Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Этапы жизни и психологические кризисы ( по Эриксону)





Этапы жизни и психологические кризисы (по Эриксону)

Человек на протяжении жизни проживает 8 психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, неблагоприятный исход которых определяет возможности последующего развития личности.

Кризис первого года жизни (Младенчество: доверие / недоверие)

- Связан с удовлетворением физиологических потребностей ребенка.

- Если потребности удовлетворяются, то развивается чувство доверия к окружающему миру, если нет, то недоверие.

Второй кризис связан с первым опытом обучения (Раннее детство: автономия / стыд и сомнение.)

- Начальным моментом является приучение к чистоплотности.

- Если ребенку помогают контролировать естественные отправления, то ребенок получает первый опыт автономии.

- Слишком строгий или непоследовательный контроль приводит к развитию стыда и сомнений.

Кризис самоутверждения (Возраст игры: инициативность / вина.)

- В возрасте от 3 до 6 лет происходит самоутверждение ребенка.

- Если ребенку позволяют осуществлять свои планы, то развивается чувство инициативы.

- Переживание неудач и безответственности приводит к покорности и чувству вины.

Кризис школьного возраста (Школьный возраст: трудолюбие / неполноценность.)

- В школе ребенок учится работать.

- В зависимости от методов воспитания развивается либо вкус к работе, либо чувство неполноценности, как в плане использования средств, так и в плане собственного статуса.

Кризис идентификации (Юность: эго - идентичность / ролевоесмешение.)

- Переживается в подростковом возрасте как усвоение значимых образцов поведения.

- Неспособность к идентификации в дальнейшем может привести к распылению или путанице ролей.

Поиск близости (Молодость: достижениеблизости / изоляция.)

- Кризис молодого взрослого возраста, связан с поиском близости с любимым человеком, с которым предстоит пройти цикл «работа- рождение детей - отдых».

- Отсутствие такого опыта приводит к изоляции человека и замыканию в себе.

Кризис 40 летнего возраста (Зрелость: продуктивность / инертность.)

- Связан с развитием чувства интереса к следующему поколению и его воспитанию.

- Развивается: уважение к мудрости, сексуализация социальных ролей сменяется их социализацией. наступает аффективное обеднение.

Кризис старения (Старость: целостностьэго / отчаяние.)

- Кризис оценки прожитой жизни.

- Если жизнь воспринимается как единое целое, в котором ничего изменить нельзя, то наступает состояния спокойствия.

- Если человек не может свести свои поступки в единое целое, то завершает жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Дж. Морено и социометрия. Социометрический критерий, методика проведения, социограмма

Джекоб Морено (1889-1974,США) — психиатр, психолог и социолог. Основатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии.
Социометрия - метод и техника изучения структуры малых групп.
Социометрия преполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления возможности его участия/неучастия в определенном виде совместной деятельности или ситуации.
Процедура:
Составляется социометрическая карточка, в которой указывается, кто отвечает и кого выбирают
Социометрический критерий - вопрос, который задается группе
Социометрические индексы:
Социограмма: график "расположения людей"
Результаты могут быть представлены в виду социоматриц, социограмм (графически отображают структуру отношений в группе), социометрических индексов (количественно).
Надежность социометрических данных зависит прежде всего от силы социометрического критерия.
Разновидности социометрического метода: шкала приемлимости, аутосоциометрия, коммуникометрия и т.д.
Плюсы применения:
1. Конфиденциальность
2. Возможность выяснения отношения к партнерству и лидерству
3. Группы, подобранные этим способом, более работоспособны
Минусы:
1. Невозможность выявления мотивов межличностных предпочтений или отвержений
2. Высокая вероятность искажения результатов из-за неискренних ответов или психологической защиты.
3. Возможность использования лишь в группах, имеющих опыт группового взаимодействия.

Тестирование в психологии. История тестирования. Классификация тестов.

Тест - стандартизированное, ограниченное во времени испытание, позволяющее определить наличие тех или иных психологических свойств у испытуемого.

История тестирования.

Попытки узнать истинное состояние человека с целью отличить правду ото лжи известны с древности у всех народов. Китайцы – говорить с рисом во рту, средневековая Европа подозреваемую в колдовстве связывали и кидали в воду. Если тонула - ведьма.

В науку ввел французский психолог Бинэ в 1904г. с целью определения умственного возраста.

Бине Альфред (1857-1911) – создатель тестологии.

Надежность и валидность тестов. Методы оценки.

Тест - стандартизированное, ограниченное во времени испытания, позволяющее определить тех или иных психологических свойств у испытуемого.

Критерии оценки теста

Объективность – результаты тестирования должны быть независимы от того, кто проводит тестирование.

Валидность теста – его пригодность для измерения именно того качества, на которое он направлен.

Концептуальная валидность - соответствие теоретическому представлению об измеряемом свойстве.

Конкретная валидность – измеряется корреляцией результата тестирования с проявлением данного качества на практике (летное училище).

Надежность теста - оценивает степень точности и постоянства, с которой измеряется то или иное качество.

Точность - проверяется по сходным методикам.

Постоянство - по повторному тестированию.

Репрезентативность - любой тест делается на ограниченной выборке. В тесте всегда должно указываться на какую совокупность испытуемых могут быть распространены его результаты.

Норма теста - статистическое распределение распределения выявляемых с его помощью характеристик.

В покупаемом научном тесте должны быть перечислены его показатели по всем перечисленным параметрам. «ИМАТОН».

Достоинства тестирования

Лидерство. Теории и типы лидерства.

Лидерство - это способность влиять на людей и группы, чтобы побудить их работать для достижения целей.

Признаки лидерства:

- более высокая активность при решении групповых задач

- большая информированность о задаче, группе и ситуации в целом

- способность оказывать влияние на других членов группы

- большее соответствие ценностям и нормам, принятым в группе.

Классификация К.Левина

Авторитарный лидер. Авторитарный лидер обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они способны понимать.

Дуглас Мак Грегор, известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией “Х”.

Согласно теории “Х”:

1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.

2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.

3. Больше всего люди хотят защищенности.

4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

Демократический лидер. Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений автократичного руководителя.

Мак Грегор назвал их теорией “У”:

1. Труд  процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.

2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.

3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.

4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Характер – совокупность индивидуально своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношением личности к этим обстоятельствам.

Акцентуации:

Акцентуации – индивидуальные черты характера на грани психологической нормы, обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние.

Акцентуации могут быть проявлениями исключительной степени выраженности профессионально-важных качеств, либо быть противопоказаниями к определенным видам деятельности

Демонстративный тип.

Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лжи, притворству, авантюризму и позерству. Такой тип человека привлекателен для окружающих обходительностью, упорством, целенаправленностью, актерским дарованием, способностью увлечь других, а также своей неординарностью. Но он имеет черты, которые отталкивают от него людей и способствуют конфликту: эгоизм, необузданность нравов, хвастливость, склонность к интригам, отлынивание от работы. Такого человека угнетают замкнутый круг общения, однообразная работа. Он может проявить себя в работе с постоянно меняющимися кратковременными контактами.

Педантичный тип.

Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжестью на подъем, долгим переживанием тяжелых событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной стороной. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, нетороплив, усидчив, ориентирован на аккуратность и высокое качество работы. С охотой уступает лидерство другим. Склонен к самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы.

Застревающий тип.

Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему, поэтому проявляет настороженность по отношению к людям. Чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, долго переживает происшедшее, часто выступает инициатором конфликтов. Свои интересы отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, проявляет упорство. Основной чертой является склонность к аффектам, инертность в мышлении и моторике.

Возбудимый тип.

У этих людей повышенная раздражительность, несдержанность, угрюмость, занудливость, но возможны льстивость, услужливость, склонность к хамству и брани или молчаливости, замедленность в беседе. Они активно и часто конфликтуют, не избегают ссор с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки. Вне приступов гнева эти люди добросовестны, аккуратны и проявляют любовь к детям. Окружающим не нравится их раздражительность, вспыльчивость, неадекватные вспышки гнева и ярости с рукоприкладством, жестокость, ослабленный контроль над влечением. Из-за неуживчивости характера они часто меняют место работы.

Гипертимический тип.

Большая подвижность, общительность, выраженность жестов, мимики, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Везде вносят много шума, любят компании, стремятся ими командовать. Почти всегда имеют очень хорошее настроение, самочувствие, хороший аппетит. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, хотя и изобретательные и деловитые. Порой им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда терпят неудачу. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины.

Дистимический тип.

У этого типа людей наблюдаются постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословие, пессимистичность. Их тяготят шумные общества, с сослуживцами близко они не сходятся. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной стороной. Они очень ценят тех людей, которые дружат с ними и склонны им подчиняться. Окружающим нравятся в этих людях серьезность, высокая нравственность, добросовестность и справедливость. Но такие черты, как пассивность, пессимизм, грусть, замедленность мышления, отталкивают окружающих от знакомства и дружбы с ними.

Тревожно-боязливый тип.

Люди этого типа акцентуации отличаются пониженным фоном настроения, робостью, неуверенностью в себе. Они постоянно опасаются за себя, своих близких, долго переживают неудачу и сомневаются в правильности своих действий. В конфликты вступают редко и играют пассивную роль. Конфликты возможны при ситуациях страха, угрозы, наказания, насмешек, несправедливых обвинений. Их боязливость, мнительность вследствие беззащитности служат подчас мишенью для шуток, часто являются козлами отпущения. Таким людям нельзя быть руководителями, принимать ответственные решения, так как им свойственно бесконечное переживание, взвешивание.

Циклотимный тип.

Акцентуация характера проявляется в циклически сменяющихся периодах подъема и спада настроения. В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада — с дистимической. В период спада обостренно воспринимают неприятности. Эти частые смены душевных состояний утомляют человека, делают его поведение малопредсказуемым, противоречивым, склонным к смене профессии, места работы, интересов. Этот тип характера встречается у лиц холерического темперамента.

Экзальтированный тип.

Яркая черта этого типа – способность восторгаться, восхищаться, улыбчивость, ощущение счастья. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Им свойственно высокая контактность, влюбчивость. Такие люди часто спорят. В конфликтах могут выступать активной и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания и хороший вкус.

Эмотивный тип.

Для людей этого типа характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе. Им свойственная гуманность, обостренное чувство долга, исполнительность. Любят ухаживать за природой и животными.

Патологии интеллекта

Олигофрения - врожденная или приобретенная, в раннем детстве недоразвитость интеллекта. Характерны слабость абстрактного мышления, неспособность к обобщению, отвлеченным ассоциациям, преобладание сугубо конкрентных связей, снижение критичности мышления.

Имбецильность - средняя степень поражения интеллекта. IQ от 20 до 50. Словарный запас до 300 слов. Обучаемы, неплохо ориентируются в житейских ситуациях.

Деменции- различные формы умственной отсталости. По международным стандартам IQ от 50 до 70 оценивается как легкая форма умственной отсталости, ниже 50- средней тяжести, ниже 35- резко выраженная.

Дебильность - легкая степень слабоумия, трудно отличимая от нормы (IQ около 75 баллов).Поведение адекватно и самостоятельно, речь развита. Хорошо приспособлены к жизни, послушны, трудолюбивы, уважают любую власть. Дефекты обнаруживаются при обучении и в абстрактном мышлении.

Механизмы бегства

Авторитаризм -определяемый как "тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным Я". Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность. Садистская форма, наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними. Фромм утверждал, что у одного и того же индивидуума обычно присутствуют обе тенденции. Например, в высокоавторитарной военной структуре человек может добровольно подчиняться командам высших офицеров и унижать или жестоко эксплуатировать подчиненных. Деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. По Фромму, долг, патриотизм и любовь – общераспространенные примеры рационализации деструктивных действий.

Абсолютное подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. благодаря чему он становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято. "Индивидуум прекращает быть самим собой; он превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других – таким, каким они хотят его видеть". Фромм полагал, что подобная потеря индивидуальности прочно укоренилась в социальном характере большинства современных людей.

 

Социальные типы характера

Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни – скорее быть любимыми, чем любить.

Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других. Негативными чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.

Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов, "накопители" тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Они ригидные, подозрительные и упрямые. Согласно Фромму, у них есть и некоторые положительные особенности – предусмотрительность, лояльность и сдержанность.

Рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз – "Я такой, каким вы хотите меня видеть".

Продуктивный характер Этот тип – независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана.

 

 

Структура личности

Личность состоит из взаимодействующих трех структур: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов-архетипов.

Коллективное бессознательное — одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом. Юнг обозначил его как более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное — за словом стоят не только прямые значения, но и более скрытые слои, смыслы, понятные на бессознательном уровне.

Архетип- тип психической энергии, своего рода ее визуальный образ, а также фольклорный, мифологический и классический образы составляют внутреннюю, глубинную сущность личности. Данные элементы обуславливают уникальности индивидуума и его способности.

Использование когнитивизма

В продажах. Чалдини «Психология влияния».Мерчендайзеры. «Поведение потребителей».

В обучении. Обучение через изменение поведения и контроль за поведением.

В манипулировании сознанием: современные «…медийщики, по существу, озабочены только одним -издать как можно более пронзительный визг чтобы хоть на несколько секунд завладеть человеческим вниманием и успеть загрузить в чужую память проплаченный разной сволочью вредоносный код». В.Пелевин

В терапии:

• Тренинг самоинструктирования. При развитии поведенческих навыков инструкции на уровне сознания. После завершения обучения инструкции исчезают из сознания.

• Метод скрытого моделирования. Обучение устранению стрессов и тревоги. Предлагают мысленно реконструировать требуемое поведение. Представить что случится и какие действия следует предпринять.

Структура личности

Супер - эго, Сверх Я, Сознание, Социальное, нормативное Я, Совесть.

ЭГО, Я - концепция, Личность, Субъект, дискурсивное Я.

ОНО, Id, Инстинкты, Генетические программы, Бессознательное

Защитные механизмы

Подавление -блокирование неприятной информации при выводе ее из памяти в сознание. Информация уже связана с физиологическими вегетативными компонентами. Влияет на поведение. Сущность психоанализа в умении видеть и правильно понимать эти проявления.

Рационализация - собственное поведение выглядит как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Захаров –часы.

Фантазии –попытки снизить напряжение от неудовлетворенных потребностей через мечтательность. Обломов.

Уход в болезнь- люди становятся больными чтобы избежать угрожающих ситуаций.

Негативизм - люди рассматривают любое изменение ситуации как угрожающее удовлетворению их потребностей.

Апатия и депрессия- люди в ситуации невозможности удовлетворения потребностей становятся безразличными и равнодушными (апатия). Если агрессия направлена на себя, то депрессия.

Саботаж и забастовки- нанесение ущерба оборудованию и прекращение работы.

Практическое применение:

· Психология рекламы.

· Психология общения. Эрик Берн – родитель, взрослый, ребенок. «Люди, которые играют в игры».

· Влияние на сексуальную мораль общества.

· Лечение неврозов. Боязнь воды.

Применение бихевиоризма

· С помощью психологических знаний можно учить, лечить и управлять людьми.

· На основе бихевиоризма:

· Обучающие программы.

· Поведенческая терапия. Англия – расовая дискриминация в школах. Дети- ожоги.

· Формирование первичных двигательных навыков. Обучение вождению. Комп. в банке.

· В управлении – контроль за инструктивным материалом. Форд- идиоты в отделе приказов.

· «Макдональдс»- инструкция на 200стр.

· Контроль за поведением – входной контроль, текущий контроль, заключительный контроль.

· В маркетинге: стимул и считаем посетителей

Бихевиоризм. Дж. Уотсон

• Работа 1913г. «Психология как ее видит бихевиорист».

• Предметом пс. должно стать не сознание, а поведение.

• Интроспективный метод должен быть заменен объективным изучением поведения. Психология должна управлять поведением и предсказывать поведение.

• Термины: стимул, реакция, образование навыков.

Принципиальная схема: S (стимулы) -> черный ящик -> R(реакция)

Фрейдизм. З.Фрейд

Невроз - Психическое заболевание, которое возникает в результате нарушения жизненно важных отношений человека и проявляется психогенно обусловленными эмоциональными и соматовегетативными расстройствами при отсутствии психопатических явлений.

Оно (бессознательное). Инстинктивные врожденные программы. Иррациональны. Подчинены принципу удовольствия.

Эго, Я. Обслуживает Оно, но следует принципу реальности. Контролирует импульсы из Оно.

Супер-эго. Интернализованные правила культуры. Чувство вины, совесть.

Защитные механизмы – нерациональные, не ведущие к цели попытки уменьшить напряжение от потребностей, которые не удовлетворяются. Отрицание, Подавление, Рационализация, Фантазии, Уход в болезнь, Негативизм, Апатия и депрессия, Саботаж и забастовки.

Неофрейдизм

• Фрейд создал психотерапевтическую школу.

• Наиболее талантливые ученики разработали собственное представление о бессознательном и его влиянии на поведение.

• Альфред Адлер – чувство неполноценности

• Карен Хорни –базальная тревога

• Карл Юнг –архетипы. «Мальчик с пальчик».

• Эрих Фромм –историк. «Бегство от свободы».

Применение фрейдизма

• Психология рекламы.

• Психология общения. Эрик Берн – родитель, взрослый, ребенок. «Люди, которые играют в игры».

• Влияние на сексуальную мораль общества.

• Лечение неврозов. Боязнь воды.

Когнитивизм

• Когниции –знания. В основе подхода стремление понять каким образом человек расшифровывает информацию и организует ее с целью принимать решения

• Как самостоятельное направление выделилось в 60-е годы ХХ века. Предшественники:

• Феноменология. Психическое это феноменальное поле.

Схема: (существующее(психологическое(я)))

• Курт Левин. Теория Я-концепции:

- Психологическая реальность – это не объективная реальность, а продукт восприятий человека.

- Интегрирует восприятия Я-концепция

- После того как Я-концепция сформирована она начинает регулировать поведение.

- Я-концепция согласована во времени и в ситуативных контекстах

- Главное мотивационное побуждение человека повышение ценности Я-концепции.

 

Использование когнитивизма

В продажах. Чалдини «Психология влияния»

В обучении. Обучение через изменение поведения и контроль за поведением.

В манипулировании сознанием: современные «…медийщики, по существу, озабочены только одним -издать как можно более пронзительный визг чтобы хоть на несколько секунд завладеть человеческим вниманием и успеть загрузить в чужую память проплаченный разной сволочью вредоносный код». В.Пелевин

В терапии:

• Тренинг самоинструктирования. При развитии поведенческих навыков инструкции на уровне сознания. После завершения обучения инструкции исчезают из сознания.

• Метод скрытого моделирования. Обучение устранению стрессов и тревоги. Предлагают мысленно реконструировать требуемое поведение. Представить что случится и какие действия следует предпринять.

Аристотель

Древнегреческий философ считается основателем психологической науки. В своем трактате «О душе» выделил три души: растительную, животную и разумную, или человеческую, имеющую божественное происхождение. Попытался объяснить механизмы поведения человека стремлением реализовать внутреннюю активность.

Рене Декарт

• Экспериментальная наука. Естествоиспытатель. Человек вправе задавать природе любые вопросы. Ф-тет психологии:лягушка.

• Основоположник дуализма. Существуют различия между душой и телом. Заложил основы психофизической проблемы: идея рефлекса и интроспективная пс.- знание субъекта о том, что в нем происходит.

• «Я мыслю, следовательно, я существую». Мышление как акт сомнения. Это включение в мышление мыслящего субъекта. Рефлексивное или картезианское мышление.

• Разделил вещи на мыслящие (субъект) и немыслящие (объект). Заложил основы современного научного мышления. Наука- это знания об объекте, отделенное от субъекта (познающего человека). Позиция европейской цивилизации: неодушевленный мир есть предмет человеческой деятельности. В христианской традиции души нет ни у растений, ни у животных.

Иммануил Кант

• Результат мышления определяется спецификой познающего субъекта. Мышление- процесс, протекающий по своим законам. Мышление есть специфическая деятельность человека. Оно ограничено в познании истины.

• Пространство и время – априорные формы чувственного познания. В реальном мире их нет. Христос – идея прогресса.

• «Вещь в себе» и «вещь для нас». О «вещи в себе» мы можем сказать только, что она есть.

Кристаллы – по Декарту и по Канту.

• В деятельности Разума есть неустранимые противоречия. Кант выделил три:

• - человек не может рациональным способом познать собственное «Я». Тесты.

• - неадекватность попыток познать Бога. Можно знать только о некоторых проявлениях. Моисей- куст;

• - невозможно сформировать рациональное представление о мире в целом. Мышление по любому вопросу может сформировать два противоположных суждения.

Джон Локк

• Душа пассивная способная к восприятию среда.

• В момент рождения «чистая доска». Под воздействием ощущений появляются первые записи. На основе сопоставления и сравнения образуются сложные понятия.

• Ввел понятие ассоциации и заложил основы ассоциативной психологии.

• На основе философских идей Локка написана американская конституция. Три несомненных права человека:

- право на жизнь

- право на свободу

- право на собственность.

Современные представления

• Человеческий мозг состоит из трех самостоятельных разделов:

• Древний (рептильный мозг), действует по принципу «сражайся или спасайся». Практически не контролируется сознанием. Цель обеспечить выживание.

• Лимбическая система общая для человека и млекопитающих. Отвечает за эмоции и чувства. Направлена на избегание боли и получение удовольствия.

• Неокортекс (новая кора) обеспечивает способность мыслить абстрактно, манипулировать символами.

• Левое полушарие мозга рационально, вербально. Правое более эмоционально задействовано в художественном творчестве.

Пороги чувствительности

Абсолютные пороги чувствительности:

Нижний порог – это минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение.

Верхний порог – это максимальная величина раздражения вызывающая ощущение данной модальности.

За верхним порогом чувствительности лежат болевые ощущения. Соотношение между верхним и нижним порогами являются величиной постоянной, характеризующей тип нервной системы.

Разностный порог – ощущение в различии двух сигналов или приращение к исходной величине.

За верхним порогам лежат болевые ощущения. Слух стареет с 30 лет, зрение с 45. Психич воздействие цвета. Цветом можно менять восприятие конфигурации пространства, влияет на восприятие тепла, воздействует на активность человека, влияет на сост человека, заставляет быть веселым, грустным, НО это субъективно связано с ассоциациями.

Репрезентативные системы

• Когда мы думаем о том, что видели, слышали или чувствовали мы восстанавливаем информацию в той сенсорной форме, в которой она была воспринята.

• При внутренней репрезентации опыта работают те же нейронные механизмы, что и при его непосредственном переживании.

• В западной культуре основными репрезентативными системами являются зрительная (визуальная), слуховая (аудиальная) и кинестетическая (включает тактильные ощущения, восприятие температуры, влажности, ощущения тела, чувства вкуса и обоняние).

Глазные ключи доступа

Во многих видах взаимодействия с людьми необходимо знать в какой системе человек репрезентирует информацию в данный момент.

• Наиболее простой способ –следить за движениями глаз партнера. Вспоминая визуальную информацию человек поднимает глаза немного вверх, аудиальную –перемещает глаза по горизонтали, кинестетическую опускает вниз.

• Перемещения глаз связаны с нейронными механизмами, активизирующими определенные участки мозга. В НЛП их называют глазными ключами доступа.

• Когда мы вспоминаем зрительный образ, наши глаза смотрят вверх и налево, когда конструируем образ из слов, или пытаемся вообразить что-либо глаза смотрят вверх и вправо. Аналогично, но по горизонтали, для аудиальных образов, и вниз для кинестетических образов.

Визуальная система:

· - Ассоциированная (видимая собственными глазами) или диссоциированная (взгляд со стороны)

· Цветное или черно-белое изображение

· Глубина изображения (плоское или трехмерное)

· Яркость и контрастность

· Расстояние от Вас до картины

· Динамика (фильм или набор слайдов)

Аудиальная система:

• - стерео или моно

• -слова или звуки

• -громкость, тон и тембр

• -расстояние до источника звука

• -непрерывный или прерывистый характер

• -скорость (быстрее или медленнее чем обычно)

• -четкость (отчетливое или приглушенное звучание)

Кинестетическая система:

• -положение

• -протяженность (размеры)

• -текстура (грубое или гладкое)

• -вес (легкое или тяжелое)

• -температура

• -длительность (сколько сохраняется ощущение)

• -форма

Изменения субмодальностей

• Некоторые субмодальности дискретны, некоторые континуальны

• Мыслить о чем–либо вне субмодальных структур невозможно

• Если событие произошло, мы не можем изменить его, но мы можем работать с информацией о нем изменяя субмодальности

• На этом построена практика психотерапии в НЛП, т.к. влияние любого события на человека определяется не самим событием, а хранящейся в памяти информацией.

• Видоизменяя субмодальности можно уйти из-под власти спонтанных ментальных представлений.

Лингвистика

• Человек воспринимает мир через слова родного языка.

• Каждая из репрезентативных систем имеет свою семантику.

• Визуальные слова: взгляд, перспектива, прояснять, исследовать, предвидеть, обзор, смутный, темный, отражать.

• Аудиальные слова: акцент, монотонный, внятный, обсуждать, гармоничный, заявлять, тон, тишина.

• Кинестетические слова: касаться, брать, контактировать, задевать, твердый, улавливать, конкретный, держать, страдать, тяжелый.

Патологии восприятия

Иллюзии – это ложные восприятия реально существующих объектов. Способствует возникновению иллюзий эмоциональное напряжение или затруднённые условия восприятия.

Галлюцинации – мнимые восприятия без объекта. Восприятия того, чего нет на самом деле.

Свойства внимания

Объём внимания – это количество объектов, на которых человек может удерживать внимание одновременно. (3-4 объекта)

Устойчивость внимания – это количество времени, в течении которого человек может сохранять внимание на объекте не отвлекаясь. (15-20 мин.)

Переключаемость – это скорость с которой человек может переключать внимание с одного объекта на другой.

Различные виды деятельности предъявляют разные требования к вниманию. Есть виды деятельности, которые требуют глубокого переключения (врач, консультант) в других надо переключать







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.