Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВВЕДЕНИЕ СБОРА ЗА ПОКРОВИТЕЛЬСТВО





(Грамота 1173 г.)

Я, Тибо, граф Блуа... извещаю, что каноники св. Авита Орлеанского, явившись передо мною, жаловались на утес­нения, чинимые злыми людьми некоему селению их, име­нуемому Сериз, каковое [селение] от предков моих они в дар получили. И дабы утеснения эти с божьею и моею помощью прекратить, определили они мне [взимать] со свободных поселенцев означенного селения... сбор за по­кровительство, именно в праздник св. Ремигия, по 2 секстария овса с каждой гостизы... Я же по любви к богу... и за разрешение... мне сбора за покровительство селение и свободных поселенцев его взял под свою защиту и охрану принял, с обязательством... защищать и охранять их про­тив кого бы то ни было.

[Там же. С. 14].

 

СБОР ЗА ОХРАНУ

(Грамота 1185 г.)

Аббат, по совету монахов своих, передал... Фулько ох­рану означенных селений. За охрану взимать Фулько и наследнику его с каждого впрягаемого в плуг животного, будет ли то бык, корова, осёл или лошадь, по 12 денариев... ежегодно; если же запряженному в плуг животному будет дан в припряжку козёл, считать его за быка... С крестьяни­на, обрабатывающего землю лопатой, взимать по 10 дена­риев, если нет у него упряжного животного... И да будет ведомо, что тот, кто будет нести означенную охрану, ничего сверх положенного с оных селений ни просьбами, ни силою взимать не должен...

[Там же.С. 14].

 

ПРАВА ЦЕРКВИ ФЛАВИНЬИ НА НАДЕЛЫ КРЕСТЬЯН (1232 г.)

Я, Гуго, герцог Бургундии. Извещаем всех, кто увидит настоящие грамоты, что так как по всей Бургундии сущест­вует обычай, в силу которого люди, платящие талью, где бы и чьи бы они ни были, могут освобождаться от подсуд­ности и уходить из сеньории тех, кто получает от них талью[51], то в силу этого обычая и названные люди могут поступать подобным же образом. Мансы[52] же таковых лю­дей и имущество на них... остаются сеньорам, которые вольны распоряжаться ими по своему усмотрению, исклю­чая имущество, какое они держат от других сеньоров. И вот мы, исходя из того, что так ведется по всей Бургун­дии и на земле нашей, дали настоящие грамоты за нашей печатью аббату и церкви Флавиньи, желая и жалуя, чтобы они... мансами вышеназванных людей и имуществом их могли, как выше упомянуто, владеть и пользоваться...

[Там же.С. 16].

ЖАКЕРИЯ

ИЗ «ХРОНИКИ» ЖАНА ДЕ ВЕНЕТТ

Хронист Жан де Венетт (1307 - 1370) – монах, одно время поддерживал движение Этьена Марселя, затем перешёл на сторону королевского правительства. В своей хронике он хотя и порицает восставших крестьян, но с сочувствием относится к ним.

 

А. Бедствия французского крестьянства в 1358 г.,

Накануне Жакерии

В этом 1358 году много неукрепленных селений превра­тило свои церкви в настоящие замки, окопавши их рвами, установивши на башнях и колокольнях военные машины, камни и баллисты, чтобы защищаться от бригандов в слу­чае их нападения, а это, как кажется, случалось очень ча­сто. По ночам на вершине этих башен бодрствовали часо­вые. Стояли там дети, чтобы предупредить о приближении неприятеля. Заметивши их издали, они поднимали тревогу трубными звуками и колокольным звоном. При этом сигна­ле крестьяне, покидая свои дома и поля, возможно скорее искали убежища в церкви. Другие, по берегам Луары, про­водили ночи со своими семьями и скотом вдали от своих хижин, на островах реки или же в лодках, поставленных на якоря посредине ее течения.

В этом [1358] году виноградники, источник благотвор­ной влаги, веселящей сердце человека, не возделывались; поля не обсеменялись и не вспахивались; быки и овцы не ходили по пастбищам; церкви и дома... повсюду носили следы всепожирающего пламени или представляли груды печальных, еще дымящихся развалин. Глаз не услаждался, как прежде, видом зеленых лугов и желтеющих нив, но наталкивался всюду на терния и сорные травы. Колокола не звонили радостно, призывая верных к божественной службе, а лишь били тревогу, подавая сигнал к бегству крестьян при приближении неприятелей. Что сказать мне еще? Самая отчаянная нищета царила повсюду, особенно между крестьянами, ибо сеньоры переполняли их страда­ния, отнимая у них и имущество и их бедную жизнь. Хотя количество оставшегося скота — крупного и мелкого — было ничтожно, сеньоры все же требовали платежей за каждую голову, по 10 солидов за быка, по 4 или 5 за овцу. И все же они редко обременяли себя заботами о том, что­бы защищать своих вассалов от набегов и нападений не­приятелей...

 

Б. Описание Жакерии

И вот в то время, как теснили и совсем не защищали [от врагов] вместе с прочими городами город Париж, при­ключилось близ него одно неслыханное никогда происше­ствие. Именно, летом того же 1358 г. проживавшие в дио­цезе[53] Бовэ в окрестностях Сен-Лу, де-Шерен и Клермона крестьяне, видя бедствия и утеснения, которые со всех сторон им учиняли и от которых дворяне не только их не защищали, а, напротив, еще больше, наподобие врагов, их теснили, с оружием в руках поднялись против француз­ской знати. И, собравшись в великом множестве, постави­ли капитаном одного отличавшегося среди них наибольшим смыслом и происходившего из селения Мело крестьянина, именно Гильома, именуемого Карлом[54]. И вот, выступивши с оружием и знаменами, распространились по всей округе и всех знатных мужчин, каких только встречали, даже соб­ственных сеньоров своих, убивали и уничтожали без жа­лости. Не довольствуясь этим, дома и крепости дворян сравнивали с землей и, что еще более достойно жалости, знатных дам и малых детей их, которых встречали, преда­вали мучительной смерти. Так разгромили они сильнейший замок де-Курновиль и многих знатных мужчин и женщин, которые укрывались в нём, поразили насмерть. И до того усилилась эта напасть, что даже наблюдалось то же самое в окрестностях Парижа, ибо, если кто из дворян осмеливался показаться за пределами укреплённых мест, крестьяне его тотчас же замечали и, захвативши в свои руки, либо убивали, либо подвергали жестоким побоям. Означенные поселяне усили­лись настолько, что их набралось более пяти тысяч, стре­мившихся знатных людей с их поместьями и их женами и детьми уничтожить. По этой причине дворяне на некоторое время притихли и не смели показываться как прежде. Однако это чудовищное дело продолжалось недолго, ибо, как бы сами собою, а не по божьему попущению и не по справедливому соизволению верховного владыки, но сами по себе начали его, как я полагаю, означенные поселяне. И вот потому все их стремления в скором времени кончи­лись и пошли прахом, ибо если вначале, как им казалось, они действовали, движимые неким соображением справед­ливости, так как сеньоры их не защищали, а [напротив] теснили, то [затем] обратились они на дела позорные и ужасные... И вот потому, что чинили такое зло, не смогли они долго держаться… Дворяне, наблюдавшие всё это, постепенно собрались с силами и пошли на них, соблюдая мудрую осторожность, с оружием. В скором времени ко­роль Наварры некоторых их капитанов ласковыми словами приманил к себе и, когда они ничего не подозревали [пло­хого] и ни о чем не думали, убил их. А по убиении их напал со своими приближёнными и графом Сен-Поль на прочих, во множестве собравшихся у селения Мон Дидье, поразил их мечом и истребил их, и не осталось неразумное дело их без наказания, ибо рыцари и дворяне снова собравшись с силой и сгорая жаждой мщения, соединились в сильные отряды и, проходя по деревенским поселениям, многие из них предали пламени, а крестьян и всех, кого считали вредными, беспощадно убивали в домах, в виноградниках и на поле. От пожаров тех пострадал… крест св. Авдоена и многие другие поселения открытой страны, которых я не видел и поэтому говорить о них здесь не буду.

В том же 1358 году, когда герцог Нормандский, регент королевства, все еще продолжал упорствовать в своей опа­ле, которую он наложил... на жителей города Парижа, мно­жество их собралось в городе Мо. Госпожа герцогиня[55] со знатью удалилась из этого города в укрепление Мо. И вот в отсутствие герцога, который был далеко, возникла ссора между засевшими в том укреплении дворянами и наболь­шими города Мо, которые действовали вместе с другими горожанами. Ибо, как рассказывают, некоторые из пари­жан явились с оружием в Мо, так как горожане Мо, не­навидевшие дворян по причине испытываемых от них утес­нений, выражали большое желание напасть на них во­оруженной силой при условии получения надежной подмоги из Парижа, что и было исполнено. И вот горожане напали на дворян, засевших в укреплении вместе с герцо­гинею, и по очереди сражались с ними на мосту перед зам­ковыми воротами. Однако дворяне, более искушенные в военном деле, одолели горожан с помощью мечей и побе­дили их. И после этой победы вышли из крепости и, рыс­кая по городу Мо, как бешеные, всюду и без разбора из­бивали людей, за исключением тех, коим удалось убежать. Весь город они предали разграблению, мужчин и женщин взятых в плен, заперли в укреплении Мо и всё, что можно было взять в церквах и домах, взяли. А потом весь город предали пламени и всё, что могли, разрушили в нём, за исключением крепостей. А совершивши это, рассыпались, как бешеные, по окрестностям, убивая мужчин, которых встречали, и предавая пламени поселения. И такие в это время в округе Мо учинены были дворянством Франции неистовства, что не нужно было приходить для разорения отечества недругам — англичанам, ибо поистине англича­не— главные враги королевства — не смогли бы наделать столько зла, сколько сделали тогда собственные дворяне.

[Хрестоматия по истории средних веков / под ред. Н. П. Грацианского и С. Д. Сказкина. М.: Учпедгиз, 1950. Т. 2. С. 49-52].

 

 

ИЗ «ХРОНИКИ» ФРУАССАРА

Жан Фруассар (1337 - после 1404) – поэт и французский хронист. По своему происхождению – горожанин (родился в г. Валансьен), но большую часть своей жизни провёл при знатных феодальных дворах Англии (в том числе и королевском) и Франции, заслуженно приобрёл славу «певца рыцарства». Автор произведений куртуазной поэзии. Прославился как историк английского и французского рыцарства. В своих «Хрониках» изложил многие события 1327 - 1400 гг., главным образом Столетней войны. Описал насилия и разрушения, которые чинили англичане на территории Франции, с которыми заодно действовал крупный северофранцузский феодал и король Наваррский Карл Злой и его сторонники, так называемые «наваррцы». Грабежи и насилия во Франции того времени производили и отряды (компании) мародёров (бриганды), которые служили в качестве наёмников в армиях воюющих сторон и в период перемирий грабили местное население. Народные движения – Парижское восстание 1356-1358 гг. и Жакерию 1358 гг. – Фруассар или обходил молчанием, или осуждал.

 

Вскоре после освобождения короля Наварры случился удивительный и великий мятеж во многих областях коро­левства Франции, именно: в Бовэзи, Бри, на Марне, в Лаоннэ, Валуа и по всей стране до Суассона. Некие люди из деревень собрались без вождя в Бовэзи, и было их вна­чале не более 100 человек. Они говорили, что дворянство королевства Франции — рыцари и оруженосцы — опозо­рили и предали королевство и что было бы великим бла­гом их всех уничтожить. И тому, кто так говорил, каждый кричал: «Истинную правду он сказал: позор тому, кто бу­дет помехой истреблению дворян всех до последнего!» По­том собрались и пошли в беспорядке, не имея никакого оружия, кроме палок с железными наконечниками и ножей, прежде всего к дому одного ближайшего рыцаря. Они раз­громили и предали пламени дом, а рыцаря, его жену и де­тей— малолетних и взрослых — убили... Так они поступили со многими замками и добрыми домами и умножились на­столько, что их уже было добрых 6 тыс.; всюду, где они проходили, их число возрастало, ибо каждый из людей их звания за ними следовал; рыцари же, дамы, оруженосцы и их жены бежали, унося на своей шее малых детей, по 10 и по 20 миль до тех пор, пока не считали себя в безопас­ности, и бросали на произвол судьбы и свои дома, и иму­щество. А эти злодеи, собравшиеся без вождя и без ору­жия, громили и сжигали все на своем пути, убивали всех дворян, которых встречали истязали и насиловали всех дам и девиц без жалости и милосердия, как бешеные со­баки... Выбрали короля из своей среды, который, как гово­рили, происходил из Клермона в Бовэзи, и поставили его первым над первыми. И величали его, короля, Жак Про­стак. Они сожгли и начисто разгромили в области Бовэзи, а также в окрестностях Корби, Амьена и Мондидье более 60 добрых домов и крепких замков, и если бы бог не при­шел на помощь своей благостью, эти злодеи так бы раз­множились, что погибли бы все благородные воины, святая церковь и все зажиточные люди по всему королевству, ибо таким же образом действовали названные люди и в обла­сти Бри, и в Патуа. Пришлось всем дамам и девицам стра­ны, и рыцарям, и оруженосцам, которые успели от них избавиться, бежать в Мо, в Бри поодиночке, как умели, между прочим, и герцогине Нормандской. И спасались бег­ством все высокопоставленные дамы, как и другие, если не хотели стать жертвами истязания, изнасилования и злой смерти. Точно таким же образом поименованные люди дей­ствовали между Парижем и Нуайоном, между Парижем и Суассоном, между Суассоном и Ан, в Вермандуа и по всей стране до Куси. И тут творили они великие злодейства и разгромили в области Куси, Валуа, епископства Ланского, Суассона и Санли более 100 замков и добрых домов ры­царей и оруженосцев, а всех, кого хватали, грабили и уби­вали. Но бог по своей благости ниспослал спасение, за ко­торое его надо премного благодарить, как вы сейчас увидите из нижеследующего.

Когда дворянство из Корби, Вермандуа, Валуа и [дру­гих] земель, где действовали и чинили свои неистовства эти злодеи, увидало свои дома разгромленными, а своих близких умерщвленными, оно обратилось за помощью к своим друзьям во Фландрии, Геннегау, Брабанте... Тогда тотчас же сошлось достаточно [людей] отовсюду. Собра­лось и иноземное дворянство, и местное, которое руково­дило им. И стали тогда ловить и обезглавливать этих зло­деев без жалости и милосердия и всюду, где их встречали, вешать на деревьях. Даже король Наварры в один день положил их более 3 тыс. неподалеку от Клермона в Бовэ­зи, но их было такое множество, что, соберись они все вме­сте, было бы добрых 100 тыс. Когда их спрашивали, зачем они затеяли всё это, отвечали, что не знают, но что, видя поступки других, сами поступали по их примеру и что по­лагали своим долгом уничтожить таким образом знатных и благородных людей всего света, чтобы не осталось из них в живых ни единого...

[Практикум по истории средних веков /сост. М. Л. Абрамсон, С. А. Сливко, М. М. Фрейденберг. – М.: Просвещение,1988. Вып.2. С. 24-25].

 

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.