Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СТАТИСТИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА





М. Н. ВИТЧЕНКО

 

СТАТИСТИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 

Учебное пособие

 

Санкт-Петербург 2008


УДК 658

ББК 4291я73

В54

Рецензенты:

зав. кафедрой бухгалтерского учета и аудита

Санкт-Петербургского государственного морского

технического университета (СПбГМТУ),

кандидат экономических наук, доцент Е. А. Наумова;

ст. преподаватель кафедры «Экономика транспорта»

Санкт-Петербургского государственного университета

путей сообщения (ПГУПС) Л. А. Бахарева

В54
Витченко М. Н.

Статистика железнодорожного транспорта: Учебное пособие. М. Н. Витченко – СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения, 2008. – 74 с.

 

 

Содержание данного пособия представляет собой конспективное изложение курса лекций по дисциплине «Статистика железнодорожного транспорта».

Предназначено для студентов специальностей БУК, ФМ, МН, МК, К.

 

УДК 658

ББК 4291я73

 

 

  ã Витченко М. Н., 2008
  ã Петербургский государственный
  университет путей сообщения, 2008

 

ВВЕДЕНИЕ

Термин «статистика» происходит от латинского слова «статус» (status), которое означает «положение, состояние вещей». От этого слова образовались, в свою очередь, такие слова как: «stato» – государство, «statista» – знаток государства и «statistica» – наука.

Статистика, как и другие общественные науки, возникла из практической потребности людей. Это одна из древнейших наук; ее возникновение связано с образованием классового общества и появлением государства, а вместе с ним и необходимостью сбора сведений о населении и средствах, которыми оно располагает, природных ресурсах, климатических зависимостях и т. д. Обобщение практического опыта по проведению учетно-статистических работ, необходимость изучения накопившихся материалов и привели к возникновению науки статистики.

Первоначально под статистикой понимали совокупность знаний о государстве, затем статистикой стали называть сбор и обработку данных об общественных явлениях, а впоследствии – особую отрасль общественных наук.

Статистика – это наука, которая присущими ей методами изучает количественную сторону массовых общественных явлений, в неразрывной связи с их качественной стороной и дает числовое выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.

Статистика как самостоятельная общественная наука имеет свой предмет и методы его изучения.

Предмет статистики – количественная сторона массовых общественных явлений в неразрывной связи с качественной стороной и их социально-экономическим содержанием.

Являясь общественной наукой, статистика изучает в конкретных исторических условиях все стороны жизни общества: экономическую, политическую, культурную и, давая количественную оценку, всегда отражает качественные особенности исследуемых явлений. Она тесно связана с другими науками и, в первую очередь, с общественными, и эта связь не является односторонней. Статистика опирается в своих исследованиях на положения тех наук, которые выявляют сущность и формы развития многообразных явлений общественной жизни, в первую очередь к ним относятся экономическая теория, социология. Для общественных наук статистика является основным источником информации и важнейшим методом их познания. Статистика использует в своих исследованиях положения и методы математики, особенно математической статистики. Как один из видов учета статистика тесно связана с бухгалтерским и оперативным учетом. Статистика использует их данные и присущие им принципы и правила фиксирования ряда фактов хозяйственной деятельности.

В настоящее время статистика – многоотраслевая наука, включающая в себя три части:

1) общая теория статистики (методология изучения количественной стороны массовых общественных явлений);

2) социальная статистика (изучает социальную жизнь общества);

3) экономическая статистика (изучает количественные характеристики хозяйственной деятельности общества).

Экономическая статистика сформировалась во второй половине ХIХ века, и затем из нее исторически выделились статистика промышленности, статистика торговли, статистика сельского хозяйства, статистика транспорта и т. д.

Статистика обеспечивает информационную базу для расчета тех или иных экономических показателей и дает методику расчета обобщающих показателей. Методика расчета большинства экономических показателей едина для всех экономических наук и статистики.

Для выявления, характеристики размеров и количественных соотношений общественных явлений, а также их изменений, применяют специальные методы статистики, которые находят свое выражение в трех основных стадиях статистического исследования:

1) массовое статистическое наблюдение – на этой стадии в результате регистрации фактов по научной и тщательно разработанной программе получают объективные данные об изучаемом явлении;

2) сводка, группировка, классификация и систематизация материалов, собранных в результате массового статистического наблюдения;

3) анализ показателей, полученных в результате сводки и обработки статистических материалов.

На каждой из этих стадий применяют специфические приемы и способы, которые в совокупности образуют статистическую методологию.

 

СТАТИСТИКА ПЕРЕВОЗОК

 

Статистика перевозок – основной раздел железнодорожной статистики, так как именно перевозочный процесс определяет показатели, характеризующие работу дороги в целом. Статистика перевозок изучает перевозки грузов, пассажиров и багажа. Значение статистика перевозок имеет как общеэкономическое, так и внутриведомственное.

Перевозки грузов и пассажиров существенно отличаются, и поэтому они выделяются в самостоятельные подразделы. Отличия заключаются как в организации перевозок, так и в условиях формирования поездов и по роду подвижного состава. Следовательно, меняются система учета, методика получения первичной информации, первоисточники учета и группировки.

 

Статистика перевозок грузов

Объект наблюдения – грузы, подвергающие транспортировке на основании юридического документа – товарно-транспортной накладной.

Единица наблюдения – отправка, партия неделимого груза от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя, оформленная одним перевозочным документом; при этом отправки могут значительно колебаться по массе от 20 кг до нескольких тысяч тонн.

Этот показатель применяется для определения средней скорости доставки грузов и средней продолжительности доставки.

Статистика перевозок начинается с организации статистического наблюдения, т. е. получения первичной информации о перевозочном процессе на основе документального оформления всех операций перевозочного процесса от предъявления грузов к перевозке до выдачи груза грузополучателю.

Перевозки характеризуются целым рядом группировочных признаков:

· станция и дороги отправления и назначения;

· режим скорости (большая, грузовая, пассажирская) отражается в одном из основных документов перевозочного процесса дорожной ведомости;

· категория отправки (установлены 4 категории: маршрутная, повагонная, мелкая, контейнерная);

· путь следования и расстояние перевозки (определяются по календарным штемпелям на стыковых станциях в дорожной ведомости и тарифному руководству № 4);

· род груза указывается в соответствии с алфавитным списком тарифно-статистической номенклатуры;

· масса груза учитывается в килограммах фактической отправки или по грузоподъемности вагона;

· масса тары;

· провозная плата – оплата за перевозку в соответствии с действующими тарифами за род груза (опасный, взрывоопасный груз и т. п.), категорию отправки, расстояние и условие перевозки, режим скорости, тип вагона.

Первоисточники учета. Предъявление груза к перевозке оформляется накладной. Это юридический документ, отражающий заключение договора между грузоотправителем и дорогой. Накладная по завершении перевозки выдается вместе с грузом получателю, поэтому данные из накладной переносятся в дорожную ведомость. Таким образом, накладная служит основанием для составления первоисточников статистики.

Дорожная ведомость является основным первоисточником статистического учета перевозок. Она содержит данные из накладной, а также в ней проставляются сроки доставки грузов по норме и фактически, календарные штемпели станции перехода грузов с дороги на дорогу, кратчайшее расстояние перевозки, взысканные суммы провозной платы и дополнительных сборов.

Наличие перевозочных документов учета на станциях отправления грузов дает возможность учитывать перевозки как по моменту отправки, так и по моменту прибытия грузов. В первом случае регистрируется не выполненная перевозка, а только предстоящая, т. к. возможны изменения. При учете по моменту прибытия эти изменения будут учтены, и это является преимуществом такой системы учета, но разрыв во времени может достигать нескольких месяцев, что является существенным недостатком.

ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ СТАТИСТИКА

Предмет эксплуатационной статистики – подвижной состав железных дорог. Это большая часть основных средств. Отдельные элементы – локомотивы, мотор-вагонный подвижной состав и вагоны.

Для их характеристики используют целый ряд признаков: характер перемещения; форма эксплуатации; стоимость отдельных единиц; количество единиц и другие.

Внутри каждого элемента единицы, в свою очередь, различаются по конструктивным признакам и назначению, техническому и эксплуатационному состоянию, виду и месту работы и т. п.

 

К основным задачам эксплуатационной статистики относятся:

· характеристика наличия и использования подвижного состава, контроль выполнения плана и анализ его выполнения;

· предоставление информации руководящим и планирующим органам о наличии, размещении технических средств и их техническом состоянии (для обеспечения эффективного процесса управления дорогами);

· выявление передовых методов эксплуатации и внутренних резервов улучшения использования подвижного состава;

· разработка и совершенствование методов получения информации о наличии и использовании подвижного состава, системы показателей и методов анализа.

 

Перепись грузовых вагонов

 

Перепись вагонов проводится одновременно по всей сети, как правило, в середине мая по программе, представляющей собой перечень важнейших признаков, отражающих технические и эксплуатационные характеристики вагона.

Перепись осуществляют специально подготовленные работники. День и час ее проведения устанавливается приказом ОАО «РЖД». Перевозки, естественно, не прекращаются, но на некоторых станциях прекращается маневровая работа.

Данные с каждого вагона списывают два переписчика в соответствии с вопросами программы. Один по карточной, другой по списочной форме – это позволяет повысить достоверность получаемой информации.

Основные вопросы программы переписи: номер вагона; тип вагона; грузоподъемность и тара вагона; категория использования; категория нерабочего состояния; эксплуатационная категория; год постройки и заводского ремонта; род перевозимого груза (для цистерн). Для вагонов, принадлежащих предприятиям и организациям, – наименование владельца.

Результаты переписи сверяются с данными текущего учета наличия вагонов на 8.00 московского времени. Наличный парк по результатам переписи на отчетные сутки принимается за базу отсчета при проведении балансового и постанционного наличия вагонов на последующий период.

При проведении переписи выявляют вагоны, не включенные в инвентарный парк и, наоборот – выявленные в результате переписи, но не отраженные в инвентарном учете. Поэтому принято следующее правило: если вагон не показан тремя последовательными переписями, его исключают из инвентарного парка и, наоборот, включают, если он показан также тремя последовательными переписями.

Обработка информации осуществляются с помощью вычислительной техники по специальной программе.

Пробеги подвижного состава

Пробеги локомотивов измеряются в локомотиво-километрах общего пробега ,с выделением отдельных частей в зависимости от характера перемещения и роли в осуществлении перевозочного процесса. Схема группировки пробега по элементам представлена следующей моделью.

 
 

 


å MS всп. лин

       
   
 


å MS общ = å MS во гл + å MS под + å MS дв.т + å MS од.след + å MS ман + å MS пр


å MS лин

 

где å MS всп. лин – вспомогательный линейный

å – вспомогательный общий

å MS во гл – во главе поезда пробеги в локомотиво-км;

å MS под – в подталкивании

å MS дв.т – в двойной тяге

å MS од.след – в одиночном следовании

å MS ман – маневровая работа в локомотиво-часах.

å MS пр – простой в рабочем состоянии

 

Для перевода затрат времени локомотивов в километры пробега: 1 час работы приравнивается на маневрах и прочей работе к 5 км пробега, а 1час простоя в рабочем состоянии к 1 км пробега.

Пробег вагонов измеряется в вагоно-километрах общего пробега , с выделением груженого и порожнего пробега с подразделением по типу вагона. Пробег вагонов учитывается по типу тяги и виду движения.

Затраты времени эксплуатируемого паркаэ то затраты времени на выполнение перевозочного процесса и технологические операции.

Затраты времени локомотивов учитываются с выделением элементов производственного цикла как работы, так и простоя. Бюджет времени и его отдельные элементы определяются отдельно по типу тяги с группировкой по видудвижения.

Затраты времени вагонов –это время, затраченное вагонами, используемыми для перевозок в целом по рабочему парку и по элементам производственного цикла.

 

Рис. 3.6 Затраты времени вагонов рабочего парка

 

 

Затраты времени по элементам находятся как непосредственно из системы учета, так и расчетным путем.

= ,

где – среднесуточная величина рабочего парка вагонов,

t – число суток в рассматриваемом периоде.

 

 

Показателей

Таблица 3.1

СТАТИСТИКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

Основные средства – это средства производства и труда, которые, сохраняя свою натурально-вещественную форму, многократно используются в процессе производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также для управленческих нужд, приносят организации экономические выгоды (доход) в течение срока полезного использования.

Многократное использование предполагает использование в течение длительного времени – свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев.

Срок полезного использования – период, в течение которого объект основных средств приносит доход организации.

Основные средства железнодорожного транспорта представляют собой совокупность средств труда, необходимых для выполнения перевозочного процесса, погрузо-разгрузочных работ, ремонта и содержания производственных и непроизводственных средств и прочей деятельности. Вместе с тем, основные средства – это часть имущества предприятия и, следовательно, они имеют стоимостное выражение. Основные средства в стоимостном выражении исторически принято называть основными фондами

Статистическая информация об основных средствах должна дать характеристику:

· наличия, движения, размещения и технического состояния основных средств;

· технической оснащенности отдельными видами основных средств железных дорог и их подразделений;

· пропорциональности развития материально-технической базы транспорта и выявлять диспропорции развития отдельных элементов;

· освоения капитальных вложений и ввода в действие производственных фондов;

· стоимости;

· эффективности использования основных средств железных дорог и их подразделений.

От количества основных средств, их стоимости, технического уровня, эффективности использования во многом зависят конечные результаты деятельности дорог: себестоимость, прибыль, рентабельность, финансовое состояние. Эффективность использования основных средств оценивается в зависимости от их вида, характера участия в процессе производства и управления.

Многообразие и разнообразие основных средств железных дорог, их территориальная разобщенность и техническое состояние обусловливают сложность организации учета и обеспечения сопоставимости показателей. Поэтому для всестороннего изучения предмета в статистике основных средств принято выделять следующие подразделы:

– статистика наличия, движения, состояния и эффективности использования;

– статистика технической оснащенности;

– статистика капитальных вложений и капитального строительства.

 

Структура основных средств

 

Группы основных фондов Удельный вес основных фондов по группам в % Изменение структуры, %
прошлый год отчетный год
А Б В Итого     –2 –

 

По данным предприятия о наличии, износе и движении основных средств рассчитываются показатели, позволяющие оценить производственный потенциал предприятия.

В общем виде методика расчетов этих показателей приведена в табл. 4.3.

Таблица 4.3

И оборудования

Статистический учет поставок ведется по подвижному составу в стоимостном выражении и в физических единицах, а по оборудованию, инструментам и инвентарю – только в стоимостном.

Учет приобретения подвижного состава осуществляется с группировкой по видам: локомотивы, мотор-вагонный подвижной состав МВПС, грузовые и пассажирские вагоны. При этом локомотивы группируются по типам тяги и по сериям. МВПС подразделяются на электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы с группировкой по сериям. Грузовые вагоны – по роду. Пассажирские вагоны – по типам вагонов.

Момент учета – факт оплаты счетов.

Первоисточники учета – счета-фактуры и другие бухгалтерские документы.

СТАТИСТИКА ТРУДА

Изучает наличие, распределение и использование трудовых ресурсов в народном хозяйстве.

Основными вопросами предмета статистики труда являются:

– наличие, состав, распределение и использование трудовых ресурсов, их воспроизводство;

– динамика производительности труда;

– динамика заработной платы и источники ее образования;

– организация труда и подготовки квалифицированных кадров.

Методология и система основных показателей статистики труда едины для всех отраслей. Однако на железнодорожном транспорте есть особенности учета и статистики труда, связанные со спецификой работы транспорта. Главным образом это связано с особенностями производственного процесса. Организация труда работников, связанных с движением поездов, требует разработки специальной системы показателей использования рабочего времени и производительности труда.

Основными задачами статистики труда являются:

· контроль выполнения плановых заданий в области трудовых ресурсов, заработной платы и производительности труда;

· характеристика соотношения уровня производительности труда и средней заработной платы;

· выявление резервов в использовании трудовых ресурсов;

· характеристика распределения работников по профессиям и производственным группам.

Статистика труда включает следующие разделы:

– статистика численности, движения и состава работников;

– статистика использования рабочего времени;

– статистика производительности труда;

– статистика заработной платы.

 

Статистика заработной платы

Заработная плата – это выраженная в денежной форме доля труда работника, вложенного им при создании продукции предприятия.

Статистические сведения о заработной плате и ее динамике необходимы:

–для характеристики размера оплаты труда работников;

– для изучения соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы;

– для анализа себестоимости продукции.

Основными показателями статистики заработной платы являются:

– фонд заработной платы (ФЗП);

–средняя заработная плата (СЗП);

–фонд оплаты труда (ФОТ).

Заработная плата всех работников предприятия Ч за период t, включая доплаты, компенсации, премии, независимо от источников и срока выплаты, в сумме дает показатель фонда заработной платы. Фонд заработной платы рассчитывается за месяц, квартал и год по следующей формуле:

ФЗП = СЗП × Ч × t.

В составе ФЗП выделяют четыре группы выплат:

– оплата за отработанное время;

– оплата за неотработанное время;

– единовременные поощрительные и другие выплаты;

– оплата питания, жилья и топлива.

Оплата за отработанное время включает: заработную плату; натуральную оплату в денежном выражении; компенсационные выплаты; стимулирующие доплаты и надбавки; оплату труда сотрудников, привлекаемых для подготовки переподготовки и повышения квалификации кадров; оплату труда совместителей; работников несписочного состава (без отражения в фонде заработной платы). Выплаты за неотработанное время включают:оплату ежегодных и дополнительных отпусков; оплату учебных отпусков; оплату льготных часов подростков; оплату за дни медицинского осмотра; суммы, выплаченные за вынужденные простои и прогулы.

Единовременные поощрительные выплаты включают:премии; вознаграждения по итогам года и за выслугу лет; материальную помощь; компенсации за неиспользуемый отпуск; стоимость подарков и другие единовременные поощрения.

Средняя заработная плата характеризует средний уровень оплаты труда за отчетный период. Рассчитывают среднечасовую, среднедневную и среднемесячную заработную плату по следующей формуле:

.

Среднюю заработную плату принято рассчитывать в целом по дороге, по отдельным подразделениям, категориям персонала и отдельным профессиям.

Фонд оплаты труда включает в себя фонд заработной платы и отчисления на социальные нужды:

ФОТ = ФЗП + ЕСН + страхование от несчастных случаев.

 

 

СНАБЖЕНИЯ

Предметом статистики материально-технического снабжения на железнодорожном транспорте являются производственные запасы материалов, топлива, запасных частей, оборудования, их движение в результате поставок, заготовок и расходования на производство, а также оценка эффективности использования.

Создание запасов на железнодорожном транспорте обусловливается стремлением в максимально возможной степени обеспечить свою хозяйственную безопасность и независимость, а также гибко и оперативно реагировать на колебание предложения и спроса во внешней экономической среде. Общим для всех видов запасов является то, что они на время хранения фактически становятся омертвленным капиталом. Это заставляет оценивать возможности предприятия по поддержанию того или иного уровня запасов.

Основными задачами статистики материально-технического снабжения на железнодорожном транспорте являются:

· характеристика выполнения плана поставок по количеству, ассортименту и срокам поставок;

· контроль за своевременным и комплексным снабжением предприятий;

· характеристика использования материальных ресурсов на основе действующих норм расхода;

· контроль величины запасов;

· установление степени обеспеченности предприятия материальными ресурсами;

· установление сверхнормативных и излишних запасов;

· характеристика выполнения договорных обязательств;

· составление и анализ отчетных материальных балансов.

Основные показатели:

– объем поставок и заготовок;

– объем запасов материальных ресурсов и их движение;

– общий расход материалов, топлива, электроэнергии.

Показатели статистики материально-технического снабженияопределяются внатуральных, условно-натуральных и стоимостныхединицах измерения.

Материальные балансы

На железнодорожном транспорте материальные балансы составляются по важнейшим видам продукции в натуральном и стоимостном выражении. Балансы показывают имеющиеся ресурсы и их распределение. Они предназначены для:

– контроля выполнения плановматериально-технического снабжения;

– контроля распределения важнейших видов продукции;

– характеристики сложившихся пропорций и фактического потребления.

Материальные балансы составляются в табличной форме и отражают наличие источников поступления, направление использования, остатки на начало периода, поступление за период, расход за период, остаток на конец периода.

В виде баланса составляется и отчет об остатках, поступлении и расходовании ресурсов.

 

Статистика расхода топлива

Расход топлива характеризуется общим и удельным расходом и степенью выполнения норм удельного расхода, экономией (перерасходом) топлива.

На железнодорожном транспорте расход топлива выражается в натуральных, условно-натуральных и стоимостных единицах с выделением производственных и прочих нужд.

Удельный расход топлива рассчитывается на измеритель работы в килограммах условного топлива (10 тыс. ткм брутто, 100 лок-км по видам пробега). Кроме того, рассчитывается степень выполнения норм расхода и их динамики с использованием индексного метода.

Расход натурального топлива учитывается по видам: уголь (с подразделением на марки); дрова; топливный мазут; дизельное топливо; моторная нефть; газовое топливо.

Статистика доходов

Доходом ОАО «РЖД» называется сумма денежных средств, полученных от продаж услуг транспортного производства и других видов деятельности.

Информация о доходах от обычных видов деятельности поступает в распоряжение руководящих органов акционерного общества в виде периодической статистической отчетности. Учет доходов от перевозок грузов Дгр, пассажиров Дпасс и багажа Дбаг осуществляется по перевозочным документам, а учет выручки от продаж по другим видам деятельности – по бухгалтерским документам.

Первоисточники учета –все перевозочные и финансовые документы, служащие основанием для оплаты, и на их основании разрабатывается бухгалтерская и статистическая отчетность

Доходы учитываются по источникам поступлений и группируются следующим образом:

– доходы от перевозок (тарифная плата и дополнительные сборы за перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты);

– доходы от подсобно-вспомогательной деятельности (арендная плата за подвижной состав);

– доходы от выполнения работ и оказания услуг производственного и непроизводственного характера сторонним организациям и населению;

– доходы от реализации имущества;

– прочие операционные и внереализационных доходы (доходы по ценным бумагам, полученные штрафы пени неустойки, курсовые разницы и т. п.);

– чрезвычайные доходы (суммы страхового возмещения и от реализации оставшихся материалов утраченного в результате чрезвычайных обстоятельств имущества).

Важнейший финансовый показатель – доходы от грузовых и пассажирских перевозок; они составляют большую часть доходов ОАО «РЖД» – около 95%.

В финансовой статистике доходы от перевозок группируются по следующим признакам: виду сообщения, роду груза, виду тарифа.

Объемные показатели характеризуют размер доходов в целом и по видам перевозок – с выделением доходов от перемещения, начальных операций и конечных операций и прочих доходов от перевозок.

Д = Дгр + Дпасс + Дбаг + Дпр. пер.

Доходы от грузовых перевозок определяют с использованием следующей модели:

,

где – грузооборот в тарифных ткм;

– средняя доходная ставка во всех видах сообщения.

Доходы от пассажирских перевозок с использованием модели:

,

где – пассажирооборот в пасс-км;

– средняя доходная ставка по всем видам сообщения.

Основными качественными показателями статистики доходов являются доходные ставки от выполнения:

– грузовых, пассажирских перевозок и перевозок багажа;

– начальных и конечных операций по грузовым перевозкам.

Средняя доходная ставка по перевозкам грузов рассчитывается в коп. на 10 ткм:

.

Средняя доходная ставка по перевозкам пассажиров рассчитывается в коп. на 10 пасс-км:

.

Средняя доходная ставка по начальным и конечным операциям рассчитывается в копейках за тонну.

Статистика расходов

Расходы представляют собой стоимостное выражение затрат живого и овеществленного труда, перенесенного на продукцию в процессе производственной деятельности.

Расходы группируются для аналитических целей по элементам затрат с выделением следующих элементов:

– материальные затраты;

– затраты на оплату труда;

– отчисления на социальные нужды (ЕСН);

– амортизационные отчисления;

– прочие затраты.

Расходы ОАО «РЖД» в соответствии с номенклатурой расходов основных видов деятельности железнодорожного транспорта разделены на расходы по обычным видам деятельности: операционные и внереализационные, а также чрезвычайные.

Первоисточниками учета расходов на перевозки служат бухгалтерские и финансовые документы.

В статистической отчетности находят отражение лишь некоторые элементы расходов, такие как заработная плата и топливо.

Себестоимость перевозок

Себестоимость перевозок характеризует величину затрат на единицу перевозок.

В условиях раздельного учета затрат по видам перевозок себестоимость определяется по показателям: 10 пассажиро-км и 10 приведенных ткм, 10 тонно-км.

Себестоимость приведенной продукции определяется так:

, коп/10 прив. ткм,

где Е э – эксплуатационные расходы по грузовым и пассажирским перевозкам.

Себестоимость пассажирских перевозок:

, коп/10 пасс-км,

где Е пасс – эксплуатационные расходы по пассажирским перевозкам.

Себестоимость 10 ткм грузовых перевозок:

, коп/10 ткм,

где Е гр – эксплуатационные расходы по грузовым перевозкам.

 

Важнейшим показателем финансовой статистики является прибыль (убыток). Прибыль – обобщающий показатель финансовых результатов деятельности предприятия железнодорожного транспорта, характеризующий абсолютную эффективность хозяйствования. Железные дороги получают прибыль от перевозочной, подсобно-вспомогательной деятельности, внереализационной деятельности. Прибыль (П) представляет собой сумму средств организации от превышения над доходами (Д) расходов (Е).

П = Д – Е.

Прибыль (убыток) от продаж в настоящее время определяется по каждому из обычных видов деятельности.

Прибыль от реализации, определяемая с учетом процентов к получению, процентов к уплате, а также доходов от участия в других организациях, образует прибыль от финансово-хозяйственной деятельности.

Размер прибыли (убытка) от перевозок определяется тремя факторами: количеством и качеством реализуемой продукции, тарифами и себестоимостью продукции.

Прибыль от перевозок грузов определяется по следующей модели:

Пгр = ,

где d 10ткм – доходная ставка за 10 ткм – тарифных;

С 10ткм – себестоимость 10 ткм – эксплуатационных.

Рентабельность продукции определяется отношением прибыли от перевозок к расходам от перевозок.

.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом. Существуют два подхода к оценке экономической эффективности: ресурсный и затратный. В общем виде показатель экономической эффективности выражается формулой:

;

рентабельность капитала рассчитывается по следующей модели:

,

где К – капитал предприятия;

рентабельность производства

,

где Е – затраты на производство и реализацию продукции.

 

Схема причинно-следственной связи показателей доходов от перевозок грузов и пассажиров представлена на рис. 7.1.

 

 

 


Рис. 7.1 Система взаимосвязи показателей доходов от определяющих

их факторов:

Д – общая сумма доходов;

– доходы от грузовых перевозок;

– доходы от начальных операций;

– доходы от конечных операций;

– доходы от перевозочной деятельности;

– средняя доходная ставка по начальным операциям;

П – погрузка;







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.