было возможно? Потому что царь в прошлом был учеником Будды Кашьяпы, третьего Будды. Будучи учеником Будды Кашьяпы, он получил учение, но не очень усердно его практиковал. А затем во времена Будды Шакьямуни в нем еще сохранился этот отпечаток, и, когда он получил то же учение снова, этот отпечаток проявился. Точно так же в настоящий момент вы не можете сразу достичь реализации. Но все, что вы получаете, закладывает в вашем уме глубокие отпечатки. Совершенно точно во времена Будды Майтреи, когда вы увидите подобную картину, вы поймете ее истинное значение, будете медитировать и достигнете реализации очень быстро.

 

Другие ученики будут удивляться, почему вы так быстро достигли реализации: «Мы такие же люди, как и они». Но на самом деле разница между вами будет очень велика. Тогда Будда Майтрея объяснит, в чем дело, он скажет: «У них были заложены отпечатки во многих предыдущих жизнях. Они получили учение Будды Шакьямуни, четвертого Будды. Они получали учение в России, и это учение оставило в их сознании некоторые отпечатки. В течение множества последующих жизней они тоже получали много учений. Сейчас эти отпечатки проявились, и они достигли реализации».

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.