|
ОБНОВЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ, СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБРАЗОВАНИЯ⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25 Анализ педагогического опыта позволяет выделить основные тенденции развития, обновления принципов, содержания и методов образования. Принципы конструирования содержания современного образования. 1. В содержании предмета необходимо выделять ведущие, стрежневые понятия. Это делает весь предмет более доступным. 2. Изучение материала надо пронизывать соотнесением частных фактов с познавательными структурами, схемами. 3. Процесс усвоения основных понятий и принципов должен вести к освоению школьниками способов познавательной деятельности, значимых за предметами конкретного содержания. 4. Целесообразно применять "спиралевидное" изучение основных представлений и понятий. 5. Важно ставить учащегося в положение исследователя, первооткрывателя. Требования к содержанию образования: 1. У учащегося должно возникнуть чувство неудовлетворенности имеющимися представлениями. Они должны прийти к ощущению их ограниченности, расхождения с представлениями научного сообщества. 2. Новые представления (понятия) должны быть такими, чтобы учащиеся ясно представляли их содержание. Это не означает, что учащиеся обязаны их придерживаться сами, верить в то, что они описывают реальный мир. 3. Новые представления должны быть правдоподобными (потенциально допустимыми) в восприятии учащихся и сочетаться с имеющимися у них представлениями о мире. Школьники должны быть в состоянии связать новое понятие с уже имеющимися. 4.Новые идеи и понятия должны быть продуктивнее старых, обладать более широкими возможностями для объяснения или предсказания. Требования к процессу обучения: 1. Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представлять их в явном виде. 2. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями. 3. Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений. 4. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах. 5. Представлять ученикам возможность применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций, так, чтобы они могли оценить их прикладное значение. В соответствии с вышеперечисленными положениями, существует несколько активных методов обучения, значимых для развития, модернизации современного образования. Представим их. 1. Урок-исследование. В начале урока происходит ознакомление учащихся с предметной областью, содержанием предстоящего исследования, включая сами методы исследования. Далее учитель или сами учащиеся формулируют проблему исследования и приступают к поиску ее возможных решений. При этом учащимся предоставляется возможность самостоятельно пересматривать свои подходы к исследованию, планировать эксперимент, осуществлять поиск данных, выдвигать гипотезы, строить умозаключения и т.д. В своей опытно-экспериментальной работе мы использовали два варианта этой модели: 1) лабораторное исследование и 2) модульное обучение в группах, при котором последовательность действий при исследовании отражена в виде отдельных блоков-модулей. Эффективность данной модели обучения обусловлена возможностью ее применения для изучения как естественнонаучных, так и гуманитарных, философских знаний. 2. Словесно-логический метод обучения. Его применение к изучению любой дисциплины позволяет обучаться умению найти и разрешить противоречие, вывести новое понятие. Такой способ обучения призван преобразовать сознание, т.е. реализовать сущность разума видеть и разрешать противоречия, а следовательно, прогнозировать события. 3. Сократический метод, под которым подразумевается диалоговое обучение в концепции педагогического незнания, построенное как майевтика, предполагающее в процессе познания открытия через систему вопросов-ответов, доводов и опровержений, поиска противоречий в содержании, исследования понятий и их определения. Это вопросно-ответный способ движения к истине в субъектно-субъектных отношениях педагога и учащихся. Алгоритм сократического метода состоит из следующих этапов: 1) создание проблемной ситуации как состояния психологического затруднения; 2) формулировка проблемного вопроса; 3) использование имеющихся у обучаемых знаний, умений, опыта в целях разрешения вопроса; возникновение ощущения их недостаточности; 4) выдвижение гипотез, предположений, версий; 5) приведение убедительных доводов, создание системы доказательств для подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез, предположений, версий. 4. Герменевтический метод, основанный на интерпретации текстов и движении учащихся по герменевтическому кругу, т.е. постепенному пониманию смысла всего текста на основе постепенного понимания отдельных его частей. В основе герменевтического круга лежит правило: целое следует понимать исходя из частного, а частное – исходя из целого. Так, путем постепенного набрасывания новых смыслов учащиеся движутся от пред-понимания текста к его пониманию. Характерная особенность герменевтического метода состоит в первенстве вопроса над ответом. После первичного ознакомления с текстом учащиеся формулируют проблемные вопросы, так как любой текст задает интерпретатору вопрос (Х.Г. Гадамер). Такая последовательность действий представляет особую ценность в дидактическом и психологическом планах, осуществляя движение ученика из состояния незнания своего незнания (до формулировки вопроса) в состояние знания своего незнания (после постановки вопроса) и, далее, к постепенному пониманию текста. Таким образом, под герменевтическим методом подразумевается диалоговое обучение, построенное на основе толкования (от греч. hermeneia) текста путем набрасывания новых смыслов через систему вопросов-ответов. 5. Дидактическая игра, характерными чертами которой являются целенаправленность, состязательность, моделирование, имитация. Как и вышеописанные методы дидактическая игра применима к изучению различных областей знания. 6. Дискуссия как целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины. Использование дискуссии в учебном процессе наиболее эффективно, когда учащиеся уже умеют приобретать знания, формулировать проблемы. Рассмотренное позволяет сделать вывод о том, что процесс модернизации образования основывается на следующих принципах: 1). Изменение содержания естественнонаучного образования, его гуманизация, гуманитаризация, в том числе, за счет иррациональных знаний. 2). Использование диалоговых и исследовательских технологий, активных методов обучения. 3). Систематизация знаний в процессе познания окружающего мира школьником, осознание их эпистемности. 4). Развитие ноосферного мышления как цель, процесс и результат обучения. 5). Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям. 6). Развитие субъектного, сакрального отношения личности к природным объектам. ____________ Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания 1. Обоснуйте необходимость модернизации российского образования. Насколько, на ваш взгляд, направления модернизации, заявленные в Национальной доктрине образования, реализованы на практике? 2. Оцените педагогическую роль инноваций в образовании. Каковы законодательные основы их обеспечения? 3. Каковы основные направления совершенствования профессиональной подготовки педагогов, обоснуйте их необходимость. 4. В каком направлении происходит обновление структуры и содержания современного образования. Обоснуйте педагогическую ценность инновационных методов образования. 5. В каком направлении происходит совершенствование образовательного законодательства. Выскажите и обоснуйте Ваши предложения по его совершенствованию. ЛИТЕРАТУРА И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ДОКУМЕНТ Ы КО ВСЕМ ГЛАВАМ Литература
Основная литература Алексеев С.С. Общая теория права. Курс в двух томах. Т.II. – М., 1982. Афанасьев В.Г. Системность и общество. – М.,1980. Буслов Е.В., Кудрявцев Ю.А., Сырых В.М., Шкатулла В.И. Правовое регулирование образовательной деятельности: Учебное пособие.- М., 2000. Волохова Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации. – М., 2004. Образовательное право: Уч.-методич. пособие / Колл. Авторов: Е.Д. Волохова, Ю.А. Кудрявцев, Рожков И.А., В.М. Сырых и др. – Уфа, 1999. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. – М., 2002. Федорова М.Ю. Образовательное право: Уч. пособие для вузов. – М., 2004. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. – М.,2001. Шкатулла В.И. Образовательное право: Учебник для вузов. – М..2001. Дополнительная литература Андреев Ю.П. Категория «социальный институт» // Философские науки. 1984. №1 Андреев Ю.П., Н.М. Коржевская, Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, структура. – Свердловск, 1989. Андреева В.В., Гаврилин А.В., Технология аттестации образовательных учреждений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. – М., 2004. Байденко В.И.Образовательный стандарт: теоретические и концептуальные основы (Опыт системного исследования).: Автореф. дисс. … доктора педагогических наук. – М., 1999. Баранников А.В. Концепция управления качеством образования / А.В.Баранников, М.Ф. Королёв, Б.Н. Науменко // Вестник образования Минобразования РФ. – 1992. - №6-7. - С. 25-48 Бахрах Д. Н. Правовой статус студента в Российской Федерации / Д. Н. Бахрах, С. В. Барабанова // Университетское управление: практика и анализ, 2003. № 3(26). Беспалько В.П. Поможет ли стандарт образования? (О необходимости введения стандарта образования в школах России) // Педагогический вестник. – 1993. – Сентябрь (№16). – С. 2 Беспалько В.П. Проблема образовательных стандартов в США и России // Педагогика. – 1995. - №1. – С. 89-94 Борисова Л.Г. Эффективность образования. – М., 1991. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.В. Рыжакова. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2002. – 384 с. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. М.: Манускрипт, 1992. Загвоздкин В. Качество – это процесс постоянного совершенствования. //Директор школы,2003, № 5 С..33-37 Зборовский Г. Е. Образование: от XX к XXI веку. – Екатеринбург, 2000. Иванов С.С., Волкова И.Е. Концепция образовательных стандартов, обеспечивающих качество российского образования в XXI веке //Проблемы качества образования, его нормирования и управления: Сборник научных статей: Труды исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Минобразования Российской Федерации. – М., 1999. С.125-130 Ильичев И.Е., Лазарев А.Ю., Лазарева И.И., Сапрыкина В.Т. Трудовой договор (контракт) с педагогическим работников. // Право и образование № 3, 2001. С. 132-139. Казакевич Н.М. Стандарты профессионального образования зарубежных стран. – М.: Институт профессионального образования Минобразования России, 1993 Кальней В.А. Мониторинг качества образования / В.А. Кальней, С.Е. Шишов. – 2-е изд. – М.: Педобщество России, 1998. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|