|
Гарантии прав человека в современном демократическом обществе. Роль ОВД в обеспечении прав человека и гражданина⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 Гарантии прав человека – это различные способы и формы их обеспечения, охраны, защиты. Обеспечение прав – главная цель правовых систем современных демократических государств. По характеру и уровню гарантированности прав можно судить о реальном состоянии правовой системы как таковой и в ее соотношении с политической, экономической, культурной системами. Различают общие и специальны е гарантии прав человека и гражданина. К общим гарантиям в современных условиях можно отнести осуществление в общественно-государственной жизни принципов рыночной экономики, политической демократии, правового социального государства в их взаимосвязи и взаимодействии. Так, принципы социального государства предполагают его активное содействие обеспечению в максимально возможных пределах социально-экономических и культурных прав. Но мера (возможные пределы) такого содействия должна быть сбалансирована с принципом экономической свободы участников гражданского оборота. В противном случае, как уже отмечалось, оказывается под угрозой сама идея прав человека. Принцип верховенства права (прав человека) как принцип правового государства, в свою очередь, останется только формальным, если не реализуются принципы политического плюрализма, разделения властей. Эти общедемократические принципы являются не только гарантией охраны прав от злоупотреблений административной власти, но и способом обеспечения связанности законодателя правами человека. Речь идет о включении в политический процесс интересов и притязаний многих людей, что позволяет формировать общественное мнение в деле защиты прав, контролировать соблюдение приоритета прав в деятельности всех ветвей государственной власти. В основе всех средств и способов обеспечения прав человека и гражданина лежат общие культурные гарантии. Они играют определяющую роль в реализации и защите прав, актуализации заложенных в них нормативных возможностей. Знание человеком своих прав, признание и уважение прав других людей, сознательная ориентация на защиту прав характеризуют тот пласт культуры, который называют культурой прав человека. Она необходимо включает осознание человеком и исполнение своих обязанностей перед другими людьми, обществом, государством, раскрываясь как культура правообязанностей. В культуре прав человека, при всем цивилизационном многообразии культур, общегуманитарный, универсальный смысл имеет идея человеческого достоинства. Взаимное признание и уважение прав означает, что каждый не попытается использовать другого в качестве средства для достижения собственных (или иных) целей. Особенно важно осознание человеком самого себя не только как объекта патримониальных устремлений государства, а как равноправного субъекта своих прав, обязанностей, ответственности, способного отстаивать свои права от чьих бы то ни было посягательств. Особую роль в системе гарантий прав играют институты гражданского общества как относительно самостоятельной сферы общественной жизни. В современном демократическом обществе, в условиях правового государства отношения гражданского общества и государства характеризуются не противостоянием, а строятся на диалоге, стержнем которого являются права человека, уровень их соблюдения и обеспечения. Важнейшим компонентом гражданского общества является правозащитная система. Она объединяет в себе черты (аспекты) правовой, социальной и государственной систем. Различают национальные, региональные и международную правозащитные системы. Понятие правозащитной системы – сравнительно новое в специальной юридической литературе. Чаще, применительно к правам человека, употребляются понятия: «система (механизм) гарантирования прав», «система (механизм) обеспечения», «система (механизм) охраны». Хотя терминологически и частично по содержанию и объему эти понятия различаются, речь идет во всех случаях о тех или иных гарантиях прав. Однако только понятие правозащитной системы позволяет показать, насколько общие гарантии (включая и культурные), обусловленные взаимодействием гражданского общества и государства на основе принципа верховенства прав человека, тесно переплетены со специальными гарантиями. Специальные гарантии можно разделить на нормативные (нормативно-юридические) и институционные, а каждый из этих видов гарантий – на внутригосударственные и международные. Формирование системы защиты прав человека предполагает признание у человека права на правовую защиту и вытекающих из него правозащитных полномочий, осуществляемых как самостоятельно, так и с помощью компетентных субъектов. Наличие у человека права на правовую защиту возлагает на государства обязанность создавать все необходимые нормативно-правовые и организационные условия осуществления этого права. Нормативной основой внутригосударственных гарантий (национальных правозащитных систем) является прежде всего конституция страны а также текущее законодательство. Важнейшее значение в правозащитной системе Беларуси имеет закрепленное в конституции право на судебную защиту прав (ст. 60). Оно непосредственно вытекает из права человека на правовую защиту и является гарантией защиты иных прав, образующих правовой статус личности. Поэтому, как отмечается в литературе, право на судебную защиту носит особый характер.5 Это наиболее действенный способ защиты нарушенных или оспариваемых прав, в том числе от посягательств со стороны самого государства. Такая роль судов как независимых органов власти обусловлена принципом разделения властей в качестве общей политической гарантии прав в демократическом правовом государстве. Различают суды общей, административной и конституционной юрисдикции. Среди процедур, используемых органами конституционной юрисдикции для защиты прав человека, все большее распространение в разных странах приобретает институт конституционной жалобы. В одних странах защите подлежат посредством конституционной жалобы все права и свободы (например, в Германии), в других – определенный перечень прав – обычно гражданских и политических (Испания). Право на обращение с конституционной жалобой предоставляется обычно физическим лицам (иногда и юридическим лицам), считающим нарушенными свои основные права. В правозащитную систему включаются различные несудебные формы и способы защиты прав. Несудебная защита прав в Республике Беларусь осуществляется как государственными органами (прокуратура, органы государственной власти, государственный нотариат), так и негосударственными (частный нотариат, общественные организации, третейский суд), а также самими управомоченными лицами, чьи права нарушены (самозащита). Для некоторых субъектов несудебной защиты эта деятельность является одним из направлений их работы (прокуратура, органы исполнительной власти, нотариат), для других – основой их существования и функционирования (общественные правозащитные организации, третейский суд). Особо следует выделить деятельность Уполномоченного по правам человека. Его функции существенно отличаются от иных форм и способов обеспечения прав человека и направлены на защиту прав человека от злоупотреблений чиновников. Как независимое лицо Уполномоченный по правам человека не имеет властно-принудительных полномочий. Его решения носят рекомендательный характер. Но эти рекомендации – важнейшая составляющая диалога гражданского общества и государства о способах и формах реального обеспечения нарушенных прав. Институт Уполномоченного по правам человека – своего рода связующее звено между гражданским обществом и государством. Гарантией реальности права на судебную и несудебную защиту прав является принадлежащее каждому право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 62 Конституции РБ). Что касается самозащиты прав, то в самом широком смысле она означает конституционно предусмотренную возможность лица выбрать любой правомерный способ (форму) защиты своих прав. В узком смысле самозащита рассматривается в специальной литературе как межотраслевой правовой институт, сопоставляется с «необходимой стороной» и «крайней необходимостью» (либо отождествляется с ними) и т.д. Международные гарантии прав и свобод человека включают международно-правовые акты, документы; международные органы по наблюдению и контролю за соблюдением прав человека (комиссии, комитеты) и защите прав (суды, трибуналы). Различаются гарантии всего мирового сообщества (в лице Организации Объединенных Наций, ее компетентных органов) и региональные способы и средства защиты прав человека (европейские или, например, латиноамериканские). Международное сотрудничество государств в области защиты прав человека начало складываться после первой мировой войны (деятельность Лиги Наций). Формирование современной международной правозащитной системы связано с созданием Организации Объединенных Наций и разработкой ее Устава. Образцом сотрудничества государств по проблеме прав человека явилась Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|