Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Подготовка вечернего дела в отряде





А. Животягин

Вечернее дело (ВД) может проходить в разных формах - страничное, спектакли, конкурсы и т.д., поэтому при подготовке вечернего дела той или иной формы следует учитывать эти особенности и организовывать работу отряда (совета дела) в соответствии с ними.

I. Наиболее распространенная форма вечернего дела на сборе - страничное ВД.

Страничное вечернее дело представляет собой некий "журнал" из отдельных сюжетов, связанных между собой общим смыслом. Для организаторов дела наилучший вариант его разработки - это взять отдельную яркую тему, разбить ее на несколько частей (в логическом, хронологическом и др. порядке) и раздать эти части - страницы - в отряды для подготовки.

Задача отряда в страничном ВД - подготовить и показать свою часть с четко заданной тематикой.

 

Алгоритм подготовки страничного ВД в отряде:

1. В начале работы необходимо провести разминочный игровой тре нинг, т.е. комплекс игр и заданий для активизации воображения участников. Игры подбираются с целью

1) раскрепостить участников ВД, снять зажимы,

2) настроить на работу,

3) дать определенный эмоциональный настрой. Здесь будет полезен и игровой "мозговой штурм", и некоторые другие игры, связанные с придумыванием и фантазированием. Например:

1) "Рассказ по кругу"

Один из участников начинает рассказ, например: "Дождь хлестал..." Второй игрок продолжает: "Дождь хлестал, охотники промокли до нитки в своем шалаше...". Следующий игрок произносит предыдущее и добавляет свою фразу. Так может получиться довольно интересный рассказ.

2) "Мы везем на корабле"

Один из участников говорит:

- Мы везем на корабле...

Второй: - Рыбу (называется любое слово: то, что можно везти на корабле. Например, воздух, природу, небо - нельзя).

Третий: - Репу (следующие слова называются на ту же букву, что и первое).

Четвертый: - Рабов!

Пятый, шестой и т.д. Проигрывает и выходит из игры тот, кто называет слово неправильно или делает слишком большую паузу, вспоминая подходящее слово. Выигрывает один - самый внимательный, обладающий большим запасом слов, реакцией и хорошей памятью.

3) "Верю - не верю"

Ведущий дает участникам игры несколько не связанных между собой поступков. Задача игроков - обосновать их.

Например:

Вопрос: Человек залез на стол,

зажег свечу, залез на шкаф,

взял с собой телефон.

Почему он так поступил?

Ответ - версия: В комнате жили тараканы.

Человек включил свет, взял с собой

маленькую свечу, со стола залез на шкаф,

а телефон - это то, что оказалось под рукой,

чтобы прибить насекомое.

Вариантов ответа может быть множество.

После окончания игры выбирается лучший игрок с самым оригинальным мышлением.

2. Знакомство отряда с темой ВД. К примеру, если готовится "вечер легенд", можно рассказать или вместе подумать о том, что такое легенда, как они появляются, почему люди их помнят. Кто знает какие-нибудь легенды?

3. Постановка задачи. В процессе подготовки к мероприятию обычно собирается совет дела (лагеря), на котором обсуждается или конкретизируется общий ход дела, раздаются задания отрядам. На совете дела присутствуют представители от каждого отряда, которые, вернувшись в отряд, должны рассказать товарищам о том, что необходимо сделать.

Комиссар, конечно же, раньше представителя узнает о задании (накануне вечером, на совете комиссаров), чтобы можно было начать подготовку в течение дня. Но не стоит тут же обо всем рассказывать, если мы хотим научить ребят работать, проводить аналогичные дела самостоятельно. Нужно хорошенько расспросить представителя о задании, чтобы всем все было понятно. Опытный комиссар не забудет позаботиться о том, чтобы на совет дела представитель взял с собой бумагу и карандаш.

Комиссар может дополнить рассказ представителя, если упущено что-то существенное. В результате ребята должны четко представлять, что от них требуется в данном деле, какая тема странички, какова продолжительность выступления, какие странички будут до и после данной.

4. Поиск стилей. На данном этапе стоит подумать, какой стиль больше подходит к данной теме? Например, вам дано задание представить в страничке Дом моделей. Сначала нужно разобраться, какие бывают стили одежды, а потом решить, какой у нас будет Дом моделей: в русском народном стиле, классическом, фантастическом и т.д. Решение о стиле надо принимать исходя из темы ВД, реквизита, продолжительности выступления, участников и др. Часто страницы бывают с уже заданным стилем.

5. Отличительные особенности стиля. Если мы выбрали какой-то стиль, то нам нужно найти такие средства, чтобы наиболее ярко показать его основные черты и особенности. Допустим, на вечер легенд мы готовим мифы древней Греции. В этом случае всех участников логично будет одеть в белые простыни, на головы надеть венки; диалог героям лучше вести в стихотворной форме и пр.

6. Детальная проработка. На данном этапе целесообразно разбить отряд на группы, поскольку всегда находится множество мелочей, которые требуют серьезной подготовки. Примеры групп: "актеры", "костюмеры", "звукорежиссеры", "трюки", "оформители", "хор" и т.д. Это сэкономит вам время и повысит шансы хорошо выступить.

Отряд можно разбить и на две группы: "техническое обеспечение" и "актерская".

Задачи "тех. обеспечения":

- найти нужную фонограмму и договориться с оператором;

- подобрать, смоделировать, сконструировать костюмы или элементы костюмов участникам ВД;

- подготовить тексты, надписи, картины, необходимые для выступления;

- найти реквизит для выступления.

Примечание. Все пункты выполняются по требованию режиссера и утверждаются им.

Перед "актерами" стоят следующие задачи:

- выучить роли, распределенные режиссером;

- отрепетировать действия;

- дать информацию о необходимом реквизите и костюмах режиссеру.

Кто же является режиссером? В начале сбора роль режиссера может выполнять кто-то из старших (комиссар или юнком), поскольку коллектив не успел сформироваться и во время репетиции может возникнуть множество трудностей. Но работа комиссара в качестве режиссера должна происходить только в начале сбора, в дальнейшем он выступает в роли консультанта по спорным вопросам и контролирует ход подготовки. На этом этапе режиссером может быть любой человек из отряда, имеющий желание и соответствующие знания и навыки.

7. Хронологическая расстановка. В процессе работы у вас появились какие-то идеи, наброски. Теперь их надо соединить, связать в одно целое, т.е. разработать сюжет постановки, написать сценарий, распределить роли.

8. Репетиция. Выступление необходимо несколько раз отрепетировать. Репетицией должен руководить один режиссер.

Обычно каждому отряду отводится время (несколько минут) для репетиции на сцене. Расписание этих репетиций составляет ответственный за ВД, методист, дежурный комиссар. Часто репетиция на сцене совмещается с общим "прогоном", т.е. выступление показывается независимому "эксперту", который дает оценку выступления, советует, что изменить и т.д. В роли эксперта может выступать методист, начальник лагеря, старший комиссар. Здесь же уточняются технические моменты: фонограмма, освещение, реквизит и пр.

 

Поскольку на подготовку вечернего дела на сборе дается не много времени (обычно 1-1,5 часа), все этапы подготовки должны проходить достаточно динамично, в режиме "мозгового штурма". Отрядный комиссар (вожатый) должен постоянно контролировать ситуацию, поддерживать и вдохновлять участников.

Данный алгоритм не является идеальным, но при подготовке страничного ВД им вполне можно пользоваться, так как большинство названных этапов имеют место в подготовке и часто выполняются подсознательно.

 

II. Конкурсное ВД.

Многие считают, что к конкурсному ВД отряду готовиться не обязательно, что можно выступить экспромтом. Это не всегда верно.

Действительно, есть конкурсные ВД, в которых подготовка не нужна. Но если вы хотите выступить хорошо, то нужно к этому выступлению готовиться.

Подготовка имеет настроечный характер, т.е. необходимо подготовить команду к участию в конкурсах, но ни в коем случае не стоит проводить само дело со всеми конкурсами. Нужно помочь ребятам войти в режим конкурса, почувствовать его настроение.

- Если вы команда, оденьтесь одинаково или выберите какой-то оригинальный отличительный знак, движение, походку.

- Нарисуйте лозунги, эмблемы, таблички для команды и для болельщиков.

Подготовка к конкурсу может также носить познавательный характер.

Если знания отряда по той или иной теме находятся на низком уровне, то надо попытаться пополнить эти знания в процессе подготовки.

Подготовка может быть посвящена знакомству с правилами конкурсов.

Если отряд не знаком с некоторыми играми, которые потребуются в деле, можно проиграть их в миниатюре.

 

III. Спектакль (постановка) как форма ВД часто используется в лагере, кроме того элементы спектакля могут присутствовать во всех других формах.

Алгоритм подготовки (подробнее см. "Страничное ВД"):

1. Разминка (игровой тренинг).

2. Постановка задачи.

3. Написание сценария.

4. Детальная проработка.

5. Репетиция.

6. Выступление.

Чаще всего постановка носит юмористический и пародийный характер, но можно встретиться и с более серьезными формами.

Самая сложная часть при подготовке спектакля - написание сценария. Задачу можно немного упростить, если писать сценарий не сразу, а в несколько этапов.

Этапы написания сценария.

1. Алгоритм развития действия (сюжет).

Кто? (Чебурашка, Колобок, Карлсон) Куда? (в Африку, за сокровищами, на северный полюс, в баню) Зачем? (отдыхать, подальше от вас, нужно) Как? (пешком, строем, ползком)

Ответив на эти вопросы, вы имеете перед собой сюжетную линию вашей постановки.

2. Поиск образов героев (умный, хитрый, ленивый и т.д.). Выбирайте характерные, колоритные, типажные роли и персонажи, имеющие яркие внешние и внутренние черты. Найдите эти черты и попробуйте совершить обычные действия так, как будто вы - это выбранный персонаж.

3. Монологи и диалоги героев в ходе развития действия.

Живите в выбранных образах, общайтесь друг с другом на заданную тему, воспроизводите реакции и мысли, посещающие вашего героя в ходе общения с другими героями. Так могут возникнуть реальные монологи и диалоги.

4. Предварительная репетиция с дописью фраз, нюансов, действий и пр.

При написании сценария полезно использовать приемы из программы "Грамматика фантазии".

Сборовская постановка отличается простотой и непосредственностью игры актеров. Часто в выступлении используются шутки и случаи из жизни отряда или лагеря, имена ребят, специфические выражения и пр. Хорошо принимаются зрителями пародии на комиссаров, на мероприятия, отряды, питание и т.д. Большую роль в выступлении играет импровизация, так как часто не хватает времени на детальную проработку. Умение импровизировать и чувствовать партнера очень важно для успеха постановки. Актерам очень помогает то, что в зале присутствует зритель, уже подготовленный к восприятию происходящего на сцене. На общую атмосферу ВД влияет и то, что на сцене играют такие же ребята, что сидят в зале, поэтому все, что ты видишь на сцене, кажется живым и близким.

 

Анализ дела

Приучать отряд к анализу прошедшего в лагере дела необходимо с самого начала. Анализ можно провести сразу после дела (минут 10) или вечером на "огоньке". Задача такого анализа - научить ребят видеть причины успеха и неудачи того или иного дела, с тем, чтобы они могли избежать аналогичных ошибок, привить им навыки анализа.

После проведения какого-то лагерного мероприятия ребятам предлагается высказать свое мнение о том, насколько интересно было это дело, что в нем понравилось, что не очень. Чем оно отличается от дел, которые проводятся в вашей школе? Что было новым? Какое было оформление, как выступил ведущий? Можно ли провести это дело в школе или классе?

Далее необходимо оценить, как выступил отряд по сравнению с другими отрядами. Было ли интересно выступление, чем оно запомнилось, были какие-нибудь находки, изюминки? Что можно было сделать по-другому? Как это можно сделать лучше? Если это был полный провал, то почему другие отряды выступили хорошо? Если же выступление было "звездным часом" отряда, надо выяснить, благодаря кому и чему удалось достичь такого эффекта.

Отрядному комиссару (вожатому) следует помнить, что подготовка к ВД и участие в нем может иметь определенный психологический эффект. При анализе необходимо учитывать не только то, как внешне выступил отряд, как он выглядел на фоне других, но и то, какова была подготовка к делу. Отряд при выступлении может с треском "провалиться", но подготовка в коллективе прошла весело, интересно, ребята в процессе работы воодушивились, стали дружнее. И наоборот, успех на сцене может быть достигнут ценой внутреннего разлада. Отрядный комиссар должен уметь управлять данной ситуацией. Иногда лучше дать "провалиться" отряду, тем самым раззадорив коллектив, а иногда нужно помочь в подготовке и обеспечить успех выступления.


Вечерний «огонек»

Е. Картавцева

Вечерами, когда над лагерем опускается темное небо, отряды расходятся по своим отрядным местам и затевают отрядные "огоньки". "Огонек" - это вечерний сбор отряда на своем отрядном месте у костра или при свете свечи. На "огоньке" идут самые разнообразные важные разговоры об отрядных делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, спорят, поют самые дорогие и любимые песни. Каждый видит в кругу лица и глаза своих товарищей. Здесь каждый может сесть, где ему понравится, с кем ему хочется. У круга нет конца и нет начала - одна неразрывная цепь.

 

"Огонек" может включать в себя:

1. ПЕСНЮ Песни поют в начале для настроения, иногда в середине разговора, чтобы снять напряжение, направить разговор в нужное русло.

Песней кончается разговор у костра.

2. РАЗБОР ПРОЖИТОГО ДНЯ, ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР

Если мы хотим прожить день с пользой, не напрасно, то необходимо учиться анализировать, вырабатывать свое отношение к этому дню, к себе, к отряду. Главное - научить ребят думать о работе, о товарищах, о жизни, о себе. "Огонек" дисциплинирует, так как каждый день приходится оценивать то, что вокруг тебя, а значит - думать.

При подведении итогов дня каждый может ответить на следующие вопросы (я - мы - дело - учеба - день):

- Что сегодня было хорошо, что плохо? (Что мне понравилось, что не понравилось?) Почему?

- Чем был полезен сегодняшний день (дело)?

- Что я сегодня сделал полезного?

- Какое открытие я сделал сегодня для себя? (Что меня удивило?)

- Чем я сегодня понравился себе? Какой бы я сегодня сделал себе комплимент?

- Какие способности я открыл в себе и других?

- С кем сегодня было приятно общаться, с кем - нет, в какой ситуации, почему?

- Кому я хочу сказать "спасибо" и за что? (Кто мне сегодня в чем-то помог? Кто мог, но не помог?)

- Как ты оценишь отношения в отряде?

 

- Что мне пригодится из того, что я сегодня узнал (лекции, семи нары, дела)?

- Что бы я сделал по-другому?

- Что я хотел бы узнать еще по каким-то вопросам?

 

- Анализ дела (ВД, КТД) см. в разделе "Подготовка вечернего дела в отряде".

 

- Как оценим день?

- Как будем завтра?

- Я постараюсь завтра быть..., сделать...

Анализ дня в начале сбора можно проводить, разбив отряд по группам, при этом каждая группа высказывает потом обобщенное мнение на общем обсуждении.

 

Возможны другие формы анализа (они могут использоваться не только на "огоньке"). Например:

1. Анкеты с вопросами, требующие ответов "да"-"нет" (+,-), или подчеркиванием. ("-" - ребята не слышат мнение друг друга.)

2. Более творческие задания:

- Вырази одной фразой (строчкой из стихотворения, песни, каким-либо афоризмом и т.д.) свое отношение за сегодняшний день (за смену) к себе, к отряду, к комиссару, свое настроение.

- Нарисуй, с чем у тебя сегодня ассоциируется (назови ассоциацию):

- ты сам;

- отряд;

- день, лагерь.

- Я сегодня (кто?) (выбрать одно из предложенных определений или придумать свое):

- дождь

- солнце

- елка (ежик)

- тень

- воздушный шарик

- тормоз

- булыжник...

Завтра я буду:...

- На какого героя (мультфильма, кинофильма, произведения) я сегодня похож? А на что похож наш отряд и лагерь?

3. - Общелагерные или отрядные газеты типа: "Что хочу, то и пишу", "Черное-белое" и т.д.

- Различные социологические опросы (проводят сами ребята) и их

результат (газета, частушки, радиогазета...).

- Сочинения (развернутые ответы) на тему: "Если бы я был начальником лагеря (командиром отряда...), "Уезжаем всем составом на таинственный остров. Там будет... не будет..."

- Каждый может выразить себя и свое настроение с юмором (или без) в рисунке, стихотворении, фразе в газете "Кто есть кто?" (на стене висит чистый лист с этим названием, здесь же карандаши, фломастеры).

3. ВРЕМЯ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА

Иногда вечером хорошо почитать свои стихи, провести летучий конкурс: кто больше небесных звезд назовет по именам, кто больше знает "звезд" театра, кино, спорта... Время для творчества - это 10 минут общей радости, негромкого веселья.

4. ГОСТЬ НА "ОГОНЬКЕ"

Бывает, приходит и присаживается к огоньку гость. Гостю - лучшее место в кругу. Хочет ли он что-то сказать, спеть? Или просто посидит рядом?

5. СЮРПРИЗ НА "ОГОНЬКЕ"

Его, как правило, готовит дежурное звено (группа). Если у кого-то день рождения, его поздравляют на "огоньке".

Положив руки на плечи друг друга, ребята произносят слова прощания:

День отшумел и ночью объятый

Лагерь зовет нас уснуть...

Доброй вам ночи, девчата,

Доброй вам ночи, ребята,

Завтра нам снова в путь!

Спокойной ночи.

 

Некоторые мысли по теме:

- Оформите у себя в отряде экран настроения или проведите цветовой экспресс-опрос "Твое настроение". Надо поднять карточку, соответствующую твоему настроению:

- красную - отличное настроение,

- желтую - хорошее настроение,

- зеленую - удовлетворительное настроение.

- Используйте для анализа (оценки) разные шкалы:

- цветовые карточки, цвета радуги;

- ничего, очень ничего, очень-очень ничего;

- хорошо, замечательно, превосходно, великолепно, чудесно.

- Сделайте опрос и выдайте медали "самому трудолюбивому", "самому болтливому" и т.д.

- Дайте ребятам минуту для раздумий, и пусть каждый по кругу, шепотом скажет соседу (или кому-то конкретно) свое пожелание.

- Вы можете ввести свои формы поощрений и наказаний:

- совершить круг почета;

- дипломы, значки, медали, лавровые и другие венки;

- присвоить титулы, звания ("всезнайки", мастера) и т.д.

 

Литература:

Папка из метод. уголка "Комиссару для работы на сборе".


Прощальный «огонек»

Н. Максимова, Е.Картавцева

Прощальный огонек - это заключительный штрих на сборе, обычно это завершающее дело в лагере, и его ни в коем случае нельзя смазать. На этом "огоньке" разговор будет о самих ребятах, о том, как они изменились, в чем стали лучше, пожелания на будущее.

Этот "огонек" можно провести по-разному.

Одной из наиболее распространенных форм является вечер "Расскажи мне обо мне". У этой формы множество вариантов, но одна из главных задач этого разговора - способствовать формированию адекватной самооценки у всех ребят. Каждому важно знать, каков он в глазах товарищей. Но узнать настоящее отношение очень непросто - трудно прямо в глаза сказать тому, с кем ты вместе живешь, трудишься все то, что накопилось на душе.

Как же провести этот разговор? Каждый может сказать, что он думает о каждом. Тот, о ком говорят, может попросить высказать свое мнение о себе любых членов отряда. Вероятно, это будут самые уважаемые и авторитетные для него люди. Но нужно обязательно помнить! Если вы решили провести такой разговор в отряде, он не должен обернуться судилищем, сведением счетов. Во многом нужно руководствоваться и уровнем развития отряда. Во время "огонька" вожатый должен чутко реагировать на все реплики ребят, умело управлять разговором.

 

Хорошим дополнением к программе "огонька" будут игры:

Ассоциации

Один из участников (водящий) выходит из комнаты. Однако перед выходом пусть он встанет перед остальными, а все (про себя) постараются сформулировать впечатление о нем: какой он, каковы главные черты его характера? Когда водящий выходит за дверь, ему дают оценку-определение. Здесь могут быть такие варианты: 1) каждый человек говорит о водящем, какой он, это запоминается или записывается. Когда водящий возвращается, он должен угадать, кто что про него сказал. ("Один человек сказал про тебя, что ты шумный. Кто это?") Ответ дается после всех вопросов; 2) оставшиеся дают оценку ушедшему сообща (не менее трех определений). Когда он вернется, ему нужно угадать, как охарактеризовала его группа. Он угадывает до тех пор, пока не назовет хотя бы 3-4 качества, сформулированных группой. Лучше больше, но на одного человека отводится не более двух минут.

Золотой и черный стул

Ведущий говорит: "В центре стоит стул, на который может сесть любой участник игры. Все остальные садятся плотно вокруг него. Сидящий на стуле диктует условие: если он говорит, что стул "золотой", то все будут говорить о сидящем на нем только хорошее; если "черный", то все столь же искренне, от души будут говорить о его слабых сторонах и недостатках. Кто и на какой стул хочет попасть?"

Выбранный член группы садится на стул. После того, как все высказались, сидящий на стуле говорит о своих впечатлениях по этому поводу.

Замечание. Упражнение можно разнообразить. Например, стул может быть "цветным", и тогда можно характеризовать сидящего на нем разносторонне. Это не должна быть механическая сумма достоинств и недостатков человека, нужно стараться говорить, избегая оценок "хорошо" и "плохо".

Круг пожеланий

У каждого участника имеется чистый лист бумаги, он делится на три колонки: "что мне нравится в этом человеке", "что не нравится", "что я ему хочу пожелать", подписывается фамилия владельца. После этого каждый участник передает свой подписанный листок соседу слева (по часовой стрелке), тот заполняет колонки и передает следующему и т.д.

 

Второй этап прощального "огонька" - это обмен пожеланиями, письмами, адресами. Заранее ребята вместе с вожатым или в тайне друг от друга могут сделать книжечки, открытки для себя или для другого. В эти книжечки на "огоньке" ребята напишут пожелания или свои адреса, а могут написать серьезные письма тому, кому хочется, - ведь не всегда решишься или успеешь сказать что-то важное.

Хорошей традицией стало написание наказов-пожеланий искрятам следующего сбора. В отряде с самого начала может вестись летопись, в которой отражаются наиболее яркие события из жизни отряда или лагеря. Там могут быть рассказы ребят о каких-то эпизодах, делах, их впечатления и пожелания на будущее. Запись о каком-то деле или дне может быть произведена от лица какой-либо вещи, например, рубашки, - иногда получается достаточно интересный рассказ.

Часто, если есть такая возможность, ребята назначают определенный день для встречи в городе; это может быть через месяц или год после сбора.

Хорошо, если вожатые заранее подумали и сделали какие-нибудь сюрпризы на память каждому воспитаннику. Это могут быть забавные медали, частушки, куплеты на тему лагерной жизни или серьезные письма-пожелания каждому из ребят.

 

Безусловно, тема и форма прощального "огонька" будут зависеть от индивидуальности вожатого. Это может быть разговор о встречах и расставаниях, о верных друзьях, о человеческом взаимопонимании, о добре и т.д. Хорошим дополнением на "огоньке" будут лиричные прощальные песни, легенды, воспоминания о смене, курьезных случаях.

 

Литература:

1. Лето в лагере. Методические разработки педотряда "Тревожный" Череповецкого дворца творчества детей и юношества.

2. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД. 1997. 144 с.


Конфликты

Материал подготовила Е. Картавцева

Конфликты на почве общения служат причиной значительной части семейных неурядиц, обострения взаимоотношений в коллективах, стрессов при неизбежных контактах с нашей не слишком вежливой сферой обслуживания. Различают два вида общения: деловое и неформальное.

Формально-деловое общение сталкивает людей не по их воле. На работе, в магазине, у столика администратора - вот каждодневные примеры такого общения. Из-за незнания элементарных правил такого общения возникают конфликты и скандалы, портится настроение, страдает дело.

По мнению специалистов, существуют две причины возникновения неприятных ситуаций. Первая - неумение проводить конфликты, делать их конструктивными, направленными на решение проблемы, а не на выяснение личных отношений или сведение счетов. Стремясь разрешить какое-то противоречие (а это и есть конфликт), поставим следующие условия:

1) главная цель - принятие оптимального для дела решения;

2) моя точка зрения может оказаться неправильной или не самой лучшей;

3) если я пойму, что это так, то дам себя переубедить и приму другую точку зрения;

4) если обоснованная убежденность в моей правоте сохранится, то постараюсь переубедить своих оппонентов, сохраняя к ним уважение и не допуская перехода "на личность".

Если в ходе проведения конфликта вам удалось соблюсти эти условия - вы провели его правильно, и результат должен это подтвердить.

Большинство конфликтов, происходящих у людей в разных сферах деятельности, носит не конструктивный, а эмоциональный характер. Отличительные особенности эмоционального конфликта - переход на крик, ругань, угрозы, нецензурные и просто неприятные выражения. Такой конфликт может пройти и тихо, скрыто, но как минимум у одной стороны останется неприятный эмоциональный осадок, отношения между участниками такого общения после него станут хуже, чем прежде.

Если у вас часты конфликты или вы этого не замечаете, но вам говорят другие - поберегите свое и чужое здоровье и внимательно проанализируйте, как вы общаетесь с людьми, особенно случаи возникновения конфликтов. Попробуйте ответить себе на следующие вопросы.

- Какие темы разговора меня волнуют?

- Есть ли у меня запретные темы? Кто мне их навязал?

- Что случится, если нарушится запрет, и я начну говорить?

- А есть другие люди, которые могут говорить на эти темы?

- С кем мне легче общаться, с кем труднее? Почему?

- С кем чаще у меня возникают конфликты? Что представляют из себя эти люди? Каковы их особенности?

- Какие особенности моего характера мешают мне во взаимоотношениях с людьми?

- Какие мои особенности помогают другим общаться с мной?

- В большинстве случаев я лидер в общении или партнер (я выбираю или меня выбирают)?

- В большинстве случаев я веду разговор (диалог) или поддерживаю?

- Со мной конфликтуют или я конфликтую?

Вторая причина возникновения неприятной ситуации - неумение слушать собеседника. Как показали специальные исследования, общаясь, мы в основном озабочены тем, что говорим сами. В лучшем случае высеиваем из речи собеседника то, что совпадает с нашей точкой зрения или эмоционально нас задевает. Остальной "текст" проходит "мимо ушей".

 

Неформальное общение (между близкими людьми) - тонкая и деликатная сфера, поэтому здесь сложно давать какие-то советы. Можно лишь пожелать близким людям проанализировать, насколько соблюдаются ими в общении друг с другом следующие принципы: доброжелательность, терпимость, умение вставать на место партнера.

 

Памятка "Правила хорошего слушания"

1. Старайся сконцентрироваться на человеке, который обращается к тебе.

2. Обращай внимание не только на слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу и т.д.

3. Покажи говорящему, как ты его понимаешь, это можно сделать, повторяя своими словами то, что услышал, или смысл того, что тебе сказали.

4. Не давай оценок.

5. Не давай советов. Оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказываний говорящего, мешают ему выделить наиболее существенные моменты в своих словах.

 

Памятка "Как преодолеть конфликт?"

Не забывая об особенностях поведения личности в конфликтных ситуациях, мы рекомендуем следующий поэтапный путь поведения (преодоления конфликтов), если предотвратить его все же не удалось.

1. Признайте наличие конфликта. В характере человека, по мнению психологов, есть странная черта: "терпеть нетерпимое и не признавать очевидное". Поэтому - заявить о конфликте, тем самым открыть дорогу к переговорам.

2. Договориться о процедуре разрешения конфликта: где, когда и как Вы начнете с Вашим оппонентом совместную работу по преодолению конфликта.

3. Очертите конфликт, тем самым будут сняты скрытые интересы, личные обиды и т.д.

4. Исследуйте возможные варианты решения конфликта, здесь хорош метод "мозговой атаки".

5. Добейтесь соглашения - это означает, что необходимо выбрать решение, приемлемое для обеих сторон.

6. Немедленно воплощайте план в жизнь.

7. Сделайте анализ, оцените принятое решение.

 

 

Памятка "Культура ведения спора"

Культура дискуссии включает в себя несколько компонентов: способность забыть свои предубеждения против собеседника, стремление отделять факты, о которых говорит собеседник, от его мнения о них, внимательность и сосредоточенность на словах собеседника, стремление понять не только то, что собеседник говорит, но и то, чего он сказать не может или не хочет.

В споре придерживайтесь следующих правил:

1. Внимательно выслушайте своего оппонента, т.е. человека, который не согласен с вашим мнением. Слушая, старайтесь думать не столько о контрответах, сколько о том, чтобы понять собеседника, его доводы, уровень подготовленности к ведению дискуссии, глубину знаний по предмету спора.

2. Если что-то осталось неясным для вас в позиции собеседника, переспросите, правильно ли вы поняли те или иные положения, утверждения, предупреждая доводы, что "вы неправильно его поняли" и что он "этого не утверждал".

3. Не спешите с возражениями, обвинениями, не употребляйте выражений, оскорбляющих достоинство человека. Ведите спор вежливо, спокойно, без заносчивости и излишней самоуверенности.

4. Помните: нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника. Этим вы завоевываете уважение окружающих. Этим вы покажете, как дорога вам истина. Уважайте право своего противника на собственное мнение.

 

Руководитель и конфликт

 

Внутри любой кооперации людей неизбежно возникает соревнование и соперничество между ее членами. Конфликтность - один из важнейших показателей, характеризующих взаимоотношения людей и социально-психологический климат коллектива. Конфликт подразумевает такие отношения, при которых сталкиваются противоположные точки зрения, возникают серьезные разногласия, при неумелом разрешении которых разрушаются деловые и дружеские контакты между людьми, отражающиеся на их отношении к учебе, работе, на их настроении и самочувствии, затрудняются или делаются невозможными их совместные координированные действия.

С конфликтными ситуациями особенно часто сталкивается руководитель (педагог), работающий с молодыми людьми. Этот возраст характеризуется активным вступлением во взрослую жизнь, а для учащихся развитием всех органов и систем организма в сочетании с напряженной умственной работой и приближающейся к взрослой нагрузкой на нервную систему.

Отсюда нередко приводящая к конфликтам повышенная эмоциональность, страстность, моральная ранимость, обидчивость. Здесь конфликт со сверстниками и старшими может быть следствием недовольства собой, чувством неполноценности, потребностью в самоутверждении, мыслями о своей исключительности, неудовлетворенном желании занять достойное место в коллективе.

Конфликты возникают на деловой и личной основе. Деловой конфликт исчезает, как только решается проблема. Он носит конструктивный характер, выражается в принципиальных спорах и стимулирует развитие коллектива. Личный конфликт обычно значительно продолжительнее. Он носит деструктивный характер и является следствием психологической несовместимости его участников.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.