Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Цветовой «Всемирный канон» Клее





— выражение космогонической идеи, по которой задача состоит не в том, чтобы красочную картину действительности передать в изображении красками относительно экспрессивно, а чтобы тайное сделать явным. Эту идею Клее воплотил в схеме, похожей на планетарную систему с двумя Солнцами: белым — символом света и черным — символом тьмы, а между ними — красочный мир религиозно-мистической сущности космоса (рис. 7).

Гармония цвета Иттена

 

выражает гармонические соотношения цветных и серых тонов и симметрию цветных аккордов (рис. 8), По Иттену субъективное отношение к сущности цветовой гармонии зависит от уровня культуры и психологического типа лица, воспринимающего цветовое изображение. Иттен утверждал, что цветовая гармония должна быть ценной только в качестве средства выявления психологических реакций личности (зрителя или автора художественного произведения). Он не придавал значения правилам цветовой гармонии в живописи, ссылаясь на Леонардо да Винчи: «Если ты при создании картины хочешь руководствоваться правилами, то никогда ничего не достигнешь и только напутаешь».
В теории цветовой выразительности основное — психология восприятия цвета и цветовых сочетаний. Решающим Иттен считал влияние красок природы на формирование чувства красоты цвета и его гармонии* «Не существует иного пути для правильного суждения о выразительном качестве цвета, кроме сравнительного».

 

 

Рис. 7. Схема цветового «Всемирного канона» Клее

 

 


Рис. 8. Цветовые ассоциации Иттена при сочетании цветов в минорном (а) и мажорном выражении (б)

 

Однако Иттен развивал теории Оствальда и Кандинского об ассоциативном соответствии формы и цвета посредством его нормирования. Если Оствальд считал, что ассоциации на цвет у человека должны быть, а Кандинский признал их три, то Иттен установил шесть ассоциаций (рис. 9).
Желтый цвет является как бы уплотнением белого (самый светлый из всех цветов). Золотой цвет — максимально вознесенный цвет материей света. В контрасте с другими (темными) цветами желтый становится лучезарней и радостней. На белом— сконцентрированной материи света — желтый темнеет и перестает лучиться. На розовом фоне он приобретает зеленоватый оттенок, на оранжевом — становится прозрачнее и напоминает восходящее Солнце над полем зреющих колосьев хлеба. На фоне зелени желтый сияет и выглядит, по словам Иттена, как гость у родственников. На красно-фиолетовом фоне желтый цвет приобретает характер безжалостной власти, на синем — ярко светится, но темнит и угнетает синий. На красном цвете желтый «звучит» мощно как орган, он богат и великолепен. На черном фоне — абстрактен, холоден, резок и агрессивен.
Красный цвет без примеси желтого или синего страстен, является возбуждающим и выглядит неотразимо мощным. На желто-лимонном фоне он воспринимается темной необузданной силой.
Красно-оранжевый цвет на темно-красном фоне выглядит жарким как огонь, на желто-зеленом — дерзким, вульгарным и заносчивым, в контрасте с черным цветом навязывает сверхестественную непобедимую страстность.
Синий цвет (как материальное пространство атмосферы) без красноватых или желтоватых оттенков пассивен, однако представляет собой большую скрытую силу аналогично силам природы в зимней спячке. Первый (основной) оттенок синего — в небесной лазури, последний — в черноте неба. Примеси синего производят впечатление растворения в атмосфере. Ассоциируясь с бесконечностью, синий выступает в Европе символом веры, а в Китае — символом бессмертия. На желтом фоке синий темнеет и «тупеет» так же, как тупеет вера перед ясностью ума. Если синий осветлить (разбелить), то желтый на его фоне плотнеет и материализуется, а светлый синий воспаряет.
Синий на лиловом фоне становится белесым, пустым и бессильным, подавляемым материальностью лилового. Синий насыщенный на черном сияет как истина в сравнении с черным невежеством.
Синий на темно-коричневом фоне возбуждается и вибрирует, отчего коричневый оживает. В нем под воздействием синего пробуждается сила и активность желтого (как составляющего коричневого).
Синий на красно-оранжевом фоне выделяется подчеркнуто отчужденно и выявляет темные силы, а на спокойном фоне зеленого — теплеет и производит впечатление материального живого. Относительно духовного влияния синий активнее красного Цвета.
Зеленый цвет у всех народов характеризует растительность и ассоциируется с возрождением, плодородием и жизнью.

 

Рис. 9. Цветовой круг Иттена


Он результат слияния духовного синего* и материального желтого цветов. Если в зеленом преобладают желтые оттенки, он радуется как первая весенняя зелень в теплых солнечных лучах, а если преобладает синий, то он приближается к цветовому полюсу холода и в нем возникает неодолимая сила абсолютной истины. Зеленый в смеси с серым становится безвольным и ленивым, в смеси с оранжевым — материализуется с вульгарным оттенком.
Оранжевый цвет (смесь желтого с красным) выражает максимальную активность. В хматериальном окружении он обладает яркостью Солнца, а приближаясь к красному, обретает силу огня.
Оранжевый насыщенный гордится сам собой, разбеленный— геряет индивидуальность, в примеси с черным становится тупым и землистым, а при смешении с серым — бежевым, теряет надменность и становится дружелюбным.
Фиолетовый цвет расположен между синим и пурпурным.** Это наиболее эмоциональный цвет, но действующий в подсознании. Он антипод желтого так же, как таинственность — антипод ясности. Расположенный рядом с зеленым, фиолетовый производит гнетущее впечатление.

 

Основной принцип гармонии исходит из обусловленно­го физиологией закона дополнительных цветов. В сво­ём труде о цвете Гёте писал о гармонии и целостности так: «Когда глаз созерцает цвет, он сразу приходит в ак­тивное состояние и по своей природе неизбежно и бес­сознательно тотчас же создает другой цвет, который в соединении сданным цветом заключает в себе весь цветовой круг. Каждый отдельный цвет, благодаря спе­цифике восприятия заставляет глаз стремиться к все­общности. И затем, для того, чтобы добиться этого, глаз, в целях самоудовлетворения, ищет рядом с каж­дым цветом какое-либо бесцветно-пустое пространст­во, на которое он мог бы продуцировать недостающий цвет. В этом проявляете? основное правило цветовой гармонии».

Вопросов цветовой гармонии касался также и теоретик цвета Вильгельм Оствальд. В своей книге об основах цвета он писал: «Опыт учит, что некоторые сочетания некоторых цветов приятны, другие неприятны или не вызывают эмоций. Возникает вопрос, что определяет это впечатление? На это можно ответить, что приятны те цвета, между которыми существует закономерная связь, те. порядок. Сочетания цветов, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными. Так что ос­новной закон, можно бы было сформулировать так: Гармония = Порядок.

Для того чтобы определить все возможные гармонич­ные сочетания, необходимо подыскать систему поряд­ка, предусматривающую все их варианты. Чем этот по­рядок проще, тем более очевидной или само собой ра­зумеющейся будет гармония. В основном мы нашли две системы, способные обеспечить этот порядок: цветовые круги, соединяющие цвета, обладающие одинаковой степенью яркости или затемнения, — и треугольники для цветов, представляющих смеси того или иного цве­та с белым или чёрным. Цветовые круги позволяют оп­ределить гармоничные сочетания различных цветов, треугольники — гармонию цветов равнозначной цвето­вой тональности».

Чрезвычайно важной основой любой эстетической тео­рии цвета является цветовой круг, поскольку он даёт си­стему расположения цветов. Так как художник-колорист работает с цветовыми пигментами, то и цветовой поря­док круга должен быть построен согласно законам пигментарных цветовых смесей. Это значит, что диамет--рально противоположные цвета должны быть дополни­тельными, т.е. дающими при смешивании серый цвет. Так, в моём цветовом круге синий цвет стоит против оранжевого, и смесь этих цветов даёт нам серый цвет. В то время как в цветовом круге Оствальда синий цвет расположен против жёлтого, и их пигментарная смесь даёт зелёный. Это основное различие в построении оз­начает, что цветовой круг Оствальда не может быть ис­пользован ни в живописи, ни в прикладных искусствах.

Определением гармонии закладывается фундамент гармоничной цветовой композиции. Для последней весьма важно количественное отношение цветов. На ос­новании яркости основных цветов Гёте вывел следую­щую формулу их количественного соотношения:

жёлтый: красный: синий =3:6:8.

Можно сделать общее заключение, что все пары допол­нительных цветов, все сочетания трёх цветов в двенад­цатичастном цветовом круге, которые связаны друг с другом через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются гармоничными.

Связь всех этих фигур в двенадцатичастном цветовом круге иллюстрирует рисунок 2. Жёлто-красно-синий образуют здесь основное гармоничное трезвучие. Если эти цвета в системе двенадцатичастного цветового круга соединить между собой, то мы получим равносторон­ний треугольник. В этом трезвучии каждый цвет пред­ставлен с предельной силой и интенсивностью, причём каждый из них выступает здесь в своих типично родо­вых качествах, то есть жёлтый действует на зрителя как жёлтый, красный - как красный и синий - как синий. Глаз не требует добавочных дополнительных цветов, а их смесь даёт тёмный черно-серый цвет. Жёлтый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый цвета объединяет фигура равнобедренного треугольника. Гармоничное созвучие жёлтого, красно-оранжевого. фиолетового и сине-зелёного объединены квадратом. Прямоугольник же даёт сгармонизованное сочетание жёлто-оранжевого, красно-фиолетового, сине-фиоле­тового и жёлто-зелёного.

Связка геометрических фигур, состоящая из равносто­роннего и равнобедренного треугольника, квадрата и прямоугольника, может быть размещена в любой точке цветового круга. Эти фигуры можно вращать в пределах круга, заменяя, таким образом, треугольник, состоящий из жёлтого, красного и синего, треугольником, объеди­няющим жёлто-оранжевый, красно-фиолетовый и си­не-зелёный или красно-оранжевый, сине-фиолетовый и жёлто-зелёный.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.