Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Упр. 410 — устное выполнение. Комментарии





Тексты объявлений написаны в официально-деловом стиле, так как в них есть характерные для этого стиля черты:

точность, однозначность, нейтральность, шаблонность текста;

преобладание имён существительных;

стилистически нейтральная лексика;

стандартные речевые обороты, словосочетания;

отсутствие экспрессивных средств языка, эмоциональной окраски;

Отсутствие выразительных средств языка, фигур речи.

— Составьте объявление по рассмотренному образцу (о со­брании, о посещении музея и т. д.).

2. Упр. 427 - коллективное выполнение (кроме разбора чис­лительных как части речи).

Беседа

— Подумайте, в чём особенность употребления числительных в научном и публицистическом стилях речи.

Числительные довольно часто употребляются в этих стилях. Если в научном стиле они служат для доказательства научных тео­рий, для решения научных задач, для обозначения последователь­ности действий, то в публицистическом стиле числительные часто приводятся для иллюстрации каких-либо общественных явлений, статистики, положения в экономике, спортивных достижений ит. д. При этом в газетных публикациях, например, числительные могут обозначать менее точные, приблизительные числа, а в на­учной речи требования к точности выше.

— Что особенного вы видите в употреблении числительных в разговорной речи? Приведите примеры. (Числительные часто встречаются в разговорах о времени суток, о погоде, причём в урезанном виде. Например: Обещают завтра плюс тридцать. Или: — Сколько сейчас? — Без пяти.)

В разговорной речи часто делают ошибки в склонении чис-ительных.

— Вспомните, в каких художественных произведениях вам встречались числительные (можно воспользоваться учеб­ником литературы). (Примерный ответ. «Подвиги Геракла» (с первого по двенадцатый), русские летописи содержат кон­кретные даты; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Три паль­мы»; в описаниях мальчиков из «Бежина луга» И.С. Турге­нева много числительных; стихотворение Д.С. Самойлова называется «Сороковые»; рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского» начинается с фразы: «Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году»; много числительных в сказке Антуа-наде Сент-Экзюпери «Маленький принц».)

(Если позволяет время на уроке, можно выписать из текстов удожественного стиля несколько предложений с числительными рассмотреть их роль.)

Занимательная лингвистика

— Как вы думаете, откуда взялось слово сорок!

Материал для учителя

Некогда это слово было существительным мужского рода и обо­значало особую меру для счёта дорогих мехов. В летописях, грамотах

Встречаем: «Да пять сороков соболя», «да ещё 27 сороков бобра». Сколько шкурок входило в сорок? Из сорока можно было сшить длинный кафтан.

Была и другая мера, применявшаяся для подсчёта более дешёвых сортов пушнины — сорочек (беличьи шкурки, хвостики и др.).



Считали на сороки и другие предметы: «В Москве сорок сороков церквей», «Затрезвонили во все сорок сороков». Сорок церквей образо­вывали административную единицу, так называемое благочиние. Оно и называлось сороком.

Число «сорок», видимо, имело для наших предков какое-то особое значение. Пуд содержал сорок фунтов. «На Самсонов день дождь — сорок дней дождь». Когда-то сорок означало просто «много» — когда точный подсчёт был сложен или не нужен.

Сороконожка — много ножек, но не сорок.

(Л. Успенский. Слово о словах)

Кстати, устаревший ныне фразеологизм сорок сороков обозна­чает несчётное, неисчислимое множество.

IV. Подведение итогов урока

< — В чём особенность употребления числительных в разных стилях речи?

Домашнее задание

Учебник: повторить § 67-74, упр. 429 (подготовиться к сло­варному диктанту).

Подготовиться к тестовой работе по теме «Имя числительное».

Урок 13 9. Проверочная работа по теме «Имя числительное»

Цели: проверить знания, умения и навыки по теме «Имя чис­лительное»; развивать навыки работы с тестами.

Планируемые результаты: владение орфографическими на­выками, навыками лингвистического разбора; умения применять полученные знания на практике, работать с тестами, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятель­ности.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Словарный диктант

Двести миллионов, алюминиевая посуда, эвкалиптовая роща, че тыреста экземпляров, пятидесятиметровый бассейн, восьмидесятли квартира, о полутора килограммах, более сорока гектаров, шестьс-ш одиннадцать километров, девяносто миллиардов, гараж на триста мест, пятнадцатый центнер.

Грамматическое задание: обозначить количественные и по­рядковые числительные, разряды количественных числительных.

III. Работа по теме урока

Тестовая работа

(См.: КИМы,тест21.)

IV. Подведение итогов урока

— Какие задания вызвали у вас затруднения?

Домашнее задание

Учебник: изучить § 75.

Рабочая тетрадь: задание 87.

Урок 140. Морфологический разбор имени числительного

Цели: закреплять знание морфологических признаков числи­тельного; формировать навыки морфологического разбора имени числительного.

Планируемые результаты: владение навыками морфологиче­ского разбора; умения определять основную мысль текста, объ­яснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Анализ тестовой работы

III. Проверка домашнего задания

(Задание 87 из рабочей тетради — чтение предложений с чис­лительными, предупреждение возможных речевых ошибок.)

IV. Работа по теме урока

1. Реализация домашнего задания

- Расскажите о порядке морфологического разбора числи­тельных.

2. Практическое задание

Запишите предложения. Объясните смысл пословиц. Сде­лайте синтаксический разбор предложений, морфологиче­ский разбор числительных,

I) Два медведя в одной берлоге не живут. 2) На гору десятеро тянут, Иод гору один столкнёт. V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

(Упр. 428 — выразительное чтение текста, обсуждение, само­стоятельное выполнение письменного задания.) Комментарии

Основная мысль текста: арктические районы — исконные тер­ритории нашей Родины.

2. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 89 — выразительное чтение текста, обсуждение за­даний, самостоятельное выполнение письменных заданий, мор­фологический разбор двух числительных (по выбору или по ва­риантам).)

VI. Подведение итогов урока

Какие постоянные и непостоянные признаки имеют чис­лительные?

В чём особенность синтаксической роли числительных?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: повторить § 67—75, контрольные вопросы и зада­ния (с. 62), упр. 430.

Урок 141. Обобщающий урок по теме «Имя числительное»

Цели: закрепить и обобщить изученное об имени числительном; развивать навыки монологической речи; совершенствовать орфогра­фические навыки; прививать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты: умения делать сообщения по плану, анализировать свою учебную деятельность, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 430 — устные сообщения.)

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.