|
Общеполитологические классификации и типологииЭтнополитические конфликты представляют собой разновидность политических конфликтов. Поэтому для их анализа важны и политологические классификации и типологии, которые выделяют специфические типы конфликтов с точки зрения параметров структурного контекста политики как той сферы, в которой возникает и развертывается любой политический конфликт. В самом обшем виде по контексту проявления в политической науке конфликты принято делить на внутриполитические, внешнеполитические и смешанные (затрагивающие обе эти сферы политики в той или иной степени). Этнополитические конфликты являются преимущественно внутриполитическими, однако при определенных обстоятельствах их развертывание или попытки урегулирования могут приобретать международное измерение (подробнее см. в гл. 4, § 3). Таблица 6 Основные общеполитологические классификации конфликтов По структурным компонентам По контексту проявления политической системы, затронутым в конфликте Внутриполитические конфликты Государственно-правовые конфликты Внешнеполитические конфликты Статусно-ролевые конфликты Смешанные конфликты Конфликты политических культур Важным принципом типологии внутриполитических конфликтов является учет структурных компонентов политической системы, которые оказываются затронутыми конфликтом. По этому основанию политологи выделяют три основные группы политических конфликтов — государственно-правовые, статусно-ролевые и конфликты политических культур (табл. 6). Так, А. Глухова предложила типологию политических конфликтов, которая исходит главным образом из природы того или иного конфликта и ориентирована прежде всего на причины и условия возникновения конфликтных групп. Государственно-правовые конфликты — это конфликты, возникающие в самой системе государственной власти. Они являются институционализированными, преимущественно рациональными и публичными. В тех случаях, когда такие конфликты протекают в правовых рамках, они не разрушают, а укрепляют политическую систему, выполняя по отношению к ней и к обществу в целом конструктивные функции. В ходе подобных конфликтов борьба ведется вокруг функционирования старых и возникновения новых государственных институтов, расширения объема их полномочий, изменения конституционных положений, регулирующих эти полномочия, увеличения ресурсов власти и т.д. Важно отметить, что, хотя такие конфликты институционализированы, в рамках самих конфликтующих институтов постоянно идет борьба идей и мнений, меняются соотношение сил и способы их мобилизации, поиска субъектов социальной поддержки (конституенты) в обществе. Статусно-ролевые конфликты связаны с иерархичностью статусно-ролевой структуры политической сферы в любом обществе. Система, или матрица, политических (определяемых по отношению к государственной власти) статусов и ролей не только потенциально конфликтна, но и динамична. У одних групп со временем статус в системе властных отношений, политического влияния, политических прав и свобод повышается, а у других он может снижаться (в целом или по отдельным его составляющим элементам). Неравное распределение не только власти, но и политических прав и свобод, даже форм и уровней участия в политической жизни является внутренним источником конфликто-генности статусно-ролевой структуры власти и политических отношений. Статусно-ролевые конфликты могут возникать и развертываться как по вертикали (верхи—низы, элиты—массы, власть—народ, государство—общество и т.д.), но и по горизонтали (т.е. между различными группами, находящимися на одной и той же или близких ступенях политической стратификации). В литературе отмечается, что одним из важнейших и по сути неисчерпаемых источников конфликтов этого типа является расхождение статусных ожиданий и социально-политической реальности. Каждый статус несет соответствующие общественные и личные ожидания, создает надежду на определенный жизненный результат в случае реализации статусных ролей. Нереализован-ность или неполное достижение той или иной группой статусных ожиданий конфликтогенны (29, 3; 30, 132—139). Источником статусно-ролевых конфликтов в сфере этнической политики может становиться несоответствие (дисбаланс) между политическим, экономическим, социальным и культурным статусами этнических групп, а следовательно, дисбаланс между их ролью в политике и ее результатами для этнических групп. Например, у разных этнических групп могут не совпадать материально-экономический и политический статусы; социокультурный и политический ста- тусы; предписанный (этническая принадлежность) и достигнутый статусы и т.д. Кроме того, несоответствие статуса роли само по себе может быть конфликтом. Как показывают результаты политологических исследований, чем больше расхождения статусов у одних и тех же групп, тем скорее их представители будут поддерживать радикальные течения, голосовать за радикальные партии. Чем меньше возможностей для индивидуальной восходящей мобильности и чем более ограниченны возможности для реорганизации социальной структуры, тем больше вероятность того, что борьба заинтересованных групп приведет к разрушению старой и введению новой системы стратификации. Крайним средством в достижении этой цели становится политическое насилие. Если в этнически однородных системах оно проявляется в форме социальных и политических революций, то в этнически смешанных (полиэтнических) системах формой крупномасштабного политического насилия является гражданская война, в том числе и сецессионистская. В качестве третьего типа политических конфликтов выделяются конфликты, возникающие на основе существенных расхождений в политической культуре. В данном случае политический конфликт «возникает тогда, когда происходит столкновение групповых носителей политических культур как совокупностей различных ценностей, норм, правил, обычаев, традиций, способов политической жизни... сложившихся и эволюционировавшихся на основе исторического опыта субъектов политических отношений и деятельности» (30, 136). Учитывая, что в феномене эт-ничности конституирующую роль играют представления об историко-культурных факторах, можно полагать, что межэтнические конфликты в качестве составляющей неизбежно включают ту или иную степень конфликта культур как результат различного восприятия и понимания действительности, различного отношения к жизненным реалиям и их толкования. В том случае, когда большинство представителей этнических групп придерживаются разных пол ити ко-культурных установок, возникающий на этой основе конфликт политических культур может легко проецироваться на сферу межэтнических политических отношений. 5.3. Специальные классификации и типологии Понятно, что и в рамках конкретного типа конфликта возможны дальнейшие типологические группировки на виды и подтипы. Рассмотрим некоторые наиболее известные специальные типологии этнических и этнополитических конфликтов, представленные в работах отечественных ученых. Следует отметить, что большинство представленных в работах отечественных авторов типологий касаются этнических конфликтов в широком смысле (т.е. включают как политические, так и неполитические этнические конфликты). Одна из первых типологизапий этноконфликтов была предложена Э. Паиным и А. Поповым (104). По характеру и образу действия конфликтующих сторон эта типология предлагает выделять три категории конфликтов: 1) конфликт стереотипов, когда этнические группы еше нечетко осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «недружественного соседа», «нежелательной группы» (так, по мнению авторов, начинался армяно-азербайджанский конфликт); 2) конфликт «идей», характерными чертами которого является выдвижение тех или иных притязаний одной или обеими этническими группами, причем в литературе, СМИ обосновывается «историческое право» на самостоятельную государственность или на территорию другой этнической группы (как это было, например, в Армении и Азербайджане, Северной Осетии и Ингушетии); 3) конфликт действий, который проявляется в проведении митингов, демонстраций, пикетов, в принятии институциональных решений или же в открытых столкновениях этнических движений с оппонентами и органами власти. Несколько иная типологизация также по характеру конфликтных проявлений содержится в работах А. Дмитриева (40; 41; 42), который предлагает различать три типа межнациональных конфликтов. 1. Конфликты неуправляемых эмоций, проявляющиеся в конфликтах-бунтах или погромах. Для подобных конфликтов характерна неопределенность целей организаторов беспорядков, случайность конкретных событий. Часто внешние признаки таких событий скрывают не проясненные до конца истинные причины. С точки зрения Дмитриева, это подтверждает анализ драматических ферганских событий 1989 г.. когда погромам подвергались ни в чем не замешанные турки-месхе-тинцы, а также событий в бывшей Югославии, во многом не поддающиеся рациональному толкованию. 2. Конфликты идеологических доктрин, которые связаны с политическими, национальными, религиозными движениями и имеют более или менее давние исторические корни. Национальные требования не формируются стихийно, а разрабатываются идеологами-теоретиками. Сторонники определенной идеи готовы пожертвовать за нее своей жизнью, поэтому таким конфликтам свойствен длительный и ожесточенный характер. К такого рода конфликтам относятся споры по поводу принадлежности территорий, их государственного или административного статуса, по вопросу о возвращении ранее депортированных народов и т.д. 3. Конфликты политических институтов, которые в основном представляют собой споры о границах, о взаимоотношениях органов власти, об их юрисдикции, о роли партий и движений и др. «Войны законов» и «парады суверенитетов» относятся к числу конфликтов именно этого типа. А. Ямсков (180) предложил вариант «сферной типологии» конфликтов, основанной на типах целей, которые ставят перед собой субъекты этноконфликта в борьбе за ограниченные ресурсы: 1) социально-экономические (выдвигаются требования гражданского равноправия — от прав гражданства до равноправного экономического положения); 2) культурно-языковые (затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка и культуры этнической общности); 3) политические (если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав — от местной автономии до полномасштабного конфедерализма); 4) территориальные (основаны на требованиях изменения границ путем присоединения к другому государству или создания нового, независимого государства). По признаку территории проживания и наличия/отсутствия государственных или административных границ Г. Козырев (65) предлагает выделять следующие типы конфликтов: межгосударственные, региональные между этносами, разделенными административной границей в рамках единого государства (например, карабахский или осетинский в рамках СССР), между центром и регионом (например, грузино-абхазский, молдово-приднестровский конфликты), местные конфликты (например, ферганский конфликт в Узбекской ССР). В своей классификации этнонациональных конфликтов Л. Никовская и Е. Степанов исходят из того, что невозможно провести классификацию таких конфликтов по одному основанию «в силу сложности самого объекта конфликта — этноса и причин, приводящих к этнонаниональному столкновению пли коллизии». В связи с этим они полагают вполне обоснованным и плодотворным сочетать различные основания для типологической характеристики этого рода конфликтов, поскольку, с их точки зрения, это «позволяет шаг за шагом разблокировать и урегулировать конфликтные ситуации» (100, 224). Согласно такой (эклектичной) классификации-типологизации, во-первых, многие этнонациональные конфликты можно назвать ложными, поскольку эмоции затрудняют адекватное восприятие ситуации и противоположной стороны, порождая ложные образы и иррациональные фобии, агрессивность и дегуманизацию оппонентов. Во-вторых, многие этноконфликты характеризуются как замещенные конфликты, в которых антагонизм интересов направлен на этническую группу, реально не являющуюся участницей конфликта, но становящуюся козлом отпущения в столкновении интересов и соображений. В-третьих, отмечаются такие межнациональные конфликты, которые представляют собой конфликты культур, возникающие в результате различного понимания, различного отношения к жизненным реалиям, их толкования. Наконец, в-четвертых, выделяются реальные конфликты интересов, которые возникают между этническими группами из-за неравного доступа различных этносов к ресурсам, неравного распределения объемов и полномочий власти и т.д. Собственно политические типологии этноконфликтов используют в качестве типологического основания цели или источники конфликтов. Одна из первых типологий этнополитических конфликтов, построенная по основным целям и содержанию требований, была предложена Л. Дробижевой на основе оценки событий конца 1980-х — начала 1990-х гг. (44, 15, 240—242). Она включает следующие типы конфликтов. Во-первых, статусные институциональные конфликты в союзных республиках, переросшие в борьбу за независимость. В этих конфликтах непременно присутствует этнический фактор, и мобилизация идет по этническому принципу. Так, национальные движения в Прибалтике. Армении, Украине, Грузии, Молдове с самого начала выдвигали требования реализации этнонациональных интересов. В процессе развития этих движений каузальная основа конфликтов изменялась и «дрейфовала» от этнонациональных к государственным, но мобилизация по этническому принципу оставалась. Статусными были и конфликты в союзных и автономных республиках, автономных областях за повышение политического статуса (например, до уровня конфедеративных отношений, как в случае с Казахстаном или с Абхазией, или до уровня союзной республики в случае с Татарстаном) или его получение путем создания собственных национальных образований (например, ингушей в Че- чено-Ингушетии, ногайцев, лезгин в Дагестане, балкарцев в Кабардино-Балкарии). Во-вторых, этнотерриториальные конфликты, как правило, самые трудные для урегулирования. На территории бывшего СССР на период 1992 г. было зафиксировано около 200 экстерриториальных споров. По мнению В.Н. Стрелецкого (143, 226), одного из разработчиков банка данных этнотерриториаль-ных притязаний, в геопространстве бывшего СССР к 1996 г. сохраняли актуальность 140 территориальных притязаний. При этом особый подтип этнических противоборств представляют собой конфликты, связанные с репрессированными народами. Одни из них были связаны с восстановлением территориальной автономии (немцы Поволжья, крымские татары), в отношении других стоял вопрос о правовой, социальной, культурной реабилитации (греки, корейцы и др.), о возвращении на территорию прежнего проживания (месхетинцы). В-третьих, межгрупповые (межобщинные) конфликты, к которым относятся, например, конфликты, подобные тем, что были в Якутии (1986), Туве (1990), а также русско-эстонский, русско-латышский и русско-молдавский. Еше одна политологическая классификация национальных (этнополитических) конфликтов была предложена А. Соловьевым. Она основана на учете типов конфликтующих субъектов и типов противоречий, лежащих в основе причин таких конфликтов: 1) конфликты между национальными (этническими) группами в полиэтничных государствах, возникающие на основе различий во владении теми или иными социальными ресурсами; 2) конфликты между национальным большинством и меньшинством, причинами которых в немалой степени служат факторы естественно-исторического характера, заселенность определенных территорий, тесная связь отдельных групп с теми или иными видами хозяйственной деятельности, процессы ассимиляции и миграции отдельных наций, эволюция административно-территориальной организации государства, а также сокращение его реальных возможностей; 3) конфликты в результате идентификации этнических меньшинств с родственной общностью, проживающей в соседних странах (например, у турок в Болгарии, венгров в Румынии, русских в Молдове и др.), причем примерно такие же противоречия возникают и вследствие формирования этнических анклавов, складывающихся в результате этнической миграции из соседних государств, а также воссоединения ранее раздробленных этносов и восстановления прав репрессированных народов; 4) межнациональные конфликты, возникающие на почве наиболее политически значимых противоречий между государством (центральной бюрократией) и национальной группой в связи с систематическим ущемлением прав последней; 5) конфликты между титульной (коренной, дающей официальное название государству) и нетитульной (некоренной) нациями, выражающиеся в том числе в ограничении представителей последней в возможности вероисповедания, обучения на родном языке, установлении чрезмерных требований к освоению государственного языка, дискриминации по национальному признаку в сфере здравоохранения, образования, профессионального кадрового роста и т.д.; 6) так называемые межэтнические конфликты, источники напряженности которых лежат, как правило, в эмоционально-чувственной сфере, органически подкрепляясь влиянием бытовых традиций, оценками и суждениями, некритически воспринятыми еще в процессе ранней социализации, подсознательными, в том числе религиозными, стереотипами и стандартами, выражающими трудноизменяемое некомплиментарное отношение к людям другой национальности (128, 178-179). Следует заметить, что все приведенные выше типологии не являются, строго говоря, типологиями этнополитического конфликта в узком смысле, а представляют собой типологии более широких по содержанию этнических или этнонациональ-ных конфликтов. Исходя из предложенного в данной книге более узкого понимания этнополитического конфликта (как любого столкновения субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и ценности, связанные с достижением или перераспределением политической власти, определением ее символов, а также группового политического статуса и приоритетов государственной политики, в которых этнические различия становятся принципом политической мобилизации и по крайней мере одним из субъектов является этническая группа), хотелось бы предложить еще одну типологию этно-политических конфликтов, построенную по принципу различий в предмете конфликта между типами субъектов. В зависимости от типа конфликтующих сторон предлагается различать этно-политические конфликты между двумя этническими группами, с одной стороны, и этнополитические конфликты между этнической группой и государством — с другой. Кроме того, внутри каждого из этих типов можно выделить ряд подтипов (табл. 7). Таблица 7 Классификация этнополитических конфликтов по типу конфликтующих сторон и предмету спора Этнополитический конфликт между Э| неполитический конфликт между двумя этническими группами этнической группой и государством 1. Конфликты из-за возможностей I. Конфликты этнополитической и условий доступа групп к полити- легитимности (сеиессионный ческой системе. конфликт). 2. Конфликты из-за определяемых 2. Конфликты из-за этнотерритори-политической системой эконом и- ального распределения власти ческих возможностей групп. 3. Конфликты из-за.политического признания культурного статуса и символов групп Среди этнополитических конфликтов между двумя этническими группами можно выделить: 1. Конфликты по поводу расширения возможностей и условий доступа к политической системе. Это конфликты из-за равенства прав политического участия этнических групп в связи с предоставлением прав гражданства, изменением избирательных законов, а также конфликты в связи со степенью представленности групп во властных структурах (например, между немцами и турками в Германии, между гражданами и негражданами в Латвии и Эстонии, между черным большинством и белым меньшинством в ЮАР в период апартеида, между израильтянами и палестинцами в Израиле и др.). 2. Конфликты по поводу экономических возможностей групп, определяемых политической системой. Это конфликты из-за доли общенациональных ресурсов, выделяемой этническим группам из государственного бюджета, и из-за предоставляемых государством экономических возможностей. Они присутствуют в любом полиэтничном государстве и наиболее часто бывают связаны с разницей в уровне социальной мобильности этнических групп, с особенностями региональной политики государства, с ресурсным обеспечением публичной политики интеграции и мультикультурализма. 3. Конфликты политического признания культурного статуса и символов группы. Это конфликты из-за признания государством равноправия или приоритета культурных статусов или символов этнических групп. Часто они проявляются как конфликты по вопросам официального статуса языков, конфессий, государственных праздников и другим культурным и символическим аспектам. В той или иной степени они присутствуют практически в любом полиэтническом государстве. Среди этнополитических конфликтов между этнической группой и государством можно выделить два подтипа: 1. Конфликты этнополитической легитимности —- это конфликты, в которых предметом спора является идентичность территориального государства и признание его суверенитета этнической группой (се-цессионные конфликты, например конфликт по вопросу о суверенитете между союзными республиками и союзным центром в период распада СССР в начале 1990-х гг., самым острым из которых был конфликт между Россией и СССР; ирредентистские конфликты за воссоединение с этническими родственниками, например проблема Северной Ирландии, Южного Тироля после 1918 г., карабахский конфликт и др.). 2. Конфликты территориального распределения власти, предметом спора в которых являются практики распределения власти и компетенции управления между центральным правительством и различающимися этническим своеобразием территориями (например, этно-региональные автономистские конфликты в странах Западной Европы в 1970-е гг., конфликты о разделении предметов ведения в РФ в 1990-е гг.). Контрольные вопросы 1. В чем особенности структурной и динамической моделей описания конфликта? 2. Что такое границы конфликта? По каким основаниям они выделяются? Охарактеризуйте пространственные, временные и системные границы э!неполитического конфликта на примере 2—3 случаев (на ваш выбор). 3. Что понимают под окружающей социальной средой конфликта? Какие основные тины контекстов проявлений этнополитического конфликта привлекают внимание конфликтологов? 4. На какие основные типы конфликтологи подразделяют этнические группы как субъекты политического конфликта? На основе каких критериев политического анализа основано деление на этнотерри-гориальные и этнодиаспорные группы? Какие подгруппы выделяются внутри этих групп? 5. В чем причины роста роли государства в современных полиэтнических системах? Почему государство часто выступает объектом политического спора этнических групп? Какие роли может играть государ ство в этнополитическом конфликте? Приведите примеры этнополитических конфликтов, в которых государство играло бы роль субъекта, и тех, в которых государство играло бы роль третьей стороны. 6. Какие переменные необходимо учитывать при конфликтологическом анализе отношений и взаимных восприятий сторон этнополитического конфликта? 7. Что может выступать в качестве объекта и предмета спора в этнополитическом конфликте? Как соотносятся объект и предмет спора между собой? 8. Чем отличаются предмет спора в этнополитических конфликтах между двумя этническими группами от предмета спора в конфликтах между этнической группой и государством? 9. Что такое классификация и типология конфликтов? Для чего они применяются при конфликтологическом описании и анализе? 10. Какие основные группы классификаций и типологий конфликтов используются в этнополитической конфликтологии? 11. Какие обшеконфликтологические и общеполитологические классификации и типологии важны для описания и анализа этнополитических конфликтов? Задания для самостоятельной работы А. Используя дополнительную и другую справочную литературу, попытайтесь определить предметы спора в 5—6 случаях этнополитического конфликта (на ваш выбор). Б. Еше раз перечитайте раздел, посвященный специальным классификациям этноконфликтов. Заполните таблицу основных критериев и типов конфликтов, выделяемых в специальных классификациях. Автор(ы) Основания (критерии) Основные выделяемые тины классификации/типологии или вилы этноконфликтов Рекомендуемая литература Андриченко Л. В.. Белоусом Е. В. Правовое положение коренных малочисленных народов Российской Федерации // Федеративное устройство России: история и современность. М.. 1995. Арутюняп Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоииология. М., 1998. Глухова А. В. Типология политических конфликтов. Воронеж. 1997. Дмитриев А. В. Этнический конфликт: теория и практика. М., 1998. Дмитриев А. В. Конфликтология. М., 2002. Дробижева Л. М. Этнополитические конфликты: Причины и типология // Россия сегодня: Трудные поиски свободы. М., 1993. С. 227—237. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования). М., 1999. Михайлов В А. Национальные движения: Молдавский вариант // Полис. 1992. №4. С. 85-93. Мукомель В., Паин Э. А. Новые диаспоры: Государственная политика по отношению к соотечественникам и национальным меньшинствам в Венгрии, Украине и России. М.. 2002. Олкотт М. Б., Семенов И. Язык и этнический конфликт. М., 2001. Петров Н. П. Что такое полиэтнизм? (Территориально-этнические притязания и конфликты в бывшем СССР) // Политические исследования. 1993. № 6. Савоскул С. Русские нового зарубежья // Общественные науки и современность. 1994. Хя 5. С. 90-101. Стрелецкий В. Н. Этнотерриториальные конфликты: сущность, генезис, типы // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997. Тишков В. А. Исторический феномен диаспоры // Этнографическое обозрение. 2000. №2. Тишков В. А. Меньшинства в постсоветском контексте // Расы и народы. М., 1998. Вып. 24. Этнические меньшинства в современной Европе. М., 1997. Ямское А. Н. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997. Esman M. Ethnic Politics. Ithaca: Cornell University Press, 1994. Ch. 1. Gurr T. R. Minorities at Risk: A Global View of Ethnopolilical Conflicts. Washington, DC: USIP Press, 1993. Ch. 1-3. GurrT. R. Peoples against States. Washington, DC: USIP Press, 2000. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|