Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







I. Определение исходного уровня знаний.





Учащийся должен вспомнить:

· процесс свертывания крови (из физиологии);

· особенности кровоснабжения различных органов (из анатомии и гистологии);

 

На основании изучения материалов лекции и учебника учащийся должен ответить на следующие вопросы:

1. Дать определение всех видов нарушения кровообращения (кровенаполнения, кровотечения, кровоизлияния, стаза, малокровии, тромбоза, эмболии, инфаркта);

2. Причины и механизмы их развития;

3. Макро- и микроскопическая характеристика различных видов нарушения;

4. Функциональное значение и исходы всех видов нарушения кровообращения.

 

Проверка исходного уровня знаний проводится фронтальным опросом и по тестам.

 

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТЫ:

Тест №1. Дайте определение венозного полнокровия:

а). Замедление притока крови;

б). Уменьшение оттока крови;

в). Усиление притока крови;

г). Увеличение оттока крови;

д). Остановка кровотока.

 

Тест №2. Когда развивается общее венозное полнокровье:

а). При заболеваниях сердца;

б). При тромбозе воротной вены;

в). При сдавлении верхней полой вены;

г). При аневризме аорты;

д). При сдавлении вены опухолью.

 

Тест №3. Как называется печень при хроническом венозном полнокровии:

а). Сальная;

б). Саговая;

в). Бурая;

г). Мускатная;

д). Глазурная.

 

Тест №4. Макроскопическая характеристика органов при хроническом венозном застое:

а). Уменьшены в размерах, дряблые;

б). Увеличены в размерах, плотные;

в). С сальным блеском, плотные;

г). Тусклые, дряблые;

д). Уменьшены в размерах, бурые.

 

Тест №5. Дайте определение стаза:

а). Замедление оттока крови;

б). Остановка кровотока;

в). Замедление притока крови;

г). Свертывание крови;

д). Гемолиз эритроцитов.

 

Тест №6. Дайте определение кровотечения:

а). Уменьшение количества крови в организме;

б). Выход крови из полости сердца и просвета сосуда;

в). Уменьшение количества эритроцитов в крови;

г).Уменьшение количества лейкоцитов в крови;

д). Уменьшение содержания гемоглобина в эритроцитах.

 

Тест №7. Укажите причины кровотечения:

а). Порок развития сосудов;

б). Инфаркт миокарда;

в). Повышение сосудистой проницаемости и разрыв сосудов;

г). Склероз сосудистой стенки;

д). Гиалиноз сосудистой стенки.

 

Тест №8. Дайте определение кровоизлияния:

а) Истечение крови из сосудов;

б). Истечение крови из сердца;

в). Скопления крови в тканях;

г). Свертывания крови в сосудах;

д). Свертывание крови в сердце.

 

Тест №9. Дайте определение тромбоза:

а). Циркуляция инородных частиц в сосудах;

б). Свертывания крови после смерти;

в). Свертывания крови в перикарде;

г). Прижизненное свертывание крови в просвете сосудов или полости сердца;

д). Пропитывание плазмой стенки сосуда.

 

Тест№10. Стадия тромбообразования:

а). Гемолиз эритроцитов;

б). Агглютинизация тромбоцитов;

в). Выход эритроцитов из сосудов;

г). Краевое стояние лейкоцитов;

д). Циркулирует с током крови.

 

Тест №11. Макроскопическая характеристика тромба:

а). Гладкая блестящая поверхность;

б). Шероховатая тусклая поверхность;

в). Эластичный;

г). Свободно выходит из сосудов;

д). Циркулирует с током крови.

 

Тест №12. Исход тромбоза:

а). Организация;

б). Кровоизлияние;

в). Разрыв сосудов;

г). Фибриноидное набухание;

д). Разъедание стенки сосуда.

 

Тест №13. Дайте определение эмболии:

а). Прижизненное свертывание крови в сосудах;

б). Циркуляция в крови форменных элементов;

в). Циркуляция в крови, невстречающихся в норме и закупорка ими просвета сосуда;

г). Посмертное свертывание крови;

д). Выход крови из сосуда.

 

Тест №14. Дайте определение инфаркта.

а). Дистрофический некроз;

б). Прямой некроз;

в). Нарушение притока крови и развитие дистрофии;

г). Очаг некроза, возникший в результате, прекращения кровоснабжения;

д). Некроз органа, сообщающегося с внешней средой.

 

Тест №15. Назовите причины инфаркта:

а). Тромбоз сосуда;

б). Разрыв сосуда;

в). Разрыв сердца;

г). Выход эритроцитов;

д). Кровоизлияние.

Эталоны: 1 – Б, 2 – А, 3 – Г, 4 – Б, 5 – Б, 6 – Б, 7 – В, 8 – В, 9 – Г, 10 – Б, 11 – Б, 12 – А, 13 – В, 14 – А, 15 – А.

 

II. Объяснение преподавателя (смотреть впереди).

v Демонстрация макропрепаратов (см. впереди).

v Самостоятельная работа учащихся.

 

Изучить и описать следующие макропрепараты.

· «Мускатная печень».

1. печень пестрая, центральные дольки застойные, синюшные, периферические дольки более светлые, коричневые;

2. печень на разрезе напоминает мускатных орех;

3. указать морфогенез «мускатности» печени.

 

· «Бурая индурация легких».

1. определить степень кровенаполнения вен и капилляров легкого;

2. определить вид, цвет и плотность легкого;

3. указать причину бурового цвета и уплотнение легкого.

 

· «Кровоизлияние в головной мозг».

1. найти очаг кровоизлияния, в зоне которого ткань головного мозга

разрушена;

2. определить их внешний вид, размеры, цвет свернувшейся крови;

3. разобрать различные виды кровоизлияния;

4. гематомы, геморрагическая инфильтрация, кровоподтек, петехии.

 

· «Тромбоэмболия легочной артерии».

Ø обратить внимание на наличие в просвете легочной артерии тромбоэмбола;

Ø описать его цвет, вид, состояние поверхности и отношение к интиме сосуда;

Ø указать, в каких сосудах он мог образоваться и каков его исход?

 

Изучить и зарисовать микропрепараты.

1. «Бурая индурация легких»:

Ø под малым увеличением найти участок кровенаполнения вен и

капилляров легкого;

Ø над большим увеличением изучить состояние межальвеолярных

перегородок (утолщены – склероз);

Ø в альвеолах найти макрофаги, переполненные бурым пигментом

гемосидерином (сидерофаги). Препарат – изучить, описать.

 

· «Кровоизлияние в головной мозг»:

Ø при малом увеличении найти скопление эритроцитов очаг кровоизлияния в ткани мозга;

Ø при большом увеличении отметить состояние эритроцитов и ткани мозга в зоне кровоизлияния, вокруг нее, состояние стенок артериол;

Ø найти наличия зон просветления вокруг полнокровных капилляров, т.е. очага кровоизлияния. Препарат – зарисовать.

· «Организация тромба»:

Ø обратить внимание на врастание молодой соединительной ткни в тромботические массы со стороны интимы;

Ø на появление в тромбе каналов, выстланных энтотелием. Препарат – зарисовать.

· «Эмболический гнойный нефрит»:

· найти бактериальные эмболы в сосудах;

· найти множество мелких очагов абсцедирования. Препарат – зарисовать.

 

· «Ишемический инфаркт почки»:

Ø найти участок инфаркта;

Ø найти границу нормальной почечной ткни в зоне инфаркта и зону демаркацинной линии. Препарат – зарисовать, обозначив:

1. нормальную почечную ткань;

2. некротизированный участок;

3. капсулу вокруг инфаркта.

 

Примерные задачи (для самоконтроля).

Задача №1.

После перенесенного инфаркта миокарда у больного развилась хроническая сердечная недостаточность, которая и явилась причиной смерти.

Вопросы:

1. Какая макроскопическая картина печени на вскрытии?

2. Микроскопическая картина в центре и на периферии печеночных долек.

3. Исход хронического венозного застоя в печени.

Ответ №1:

1. Мускатная печень.

2. В центре – полнокровие, кровоизлияния, гибель гепатоцитов, на периферии – жировая дистрофия гепатоцитов.

3. Мускатный фиброз печени.

 

Задача №2.

У больного, страдавшего врожденной аневризмой средней мозговой артерии, внезапно наступила смерть. На вскрытии было обнаружено скопление крови в левой височной доле, ткань мозга разрушена.

Вопросы:

v Какова причина кровотечения?

v Какой вид кровоизлияния имеет место (название)?

Ответ №2:

v Разрыв стенки аневризма.

v Гематома.

 

Задача №3.

При вскрытии обнаружены следующие изменения:

· в интиме аорты множество желтовато-белесоватые бляшки, местами изъязвленные;

· фиксированные в интиме массы с нервной, тусклой поверхностью, серо-красного цвета, суживающие просвет аорты;

· в просвете легочной артерии видны массы красноватого цвета, по форме повторяющие легочную артерию, с блестящей эластичной поверхностью.

Вопросы:

1. Какие изменения произошли в интиме аорты?

2. Что за массы в интиме сосуда, суживающие его просвет?

3. Какая причина, вызвавшая смерть?

4. Какие изменения сосуда способствовали тромбообразованию?

Ответ №3:

1. Бляшки и изъявления интимы аорты.

2. Тромб в аорте.

3. Тромбоэмболия легочной артерии.

4. Атеросклероз аорты.

 

III. Определение итого уровня знаний учащихся.

Можно определить итоговый уровень знания с помощью составления кроссворда и описания значения терминов по теме занятия:

 

1. Расстройство. 22. Гематома.

2. Нарушения. 23. Геморрагия.

3. Кровенаполнения. 24. Пропитывание.

4. Полнокровие. 25. Кровоподтеки.

5. Артериальное. 26. Петехии.

6. Венозное. 27. Тромбообразование.

7. Малокровие. 28. Тромбоцит.

8. Ишемия. 29. Протромбин.

9. Гипоксия. 30. Тромбин.

10. Кровотечение. 31. Фибриноген.

11. Кровоизлияние. 32. Фибрин.

12. Плазморрагия. 33. Агглютинация.

13. Стаз. 34. Коагуляция.

14. Тромбоз. 35. Рассасывание.

15. Эмболия. 36. Организация.

16. Отток. 37. Инкапсуляция.

17. Приток. 38. Некроз.

18. Гиперемия. 39. Склероз.

19. Ангиоспастический 40. Тромбоэмболия.

20. Обтурация. 41. Бактериальная.

21. Компрессия. 42. Тканевая.

43. Ортоградная.

ЛЕКЦИЯ №3







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.