|
Модели этносоциальной стратификацииЭтносоциальная стратификация может выражать как иерархические связи между группами (т.е. складывающиеся по вертикали отношения господства—подчинения), так и социальную дистанцию, образующуюся между людьми по горизонтали. В связи с этим в работах этнополитических конфликтологов проводится аналитическое различение между двумя основными типами этносоциальной стратификации — вертикальным и горизонтальным. Ученые предлагают разные названия для этих типов: Д. Ротшильд выделяет вертикальную иерархию и параллельную сегментацию (236), М. Эзман — стратификацию и сегментацию (87; 88), Д. Горовиц говорит о ранжированных и неражирован-ных этносоциальных системах (151). При вертикальном типе этносоциальной стратификации (называемом также вертикальной иерархией, стратификационным типом отношений, ранжированными этносоциальными системами) на этнические разделения (группы этнического большинства А и группы этнического меньшинства Б) наслаиваются разделения по неэтническим основаниям, социальные (по власти, престижу и богатству), и между ними устанавливается жесткое соответствие. Для горизонтального типа этносоциальной стратификации (называемого также параллельной сегментацией, сегментацион-ным типом отношений, неранжированными этническими системами) характерно горизонтальное пересечение этнических и неэтнических разделений, при котором отсутствует какая-либо жесткая заданность между этнической принадлежностью индивида и его возможностью занять какую-либо статусную позицию. Сравнение этих двух типов этносоциальной стратификации представлено на рис. 3. Как видим, в системах вертикального типа (отношения вертикальной иерархии) все наиболее высокие статусные позиции закрепляются за представителями этнической группы А, в то время как представители этнической группы В в принципе, допускаются только к низкостатусным и среднестатусным позициям. Очевидно, что ранжированные системы могут быть основаны только на принципе открытого политического доминирования одной из этнических групп. Иными словами, доминирующая этническая группа контролирует основную долю власти, богатства и престижа и распределяет их в интересах своей коллективной выгоды, низводя других до подчиненною полоРис. 3. Вертикальный (I) и горизонтальный (II) типы этносоциальной стратификации (ранжированные и неранжированные этносоциальные системы) жения. К этому типу относят, например, кастовую систему, существовавшую в Индии до реформ Д. Неру, а также систему апартеида, существовавшую в Южной Африке до начала 1990-х гг. Как отмечает Д. Горовии, в ранжированных системах возможности социальной мобильности ограничены групповой идентичностью. «В таких системах политический, экономический и социальный статус имеет тенденцию становиться кумулятивным, так что члены [одной] группы одновременно занимают подчиненное положение по каждому из этих параметров по отношению к членам [другой] группы. Межгрупповые отношения совершенно четко можно понять как отношения господствующего и подчиненного статусов» (151, 22). Неранжированные системы (отношения параллельной сегментации) характеризуются тем, что каждая из этнических групп включает полный набор социальных ролей и акторов (например, политические элиты, предприниматели, менеджеры, профессионалы, а также рабочие, крестьяне-фермеры и малоимущие). Каждая из этнических групп внутренне стратифицирована по социально-экономическим критериям, а также по политическому признаку. У каждой группы есть собственная политическая элита, которая воспринимается как легитимный представитель интересов данной этнической группы в отношениях с политической элитой другой группы, причем элиты обеих этнических групп конкурируют друг с другом за доступ к властным позициям в объединяющей обе группы социальной и полити- ческой системе. Как отмечает Д. Горовиц, «в неранжированных системах параллельные этнические группы сосуществуют, причем каждая из них является внутренне стратифицированной» (151, 23). В отличие от ранжированных этнических групп, которые являются компонентами единого общества, параллельные группы представляют собой, по сути, зарождающиеся (в терминологии Д. Горовица incipient societies) целостные общества и часто даже имеют прошлую историю существования в качестве более или менее автономных целостных обществ. Для характеристики тех неранжированных систем этносоциальной стратификации, в которых группы четко отграничены друг от друга и каждая из них представлена своей политической организацией, в литературе используется понятие «глубоко разделенные общества» (deeply divided societies). Их отличительной чертой является наличие множества пронизывающих всю социальную систему разделений по признаку идентичности. Группы считаются сегментами общества, если они замыкаются на основных видах деятельности — образовании, отстаивании трудовых интересов, культурной активности, потреблении информации, политике. Общества, в которых эти сегменты сосуществуют, но не смешиваются, называют глубоко разделенными (или плюралистическими). Д. Горовиц указывает, что в разделенных обществах этнические аффилиации отличаются мощным, глубоко эмоциональным и всеобъемлющим характером (151, 12). Если степень развития неэтнических (добровольных) организаций, объединяющих своих членов по достигнутому статусу, значительно уступает степени развития организаций, объединяющих своих членов по приписанному (этническому) признаку, гражданское общество неспособно успешно нейтрализовать конфликтогенное влияние этнического раскола на политику. А. Рабушка и К. Шепсли в своей работе «Политика в плюральных обществах: Теория нестабильности демократии» предложили сохраняющую значение и по сей день типологию поли-этничных обществ, которая основана на структуре этнических разделений и властных отношений (225). Следуя за их анализом, современные ученые различают четыре типа разделенных обществ: 1. Фрагментированный тип. при котором в обществе существует более четырех крупных политически мобилизованных этнических групп, ни одна из которых не является явно доминирующей (например. Афганистан. Индия, Нигерия, Заир). 2. Сбалансированный тип, в котором присутствует четыре или менее четко различимые идентичностные группы. Такие системы могут быть либо биполярными (Кипр, Северная Ирландия, Бельгия), либо мультиполярными (Босния). 3. Системы доминирования меньшинства, в которых монополией на власть пользуется численное меньшинство, лишающее значительное большинство иноэтничного или иноконфессио-нального населения доступа к политической системе (например, Руанда, Бурунди, Ирак (при режиме С. Хусейна), Сирия, а также общины белых в Родезии и Южной Африке (до падения режима апартеида)). К этому же типу иногда относят некоторые государства Латинской Америки, такие, как Гватемала, Гаити, Перу, в которых белое меньшинство (местицо) доминирует над коренными этническими группами. 4. Системы доминирования большинства, где численно преобладающая группа доминирует над этническими меньшинствами. Это самый распространенный в современном мире тип разделенных обществ (например, США, Франция, Испания, Италия, Канада, Израиль, Латвия, Эстония, Хорватия, Россия, Шри-Ланка и др.) (254, 15—16). Так как конфигурации, которые принимает конфликт, напрямую зависят от первоначального распределения ресурсов, статуса и власти между группами, учет различий между вертикальным и горизонтальным типами этносоциальной стратификации очень важен при анализе этнополитического конфликта. В связи с этим в литературе обращается внимание на ряд обстоятельств. Во-первых, очевидно, что в полиэтничных системах с разным типом этносоциальной стратификации действуют разные по своей природе ко нфл и кто генные факторы, которые определяют форму проявления и характер протекания этнополитического конфликта. Так как в ранжированных системах границы этнических групп в значительной степени налагаются на границы социально-классовых различий в обществе, в основе политических споров между группами лежат отношения господства-подчинения. Соответственно этнический конфликт в таких системах приобретает окраску социально-классового конфликта, а основной формой политического насилия становится социальная революция (81; 151). В своей работе Горовиц ссылается на страноведческие исследования, которые показывают, что, например, революционный характер смены политического режима в постколониальной Руанде в 1959 г. и в Занзибаре в 1964 г. объясняется тем, что в обоих случаях новые режимы выросли из ранжированных систем этнического господства и подчинения (151). В неранжированных системах, напротив, этнический конфликт проявляется в чистом виде, не камуфлируясь в социально-классовые одеяния. Это связано с тем, что цели конфликтующих сторон принципиально иные. Так как с социальной точки зрения неранжированные системы представляют собой по сути расщепление единого политического сообщества на два параллельных этнических общества, поведение конфликтующих этнических групп сходно с поведением государств в международной системе. Отношения политических акторов, особенно элит, напоминают международную дипломатию: этнические лидеры заключают пакты и другие договоры, вступают в союзы и коалиции. В основе политического спора между этническими группами лежат проблемы не столько господства—подчинения, сколько группового включения—исключения, т.е. различия между этническими группами в доступе к политической системе и в распределении долей участия в политической власти. В случае непримиримости сторон политическим требованием исключенной группы становится сецессия и образование самостоятельного государства. Тот факт, что в неранжированных системах каждая из этнических групп обладает полным набором социальных ролей и позиций, дает основания выделяющейся группе надеяться на жизнеспособность независимого государства в случае, если оно будет создано. Поэтому в отличие от ранжированных систем типичной формой политического насилия в неранжированных системах является не социальная революция, а этническая гражданская война. Во-вторых, сточки зрения Горовица, важным политическим последствием горизонтального типа этносоциальной стратификации является особое значение, которое в неранжированных системах приобретают межгруиповые споры о политическом статусе. Если в ранжированных системах неравенство в распределении власти, богатства и статуса между этническими господами и этническими подчиненными открыто признается и поддерживается всей нормативной системой общества, его институтами и санкциями, то в неранжированных системах в принципе отсутствует четкое политико-правовое (институциональное) закрепление группового статуса. В результате межгрупповые сравнения неизбежно приобретают гораздо большую значимость и становятся источником групповой неуверенности в относительном превосходстве своего статуса над статусом других групп. Поэтому в неранжированных системах колоссальную роль играет конкуренция этнических групп за контроль над основным политическим институтом — государством (и его символами), которое выступает не только как источник ресурсов, но и как средство для подтверждения группового политического статуса. В иерархично ранжированных системах межэтнические отношения, по мнению Д. Горовица, менее конкурентны (хотя и не менее сложны политически), так как количество социальных позиций, оспариваемых представителями разных этнических групп, меньше. В-третьих, важной особенностью этнических конфликтов в неранжированных системах является их способность весьма эффективно сдерживать проявления классового конфликта. Так как социальные классы включают представителей разных этнических групп, наблюдается тенденция к снижению остроты классовых противоречий. Это связано с тем, что развертывание классового конфликта не только требует создания межэтнических коалиций внутри одного и того же класса (например, предпринимателей или наемных работников), но и вызывает антагонистические расколы внутри одной и той же этнической группы, причем оба этих процесса отвлекают людей от этнической солидарности, которая обусловливается логикой мобилизованного этнического соперничества. Следует заметить, что два типа этносоциальной стратификации, рассмотренные выше, представляют собой аналитические абстракции, так называемые идеальные типы. Хотя можно обнаружить примеры существования каждого из этих типов в истории, в реальной действительности современных государств в чистом виде нельзя найти примеров ни строго вертикальной, ни строго горизонтальной модели этносоциальной стратификации. Горовиц справедливо замечает, что современные неранжирован-ные системы часто приобретают элементы ранжированности: хотя по большинству измерений этнические группы сосуществуют как почти автономные общества, по ряду измерений они все же остаются взаимозависимыми частями единого полиэтнического сообщества. Равным образом очевидно, что в современном мире уже не осталось и чисто ранжированных систем. Хотя функциональная интеграция ранжированных групп в единое общество более жесткая, чем в неранжированных системах, тем не менее даже в ранжированных системах существуют области этнической автономии. Иными словами, ни один из типов систем не является чистым, оба они обычно находятся в процессе изменения. Как правило, современные общества представляют собой функциональную смесь из обеих моделей, в них в той или иной степени присутствуют элементы как сегментации, так и стратификации. Очевидно, что сам факт того, что в неранжированных системах каждая этническая группа обладает полным набором социальных статусов, вовсе не означает, что каждая социальная ролевая позиция равномерно заполнена членами обеих этнических групп. В реальной действительности представители групп большинства и меньшинства, как правило, неравномерно занимают те или иные позиции, причем одна из групп не абсолютно, а лишь относительно преобладает на высокостатусных позициях, а другая — на низкостатусных. Элита одной группы шире, чем другой, так как социальная мобильность одной группы, как правило, выше, чем другой. Весьма удачная попытка построить аналитическую модель не идеального, а реального типа этносоциальной стратификации современных обществ была предпринята Дж. Ротшильдом в его работе «Этнополитика». Он предложил выделить еще одну — не идеально типичную, а реальную — модель этносоциальной стратификации, которую он назвал смешанной, или «перекрестно-сетчатой моделью» (рис. 4). Рис. 4. Сравнение вертикальной (I) и перекрестно-сетчатой (II) моделей этносоциальной стратификации Смешанный (перекрестно-сетчатый) тип этносоциальной стратификации характеризуется неравномерным наложением (перекрещиванием) сетки этнических групп и социальных классов. Каждая этническая группа обладает широким набором социальных статусов. Вместе с тем модель распределения статусов между этническими группами отнюдь не носит случайного характера и не является ни симметричной, ни эгалитарной. Хотя у каждой этнической группы существует широкий спектр экономических функций и каждый экономический сектор органично включает членов разных этнических групп, тем не менее существует определенная доля недопредставленности и перепредставленности групп А и В внутри экономических классов и кластеров политической власти. Члены группы А (этнического большинства) относительно преобладают на высокостатусных позициях, а члены группы В (этнического меньшинства) — на низкостатусных позициях. При этом ассимиляция этнического меньшинства не является аксиомой, как не является аксиомой и наличие взаимных этнокультурных симпатий. Для большинства современных полиэтничных стран, в том числе для всех без исключения развитых стран, характерна именно перекрестно-сетчатая модель этносоциальной стратификации. На схеме 4 представлено сравнение идеального типа вертикальной этносоциальной стратификации с реально существующим типом перекрестно-сетчатой этносоциальной стратификации, при которой реально существующее социальное и политическое неравенство становится важным фактором межэтнических отношений. Одним из значительных индикаторов равенства или неравенства этнических групп как в существующих институтах, так и в представлениях людей является участие во власти (131, 105). Результаты этнополитических социологических исследований на российском материале свидетельствуют, что участие во власти — проблемная ситуация, воспринимающаяся как дискриминация русскими в республиках, а представителями нерусских народов — в федеральном центре. Так, недопредставленностью в федеральных органах власти аргументируется другое неравенство — доминирование во властных структурах республик в составе РФ представителей национальностей, дающих название этим республикам. Так, в работах отечественных ученых отмечается, что распад СССР, а затем суверенизация республик в составе России с начала 1990-х гг. коренным образом изменили в них состав руководства. Заботясь о сохранении этнонаиии, родного языка, о поддержке и развитии национальной культуры, быта, традиций, этническая элита фактически узурпировала там власть (131, 109). В Республике Саха (Якутия) при 37% якутов в республике в правительственных структурах их было более 69% (23, 129). Аналогичные процессы имели место и в других республиках. Так. в Государственном совете Республики Татарстан во второй поло- вине 1990-х гг. из 123 депутатов русские составляли 22%. Между тем в республике их проживает 43% общего числа населения. Из 52 глав администраций только 9 русские, а 43 человека — татары, в том числе из 10 глав администраций городов республиканского подчинения только один русский (131, 110). В Палате представителей Госсобрания Башкортостана башкиры составляли 41,1% депутатов, в Законодательной палате — 55,2%, при том что в составе населения башкир было 22% (25, 35—36). В последние годы существенные изменения претерпело этническое представительство в Туве. Там доля депутатов-нетувинцев в Верховном хурале (парламенте) Республики Тува в 1996 г. составляла лишь 12%, тогда как в Верховном Совете республики последнего созыва в 1993 г. их было 40%. В том же году доля русскоязычных среди сотрудников государственного аппарата управления в Туве оценивается примерно в 15—18% при общей численности русских в Туве 32% (8, 32). Конкретные социологические исследования показывают, что русские в подавляющем большинстве республик РФ не потеряли в должностях. Но их социальная мобильность и продвижение ниже, чем так называемого титульного населения (47, 14). Попытки демократизации не устранили, а скорее обнажили эту проблему для обсуждений. В полиэтничных сообществах с перекрестно-сетчатым типом этносоциальной стратификации наличие общих референтных ценностных ориентации (например, в равной степени ценимые представителями разных этнических групп статусные позиции, на достижение которых они ориентированы в своей восходящей социальной мобильности) способствует возникновению межгрупповой конкуренции, которая может стать важным источником этноконфликта. Исследования, проведенные на материале индустриально развитых стран мира, подтверждают эти положения. На материале национальных отношений в России фундаментальный вклад в изучение конфликтологических последствий различий в позициях этнических групп в социальной иерархии и проблем социального неравенства (в том числе и этнического) внесли работы отечественных этно-социологов школы Юрия Арутюняна. Начиная с 1970-х гг. еще в СССР, проводились лонгитюдные репрезентативные социологические исследования на материале различных этнических групп по программе «Оптимизация социально-культурных условий сближения наций» (ОСУ). Исследуя национальную проблематику, этносоциологи выяснили степень «сближения». В отличие от примитивно идеологизированной официальной трактовки сближения чаще как «дружбы народов» научная трактовка рассматривала сближение наций как процесс увеличения сходства в их социальной структуре и появления общих норм и ценностей. На основе анализа конкретного материала по Эстонии, Молдове, Грузии, РСФСР и Узбекистану этносоциологи показали, что сходство в социальных параметрах контактирующих этнических групп, особенно движение к такому сходству, далеко не всегда ведет к улучшению межэтнических отношений, ибо возникает конкурентная ситуация между ними, и она не может не быть напряженной (133. 378, 432; 12, 120, 135; 13, 3— 4; 43). Наиболее крупный вклад в этносоциологическое изучение влияния старых и новых этнических неравенств на процессы дифференциации и интеграции в постсоветском российском обществе внесли работы группы социологов под руководством Л. Дробижевой, последовательницы школы Ю.В. Арутюняна (131; 132; 47). В СССР наиболее значимые социальные изменения, менявшие статусные позиции народов, дававших названия союзным республикам, произошли в 1970-е — начале 1980-х гг., а у народов бывших автономных республик — со второй половины 1970-х и к концу 1980-х гг. В 1960-е гг. 4, а в конце 1970-х гг. 9 наций из 14, дававших названия союзным республикам (кроме РСФСР), по доле специалистов с высшим образованием сравнялись с русскими. К концу 1980-х гг. и 11 из 21 народа автономий по этому показателю сравнялись с русскими в республиках. Уже с конца 1980-х гг. во многих российских республиках стал наблюдаться переизбыток дипломированных специалистов, особенно в тех из них, где он имел место и среди титульных национальностей, и среди русских: Саха (Якутия), Северная Осетия—Алания, Адыгея, Бурятия, Кабардино-Балкария. Хакасия. В меньшей мере этот процесс охватил Карелию, Коми, Удмуртию. (98). Так что новая Россия унаследовала, с одной стороны, динамично развивающиеся народы (не случайно, идеи национального возрождения в 1989—1991 гг. возникли не только в союзных республиках, но и в автономиях в составе РСФСР). а с другой — глубокие различия между ними. Дифференциация людей разных национальностей наиболее сильной была на высших ступенях социальной лестницы. Именно эти ступени определяли доступ к собственности, власти, повышали престиж. Подоле работников высококвалифицированного умственного труда коэффициент вариации между титульными на- циональностями республик составлял по результатам переписи 1989 г. 33%, по доле рабочих средней и низшей квалификаций — 17-18%. (47, 48). Этносоциальная проблема современной России, доставшаяся в наследство еще от советского времени, — преодоление социальных несоответствий русского и нерусского населения республик в составе РФ. По результатам исследований этносоцио-логов в целом у русских с российскими народами в республиках прослеживаются две модели взаимодействия. Одна— ее условно можно назвать сегрегационной — неравное положение национальностей в отраслевой структуре занятости. Например, в Республике Саха (Якутия) якуты в наибольшей мере представлены в сферах управления, здравоохранения, просвещения, науки, культуры и искусства. Русские же заняты преимущественно в сфере индустрии, добывающей промышленности, имеют значительно большую долю рабочих и меньшую — управленцев. При сегрегационной модели, с одной стороны, этнические группы занимают «свои ниши», взаимно дополняют друг друга и заинтересованы во взаимодействии, но с другой — различия в отраслевой структуре занятости связаны с неравенством в оплате и условиях труда, получении пособий, материальных благ и в престиже, доступе к власти, и в этом отношении социальная дистанция между этническими группами увеличивается. Другая модель межэтнического взаимодействия — конкурирующая, когда у титульных народов республик и русских более-менее сходная структура занятости. Например, в Татарстане, за исключением преобладания специалистов-татар в сельскохозяйственном производстве, в других сферах деятельности наблюдается сходство структур занятости с русскими. Очевидно, что и в случае этой модели ее конфликтологические последствия неоднозначны. С одной стороны, сходство структур занятости усиливает конкуренцию этнических групп за одни и те же социальные ниши, но с другой — в социальной сфере люди разных национальностей переживают общие трудности и радости, могут лучше понять друг друга, а потому не исключено, что конкурирующая модель оказывается нередко более перспективной и позитивной (47, 49—51). Для более адекватной оценки перспектив межэтнических отношений имеет значение фокусирование внимания на характере динамики социального взаимодействия. В современных условиях Российской Федерации этносоциологи выявили три типа социальной динамики взаимодействия групп в республиках. Первый — этнические группы имеют сходную динамику (параллельное развитие). Примеры такого типа— Татарстан, Адыгея, Горный Алтай, Хакасия, Карачаево-Черкесия. Второй тип — группа, дающая название республике, значительно опережает русских по темпам роста численности занятых в сфере высококвалифицированного труда (опережающееразвитие). Примеры — Саха (Якутия), Бурятия, возможно, Калмыкия. И третий тип, — условно говоря, догоняющее развитие. Пример — Башкортостан, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карелия, Мордовия, Тува, Удмуртия, Чувашия, до 1990-х гг. — Чечено-Ингушетия (131, 28— 37). Очевидно, что неоднотипность статусного взаимодействия требует и разнообразия публичной политики в республиках и регионах, направленной на конструктивное регулирование этнической напряженности (47, 15). Возвращаясь к более общему уровню рассмотрения конфликтологических проблем, обусловленных типом этносоциальной стратификации, следует отметить, что характерной чертой сетчатой модели этносоциальной стратификации является интенсивная межэтническая конкуренция за определенные блага (например, образование, ресурсы, экономические возможности), которые в равной степени ценятся всеми этническими группами и не воспринимаются как жестко закрепленные за одной из них. В условиях острой межэтнической конкуренции за ограниченные престижные ниши субъективные компоненты этнического конфликта (негативные стереотипы и страхи) могут обретать особую остроту. Этнические группы, которые обнаруживают свою непропорционально высокую представленность в низкостатусных социально-экономических стратах, обычно приходят к выводу, что вся система структурирована не в их пользу. В результате часто возникает недовольство качеством отношений с доминирующей группой. Достоинство представленной Ротшильдом сетчатой модели состоит в том, что она весьма ярко демонстрирует, что модели вертикальной и горизонтальной стратификации являются всего лишь идеальными типами, переменными для анализа контекста этнополитического конфликта в современных полиэтничных сообществах. Для современных полиэтничных систем на самом деле характерна диагональная асимметричность этносоциальной структуры и подвижность границ между этническими и неэтническими (т.е. по отношению к классу, статусу, престижу, власти) делениями, а следовательно, и острый этнический конф- ликт из-за этих границ. Теоретически даже в полиэтничном обществе распределение экономических благ, социального статуса и политической власти может быть этнически нейтрально. Фактически же при распределении ресурсов, которым занимается современное государство, везде наблюдается перекос по этническим критериям. И именно эти асимметричные корреляции трансформируют этничность из факта культуры в факт политики, делают ее воспринимаемым предметом политических споров и конфликтов. По мнению Дж. Ротшильда, в современных условиях источником этнополитического конфликта является не примордиаль-ная культурная приверженность сама по себе (чья религия или чей язык лучше), а воспринимаемое этническое неравенство по доступу и по обладанию экономическими, образовательными, политическими, административными и социальными ресурсами, что и порождает борьбу этнических групп за политическое доминирование в государстве. Благодаря современным СМИ этнические группы хорошо информированы о существующем неравенстве в распределении ресурсов и в статусе. Положение высокостатусных групп становится референтной планкой для низкостатусных. Этнические меньшинства сравнивают свое современное социально-экономическое и политическое положение не с тем, которое та или иная группа имела исторически (т.е. не с положением своих дедов и прадедов), а с современным положением группы этнического большинства. При этом, вместо того чтобы радоваться успехам и прогрессу, которых группа все-таки достигла, представители этнических меньшинств выражают зависть и недовольство все еще сохраняющимся разрывом в статусе по сравнению с группой этнического большинства. Не вызывает удивления и естественность реакции на это со стороны этнического большинства. Высокостатусная этническая группа видит угрозу своему доминированию со стороны развивающихся меньшинств, а потому может стать столь же воинствующей, как и низкостатусная этническая группа, борющаяся за прекращение своего подчинения. Типичным содержанием политических споров этнического большинства и этнического меньшинства становятся различия в оценках достигнутого. Группы этнического большинства утверждают, что их привилегированный политический статус и высокие экономические позиции являются результатом их доблести и достижений, которые надо защищать от нападок этнических паразитов. Группы этнических меньшинств, в свою очередь, указывают на исторические корни этнического неравенства возможностей, а следовательно, и распределения ресурсов и доступа к политической власти, что позволяет большинству эксплуатировать меньшинства. Таким образом, заслуга Дж. Ротшильда заключается в том, что он впервые обратил внимание на политическую связь этнической дифференциации с другими линиями стратификации в полиэтничном обществе. Хотя современные развитые общества имеют тенденцию расщеплять этническую идентичность индивида, тем не менее они не могут низвести политическую силу этничности до нуля. По мнению Ротшильда, этничность не при-мордиальна, но и не полностью инструментальна. Нельзя категорически утверждать ни того, что этнически структурированные общества полностью независимы от его социально-экономических структур, ни того, что этнические отношения и этноконфлик-ты нередко камуфлируют социально-экономические отношения. Напротив, любые объяснения групповых явлений и требований на основе лишь одной (этнической или социально-классовой) линии идентификации и кливиджа искажают суть дела. Современные общества характеризуются наличием нескольких налагающихся друг на друга моделей стратификации и разделения, и задача ученых — выявить взаимосвязи между ними, а не идеологизировать одну из них. Проведенные Т. Гурром и его коллегами сравнительные макрополитические исследования этнического конфликта в послевоенном мире подтвердили справедливость теоретических положений Дж. Ротшильда и Д. Горовица о том, что характерным источником этнического конфликта в большинстве современных обществ являются сохраняющиеся неравенство и групповая дискриминация этнически и культурно различающихся групп. При этом Гурр различает экономическую и политическую формы дискриминации этнических групп. Группы этнических меньшинств подвергаются экономической дискриминации в той мере, в какой их членов систематически лишают доступа к желаемым экономическим благам, условиям или позициям, которые открыты для групп этнического большинства. Политическая дискриминация означает, что члены групп этнического меньшинства систематически ограничиваются в возможностях пользоваться своими политическими правами или в своем доступе к высокостатусным позициям по сравнению с другими группами в обществе. В своем исследовании Гурр использовал индикаторы недопредставленности этнических групп во властных структурах, а также фактического ограничения политического уча- стия меньшинств вследствие исторической или современной практики исключения. В результате было обнаружено, во-первых, наличие связи между политической и экономической непривилегированностью групп этнических меньшинств; во-вторых, роль этнокультурных различий как факторов политической и экономической непривилегированности и, в-третьих, роль этнической дискриминации как фактора сохраняющихся политических и экономических различий между этническими группами (125, 2). Исследования Гурра показали, что, хотя во многих современных полиэтничных сообществах устранены некоторые виды этнической дискриминации, попытки смягчить социально-экономическое недовольство этнических групп путем законодательного закрепления формального равенства политических и экономических возможностей их представителей и стимулирования дискурса межэтнической толерантности и сотрудничества практически везде наталкивались на значительную социальную инерцию. В большинстве современных развитых стран процесс изменения действующих моделей распределения власти и мероприятия по росту материального благосостояния групп этнических меньшинств осуществляются очень медленно и болезненно. Как показывает опыт континентальных стран Западной Европы, как правило, этот процесс неизменно сопровождается растущей этнической напряженностью вплоть до массовых эксцессов этнорасизма, которые политики и отдельные структуры гражданского общества стран, возомнивших себя «цивилизованными», пытаются затушевать при помощи малоэффективных сакральных заклинаний вербальной политкорректное™. В качестве основных источников этой социальной инерции Гурр выделяет, с одной стороны, устойчивые предпочтения большинства этнических меньшинств сохранять особую культурную идентичность даже по мере улучшения культурного и политического статуса, а с другой — сопротивление привилегированных этнических групп снижению своих позиций и привилегий. В результате в конце XX в. почти все полиэтничные государства Западной Европы и Северной Америки стали ареной острых межэтнических споров, в которых выдвигаемые доминирующими группами принципы нациестроительства и ассимиляции или интеграции соперничают с идеями защиты автономии и мультикультура-лизма, которые преобладают среди подчиненных групп меньшинств (125, 37). ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ Этнополитические конфликты — олна из форм взаимодействия субъектов этнической политики. При изучении внутриполитического контекста внимание конфликтологов сосредоточено на тех моделях этнической политики, которые влияют на характер и проявления развертывания конфликтов. В связи с этим наибольший интерес представляют процессы и факторы политической мобилизации этничности, а также механизмы внут-риэтнической конкуренции элитных групп. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|