Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВНЕШНИЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДА





Анализ и прогнозирование внешних вызовов, как и разработка адекватных способов реагирования на них, составляют одну из важнейших функций стратегического планирования. Собственно, обращение к данной сфере и делает планирование регионального развития стратегическим - т.е., во-первых, устремленным в перспективу, во-вторых, - комплексным, учитывающим максимально возможное число факторов, способных так или иначе повлиять на состояние региона сейчас и в будущем.

В настоящее время существенно изменилась организация хозяйственной жизни страны, изменилось ее положение в глобальном мире, а также трансформировались социально-политические процессы внутри общества. Перемены привели к тому, что сложившаяся в эпоху индустриализации пространственная организация перестала соответствовать реальному «климату» хозяйственной и социально-политической жизни. В результате, стремящимся к административно-территориальной, финансово-экономической и социально-культурной замкнутости административным образованиям был предъявлен вызов со стороны внешней среды их функционирования, других регионов.

«Вызов» понимается как изменение Среды существования общества, которое требует от последнего существенной корректировки своего поведения, постановки новых стратегических целей. «Вызов» всегда требует «ответа» и, если не получает его, может повлечь за собой деградацию социальной системы.

В контексте данного документа внешние факторы сведены в несколько групп, в т.ч.:

Политические вызовы. Эта группа, по-видимому, является наиболее емкой и сложной. Даже попытка простого перечисления её составляющих будет являть собой отдельное направление работы. На данном этапе целесообразно выделить внутри- и внешнеполитические вызовы как укрупненные срезы предстоящей аналитической работы.

Внутриполитические вызовы. Например, переизбрание В.В. Путина на второй срок президентства, с одной стороны, дает основания предполагать некую стабильность политического курса; с другой - делает неизбежным продолжение и углубление реформ, в т.ч. и реформы отношений внутри Федерации. Одна из самых очевидных и неизбежных - в связи с принятием ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Согласно закону установление и изменение границ муниципальных образований, как и прежде, будет относиться к компетенции субъектов РФ. Но теперь это будет делаться в соответствии с требованиями, предусмотренными ФЗ. Территории всех поселений, за исключением городских округов, а также возникающие на малонаселенных территориях межселенные территории включаются в границы муниципальных районов. "Бесхозных" территорий теперь не будет. Городскими округами должны становиться относительно крупные города и поселки с развитой инфраструктурой.

Принципиальная особенность нового закона состоит в его направленности на расширение самостоятельного решения вопросов местного значения непосредственно населением. Документ содержит более полный, чем прежде, перечень форм осуществления населением местного самоуправления и участия граждан в реализации МС. Кроме местного референдума и выборов предусмотрено голосование по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования. Новая форма "прямой муниципальной демократии" -публичные слушания, на которые в обязательном порядке выносятся проект устава муниципальных образований, проект местного бюджета и отчет о его исполнении, проекты планов и программ развития муниципальных образований, а также вопросы о преобразовании муниципальных образований.

Значительны изменения и в нормативных актах, касающихся экономической основы местного самоуправления, статуса муниципальной собственности. Гораздо подробнее определяется состав имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований. Подчеркивается, что оно должно использоваться только для решения вопросов местного значения, осуществления отдельных государственных полномочий и для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, работников муниципальных предприятий и учреждений. Если у муниципального образования возникают права собственности на иное имущество, это имущество должно быть перепрофилировано или отчуждено.

Наиболее серьезные изменения могут произойти со средними городами, особенно с теми, которые не получат статуса городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в них окажутся значительно урезанными по сравнению с имеющейся ситуацией.

В ситуации, когда бюджеты муниципальных районов будут формироваться в основном за счет целевых субвенций государственного бюджета, преобладающим критерием для принятия решений в вопросах городского развития станут пожелания региональной столицы, а не интересы горожан.

Вопрос о достаточности средств на осуществление государственных полномочий в явном виде в законе не поставлен. Причем здесь важно учесть не только целевые расходы, но и расходы на оперативное управление, то есть компенсацию органам местного самоуправления за ту работу, которую они проводят по администрированию переданными им государственными полномочиями. По закону методика расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации для осуществления соответствующих государственных полномочий, определяется федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (ст. 19, п. 6, пп. 3). Таким образом, риск того, что передача государственных полномочий местному самоуправлению станет новым нефинансируемым федеральным мандатом, может быть очень высоким, а главное, он оказывается вне контроля органов местного самоуправления, так как отказаться от осуществления государственных полномочий орган местного самоуправления не вправе.

Предполагаются опросы граждан для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органов местного самоуправления (ОМС), а также органов государственной власти. Все это должно усилить начало самоорганизации населения в осуществлении местного самоуправления, укрепить связи граждан с ОМС, обеспечить открытость и гласность работы всех самоуправленческих структур.

В законе заложено большое количество потенциальных конфликтных ситуаций, и прежде всего, это - передел муниципальной собственности. Скорее всего, следует ожидать значительных и, возможно, деструктивных противоречий между муниципальным образованием и субъектом Российской Федерации по вопросам разделения муниципальной собственности. В первую очередь это коснется собственности на землю и недвижимость.

В целом закон позволяет говорить о возникновении значительных рисков как страновых, так и отраслевых (характерных для сектора муниципальных финансов).

Факторы рисков Страновые риски
Девальвация ценностей местного самоуправления Риск централизации и потери динамики конкурентной демократии
Риск социально-политической неустойчивости в связи с нарушением устоявшейся территориальной организации местного сообщества
Отраслевые риски
Перекройка границ / передел муниципальной собственности Риск потери инвестиционной привлекательности муниципальных образований в связи с высокой вероятностью конфликтов в отношении прав собственности
Риск снижения эффективности функционирования муниципальной власти и снижения качества бюджетных услуг в связи с высокой вероятностью конфликтов в отношении прав собственности
Передача осуществления государственных полномочий органам местного самоуправления Риск снижения финансовой гибкости
Риск недоучета операционных расходов местной администрации на осуществление государственных полномочий в силу невозможности оспорить методику расчета субвенций, закрепленную законом субъекта Российской Федерации
Риск недоучета общего требуемого уровня расходов на осуществление государственных полномочий в силу невозможности оспорить методику расчета субвенций, закрепленную законом субъекта Российской Федерации
Риск утраты финансовой гибкости в силу невозможности быстрого изменения методики расчета
Риск утраты финансовой гибкости в силу невозможности отклонить передаваемые к осуществлению государственные полномочия
Риск снижения качества решений, принимаемых местной администрацией в области вопросов собственно местного значения
Риск снижения управленческой автономии главных должностных лиц местной администрации в связи с нагрузкой по осуществлению государственных полномочий
Риск вытеснения «вопросов местного значения» государственными полномочиями из поля ответственности глав местных администраций

По данным Standard & Poor’s.

В законе почти нет упоминаний о фискальной автономии, о ее стратегической необходимости для успешной деятельности местного самоуправления. Этот вопрос игнорируется, а ведь именно его решение и есть главная задача на пути к устойчивой финансовой самостоятельности муниципального образования, которая, в свою очередь, даст возможность органам местного самоуправления управлять рисками и полноценно отвечать перед инвесторами и кредиторами по своим обязательствам. В противном случае муниципальное образование будет заложником внешних рисков, наведенных через систему межбюджетных отношений (так, как это происходит в настоящее время), а тогда доверие инвесторов и кредиторов окажется под угрозой. Последнее же необходимо муниципальным образованиям как воздух для привлечения финансирования капитальных вложений в инфраструктуру, производящую бюджетные услуги.

Также можно прогнозировать те или иные изменения практически по всем функциям политической системы, что неизбежно отразится на обстановке в регионе. Вместе с тем, предстоящие четыре года - последний конституционно обусловленный срок нахождения у власти В.В.Путина, и это обстоятельство способно привести к метаморфозам, суть и значение которых пока даже не обозначены, но очевидно, что они будут влиять на все стороны жизни в стране, и уж конечно, на региональное развитие.

Вступление в ЕС 10 новых стран-членов ставит и серьезную задачу эффективного функционирования наших институтов, которые должны быть безотлагательно адаптированы. Россия занимает весьма удобное положение для того, чтобы воспользоваться преимуществами, появляющимися в результате расширения ЕС, в том числе благодаря своим традиционным связям со многими новыми странами-членами.

С 1 мая 2004 года российские компании смогли торговать и инвестировать в любой части расширенного Единого рынка, выигрывая от единого свода правил и стандартов. В результате расширения средний уровень тарифов, применяемых в отношении российского экспорта в новые страны-члены, снизился с 9 до 4%.

Внешнеполитические вызовы. Несмотря на географическую внутриконтинентальность Вологодской области, представление о ней, как о субъекте, находящимся вне зоны влияния международной политики, было бы некорректным. Даже такой "простой" факт, как расширение ЕС, имеет непосредственное отношение к развитию нашего региона. Аргументация такого посыла столь очевидна, что в рамках данного документа она не приводится, хотя её наполнение и осмысление представляет собой огромный информационный массив, пронизанный множественными внутренними взаимосвязями.

Экономические вызовы. Не менее объемный объект исследования. Попробуем лишь обозначить его рамки. Вологодская область находится в окружении ряда субъектов Федерации, экономическая и инвестиционная привлекательность которых существенно выше, например: Ярославль, Архангельск, Санкт-Петербург.

В ноябре 2003 года на саммите ЕС-Россия в Риме были одобрены некоторые основные идеи, нацеленные на создание открытого интегрированного рынка между ЕС и Россией. Цель - максимальное использование экономического, торгового и инвестиционного потенциала сторон путем достижения большей совместимости наших экономик через сближение нормативных баз, гармонизированные правила конкуренции и защиту прав интеллектуальной, промышленной и коммерческой собственности. Углубленное сотрудничество по развитию общеевропейских энергетических, транспортных и коммуникационных сетей также является неотъемлемой частью общего экономического пространства.

Санкт-Петербург - важный административный, промышленный, торговый, культурный центр России. В соответствии с мировыми тенденциями город стремится к развитию перспективных направлений, интеграции в мировую экономическую систему, усилению своих лидирующих позиций как в Северо-западном округе, так и в стране в целом. Основной из своих главных целей стратегия города считает развитие торгово-транспортного комплекса и укрепление Санкт-Петербурга в качестве главного российского контактного центра, транспортного моста между Россией и Западом, а также важного центра нового полюса роста в Европе региона Балтийского моря.

Санкт-Петербург - одно из самых сильных образований на европейской части России, которое продолжает активно наращивать свой экономический потенциал. В силу большого различия в масштабности деятельности нельзя рассматривать Вологду и Санкт-Петербург как сколько-нибудь равноправных конкурентов, однако Санкт-Петербург является полюсом притяжения в регионе и поэтому представляет собой серьезную угрозу всем городам СЗФО.

В 1998 году в Санкт-Петербурге был опубликован первый в России Стратегический план развития города, который получил широкую известность, получил высокую оценку и стимулировал многие города и субъекты РФ к началу подобных разработок.

Ярославль

Один из крупнейших соседних региональных центров. Одним из преимуществ г. Ярославль является более выгодное географическое положение, в частности, близость к Москве. Это позволяет при выбранных основных направлениях Стратегии развития города Ярославля до 2010 г.:

- промышленный центр;

- транспортный транзитный узел;

- культурно-исторический центр с развитой туристической инфраструктурой;

- центр научной инновационной деятельности и новейших технологий, создать серьезную конкуренцию городу Вологде.

Развитию г.Ярославля в направлениях: промышленный центр и центр научной инновационной деятельности и новейших технологий - способствует образовательная система (8 государственных высших учебных заведений), предоставляющая возможность готовить квалифицированные кадры для различных отраслей экономики.

Привлекательна территория города и с точки зрения культурно-исторического наследия. В городе 5 театров, 10 музеев, 6 кинотеатров, 5 парков, большое количество церквей и храмов. В этом отношении, развитие в городе туристической инфраструктуры, как одного из перспективных направлений, также может составить конкуренцию Вологде. Этому способствует, прежде всего, развитая транспортная сеть (автомобильная, железнодорожная, авиа), гостиничный комплекс, сеть ресторанов, баров и кафе.

Большое значение в реализации намеченного играет активная внешнеэкономическая деятельность города. Это объясняется производственным и интеллектуальным потенциалом города, а также возможностью многих предприятий производить конкурентоспособную продукцию, пользующуюся спросом как в странах СНГ, так и дальнего зарубежья. Во внешнеэкономическом обороте города ведущее место занимает экспорт.

Также важно отметить, что экономика Ярославля имеет дополнительную стимуляцию со стороны внешних инвесторов. Близость к финансовым столицам России позволяет рассчитывать на постоянную обеспеченность ресурсами для развития. Причем, особое внимание можно уделить тому, что Ярославская область создала одну из лучших в стране законодательную базу для привлечения инвестиций. Таким образом, и при стабильном плановом развитии, и в кризисных ситуациях Ярославль обладает большим финансовым потенциалом, чем Вологда.

Таким образом, осуществление процесса реализации стратегии развития города Ярославля до 2010 г. по перечисленным выше направлениям является существенной конкурентной угрозой в реализации соответствующих стратегических направлений г.Вологды.

Архангельск

Региональная энергосистема работает на завозном мазуте, ввиду чего единица энергии здесь значительно дороже, чем, к примеру, в Санкт-Петербурге, работающем в основном на газе. К тому же 70% генерирующих мощностей области изношены и не в состоянии обеспечить потребности промышленного роста. Для замены выбывающих мощностей требуется более 15 млрд. руб. инвестиций, а включение инвестиционной составляющей в тарифы приведет к подорожанию и без того дорогой энергии еще примерно в два раза. Этот пример ярко иллюстрирует ситуацию в городе.

Еще один немаловажный фактор заключается в психологической нагрузке лозунга, выбранного в качестве миссии Череповца: «Череповец - город лидеров». Лидерство предполагает занятие ведущих позиций во всех сферах, следовательно, такая концепция подразумевает стремление Череповца к лидерству в области.

Несмотря на то, что Архангельск - один из крупнейших центров на европейском севере России, нельзя сказать, что он представляет сильную конкурентоспособную силу в СЗФО. В городе существует ряд объективных проблем, решение которых является обязательным условием дальнейшего развития. Ни одна инфраструктура экономики Архангельска не добьется существенного роста, пока не будет снята проблема обеспечения энергией.

Тем не менее, Архангельск остается активным конкурентом для Вологды, т.к. его культурно-историческое наследие (город основан в 1584 году и является культурным центром Поморья), экономический потенциал (лидирующее положение среди лесодобывающих и деревоперерабатывающих центров страны, крупный морской и речной порт на Севере России), более выгодное по сравнению с Вологдой географическое положение города (крупный порт на северном торговом пути), ресурсная доступность (большие запасы лесных, рыбных ресурсов, имеются месторождения алмазов, нефти, бокситов) значительны, и при равных условиях развитие экономики Архангельска будет иметь более высокие темпы роста, чем Вологды.

Вместе с тем, внутри самой Вологодской области существует несколько дисбалансов, наиболее явным из которых является неравномерность развития Западного (тяготеющего к Череповцу) и Восточного (тяготеющего к Вологде) секторов. Данная диспропорция, к тому же, оказывается отягощенной моноиндустриальным фактором череповецкого сектора, с одной стороны, и крайней степенью его вовлеченности в процессы глобализации, с другой.

Череповец - ближайший сосед Вологды, примерно равный и по территории, и по населению, но обладающий более сильным экономическим потенциалом.

Традиционно наши два города не рассматриваются как конкуренты, однако в свете недавно принятого стратегического плана развития Череповца ситуация несколько изменилась. Данная стратегия предполагает, что для развития города необходимо, в том числе, формировать благоприятную деловую среду для функционирования малого бизнеса, развивать сферу туризма, образование, систему местного самоуправления и др. Развитие Вологды также выносит в качестве приоритетных эти направления. Поэтому можно сказать, что в области на сравнительно небольшой по площади территории существуют две силы, активно стремящихся к схожим целям. Причем следует отметить, что большие финансовые ресурсы, близость к культурно-историческим центрам области и наличие крупного речного порта дают Череповцу значительное преимущество. Тот факт, что в Череповце уже сегодня созданы достаточно привлекательные для бизнеса условия и имеются ресурсы для дальнейшего трансформирования городской среды с учетом требований делового сообщества, также свидетельствует о том, что Вологда имеет в области серьезного конкурента даже на территории области.

Таким образом, при наращивании инвестиционной активности извне первоочередной задачей стратегического планирование станет выявление причин существующего положения вещей и разработка способов его преодоления или исправления. Комплементарный период осуществления закончился, регионы реально вступают в конкуренцию за инвестиции, человеческий капитал, политическое влияние, внешние связи, собственность, товарные и финансовые потоки, определение направлений развития общества. Деньги, акционерный капитал свободно мигрируют, перемещаясь из одного региона, города в другой, сопротивляясь слишком обременительным требованиям и непривлекательной функциональности субъектов федерации. В таких условиях рост регионов и городов не сводится к концентрации собственности и власти, а понимается как наращивание организационного потенциала, т.е. способности привлечь к достижению поставленной цели все те организации и тех людей, которые могут внести в этот процесс свой положительный вклад.

Социальные факторы. По-видимому, относятся к категории "внешних" частично, поскольку системно связаны с общенациональными тенденциями в сфере оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения и пр. Основными из них, следует считать стремительно нарастающие процессы старения населения и имущественного расслоения социума. Последствия и того и другого (не говоря даже о проблемах в образовании и здравоохранении) уже в обозримом будущем станут важными факторами социально-экономической ситуации в регионе и городе. Таким образом, включение их в предмет исследования с точки зрения стратегических перспектив городской ситуации - насущная необходимость. Особо необходимо отметить тот факт, что на федеральном уровне активно реализуется социальная реформа. Пакет социальных трансформаций включает реформу образования, здравоохранения, социального и пенсионного обеспечения, ЖКХ.

С формальной точки зрения все реформы сложны в исполнении и непонятны широким слоям населения. Тем не менее, проводить их необходимо, поскольку они, и именно вследствие своего «антинародного характера», повышают социальную и физическую мобильность населения, неизмеримо расширяют рынки страхования здоровья, жизни, недвижимого имущества, а также рынки платных медицинских и образовательных услуг, снижают нагрузку на бюджеты всех уровней, делают более «прозрачными» и управляемыми отношения в сферах образования, ЖКХ, здравоохранения.

В качестве значимых факторов можно выделить:

- персонифицированный учет и замена льгот денежным эквивалентом может вызвать рост бюрократических издержек и усложнение системы учета и распределения, вместе с тем, снизится бюджетная нагрузка;

- отказ государства от социальной ответственности может повлечь за собой потерю доверия граждан к Конституции РФ, непрерывные обращения в суд, изменение структуры формирования доходов различных социальных групп. Будет достигнута концентрация усилий государства на стратегических вопросах: инновационном развитии, управлении балансами;

- изменение структуры социальной защиты с федерального на региональный (в перспективе местный) уровень приведет к резкому и прогрессирующему ослаблению социальной защиты. Ожидается окончательный развал старой советской системы здравоохранения, образования и культуры. Возможно падение качества трудовых ресурсов, деградация человеческого капитала;

- изменение формы собственности объектов социальной сферы, вероятно, повлечет за собой ее размывание, приватизацию объектов успешным бизнесом, переход к сугубо платным социальным услугам. В результате появится возможность создать осмысленно работающую систему платных социальных услуг и резко расширить поле страхования рисков.

В целом, пакет социальных реформ может привести (возможно, в долгосрочной перспективе) к росту активности на индивидуальном, доменном, местном, региональном уровне. Реформы приведут к повышению мобильности населения, что окажет благоприятное влияние на экономику, но приведут к усилению дифференциации.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.