Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Типография — от греч. typos — отпечаток и grapho — пишу. Биография — от греч. bios — жизнь и grapho — пишу.





— Подберите к ним однокоренные слова.

— Составьте предложения, в которые бы вошли не только дан­ные слова, но и указательные местоимения.

V. Подведение итогов урока

Для чего нужен план текста?

Чем отличается сложный план текста от простого?

Домашнее задание

Упр. 488 (подготовиться к диктанту).

Урок 160. Определительные местоимения

Цели: дать понятие об определительных местоимениях, их склонении; развивать навыки работы с текстом; учить предупреж­дать орфоэпические ошибки.

Планируемые результаты: знание морфологических особен ностей определительных местоимений; умения склонять опрс делительные местоимения, обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации кана литической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 488 — подготовленный диктант.)

III. Самоопределение к деятельности

Определите разряд местоимений.

Им, моя, некто, иной, собой, о нас, этот, весь, их (собака), какой-ибо, любой.

Разряд каких местоимений вы пока не смогли определить? {Иной, весь, любой.)

Подумайте, чем похожи эти местоимения. {Они не заменяют какое-то единичное понятие, а определяют несколько поня­тий сразу.)

Как могут называться такие местоимения? {Определительные.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? {Познакомиться с особенностями определительных место­имений, научиться отличать их от местоимений других раз­рядов.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала (с. 91), обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений», чтение местоимений вслух (с. 93).)

2. Практическое задание

(Запись под диктовку. Проверка по образцу на доске.)

1) Всё будет хорошо! 2) Каждый охотник желает знать, где сидит ан. 3) Всякий человек сам себя воспитать должен. 4) Сам с ноготок, борода с локоток. {Веник.) 5) Москва — самый большой город в Европе. 6) Любая проблема — это замаскированная удача. 7) С иным дураком смех, с другим грех.

— Объясните орфограммы и знаки препинания. Укажите раз­ряды местоимений, подчеркните определительные место­имения как члены предложения.

V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 489 — выразительное чтение текста, обсуждение во-
просов и заданий.

Упр. 490 — коллективное выполнение с комментированием.

3. Упр. 491 — выразительное чтение басни.
(Желательно прочитать басню И.А. Крылова «Скворец» пол-

Ноетью, обсудить мораль басни, а задания к упражнению выпол­ни п. дома.)

4. Упр. 492 — склонение двух пар словосочетаний по вариан-
Гйм (см. таблицу выше).

Занимательная лингвистика

В сказке Евгения Шварца «Золушка» одно из непосильных заданий, данных мачехой героине, было: «Познай самоё



себя». Как вы понимаете это задание? Что означает слово самоё!

Самоё — винительный падеж местоимения сама. Сейчас слово самоё вытесняется формой саму.

VI. Подведение итогов урока

Расскажите о морфологических особенностях определи­тельных местоимений.

Почему определительные местоимения так называются?

Домашнее задание

Учебник: § 85, упр. 491.

Урок 161. Местоимения и другие части речи

Цели: показать двойственную природу местоимений; учить отличать местоимения от других частей речи.

Планируемые результаты: понимание особенностей место­имения как части речи; умения различать местоимения и части речи, сходные с ними, обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 491 - обсуждение заданий, составление схемы предло жения на доске.)

III. Актуализация знаний

— Запишите девиз мушкетёров. Укажите разряд местоимении и подчеркните их как члены предложения.

Один за всех, и все за одного.

IV. Самоопределение к деятельности

Мы уже говорили о том, что название части речи — местоиме­ние — означает, что местоимения употребляются в высказывании и тексте вместо имён, т. е. вместо имён существительных, прила­гательных, числительных. Значит, местоимение может надеть ма­ску любой из именных частей речи и заместить её в предложении. А дня этого надо быть похожей на каждую из тех, кого замещаешь

— Чем же похожи местоимения с именными частями речи? (Обсуждение.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? {Упражняться в различении местоимений и сходных с ними именных частей речи.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Чтение диалога (по ролям) и теоретического материала (с. 94).

Упр. 495 — обсуждение примеров, заполнение таблицы на доске и в тетрадях.

Упр. 496 — устное выполнение.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 493 — игра «Кто больше?».

2. Упр. 494 — обсуждение вопросов и заданий, подготовка
к домашнему сочинению.

VII. Подведение итогов урока

— Что общего у местоимений и других именных частей речи?

Домашнее задание

Учебник: § 86, упр. 494.

Урок 1 62. Морфологический разбор местоимения

Дели: дать план морфологического разбора местоимения; обо­гащать лексический запас.

Планируемые результаты: владение навыками морфологи­ческого разбора; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 494 — чтение и анализ сочинений.)

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику

(Самостоятельное изучение теоретического материала (с. 95,96).)

2. Практическое задание

(Запись под диктовку. Проверка по образцу на доске.)

Я был когда-то странной Игрушкой безымянной, К которой в магазине Никто не подойдёт. Теперь я Чебурашка, Мне каждая дворняжка При встрече сразу Лапу подаёт!

Э. Успенский

— Объясните орфограммы и знаки препинания. Подчеркните местоимения, выполните их морфологический разбор (уст­но и письменно, можно по вариантам).

IV. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 497 — чтение и обсуждение смысла пословиц, устный и письменный разбор местоимений.

Упр. 498 — выразительное чтение текста, обсуждение, само­стоятельное выполнение письменных заданий.

Варианты заглавия текста: «Вечер в горах», «Вечерний пей­заж», «Сон природы».

V. Подведение итогов урока

Какие постоянные и непостоянные признаки имеют место­имения?

В чём особенность синтаксической роли местоимений?

Домашнее задание

Учебник: § 87, упр. 499 (подготовиться к сочинению).

Урок 1 6 3. Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»

Цели: развивать умение составлять устные и письменные опи сания картин; совершенствовать навыки монологической речи.

Планируемые результаты: умения подбирать материалы к со чинению, устно описывать произведения живописи.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

— Сделайте синтаксический разбор предложения, морфоло гический разбор местоимения.

Сам погибай, а товарища выручай. (А. Суворов)

III. Работа по теме урока

Подготовка к сочинению

1. Беседа по репродукции картины Е.В. Сыромятниковой
«Первые зрители» и трём её фрагментам (см. цветные вклейки
учебника, вопросы к упр. 499).

Обсуждение плана сочинения.

Устные рассказы по картине.

Написание сочинения

IV. Подведение итогов урока

— Назовите ключевые слова, которые вам понадобились для описания картины.

Домашнее задание

Учебник: повторить § 76—87, контрольные вопросы и задания (с. 97, 98), упр. 501.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.