Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Подготовиться к тестовой работе по теме «Глагол. Понш рение изученного в 5 классе». Урок 172. Проверочная работа по теме «Глагол. Повторение изученного в 5 классе»





Цели: проверить знания, умения и навыки по теме «Глагол. Повторение изученного в 5 классе»; развивать навыки работы с тестами.

Планируемые результаты: умения применять полученные зна­ния на практике, работать с тестами.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Чтение предложений, составленных учащимися, определение вида и спряжения глаголов.)

III. Работа по теме урока

Тестовая работа

(См.: КИМы, тест 24.)

IV. Подведение итогов урока

— Какие задания вызвали у вас затруднения?

Домашнее задание

Подобрать к глаголам бежать, хотеть однокоренные слова-Глнголы (по пять-шесть к каждому).

| Урок 1 7 3. Разноспрягаемые глаголы

Цели: дать понятие о разноспрягаемых глаголах; показать их фпмматические особенности; формировать навыки вежливой речи.

Планируемые результаты: знание особенностей разноспрягае­мых глаголов; умения употреблять слова речевого этикета, обв­исши ь языковые явления, работать в парах; развитие мотивации к ипалитической деятельности.

Ход урока I. Организационный момент Id Анализ тестовой работы

III Проверка домашнего задания

(Запись на доске однокоренных слов-глаголов к глаголам бе-ть, хотеть.)

IV. Самоопределение к деятельности

Мы знаем, что в русском языке два спряжения, т. е. глаголы изменяются по одному из двух типов.

К какому спряжению относятся глаголы гореть, читать, танцевать, учить! Как вы определили?

Проспрягайте глаголы бежать, хотеть.

Что вы заметили? {Эти глаголы спрягаются частично по Iспряжению, а частично — по П.)

Как вы думаете, как называются такие глаголы? (Ответы детей.)

Такие глаголы называются разноспрягаемыми.

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? {Познакомиться с разноспрягаемыми глаголами, узнать об их особенностях, научиться правильно употреблять их в речи.)

V. Работа по теме урока

Слово учителя

Итак, разноспрягаемыми называются глаголы, которые изме­няются частично по I спряжению, а частично — по II спряжению.

Почему же именно эти глаголы так странно себя ведут? Дело в том, что в древнерусском языке было два глагола хотети, каж­дый со своим спряжением. Со временем формы этих глаголов слились. Мы можем услышать в неграмотной речи, в некоторых говорах отголоски отвергнутых литературным языком форм: хо-чем, хочете, хочут, хотишь, хотит.

Что касается глагола бежать, то и тут надо заглянуть в исто­рию языка. В древнерусском языке различались глаголы бежати и бечи, которые в современном языке слились в один. Неправиль­ные с точки зрения современного русского языка формы этого глагола тоже порой можно встретить в речи малообразованных людей: бечь, бегит, бегим.

Работа по учебнику

1. Обсуждение вопросов и заданий рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 106, 107).

Наблюдения над материалом таблицы на с. 107 показывают, как необычно спрягаются глаголы есть и дать. Корень глагола есть в некоторых случаях, по существу, сливается с окончанием, в единственном числе у глаголов есть и дать особые окончания, непохожие на окончания других, обычных глаголов.

Особые формы спряжения имеют и производные этих глаго лов: съесть, поесть, отдать, продать и т. д.

И напоследок отметим важный факт: чередование согласных в корнях всех разноспрягаемых глаголов.

Упр. 522 — самостоятельное выполнение.

Упр. 523 — комментированное письмо.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 525 - выразительное чтение диалога, обсуждение.
Комментарии

Основная мысль диалога — выяснение правильного употреб­ления глагола кушать.

Упр. 526 — работа в парах, составление диалогов и выступ­ления.

Упр. 527 - самостоятельное выполнение с последующей проверкой и обсуждением вопросов.

Занимательная лингвистика

Интересно, что у глагола есть существует брат-близнец — омо­ним. Проверим по толковому словарю: значения этих глаголов рассматривается в двух разных словарных статьях. В первой статье рассматриваются значения глагола есть (инфинитив): принимать пищу {хочется есть), портить {ржа ест железо), раздражать, разъ­едать {дым ест глаза) и т. д. Во второй статье есть - это форма гла­гола быть в 3-м лице единственного числа настоящего времени.

Эти омонимы остроумно обыграл СЯ. Маршак, переводя «За­здравный тост» шотландского поэта Роберта Бёрнса.

У которых есть, что есть, — те подчас не могут есть, А другие могут есть, да сидят без хлеба. А у нас тут есть, что есть, да при этом есть, чем есть, — Значит, нам благодарить остаётся небо!

VII. Подведение итогов урока

- Какие глаголы называются разноспрягаемыми? Почему?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 89, упр. 524.

Уроки 1 7 4-1 7 6. Глаголы переходные и непереходные

Цели: дать понятие о переходности и непереходности гла-юпов, об употреблении при переходных глаголах дополнений и винительном и родительном падежах, о возвратных глаголах; Iиt шивать внимание, речь; учить предупреждать речевые ошибки, (питанные с употреблением глаголов.

Планируемые результаты: умения определять переходность глаголов, различать возвратные и невозвратные глаголы, правиль­но использовать глаголы в речи, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 524 — проверка по цепочке.)

III. Актуализация знаний

- Сделайте синтаксический разбор предложения. Укажите грамматические признаки глагола.

Пусть бегут неуклюже
Пешеходы по лужам...
* А. Тимофеевский

IV. Самоопределение к деятельности

Глагол, как и другие части речи, может сочетаться с другими словами, при этом проявлять себя по-разному.

Как вы думаете, в чём разница между словосочетаниями читать книгу и читать при свете? Как образуется каждое из этих словосочетаний?

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать, как ведёт себя глагол в разных словосочетаниях, с какими словами и как сочетается.)

V. Работа по теме урока

Слово учителя

Как мы знаем, глаголы могут сочетаться с существительными и местоимениями: смотрю телевизор, хожу на тренировки, слушаю тебя, скучаю по вас (по вам).

(Учитель записывает словосочетания на доске.)

Глагол обладает особой грамматической категорией, которая проявляется именно в словосочетаниях. Это явление переход ности и непереходности. Все глаголы относятся к той или иной группе.

Переходные глаголы обозначают такое действие, которое прямо переходит на предмет. Переходными называются плат лы, которые имеют или могут иметь при себе прямое дополнен иг т. е. дополнение, выраженное именем существительным или ме стоимением (иногда числительным) в винительном падеже (к-1 предлога.

Найдите такие глаголы среди записанных на доске. (Смо­трю телевизор, слушаю тебя.)

Попробуйте подобрать свой пример с числительным. (При­бавить два, вычтем пять, разделим шестнадцать.)

Все остальные глаголы непереходные. Непереходные глаго­лы не могут иметь при себе прямого дополнения. Они обознача­ют действие, которое прямо не переходит на предмет: работать на компьютере, вспоминать о ней, ехать поездом.

Необходимо заметить, что одни и те же глаголы могут прояв­лять переходность, а могут не проявлять её. Например: смотрю телевизор (переходность), но: смотрю в окно (непереходность).

Работа по учебнику

1. Обсуждение вопросов и заданий рубрики «Материалы для
самостоятельных наблюдений», чтение теоретического материала
(с. 109, НО).

Дополнение может стоять при переходном глаголе в родитель-пом падеже без предлога:

если действие охватывает часть предмета: положить (чего?) сахара, выпить (чего?) молока;

если при глаголе имеется отрицание: не знать (чего?) пра­вила, не помнить (чего?) ничего.

Родительный падеж прямого дополнения употребляется так­же при некоторых глаголах: бояться (чего?) темноты, опасаться (чего?) обмана.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.