|
Завоевание Средней Азии Россией (вторая половина 60-х — начало 70-х годов XIX в.)Выполнение выработанного в Петербурге плана по соединению Оренбургской и Сибирской линий возлагалось на оренбургского и западно-сибирского генерал-губернаторов. Главный удар был направлен против Кокандского ханства, столкновения с которым у России были особенно частыми. В июне 1864 г. русскими войсками были взяты г. Аулие-Ата и Туркестан; в сентябре — г. Чимкент. Взятием этих трех городов была соединена Оренбургская (Сыр-Дарьинская) и Западно-Сибирская линии, ликвидирована власть Кокандского ханства над Южным Казахстаном1.
1 За эту операцию полковники М. Г. Черняев и Н. А. Веревкин получили звание генерал-майора. С решением этой задачи встал вопрос о дальнейших действиях в Средней Азии. Оренбургский генерал-губернатор и командующий объединенными армиями М. Г. Черняев считали необходимым продолжать наступление. Министерство иностранных дел, поддержанное военным министерством, предлагало остановить наступление и закрепиться на занятых рубежах. Свою позицию Д. А. Милютин аргументировал малочисленностью русских войск в Средней Азии. Но Черняев решил действовать самостоятельно. В конце сентября 1864 г. с небольшим отрядом в 1000 человек он начал наступление на Ташкент, самый крупный город Средней Азии со 100-тысячным населением. Город оказался хорошо укрепленным, атаки русских были отбиты, и Черняев был вынужден отойти к Чимкенту. Неудачу Черняева военный министр оценивал как "прискорбную для России, поскольку в Азии мы должны держаться не столько материальной силой при малочисленности наших войска сколько нравственным авторитетом". Продолжавшиеся разногласия между центральным правительством и местным командованием, а также реакция Европы на военные действия России в Средней Азии требовали выработки единого курса. В октябре 1864 г. А. М. Горчаков в докладе Александру II изложил свою программу по среднеазиатскому вопросу, на основании которой совместно с Д. А. Милютиным был разработан конкретный план действий, утвержденный императором 21 ноября 1864 г. По этому плану дальнейшее распространение российских владений в Средней Азии считалось нецелесообразным, поскольку "ведет только к раздроблению и ослаблению ее (России. — Н. К.) сил. Нам необходимо, — говорилось в документе, — установить на вновь приобретенном пространстве земли прочную, неподвижную границу и придать оной значение настоящего государственного рубежа". Что касается отношений российского командования с ханствами, то предлагалось не вмешиваться в их внутренние дела, оказывая лишь "нравственное влияние". Этот документ был направлен в российские миссии за границей для передачи главам государств. В нем были намечены лишь общие цели России в регионе — утверждение власти на "занятых рубежах", невмешательство во внутренние дела ханств. Решения по конкретным вопросам не были разработаны, что объяснялось как слабым знанием в центре внутренней обстановки в Средней Азии, так и разногласиями между российским правительством и местным командованием. Декларативностью правительственной программы вновь воспользовался честолюбивый и самоуверенный М. Г. Черняев. Он решил захватить Ташкент. Междоусобная борьба Бухары и Коканда за город помогла реализовать его план. В июне 1865 г. Ташкент был взят русскими войсками, а летом 1866 г. он был включен в состав России. Борьбой Кокандского ханства с русскими войсками за Ташкент (куда входил город) воспользовался бухарский эмир, который осенью овладел Кокандом. Захват столицы ханства — губернаторства Коканда — бухарскими войсками привел к столкновению их с русской армией, которая после упорных боев овладела Ходжентом, Джизаком, Ура-Тюбе. Расширение границ Российского государства и экономическое освоение новых территорий требовали решения вопроса об административном устройстве края. До середины 60-х годов XIX в. дела, связанные со Средней Азией, находились в ведении оренбургского генерал-губернатора (в меньшей степени — западно-сибирского). С созданием в 1865 г. Туркестанской области положение мало изменилось; область находилась в подчинении оренбургского генерал-губернатора. Отношения между двумя руководителями были весьма сложными, а решения, ими принимаемые, часто противоречили друг другу. Все это усугубляло и без того нестройную систему управления краем. Для изменения этого положения было предложено отделить Туркестанскую область от Оренбургского генерал-губернаторства. Для изучения состояния Туркестанской области и деятельности ее администрации в 1866 г. по инициативе Д. А. Милютина туда была направлена Особая комиссия, члены которой пришли к заключению о целесообразности отделения Туркестанской области от Оренбургского генерал-губернаторства и создания самостоятельного управления этой областью. Петербургский кабинет с одобрения царя утвердил это решение. В июле 1867 г. был опубликован закон об образовании Туркестанского генерал-губернаторства, включавшего две области — Сырдарьинскую и Семиреченскую (Южный Казахстан и часть территории Средней Азии). Генерал-губернатором края был назначен генерал-адъютант К. П. Кауфман, один из способных царских администраторов. Ранее он служил на Кавказе, был виленским, ковенским, гродненским генерал-губернатором, пользовался доверием и расположением царя и военного министра. Д. А. Милютин считал нового генерал-губернатора "человеком деловым, работящим, благонадежным". К. П. Кауфман получил широкие полномочия в ведении политических и торговых дел в Средней Азии. Туркестанский край выходил из-под власти Оренбурга и вся среднеазиатская политика сосредоточивалась в руках его начальника, находившегося в г. Ташкенте. Для организации управления краем Кауфман образовал несколько комиссий, члены которых направлялись в города и селения Средней Азии для сбора сведений, необходимых для уточнения экономического и политического состояния края, вошедшего в состав России, и выработки основ управления им. Работа комиссий осложнялась тем, что в Средней Азии отсутствовали законы, обязательные для всех граждан. В этих. условиях России надо было установить такой порядок управления, который позволил бы населению края видеть в российской администрации защитников от произвола ханов и, вместе с тем, не оттолкнуть последних от новой власти. Понимая значение для стран Востока мусульманской религии, российское правительство проявляло веротерпимость: сохраняла духовные школы (мектебе и медресе), суд казиев. Наряду с существованием духовных мусульманских школ с 60-х годов российская администрация открывает "русско-туземные школы"; в 70-е годы в Ташкенте и Верном (Алма-Ата) появились две мужских прогимназии для подготовки учителей. По инициативе Кауфмана в годы его управления Туркестанским краем в Ташкенте были открыты Национальный театр и публичная библиотека. Эти меры содействовали распространению в крае не только русской, но и светской национальной культуры. Однако школ было мало, а обучавшиеся в них дети баев и купцов в дальнейшем, как правило, становились чиновниками в российской администрации. Параллельно с судом казиев местные власти ввели российский суд, в который могли обращаться местные жители. Российские чиновники полагали, что при хорошей организации суда он "возьмет верх над грубыми постановлениями шариата". Однако русское судопроизводство в Средней Азии, как и в Центральной России, было далеким от совершенства; многие судьи не имели юридического образования, допускали насилия и произвол по отношению к тяжущимся, что обесценивало задачу, поставленную правительством. О чванстве, невежестве, высокомерии российских чиновников рассказал в своем памфлете "Господа-ташкентцы" М. Е. Салтыков-Щедрин. После длительного изучения обстановки в Средней Азии местные комиссии передали составленный ими проект для обсуждения в Петербург, где он подвергся тщательному анализу со стороны ведомств, возглавлявшихся военным министерством. В 1867 г. Александр II утвердил "Временные правила" по управлению Туркестанским краем. Они были призваны содействовать постепенному сближению Средней Азии и Центральной России, стабилизировать обстановку в регионе. Главой администрации, согласно Правилам, становился генерал-губернатор, в руках которого сосредоточивалась власть военная и административная. Он одновременно был и командующим войсками. "Временные правила" 1867 г. должны были стать переходными от "чисто наблюдательной" функции царской власти в Средней Азии к "учредительной и организующей". Они просуществовали с некоторыми изменениями до середины 80-х годов В 1886 г. было введено новое Положение об управлении Туркестанским краем, которое фактически просуществовало до 1917 г.. Введение "Временных правил" еще более укрепило власть Кауфмана как администратора. В ноябре 1867 г. он направил посольство в Коканд для заключения торгового договора с ханством, который был подписан в марте 1868 г. По его условиям, устанавливалась постоянная пошлина в 2,5% на ввозимые с обеих сторон товары. Русским купцам в ханстве и кокандским в России обеспечивались свободное пребывание и организация караван-сараев. При внешнем равноправии договора Кокандское ханство, окруженное царскими войсками, становилось под контроль России. Противоречиво складывались отношения России с Бухарой. Бухарский эмир, несмотря на военные неудачи, не прекратил борьбы с Россией. Он использовал в этих целях авторитет мусульманского духовенства, призывавшего к "священной войне" с русскими. Бухарцы нападали на сторожевые посты русских, убивали солдат; русские действовали теми же методами: разрушали кишлаки, уничтожали продовольствие, физически расправлялись с непокорными. В апреле 1868 г. бухарские войска вышли на р. Зеравшан в районе г. Самарканд, куда подошла и русская армия. Сражение завершилось отступлением бухарцев, что обострило борьбу между духовенством, поддерживавшим непримиримость эмира, и торгово-промышленными кругами, настаивавшими на сдаче города без боя. Когда в начале мая 1868 г. российские войска подошли к Самарканду, ворота города были открыты. В июне 1868 г. бухарский эмир заключил с Россией договор, по которому города Ходжент, Ура-Тюбе, Джизак вошли в состав России. На занятой российскими войсками территории был образован Зеравшанский округ, включавший Самаркандский и Катта-Курганский отделы. Во главе округа был поставлен генерал-майор А. К. Абрамов, единомышленник Кауфмана. Русские подданные получили право свободной торговли и учреждения торговых агентств в эмирате. Кроме того эмир обязывался выплатить 500 тыс. руб. контрибуции. Во внутренних делах бухарский эмир, как и хан Коканда, сохранял автономию. Военные победы России в Средней Азии отразились на русско-английских отношениях. Для противодействия успехам России Англия делала ставку на Афганистан, пограничное со Средней Азией государство. Одновременно с этим Лондон не отказывался от мирных договоренностей с Петербургом, выступая инициатором дипломатических переговоров с Россией по афганскому вопросу. В марте 1869 г. в беседе с русским послом в Лондоне Ф. И. Брунновым министр иностранных дел Англии У. Кларендон, касаясь русского продвижения в Среднюю Азию, предложил для стабилизации обстановки в регионе установить между владениями России и Англии на Среднем Востоке нейтральную территорию. Оба государства согласились считать такой зоной территорию Афганистана. При этом было условлено, что вмешательство в дела этой стра- ны не входит в планы ни России, ни Англии. Однако английская сторона предложила расширить нейтральную территорию на север от афганской границы, включая в нее спорные между Афганистан ном и Бухарой земли (Балх, Бадахшан, Кундуз). Россия отвергла эти условия, поскольку их принятие еще больше осложнило бы обстановку в Средней Азии. Дипломатические переговоры в Лондоне были прерваны, а выработка конкретных решений по афганскому вопросу была возложена на туркестанского генерал-губернатора и вице-короля Индии. Тем временем Кауфман, ссылаясь на волнения в "Киргизской степи" (Казахстане) и действия Англии, направленные на вовлечение в борьбу против России Афганистана и Ирана, добился согласия Александра II на высадку войск у Красноводского залива. Официальная цель экспедиции к этому заливу состояла в обеспечении безопасности среднеазиатских окраин России и в открытии для русской торговли новых путей в Среднюю Азию через Каспийское море. В ноябре 1869 г. войска под командованием генерала Н. Г. Столетова, хорошо осведомленного о делах Востока, выступили из Баку к Красноводскому заливу. Конницей в составе его армии командовал М. Д. Скобелев, сторонник наступательной тактики в Средней Азии. У залива был заложен г. Красноводск, ставший центром нового округа. Высадка российских войск в районе Красноводского залива ухудшила отношения с Хивой, пытавшейся объединить под своей властью недовольное политикой России население региона. Хан поощрял туркмен и казахов, населявших эти земли, к нападению на русские, укрепления, вел переговоры с турецким посланником для совместных действий против России. Но туркмены и казахи после нескольких неудачных набегов на российские отряды прекратили борьбу. Однако это не остановило хивинского хана от противостояния России. Генерал-губернатор Туркестана К. П. Кауфман, передавая в Петербург сведения об обстановке в Средней Азии, считал, что из внутренних сил мешает ее стабилизации прежде всего Хива. Хивинцы, докладывал он в столице, совершают нападения на русские торговые караваны, "влияют самым невыгодным образом на развитие нашей среднеазиатской торговли". Он предлагал нанести решительный удар по Хиве, но не присоединять ханства к российским владениям. Что же касается отношений с Англией, то на этом этапе борьбы за Среднюю Азию (70-е годы) Кауфман разделял тактику российского МИД о "примирительной" политике в отношении Англии и Афганистана. Он одобрил возобновление русско-английских переговоров по афганскому разграничению, прерванных в 1869 г. Новые переговоры, проводившиеся в Лондоне в 1872—1873 гг., закон- чились подписанием соглашения, по которому Афганистан признавался нейтральным государством. Англия и Россия отказывались от вмешательства во внутренние дела Афганистана, а территория последнего расширялась в сторону бухарских владений. По замыслу России, ее уступки требованиям Англии должны были сдерживать Лондон от провоцирования Кабула на выступления против Бухары. Это ослабило бы напряженность на южных границах Средней Азии и позволяло туркестанскому генерал-губернатору урегулировать отношения с Бухарой. Дело в том, что англо-русское соглашение по афганскому вопросу ущемляло права Бухары на спорные с Афганистаном территории (Балх и др.). Исходя из этого соглашения задача России сводилась к уточнению русско-бухарской границы, выработке взаимовыгодных для обеих сторон правил торговли, в чем было заинтересовано русское купечество. Кауфман решил задачу, поставленную Петербургом. Новый русско-бухарский договор, подписанный в 1873 г. в Шахрисябсе, закрепил большую, чем по договору 1868 г., подчиненность Бухары России. По статьям договора, русская администрация в Туркестане гарантировала эмиру территориальную целостность ханства и свою помощь в борьбе с противниками. Подписание нового договора стало завершающим этапом в истории русско-бухарских отношений. После его заключения Бухарский эмират сохранял внутреннюю автономию и прежнюю (с небольшими изменениями) административную систему управления, но утратил право на самостоятельную внешнюю политику. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|