Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАЗГРОМ ПИФАГОРЕЙЦЕВ. СМЕРТЬ ПИФАГОРА





Прошло двадцать лет. Слава о пифагорейском братстве и его мудром основателе давно перешагнула пределы Великой Греции. Ученики Пифагора разъехались по многим городам южноиталийского побережья, и это в немалой степени способствовало установлению дружественных отношений между непрестанно соперничавшими полисами. Некоторым из городов-государств, издавна терзаемых распрями, Пифагор через своих учеников дал новые законы. «И не только через своих друзей умирял он раздоры внутренние и междоусобные, но и через их потомков и по всем городам Италии и Сицилии» (Порфирий).

Атмосфера высокой нравственности и самосовершенствования окружала пифагорейский союз, а ее благотворное дыхание ощущалось и далеко вне его. Рассказывают, что тиран Симих после пребывания в кругу пифагорейского братства сложил свою власть, а накопленные богатства раздал частью сестре, а частью — согражданам. Вообще, не знатность и богатство, а ясный ум и чистая совесть ценились в пифагорейском братстве превыше всего.

Ямвлих в жизнеописании Пифагора называет имена 235 членов пифагорейского союза. То были жители не только полисов Великой Греции — Кротона, Сибариса, Тарента, Метапонта, Регия, но и уроженцы Самоса, полиса Аргоса в Аркадии и даже один афинянин и один коринфянин. Разумеется, мы не можем поручиться за достоверность числа учеников Пифагора, сообщаемого Ямвлихом. Вместо этого мы предлагаем старинную задачу о числе пифагорейцев, отражающую, как станет ясно для тех, кто ее решит, иную точку зрения на это число. Итак, однажды у Пифагора спросили, сколько у него учеников, на что великий мудрец ответил: «Половина моих учеников изучает прекрасную математику, четверть исследует тайны вечной природы, седьмая часть молча упражняет силу духа, храня в сердце учение. Добавь к ним трех юношей, из которых Теон превосходит прочих своими способностями. Столько учеников веду я к рождению вечной истины?» Так сколько же учеников было у Пифагора?

В пифагорейское братство принимали не только мужчин, но и женщин. Ямвлих называет 17 женщин-пифагореянок. Среди них дочь Пифагора и жена Милона Мия; знаменитая Феано, которую некоторые биографы называют женой Пифагора, «женщиной мудрой и выдающейся душевными дарованиями». Рассказывают, что как-то к Феано пришли жены кротонцев с просьбой убедить Пифагора побеседовать с их мужьями о благосклонном отношении к своим женам. На это Феано заметила, что «добродетель супруги состоит не в том, чтобы сберечь своего мужа, но чтобы нравиться ему и угождать его желаниям, а сие исполнит она тогда, когда глупости его с терпением переносить будет».

Обучение в школе Пифагора было двухступенчатым. «Одни ученики назывались «математиками», то есть познавателями, а другие — «акусматиками»[34], то есть слушателями: математики — те, кто изучал всю суть науки и полнее и подробнее, акусматики те, кто только прослушивал обобщенный свод знаний без подробного изложения» (Порфирий). Акусматики представляли собой первую ступень в школе Пифагора. Они слушали учителя молча, изучая лишь общие положения, без их логического и критического осмысления. Видеть учителя акусматикам не позволялось. Наиболее одаренные акусматики переводились в математики, на вторую ступень обучения. Математикам подробно излагалось тщательно разработанное учение, им разрешалось видеть учителя и даже вести с ним научные споры. Самые талантливые из математиков, такие, как Гиппас из Метапонта, Филолай из Кротона, Архит из Тарента, в V и IV вв. до н. э. продолжили учение Пифагора.

Конечно, пифагорейское знание не было еще наукой в современном значении этого слова. Наряду с открытыми пифагорейцами непреходящими математическими истинами, которые остаются истинными и сегодня, было в учении пифагорейцев много фантазии и мистики, которые уже в античную пору вызывали насмешки. Пифагорейцы обожествляли числа и геометрические фигуры, а их богатая фантазия наделяла их самыми невероятными свойствами. Четные числа считались несчастливыми, а нечетные — счастливыми. (Эта «пифагорейская традиция» сохранилась и сегодня в обычае дарить нечетное число цветов.) Однако, противореча себе, четное число 8 пифагорейцы считали лежащим в основе дружбы. Зато в основу любви клали нечетное число 5. Пифагорейцы геометризировали античную мифологию и мифологизировали геометрию. Углы треугольника они посвящали Аиду, Дионису и Деметре; углы четырехугольника — богиням Рее, Афродите, Деметре и Гере и т. д. Особую роль играли у пифагорейцев числа 1, 2, 3, 4, образующие так называемый тетрактис (τετρακτυς — четверица), о чем мы еще расскажем во второй части книги.

Но такова уж, видимо, природа человека, рано или поздно приводившая мирную жизнь любого общества к катастрофе: несть числа малым и великим сообществам людей, которые зависть, обман, внутренние и внешние распри подтачивали и беспощадно разрывали. Пифагорейский союз не составил исключения, а последующие 2500 лет истории человечества лишь подтвердили эту горькую истину.

Как рассказывает Порфирий, «Был в Кротоне человек по имени Килон, первый между гражданами и богатством, и знатностью, и славою своих предков, но сам обладавший нравом тяжелым и властным, а силою друзей своих и обилием богатств пользовавшийся не для добрых дел; и вот он-то, полагая себя достойным всего самого лучшего, почел за нужнейшее причаститься к Пифагоровой философии. Он пришел к Пифагору, похваляясь и притязая стать его другом. Но Пифагор сразу прочитал весь нрав этого человека по лицу его и остальным телесным признакам, которые он примечал у каждого встречного, и, поняв, что это за человек, велел ему идти прочь и не в свои дела не мешаться. Килон почел себя этим обиженным и оскорбился; а нрава он был дурного и в гневе безудержен. И вот, созвав своих друзей, он стал обличать перед ними Пифагора и готовить с ними заговор против философа и его учеников».

Однажды во время собрания пифагорейцев в доме шестикратного олимпийского победителя Милона Килон со своими сообщниками поджег дом со всех сторон. Согласно преданию, во время пожара рухнула центральная колонна, поддерживавшая потолочную балку. Милон, спасая товарищей, взвалил тяжесть перекрытия на свои могучие плечи и так продержал его до тех пор, пока все не выбежали из здания. Впрочем, здесь античные свидетельства расходятся: по другой версии, в доме Милона погибли все собравшиеся, кроме двоих — Архиппа и Лисида.

Что было с самим Пифагором во время пожара, также не вполне ясно. По одной версии, Пифагора в Кротоне не было: он ездил на остров Делос ухаживать за своим тяжело заболевшим учителем старцем Ферекидом. Другие источники говорят, что Пифагор находился в доме Милона, но был спасен верными учениками, затем долго скитался в поисках пристанища, пока не нашел его в Метапонте, где и провел остаток своих дней.

Роковому пожару в Кротоне предшествовали следующие исторические события, которые, видимо, и стимулировали заговор Килона. Неподалеку от Кротона находился город Сибарис, занимавший господствующее положение среди южноиталийских полисов. Жители Сибариса — сибариты — настолько прославились своим богатством, любовью к роскоши и праздному времяпрепровождению, что с тех пор слово «сибарит» приобрело нарицательное значение. Капризные гурманы, сибариты боготворили своих поваров и защищали их авторские права на каждое новое блюдо патентами. За городом сибариты строили искусственные гроты: в их прохладу жаркой летней порой они окунали свои изнеженные тела. В Сибарисе запрещалось держать мастерские и даже петухов, дабы этот шум не нарушал покой сибаритов. В XII книге своей истории Диодор Сицилийский сообщает, что где-то около 510 г. до н. э. демагог[35] Телис, возможно, пытаясь оздоровить атмосферу праздного безделья в Сибарисе, изгнал из полиса 500 самых влиятельных и богатых мужей, а их имущество конфисковал: «Изгнанники прибыли в Кротон и прибегли к алтарям, стоявшим на агоре, с мольбой о защите. Тогда Телис отправил к кротонцам послов с требованием либо выдать изгнанников, либо ждать войны. Собрали народное собрание и вынесли на обсуждение вопрос, следует ли выдать просителей·сибаритам или отважиться на войну с более сильным противником. Синклит и народ пребывали в нерешительности. Поначалу мнение большинства склонялось к выдаче просителей ввиду угрозы войны. Но после того как философ Пифагор подал совет спасать просителей, мнение их переменилось и они предприняли войну за спасение просителей. Сибариты пошли на них войском в тридцать мириад (300 тысяч — А. В.), кротонцы выставили против них десять мириад (100 тысяч — А. В.) под командованием атлета Милона, который благодаря своей огромной телесной силе первым обратил в бегство противников. Рассказывают, что сей муж, будучи шестикратным победителем на Олимпийских играх и обладая отвагой, соответствующей его телесной мощи, пошел в бой увенчанный олимпийскими венками и обряженный в наряд Геракла — львиную шкуру с палицей. Виновник победы, он снискал восхищение сограждан. В гневе кротонцы не пожелали брать живьем ни единого пленного и всех, кто во время преследования сдавался, убивали на месте. Поэтому большинство сибаритов были изрублены, а город они разграбили и сделали его совершенно пустынным».

В результате пифагорейцы, и в их числе Милон, пришли к политической власти в Кротоне. Но политическая власть предполагает и политических противников. Вот тогда-то, по-видимому, на арену и вышел Килон со своими сторонниками. Исходя из анализа исторической ситуации того времени, А. Н. Чанышев предлагает следующую реконструкцию событий.

В конце VI в. до н.э. (около 510 г.) Килон просит Пифагора принять его в пифагорейский союз, но получает решительный отказ. Килон и его сторонники начинают борьбу против Пифагора и его братства, и немолодой уже Пифагор не выдерживает этой борьбы. Он удаляется в Метапонт, где проводит остаток своих дней и на рубеже VI и V вв. до н. э. умирает (около 500 г. до н. э.). Между тем борьба килоновцев и пифагорейцев разгорается. Это уже не борьба Килона и Пифагора, которых, возможно, к тому времени и не было, а борьба двух партий — килоновцев и пифагорейцев. Пифагорейцы терпят одно поражение за другим во всех полисах Южной Италии, и в конце концов и в Кротоне. Происходит пифагорейская диаспора: оставшиеся в живых пифагорейцы, ища спасения, рассеиваются по всей Элладе. Последнее обстоятельство и способствовало распространению пифагорейского учения по всему Средиземноморью.

«Бедствие это, обрушившееся на людей, — писал Порфирий, — задело вместе с этим и науку их, потому что до этих пор они ее хранили неизреченно в сердцах своих, а вслух высказывали лишь темными намеками. И от Пифагора сочинений не осталось, а спасшиеся Архипп, Лисид и остальные, кто был тогда на чужбине, сберегли лишь немногие искры его философии, смутные и рассеянные. В одиночестве, угнетенные случившимся, скитались они где попало, чуждаясь людского общества. И тогда, чтобы не погибла вовсе в людях память о философии и чтобы за это не прогневались на них боги, стали они составлять сжатые записки, собирать сочинения старших и все, что сами помнили, и каждый оставлял это там, где случалось ему умереть, а сыновьям, дочерям и жене завещал никому это из дому не выносить; и это завещание они долго соблюдали, передавая его от потомка к потомку». Так возникло пифагорейское учение, которое мы рассмотрим во второй части книги. А сейчас, прощаясь с Пифагором, нам остается лишь рассказать еще одно предание о смерти великого мудреца, предание, на наш взгляд, наиболее поэтичное.

Когда был подожжен дом Милона, где собрались пифагорейцы, когда стали рушиться подпорки и перекрытия, державшие крышу, Пифагор в задумчивости сидел в центре большой залы. Великий мудрец и не помышлял сделать хоть одно движение к своему спасению. Тогда ученики Пифагора бросились в огонь и проложили в нем дорогу учителю, чтобы он по их телам, как по мосту, вышел из объятого пламенем дома. Пифагора спасли, но страшной ценой — ценой жизней его единомышленников. Оставшись один, Пифагор так затосковал, что удалился из города и там лишил себя жизни. Жизнь без продолжателей учения была для Пифагора лишена смысла.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.