Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Белокопытов Вячеслав Николаевич





ТРАКТОРЫ И АВТОМОБИЛИ

 

(Методические указания по изучению дисциплины и задания для курсовой работы)

 

 

 

 

Смоленск 2014

 

 

Рецензент:

 

 

Белокопытов Вячеслав Николаевич

Скобеев Илья Николаевич

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

ФГОУ ВПО «Смоленская государственная сельскохозяйственная академия»

(Протокол от №)

 

 

Тракторы и автомобили

(Методическое указание по изучению дисциплины)

 

 

Предназначены для студентов заочного отделения, обучающихся по направлению подготовки 110800.62 Агроинженерия квалификация (степень) бакалавр, Профиль «Технический сервис в агропромышленном комплексе», и «Технические системы в агробизнесе».

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Иметь представление

- о назначении, составе, устройстве, принципах действия и регулировках основных механизмов, систем, агрегатов и узлов тракторов и автомобилей;

- об основах теории трактора и автомобиля.

знать:

- конструкцию и регулировочные параметры основных моделей тракторов, автомобилей и их двигателей;

- основы теории трактора и автомобиля, определяющие их эксплуатационно-технологические свойства;

- методику и оборудование для испытаний тракторов, автомобилей, двигателей и их систем;

- основные направления и тенденции совершенствования тракторов и автомобилей;

- требования к эксплуатационным свойствам тракторов и автомобилей.

уметь:

- выбирать тип трактора с техническими и конструктивными параметрами, соответствующими технологическим требованиям и условиям его работы в данном хозяйстве;

- эффективно использовать тракторы и автомобили в конкретных условиях с.-х. производства;

- проводить испытания двигателей, тракторов, автомобилей, оценивать эксплуатационные показатели, проводить их анализ;

- выполнять регулирование механизмов и систем тракторов и автомобилей для обеспечения работы с наибольшей производительностью и экономичностью;

- выполнять основные расчеты с использованием ЭВМ и анализировать работу отдельных механизмов и систем тракторов и автомобилей;

- применять полученные знания для самостоятельного освоения новых конструкций тракторов и автомобилей.

владеть:

- навыками эксплуатации тракторов и автомобилей;

- - приемами технического обслуживания и ремонта;

- - навыками самостоятельного анализа и оценки режимов работы тракторов и автомобилей.

 

3. Объем дисциплины и трудоемкость учебной работы

 

Вид учебной работы   семестр
 
Трудоемкость дисциплины, зачет. ед (кредиты)    
Общая трудоемкость, часов    
Аудиторная работа, часов    
Самостоятельная работа, часов    
Итоговый контроль   зачёт курс/р
  экзамен*

 

4. Содержание дисциплины

Перечень модулей дисциплины с указанием трудоемкости аудиторной и самостоятельной работы, видов контролей и перечня компетенций

 

Наименование модуля Трудоемкость, часов Вид контроля Перечень компетенций
всего в том числе
аудиторной работы самостоятельной работы
М1. Двигатели.         ОК- 1, 3, 4, 9, 11, 14,ПК-1, 2, 4, 6, 7, 14, 18
1.1. Введение. Общие понятия. 4,2 0,2   опрос  
1.2. Классификация и общее устройство двигателей. 6,2 2,2   опрос  
1.3. Кривошипно-шатунный механизм 8,2 0,2   опрос  
1.4.Газораспределительный механизм 8,2 0,2   опрос  
1.5.Система охлаждения 8,2 0,2   опрос  
1.6.Смазочная система 8,2 0,2   опрос  
1.7.Система питания 22,6 2,6   опрос  
1.8 Система пуска 6,2 0,2   опрос  
М2. Конструкция тракторов и автомобилей       опрос ОК- 1, 3, 4, 9, 11, 14,ПК-1, 2, 4, 6, 7, 14, 18
2.3. Электрооборудование тракторов и автомобилей. 10,3 0,3   опрос  
2.4.Трансмиссия. 22,6 2,6   опрос  
2.5.Остов и ходовая часть. 8,3 0,3   опрос  
2.6.Управление трактором и автомобилем. 16,2 0,4   опрос  
2.7.Рабочее оборудование тракторов. 8,2 0,2   опрос  
2.8.Вспомогательное и дополнительное оборудование. 6,2 0,2   опрос  
М3. Основы теории тракторных и автомобильных двигателей       опрос ОК- 1, 3, 4, 9, 11, 14,ПК-1, 2, 4, 6, 7, 14, 18
3.1. Рабочий цикл и показатели работы двигателей. 14,6 0,6   опрос  
3.2. Система питания. 8,2 0,2   опрос  
3.3. Регулирование двигателей. 8,2 0,2   опрос  
3.4. Кинематика и динамика двигателя. 8,2 0,2   опрос  
3.5. Нагрузочные режимы и расчет основных деталей и механизмов двигателя. 8,2 2,2   опрос  
3.6.Механизм газораспределения. 4,2 0,2   опрос  
3.7. Системы: смазочная, охлаждения и пуска. 4,2 0,2   опрос  
3.8.Совершенствование рабочего процесса. 6,2 0,2   опрос  
М4. Теория трактора и автомобиля       зачет, экзамен ОК- 1, 3, 4, 9, 11, 14,ПК-1, 2, 4, 6, 7, 14, 18
4.1. Работа тракторных и автомобильных движителей. 10,6 0,6   опрос  
4.2. Тяговый и энергетический баланс трактора. 5,2 0,2   опрос  
4.3. Тяговая динамика трактора. 8,2 0,2   опрос  
4.4. Тяговая динамика автомобиля. 6,2 0,2   опрос  
4.5.Тормозная динамика автомобиля. 6,2 0,2   опрос  
4.6.Плавность хода и проходимость. 6,2 0,2   опрос  
4.7.Устойчивость и управляемость трактора и автомобиля. 6,2 0,2   опрос  
4.8.Топливная экономичность. 4,2 0,2   опрос  
Экзамен          

 

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Студентам 2* курса специальности 110301 - «Механизация сельского хозяйства» следует выполнить курсовую работу по дисциплине «Тракторы и автомобили».

Курсовая работа состоит из двух частей. Задание по первой части курсовой работы состоит из 6 вопросов и выдаётся преподавателем. Задание по второй части состоит из одной задачи по тепловому расчету дизельного двигателя и выдается так же по заданию преподавателя.

Выполнению задания должно предшествовать самостоятельное изучение разделов и тем дисциплины.

Ответы на вопросы курсовой работы должны быть краткими, ясными и четкими. В конце работы приводится список использованной литературы, а в тексте работы ссылки на соответствующий источник.

 

ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОГО ЗАДАНИЯ

1. Объясните принцип устройства четырехтактного двигателя с искровым зажиганием и опишите процессы, протекающие в цилиндрах.

2. Опишите процессы, протекающие в четырехтактном дизеле за полный цикл работы.

3. Опишите процессы, протекающие в двухтактном ДВС за полный цикл его работы.

4. Опишите процессы, протекающие в четырехтактном ДВС с искровым зажиганием.

5. Опишите процессы, протекающие в четырехтактном дизеле.

6. Каковы преимущества и недостатки дизелей и двигателей двигателя с искровым зажиганием?

7.Опишите способы смесеобразование в дизелях. Преимущества и недостатки различных способов смесеобразования

8. Из каких материалов изготавливаются поршни автотракторных двигателей? Основные свойства этих материалов.

9. Как изменяется зазор между цилиндром и поршнем в различных сечениях поршня?

10. Как обеспечивается подвод смазки к коренным и шатунным шейкам коленчатого вала?

11. Каковы конструктивные особенности поршневых колец современных дизелей и какие предусматриваются конструктивные мероприятия для увеличения их долговечности?

12. Каковы особенности устройства KШM V-образных ДВС?

13. Из каких соображений выбирается форма камеры сгорания у двигателей с искровым зажиганием и дизелей?

14. Какие требования предъявляются к форме камер сгорания современных двигателей?

15. Приведите требования, предъявляемые к шатунам автомобильных и тракторных двигателей. Из какого материала они изготавливаются?

16. Опишите конструкцию и материал современных вкладышей шатунных и коренных подшипников автотракторных двигателей.

17. Приведите схемы газораспределения двухтактных двигателей.

18. Из каких материалов изготавливаются клапаны, направляющие втулки клапанов? Основные требования к этим материалам и их свойства.

19. Из каких материалов выполняются распределительные валы и толкатели газораспределительного механизма? Какой термообработке они подвергаются?

20. Выполните схему и объясните назначение и работу декомпрессионного устройства дизеля.

21. Опишите устройства и принцип работы воздухоочистителя тракторного двигателя.

22. Опишите устройство и принцип работы основных типов масляных фильтров автотракторных двигателей.

23. Опишите устройство и принцип работы диафрагменного топливного насоса.

24. Объясните необходимость качественного изменения смеси в карбюраторе.

25. Опишите устройство и принцип работы устройства для обеспечения холостого хода одного из карбюраторов. Как производится регулировка холостого хода?

26. Выполните описание процесса смесеобразования в дизелях.

27. Дайте описание работы плунжерной пары насоса распределительного типа.

28. Объясните принцип работы всережимного регулятора частоты вращения коленчатого вала двигателя.

29. Опишите конструкцию и принцип работы турбокомпрессора дизеля.

30. Опишите устройство и принцип работы системы питания дизеля.

31. Опишите конструкцию и принцип работы центрифуги.

32. Опишите работу ограничителя частоты вращения коленчатого вала двигателя с искровым зажиганием.

33. Опишите конструкцию и принцип работы комбинированной смазочной системы двигателя.

34. Для чего применяются корректирующие устройства в регуляторе?

35. Опишите конструкцию и принцип работы ограничителя частоты вращения автомобильного двигателя с искровым зажиганием.

36. Опишите устройство и принцип работы смазочной системы одного из отечественных дизелей.

37. Опишите устройство и принцип работы системы охлаждения одного из отечественных тракторных дизелей.

38. Опишите конструкцию и принцип работы воздушного охлаждения одного из отечественных тракторных дизелей с описанием принципов действия отдельных элементов.

39. Опишите конструкцию и принцип работы жидкостного охлаждения двигателя.

40. Объясните назначение термостата в системе охлаждения, опишите его принцип действия.

41. Объясните принцип действия свинцового аккумулятора. Какие химические реакции происходят при разряде и зарядке аккумулятора?

42. Какие типы генераторов переменного тока применяются на тракторах и автомобилях?

43. Объясните устройство и работу генераторов переменного тока.

44. Объясните устройство и работу интегральных регуляторов напряжения.

45. Объясните работу батарейной системы зажигания.

46. Поясните принцип действия магнето. Как устанавливается угол размыкания контактов у магнето?

47. Каковы особенности устройства систем электрического пуска у дизелей и бензиновых двигателей?

48. Приведите устройство включения основных приборов освещения и сигнализации.

49. Назовите возможные неисправности систем электрооборудования и основные мероприятия технического обслуживания.

50. Опишите конструкцию и принцип работы генератора переменного тока.

51. Для чего и как изменяется момент зажигания рабочей смеси в двигателях с искровым зажиганием?

52. Опишите конструкцию магнето и принцип его работы.

53. Опишите устройство и принцип работы системы освещения трактора.

54. Для чего применяется вариатор индукционной катушки?

55.Опишите конструкцию и принцип работы контактно-транзисторного реле-регулятора, объясните назначение и работу.

56. Приведите схему включения генератора переменного тока и реле-регулятора в общую схему электрооборудования.

57. Опишите назначение и устройство одного из электрических контрольно-измерительных приборов или сигнализирующих устройств.

58. Опишите конструкцию и принцип работы электростартера.

59. Характер нагрузки электростартера и его характеристика.

60. Изложите сущность зарядки аккумуляторной батареи, ее проверку и обслуживание.

61. Опишите конструкцию трансмиссии колесного трактора с указанием названия и назначения отдельных ее механизмов.

62. Опишите конструкцию трансмиссии гусеничного трактора с указанием названия и назначения отдельных ее механизмов.

63. Опишите конструкцию трансмиссии грузового автомобиля с указанием названия и назначения отдельных ее механизмов.

64. Опишите конструкцию и принцип работы коробки передач с прямой передачей. Для каких машин применяется такая коробка и почему?

65. Опишите устройство и работу механизмов трансмиссии пускового двигателя с планетарным редуктором.

66. Опишите конструкцию трансмиссии грузового автомобиля повышенной проходимости с указанием названий и назначения отдельных ее механизмов.

67. Опишите конструкцию трансмиссии колесного трактора повышенной проходимости и опишите назначение отдельных ее механизмов.

68. Опишите конструкцию и принцип работы муфты сцепления.

69. Опишите конструкцию и принцип работы сцепления с пневматическим усилителем.

70. Опишите конструкцию и принцип работы коробки передач с гидроподжимными муфтами.

71. Опишите конструкцию и принцип работы гидроподжимной муфты коробки передач.

72. Опишите конструкцию и принцип работы дифференциала с блокировкой его назначение и принцип действия.

73. Опишите конструкцию карданных передач, применяющихся на тракторах и автомобилях. Для чего нужна карданная передача?

74. Опишите конструкцию и принцип работы привода к валу отбора мощности.

75. Опишите конструкцию и принцип работы многоступенчатой коробки передач и поясните как происходит передача движения на каждой передаче.

76. Опишите конструкцию ведущих мостов гусеничных тракторов с механизмами поворота.

77. Опишите типы и устройства главных передач.

78. Опишите конструкцию и принцип работы конечной передачи планетарного типа.

79. Опишите конструкцию и принцип работы приводов передних мостов тракторов и автомобилей.

80. Объясните устройство и принцип действия раздаточных коробок и ходоуменьшителей.

81. Укажите назначение органов управления трактором или автомобилем, приведите схему рулевого управления.

82. Как определяются кинематические параметры поворота?

83. Как производится установка управляемых колес автомобилей и тракторов?

84. Опишите конструкцию и принцип работы гидроусилителя механизма поворота.

85. Опишите устройство и работу гидрообъемного рулевого управления.

86. Каково устройство механизма поворота тракторов с шарнирно-сочлененной рамой?

87. Приведите обоснование необходимости применения автоматической системы вождения тракторов.

88. Каковы особенности поворота гусеничного трактора? Каковы особенности устройства механизмов поворота?

89. Опишите конструкцию и принцип работы планетарных механизмов поворота гусеничных машин.

90. Какие требования предъявляются к тормозным системам тракторов и автомобилей?

91. Приведите схему пневматического тормоза привода автопоезда (тягача с прицепом), объяснив назначение отдельных узлов и принципа действия привода.

92. Приведите схему и опишите устройство и действие механизма поворота колесных тракторов и автомобилей.

93. Каковы особенности устройства ходовой части универсально-пропашных и садово-огородных тракторов?

94. Какие сервомеханизмы применяются на тракторах и автомобилях для облегчения управления? Приведите схему одного из них и объясните принцип действия.

95. Выполните схемы движителей гусеничных тракторов с полужесткой и балансирной подвесками, объясните назначе­ние основных узлов и особенности движителей.

96. Как осуществляется поворот гусеничных тракторов? Приведите описание соответствующих механизмов.

97. Для чего и как меняется ширина колей колесных тракторов?

98. Типы натяжных устройств гусеничных движителей. Приведите описание принципа действия.

99. Опишите устройство и принцип работы основной тормозной системы трактора МТЗ-100, МТЗ-102.

100. Опишите конструкцию и принцип работы тормозной системы автомобиля КамАЗ.

101. Перечислите устройства рабочего оборудования тракторов.

102. Опишите конструкцию и принцип работы приводов валов отбора мощности.

103. Каковы преимущества независимого привода ВОМ? В каких случаях используются боковой и передний ВОМ?

104. Опишите конструкции прицепных устройств тракторов.

105. Опишите устройство ходоуменьшителя.

106. Перечислите рабочее оборудование автомобилей.

107. Для чего применяются независимый и синхронный приводы вала отбора мощности?

108. Опишите конструкцию и принцип работы гидросистемы трактора, объясните назначение отдельных ее узлов.

109. Опишите конструкцию и принцип работы механизма навески гидравлической системы, опишите его устройство и работу.

110. Опишите конструкцию и принцип действия гидравлического догружателя на ведущие колеса трактора.

111. Выполните схему и объясните работу гидравлического силового цилиндра двойного действия гидросистемы трактора.

112. Опишите конструкцию и принцип работы трехзолотникового распределителя навесной гидросистемы трактора.

113. Опишите конструкцию и принцип работы прицепных устройств тракторов с описанием методов регулирования точки прицепа по высоте и ширине.

114. Опишите конструкцию и принцип работы подъемного механизма автомобиля-самосвала с описанием принципов его действия.

115. Опишите конструкцию и принцип работы навесных устройств тракторов (двух- и трехточечных) и объясните их устройство и действие.

116. Выполните схему включения вала отбора мощности.

117. Объясните, какие преимущества дает применение навесных машин на тракторах по сравнению с прицепными.

118. Объясните, для чего предназначается приводная лебедка автомобиля, ее устройство и принцип действия.

119. Опишите конструкцию и принцип работы отопления кабины автомобиля или трактора.

120. Опишите конструкцию и принцип работы навески машин и орудий на трактор и поясните применимость их в сельском хозяйстве.

РАСЧЁТ ПРОЦЕССОВ ГАЗООБМЕНА

Процессы газообмена включают очистку цилиндра от продуктов сгорания и наполнения цилиндра свежим зарядом.

Для расчёта рабочего цикла параметры остаточных газов (давление и температура) в конце процесса впуска в точке «r» выбирают на основании статических данных о других двигателях подобного типа.

Давление остаточных газов pr определяется давлением среды, в которую происходит выпуск отработавших газов, зависит от числа и расположения клапанов, сопротивления выпускного тракта, фаз газораспределения, частоты вращения, нагрузки и других факторов. Для двигателей без наддува определяют р r по эмпирической формуле:

Рr0(1+0,55∙10-4∙nн) (1.1)

где р0 – нормальное давление окружающей среды, МПа;

nн – номинальная частота вращения коленчатого вала, мин-1.

Для двигателей с газотурбинным наддувом:

Р r =(0,08…0,95)рк (1.2)

В двигателях с наддувом соответствующее давление равно:

рк =(1,05…1,25)p0 (1.3)

Температура остаточных газов Тr зависит от ряда факторов. В частности, при увеличении степени сжатия и обогащения смеси температура, снижается, а при увеличении частоты вращения возрастает. При работе на номинальном режиме величина температуры отработавших газов изменяется в следующих пределах:

для дизельных двигателей Т r = 600…900 К,

для бензиновых Т r = 900…1100 К

Температура подогрева свежего заряда T зависит от конструкции впускного трубопровода, наличия специального устройства для подогрева, частоты вращения, надува и других факторов. При номинальном режиме работы для дизельных двигателей с наддувом T = 5…100. для дизельных двигателей без наддува T = 15…200, для бензиновых T = 20…300

Давление заряда в конце впуска pа является основным фактором, определяющим количество свежего заряда, поступающего в цилиндр. Потери давления Δр по сравнению с давлением окружающей среды определяются гидравлическим сопротивлением воздушного фильтра рф, впускного трубопровода Δрmp, впускного клапана ркл, охладителем надувочного воздуха pохл, и возможно, других устройств:

∆p = pф + pmp+ pкл + pохл + … (1.4)

Сопротивление воздушного фильтра определяется по графику (рисунок 1) в зависимости от пылеёмкости:

Пф = в · t (1.5)

φв - запылённость, г/м3

t - срок службы, ч.

 

Рисунок 1

Применяется следующая классификация запылённости:

· Пониженная - φв < 0,0005

· Малая - φв = 0.0005 – 0,002

· Повышенная - φв = 0,002 – 0,01

· Максимальная - φв =0,01 – 0,8

· «Нулевая» видимость - φв =0,8 - 1

Величины других сопротивлений обычно соответствуют

pmp = pкл = 0,001…0,0015 МПа

Тогда: pа = p0 - Δp (1.6)

Давление в конце впуска pа зависит от гидравлического сопротивления впускного тракта, быстроходности двигателя и изменяется в пределах:

для дизелей без наддува pа=(0,85…0,95) p0;

для дизелей с наддувом pа=(0,90…0,95) pк;

для бензиновых pа=(0,80…0,90) p0

Коэффициент остаточных газов γ характеризует качество очистки цилиндра от продуктов сгорания и может быть определён по формуле:

γ= ((T0 + T)·рr) / (Tr(ε·pa - pr)) (1.7)

Для двигателей с наддувом принимается

Tк =To, а вместо p0 берётся pк

На номинальном режиме работы величина γ находится в пределах от 0,02 до 0,05 для дизельных двигателей.

Температура в точке «а» определяется по формуле:

Тa = (T0 + T + ∙ Tr)/(1+ ),. К (1.8)

Определение коэффициента наполнения ηv представляет собой отношение действительного количества свежего заряда, к тому количеству, которое могло бы поместиться в рабочем объёме цилиндра при условии, что температура и давление в нём равны температуре и давлению среды на впуске. Повышению данного коэффициента способствует уменьшение гидравлических сопротивлений системы впуска. Повышение давления pa в конце впуска, уменьшение количества остаточных газов и их давления, снижение температуры подогрева рабочей смеси. Величина ηv для четырёхтактных двигателей может быть определена по формуле:

ηv = ((ε∙pa – pr)∙Тo) / ((ε- 1) (T0 + T) ∙ р0) (1.9)

РАСЧЁТ ПРОЦЕССА СЖАТИЯ

Основными характеристиками процесса являются параметры заряда в конце сжатия; давление pс, температура Tс и средний показатель политропы сжатия n1.

Основной величиной, выбираемой для расчёта процесса является показатель n1, характеризующий теплообмен между зарядом и стенками камеры сгорания. Факторы, увеличивающие отвод теплоты от заряда, снижают значение n1 и показатели цикла. Например, износ двигателя, охлаждение цилиндра, снижение нагрузки, частоты вращения двигателя уменьшают n1.

Для дизельных двигателей с неразделенными камерами n1 = 1,3 - 1,4; для карбюраторных ДВС n1 =1,34-1,37. Температура в конце сжатия Тс =600-800К-для карбюраторных ДВС, Тс =800-900К-дизели без наддува, Тс =900-1000К-дизели с наддувом.

p с = pa ·εn1, МПа (1.10)

Tс = Ta ·εn1-1, К (1.11)

 

РАСЧЁТ ПРОЦЕССА СГОРАНИЯ

1.4.1 Термохимический расчёт процесса сгорания

Количество воздуха теоретически необходимого для сгорания топлива:

Lo = ((C/12)+(H2/4)-(O2/32))/0.208, кМоль (1.12)

Lo = ((8/3C)+(8H2)-(O2))/0.23, кг (1.13)

где для дизеля C - доля углерода в топливе- 0,870,кг;

H2 - доля водорода в топливе –0,126,кг;

O2- доля кислорода в топливе-0,04,кг;

для бензина C - доля углерода в топливе- 0,855,кг;

H2 - доля водорода в топливе –0,145,кг;

0,23-массовое содержание кислорода в воздухе;

0,208-объемное содержание кислорода в воздухе.

Количество свежего заряда:

M1 = α · Lo, кМоль (1.14)

Количество остаточных газов:

Mг =γ·M1 = α·γ· Lo, кМоль (1.15)

Количество продуктов сгорания топлива, кМоль/кг:

α >1 M2 =(C/12)+(H2/2)+(α -0,208)* Lo, (1.16)

α <1 M2 =(C/12)+(H2/2)+0,792*α* Lo, (1.17)

Количество газов после сгорания:

Mz = Mг + M2, кМоль/кг (1.18)

Коэффициент молярного изменения количества смеси:

(1.19)

Для карбюраторных ДВС μД =1,08-1,12. Для дизелей μД =1,03-1,04

1.4.2 Термодинамический расчет процесса сгорания

Основой расчёта является уравнение теплового баланса для процесса сгорания. Например для бензиновых и газовых двигателей оно имеет вид:

(1.20)

где Qz и Qc - теплота заряда в точках «z» и «c»;

Qcz - теплота, подведённая к заряду в процессе сгорания.

Уравнение можно преобразовать:

для дизельных двигателей

(1.21)

Для бензиновых ДВС:

(1.22)

Теплоёмкость свежего заряда CVC в конце процесса сжатия определяется в зависимости от температуры Tc, кДж/Моль·град:

(1.23)

где А1 =20,16 и В1 =1,738·10-3 - постоянные коэффициенты.

Теплоёмкость продуктов сгорания CVZ определяется по эмпирическим формулам:

(1.24)

При α < 1 , ,

При α>1 , .

(1.25)

Низшая теплота сгорания HU, зависит от элементарного состава топлива. Для дизельного топлива HU = 42500(43030-зимнее) кДж/кг, для бензина HU = 44000 кДж/кг.

Потери теплоты из-за химической неполноты сгорания богатых смесей (α <1), кДж/кг:

(1.26)

Коэффициент использования ξ теплоты учитывает потери теплоты за счёт физической неполноты сгорания топлива, несвоевременности сгорания, через стенки камеры сгорания, диссоциации и других факторов.

Значение ξ на номинальном режиме работы для дизельных двигателей находится в пределах от 0,70 до 0,88, для карбюраторных от 0,85 до 0,95. Для дизелей при расчете сгорания дополнительно задаются степенью повышения давления в процессе λр= рz: рс. Для дизелей с неразделенными камерами сгорания и объемным смесеобразованием λр =1,6…2,5, с разделенными, λр =1,1…1,4.

После подстановки перечисленных величин в исходное уравнение, оно может быть преобразовано к квадратичному виду:

(1.27)

и решено относительно Тz, К:

(1.28)

где

(1.29)

При номинальном режиме для дизеля величина Tz = 1800…2300К, для карбюраторных ТZ =2400…2900К.

Для дизельных двигателей давление газов в конце сгорания рZ , МПа, определяется с учетом выбранного ранее значения λр:

(1.30)

Для бензиновых ДВС:

(1.31)

а затем действительное максимальное давление:

(1.32)

где φ = 0,85-0,88 - коэффициент скругления (или полноты индикаторной диаграммы), учитывающий уменьшение максимального давления вследствие движения поршня и увеличения объема камеры к концу процесса сгорания.

При номинальном режиме величина pz = 6,0…9,0МПа

 

ПРОЦЕСС РАСШИРЕНИЯ

В результате процесса расширения происходит преобразование тепловой энергии заряда в механическую работу.

Основными характеристиками процесса является давление pв, температура Тв в конце процесса и средний показатель политропы расширения n2 (для дизелей n2=1,23…1,3, для бензиновых n2 =1,18…1,28).

Для упрощения расчёта допускают, что расширение происходит по политропному процессу со средним показателем политропы n2. Значение n2 возрастает с увеличением коэффициента использования теплоты, отношения хода поршня S к диаметру цилиндра D, интенсивности охлаждения, при снижении нагрузки и росте частоты вращения.

Давление pв, МПа и температура ТB, К, конца расширения определяется для точки «в» по уравнению политропного процесса:

для бензиновых

и (1.33) и (1.34)

для дизельных двигателей:

и (1.35) и (1.36)

где на номинальном режиме, (1.37)

где степень предварительного расширения:

, (1.38)

При номинальном режиме в дизелях ТВ =1000…1250К и pв =0,20…0,60МПа, в бензиновых ДВС ТВ =1200…1500К и pв =0,20…0,60МПа.

 

ПРОВЕРКА РАСЧЕТОВ

Процесс расширения завершает расчет параметров рабочего тела в характерных точках цикла. Правильность выбора исходных температуры и давления остаточных газов проверяется по формуле, К:

(1.39)

Значение расчётной температуры остаточных газов может отличаться от выбранной ранее не более чем на 5% при расчёте на ЭВМ и на 10% при ручном расчете.

Погрешность расчётов:

(1.40)

При большей погрешности следует изменить самостоятельно выбранные в ходе расчета параметры.

 

ТЕПЛОВОЙ БАЛАНС ДВИГАТЕЛЯ

Характеризует распределение теплоты топлива, поступившего в цилиндры двигателя. Расчёт составляющих теплового баланса позволяет оценить совершенство организации рабочего процесса двигателя, определить величины тепловых потерь в систему охлаждения и с отработавшими газами, определить резервы в улучшении топливной экономичности двигателя.

Уравнение теплового баланса может быть определено в виде:

(1.63)

где Q - теплота, введённая в цилиндры двигателя с топливом, кДж/ч:

, кДж/ч (1.64)

Qe – теплота, превращенная в полезную (эффективную) работу, кДж/ч:

, кДж/ч (1.65)

Qохл – теплота, отведенная в систему охлаждения и смазочную систему, кДж.

Определяется по эмпирической формуле, кДж/ч:

- для бензинового двигателя

(1.66)

- для дизеля

(1.67)

где С - эмпирический коэффициент особенности охлаждения 0,4-0,52

m - 0,6 - 0,7 - эмпирический коэффициент пропорциональности.

Qог - теплота, унесённая с отработавшими газами, кДж/ч:

, кДж/ч (1.68)

где cp, cp1 – теплоемкость при постоянном давлении Срv+R

Сp = A2+B2·Tr'+R

Сp1 = A1+B1·Tо+R

Количество теплоты, не выделившееся в следствии неполноты сгорания:

- для бензиновых двигателей при а<1. кДж/ч

Qнс=61,5(1-а)GТ (1.69)

- для дизелей а>1, поэтому потери вследствии неполноты сгорания являются незначительными и их включают в остаточную часть Qост теплового баланса.

Qост - остаточный член теплового баланса, характеризующий неучтённые потери теплоты и точность расчёта теплового баланса, кДж/ч:

Qост = Q – (Qe + Qохл + Qог +Qнс) (1.70)

Тепловой баланс удобно представить в относительных единицах, где каждый член выражается в процентах от количества теплоты, введённой в двигатель с топливом:

qe+qохл+qог+qмс+qост = 100% (1.71)

где qe - доля тепла преобразованного в эффективную работу, карбюраторный двигатель 25-33%

qe = Qe: Q . 100% (1.72)

qохл - доля тепла отведенного в системы охлаждения и смазки, дизельный двигатель 15-35%

qохл = Qохл: Q . 100% (1.73)

qог - доля тепла отведенного с отработавшими газами, карбюраторный двигатель 25-45%

qог = Qог: Q







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.