Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СПРОС. ЗАКОН СПРОСА. КРИВАЯ СПРОСА. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА.





То что нашли

Спрос — это одна из сторон процесса рыночного ценообра­зования.

СПРОСОМ НАЗЫВАЕТСЯ КОЛИЧЕСТВО ТОВАРА, КО­ТОРОЕ БУДЕТ КУПЛЕНО ЗА ПРИЕМЛЕМУЮ ЦЕНУ В ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРОМЕЖУТОК ВРЕМЕНИ. СПРОС, ОБЕСПЕЧЕННЫЙ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПОКУ­ПАТЕЛЯ, НАЗЫВАЕТСЯ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫМ.

На спрос влияют многие факторы, главным из которых явля­ется цена. Между ценой и величиной спроса существует обратная связь: повышение цены снижает спрос и наоборот.

Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса:

- цена блага;

-цены других благ;

-доходы покупателей;

-общее количество покупателей данного блага;

-предпочтительные вкусы покупателей;

-инфляционные ожидания;

-экономическая политика государства.

 

ЗАКОН СПРОСА гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго одинакового соотношения между снижением цены и повышением спроса.

 

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ЦЕНОЙ И ВЕЛИЧИНОЙ СПРОСА НАЗЫВАЕТСЯ ЗАКОНОМ СПРОСА.

Эту зависимость можно изобразить на графике в виде кривой спроса d lt где Р (price) — цена, Q (quantity) — количество, величина спроса, d (demand) — спрос (рис. 1).

Каждая точка на вертикальной линии означает конкретную цену, а на горизонтальной — количество продукта, которое по­требитель может купить по этой цене.

Кривая d 1 наклоняется вниз и вправо, так как изображаемая ею связь между ценой и величиной спроса обратная.

Графически изменение величины спроса выражается в «дви­жении по кривой спроса» (точки А, В, С). Движение по кривой спроса происходит, когда изменяются покупки товара вследствие изменения его цены. В этом случае говорят, что изменился «объем спроса».

Нужно различать «движение по кривой спроса» и «движение самой кривой».

«Движение самой кривой спроса» происходит тогда, когда изменяется сам спрос под воздействием неценовых факторов. В этом случае говорят об «изменении спроса». Если, например, потребители захотят купить большее количество данного товара по каждой цене, то кривая спроса переместится вправо от d 1 к d 2. Желание приобрести меньше товара уменьшит спрос и сдвинет кривую спроса влево: от d 1 к d 3.

Выводы:

1. Движение «по кривой спроса» и изменение «объема спроса» происходят под влиянием цены товара.

2. Движение «самой кривой спроса» и «изменение спроса» происходят под влиянием неценовых факторов.

К неценовым факторам относятся:

· потребительские вкусы;

· число покупателей;

· доход покупателей;

· цены на сопряженные товары;

· ожидания.

Рассмотрим их влияние на спрос.

1. Потребительские вкусы очень субъективны и их сложно учесть, но можно определить тенденцию: благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов (возросла, например, мода на майки) повысит спрос и сдвинет кривую спроса вправо. Обратная ситуация (прошла мода на майки) снизит спрос и сместит кривую влево.

2. Рост числа покупателей вызовет увеличение спроса (напри­мер, увеличение продолжительности жизни повысит спрос на ме­дикаменты). Обратная ситуация снизит спрос на медикаменты.

3. Доход влияет сложнее. В отношении большинства товаров повышение дохода ведет к росту спроса на более качественные товары.

ТОВАРЫ, СПРОС НА КОТОРЫЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ В ПРЯ­МОЙ СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ДОХОДА, НАЗЫВАЮТСЯ ТОВАРАМИ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ. ТОВАРЫ, СПРОС НА КОТОРЫЕ ВОЗРАСТАЕТ ПРИ СНИЖЕНИИ ДОХОДА (НАПРИМЕР, ВМЕСТО МАСЛА - МАРГАРИН), НАЗЫВАЮТСЯ ТОВАРАМИ НИЗШЕЙ КАТЕГОРИИ.

4. Цены на сопряженные товары. Товары обычно объединяют в две группы: заменяющие (субституты) и дополняющие (сублементы). Они по-разному влияют на спрос.

Например, вместо кофе приобретается чай, если выросли цены на кофе.

Вывод: когда два продукта взаимозаменяемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь (рост цен на кофе увеличивает спрос на чай). В отличие от взаимозаменяющих товаров взаимодополняю­щие сопутствуют один другому в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно. Например, покупка фотоаппарата повлечет покупку пленки. Если цена на фотоаппараты вырастет, то снизится спрос на пленки.

Вывод: когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

5. Ожидания потребителей относительно будущих цен на то­ вары, их наличия и возможных изменений в доходах способны изменить спрос.

Если ожидается повышение цен или рост доходов, то потреби­тели покупают товары «впрок» и увеличивают текущие расходы.

Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

Для определения чувствительности одного из рассмотренных факторов в результате воздействия на него другого используется понятие «эластичность».

Из всех факторов наибольший интерес вызывает чувстви­тельность спроса на изменение цены или дохода и перекрестная (косвенная) эластичность.

Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1%. Например, надо определить, насколько изменится количество продаж автомобиля, если его цена возросла на 10%.

Эластичность спроса по доходу показывает на сколько процен­тов изменится спрос при изменении доходов потребителей на 1%. Например, надо определить, как изменится спрос на автомобили, если доходы населения возрастут на 12%.

Перекрестная эластичность спроса позволяет измерить, на­сколько чувствителен спрос на продукт А к изменению цены на продукт Б.

Мерой измерения эластичности является коэффициент элас­тичности.

Коэффициент эластичности спроса по цене определяется как отношение роста объема спроса (в %) к снижению цен (в %):

К = Процент роста Q / П роцент падения Р

Реакция потребителей на изменение цены на товар может быть сильной, слабой или нейтральной. Каждая из них порождает со­ответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичную эластичность.

Спрос эластичен, когда при незначительном снижении цены объем продаж существенно возрастает. При эластичном спросе, когда 1% снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1%, коэффициент эластичности больше единицы.

Спрос неэластичен, когда при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно. Коэффициент неэластичного спроса меньше единицы.

• Спрос имеет единичную эластичность, когда однопроцентное изменение цены вызывает однопроцентное изменение продаж товаров. При единичной эластичности коэффициент равен единице.

Коэффициент эластичности в математическом смысле всегда имеет знак «минус», так как цена и количество продаж изменяются в противоположном направлении. Но для простоты анализа К еп рассматривается как положительная величина.

Коэффициент эластичности спроса по доходу выражается сле­дующей формулой:

К = Процент изменения величины спроса / Процент изменения величины дохода

 

+ ответы на вопросы по экзамену

Ответ экзамен 8. СПРОС КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: КРИВАЯ СПРОСА, ЗАКОН СПРОСА, ФУНКЦИЯ СПРОСА, ФАКТОРЫ СПРОСА. ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА.

СПРОС – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить.

В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса.

Спрос проявляется в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса:

- цена блага;

-цены других благ;

-доходы покупателей;

-общее количество покупателей данного блага;

-предпочтительные вкусы покупателей;

-инфляционные ожидания;

-экономическая политика государства.

Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.

ЗАКОН СПРОСА гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго одинакового соотношения между снижением цены и повышением спроса.

Такое определение закона спроса дал английский экономист А. Маршалл.

В современной западной экономической литературе под законом спроса понимается обратная зависимость между ценой и величиной спроса на блага в течение определенного периода.

Зависимость между ценой блага и объемом спроса называется кривой спроса.

КРИВАЯ СПРОСА отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.

Рис. 2.1. Кривая спроса

С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам. Первая причина – эффект замены (замещения). Когда цена блага растет, то покупатель постарается заменить его схожим благом. Вторая причина эффекта сокращения количества спроса при повышении цены заключается в эффекте дохода. Когда цена на благо увеличивается, потребитель начинает чувствовать, что стал несколько беднее, чем прежде. Так, если цена на мясо повысится вдвое, то потребитель будет иметь меньше реального дохода, в результате чего сократится потребление мяса, да и других благ.

Предложение означает желание производителей произвести и продать определенные товары и услуги за определенную цену.

Фирмы будут производить только те товары и услуги, доход от которых будет не только покрывать расходы, но и приносить прибыль. Никто не будет производить товары и услуги только потому, что люди в них нуждаются. Собственников капитала это волнует мало.

Величина предложения? количество товара, которое предъявляется к продаже по какой-либо определенной цене в течение определенного времени.

Закон предложения гласит: между ценой и величиной предложения существует прямая связь.

Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене.

Форма кривой предложения S определяется стремлением фирм к максимальной прибыли.


Рис. 5.1. Кривая предложения любого товара

кривая предложения S восходящая. Это означает, что между ценой и величиной предложения - прямая связь.

Кривая предложения S показывает, какое количество товара и по какой цене производители могут продать на рынке.

Кривая поднимается вверх, потому что, чем выше цена, тем большее число фирм имеет возможность производить и продавать товар. Более высокая цена дает возможность существующим фирмам расширить объем производства в короткий промежуток времени за счет привлечения дополнительного капитала, рабочей силы или сверхурочных работ, а в длительный промежуток времени? за счет самого производства. Более высокая цена может также привлечь на рынок новые фирмы, у которых высоки издержки производства и продукция которых при низких ценах является нерентабельной.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.