|
Наблюдение как метод психологического исследования.Наблюдение – метод исследования, состоящий в преднамеренном, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики. Правила наблюдения: • Наблюдатель не вмешивается в наблюдаемое явление или процессы. • Человек или группа не должны знать, что они являются объектом наблюдения. • Наблюдение должно проходить в естественных условиях. • Результаты наблюдения всегда протоколируются. • В протоколе регистрируется все, что относится к поведению человека: движения, речь, мимика, жесты. • В левую половину протокола заносят стимулы, в правую - реакции или поведение наблюдаемого. • Объяснение результатов наблюдения зависит от концепции исследователя.
Объектом наблюдения являются индивид, либо группа индивидов. Предметом же — физические проявления интересующего исследователя явления:
Интервью как метод психологического исследования Интервью – метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы, как правило, заранее сформулированные.
Интервью является наиболее распространённой формой опроса, применяемой в социальных исследованиях, оно представляет собой процесс межличностной коммуникации с некоторыми специфическими признаками: • Это преимущественно односторонняя коммуникация, управляемая лицом, ведущим опрос (интервьюером). • Содержание и возможности поведения респондента заданы схемой вопросов и ответов. • Обстановка проведения интервью может влиять на качество собранной информации, в частности, интервьюер должен суметь найти контакт с респондентом. • Вопросы представляют собой реальные или вымышленные ситуации, на которые респондент реагирует, при чём его реакции не имеют для него непосредственных последствий. • Для обеспечения достаточного качества собранной информации, интервьюер должен владеть ключевыми понятиями проводимого исследования, а также знать схему интервью. Кроме того, установление и поддержание контакта с респондентом предполагает гибкость поведения и чуткость интервьюера. • Вопросы отображают определённые свойства предмета исследования и указывают на эти свойства, то есть являются индикаторами. • Важно различать прямые и косвенные индикаторы по отношению к искомому признаку (индикату). Сложность социальных систем и человеческого поведения в них обусловливает вероятностное соотношение индикатора и индиката, что предполагает поиск оптимальных соответствий. • Индикаторы могут быть: - Открытыми и закрытыми по формулировке. - Прямыми и косвенными по отношению к респонденту. Косвенная постановка вопроса позволяет обойти защитную реакцию респондента и смягчить чувство личной ответственности за высказанное мнение. - Вопросительными или повествовательными по форме предложений. - Индикаторы могут указывать на знания, установки, мнения или мотивы. • Порядок задаваемых вопросов должен исключать возможный эффект их взаимовлияния. • вести от общих вопросов к личным, интимным и от простых к сложным. • Избегать резких переходов от одной темы к другой • интервьюеру не следует позволять респонденту чрезмерно углубляться в одну из тем интервью. • Длительность может варьировать от 30 минут до полутора часов. Наблюдение в лай-диагностике Общие правила лай-диагностики: - фиксирование отклонений, не свойственных нормальному поведению, - знание объективных признаков лай-диагностики: переспрашивание вопросов, повтор вопросов вслух в целях выиграть время, непоследовательность и сбивчивость при ответах, чрезмерная детализация при ответах и т.д. - провоцирование лжи с целью обнаружения личностных лай-комплексов. Наблюдение в лай-диагностике: Идеомоторика (неконтролируемые микродвижения мышц): -пантомимика –выразительные движения, сопровождающие лай-поведение (человек идет по кабинету с намерением врать), - Жест (руки дополнительное выразительное средство убеждения), - Глаза: - Блеск глаз- признак повышения внутриглазного давления, свидетельствует об эмоциональном напряжении. Размер зрачка- волнение расширяет зрачки. - Частота моргания-стрессовая реакция, вызванная повышением внутриглазного давления. - Фиксирование взгляда во время говорения
• Маски- совокупность мышечных напряжений, отражающих состояние человека. Стыд, страх, опасения имеют собственные мимические маски. • Улыбка -наиболее показательная часть мимической реакции. Специалисты выделяют до 50-ти типичных проявлений вранья во время улыбки. • Речь: - «тремор-реакция» (вибрация речи во время лжи), -изменения дикции, -лексические изменения (появление новых слов, междометий) -моторные речевые реакции (речевые ошибки и искажения –неверное спряжение глаголов, несуразные словосочетания и пр.) - Смена темы разговора как попытка отвлечь внимание, - Мотивировка (рациональное объяснение причин поведения). Отношение к труду, собственности и деньгам. Проявление характера в системе этих отношений. Виды отношений,где проявляются cв – ва характера: 1)свойства,отражающие отношение человека к другим (отзывчивость,доброта,требовательность) 2)свойства, выражающие отношения к труду(ответственность, трудолюбие,лень,добросовестность) 3)свойста,выражающие отношение к вещам(безразличие,неряшливость,аккуратность) 4)выражающие отношение человека к себе(гордость,скромность,самомнение) 5)отношение к собственности и деньгам(меркантилизм) Закон-> соц норма -> конвенциальная норма (мерседес штрафуют и взятка больше,чем жигули) Типы личности в зависимости от отношения к деньгам: «коллекционеры безопасности» – не доверяют другим и используют деньги, чтобы понизить степень своей тревожности, связанной с возможной зависимостью от других людей; «жадные до власти» – рассматривают деньги как силу, контроль и власть; финансовые потери означают для них беспомощность и унижение; «торговцы любовью» – проводят параллель между любовью и деньгами; при этом либо деньги символизируют любовь, либо деньги сами по себе и есть любовь, либо любовь становится предметом потребления, который можно купить и продать; «поклонники автономии» – используют деньги, чтобы достичь свободы и независимости. Социальное и психологическое в характере. Влияние темперамента и социальных ролей на поведение. Характер – совокупность индивидуально- своеобразных психических свойств, которые проявляются в деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и отношениях личности к этим обстоятельствам. Характер формируется на стыке социального и психологического. Социальное в характере: (Общественные отношения)+(Типы личности/Типы характера)= (Свойства характера, проявляющиеся в отношениях). Норма, акцентуация и патология характера Характер – совокупность индивидуально своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношением личности к этим обстоятельствам. Акцентуации: Акцентуации – индивидуальные черты характера на грани психологической нормы, обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. Акцентуации могут быть проявлениями исключительной степени выраженности профессионально-важных качеств, либо быть противопоказаниями к определенным видам деятельности ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|