|
ТЕМА 21. Юридическая ответственностьФормы занятий: – информационная лекция (2 ч.); – практическое занятие в форме практикума с элементами исследования (2 ч.); – самостоятельная работа (6 ч.). Вопросы и задания для самостоятельной подготовки: 1. Юридическая ответственность: понятие, признаки, структура. Принципы привлечения к юридической ответственности. 2. Виды юридической ответственности, их характеристика. Нормативные источники: § Конституция РФ. Ст. ст. 49–54, 1064, 1082, 1099–1101. § Гражданский кодекс РФ. Ст. 401. § Трудовой кодекс РФ. Ст. 191, 192, 193, 233, 419. § Кодекс РФ об административных правонарушениях. Ст. ст. 2.1–2.10, 3.1, 3.2. § Уголовный кодекс РФ. Ст. ст. 2– 8, 14, 15, 19–21, 24–26. Дополнительная литература: Агеева Е. А. Юридическая ответственность в государственном управлении / Е. А. Агеева. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – 144 с. Базылев Б. Т. Юридическая ответственность (теоретические вопросы) / Б. Т. Базылев. – Красноярск: Изд-во Красноярск. ун-та, 1985. – 120 с. Баранов В. М. Теория юридической ответственности / В. М. Баранов. – Н. Новгород: НЮИ МВД РФ, 1998. Волженкин Б. В. Уголовная ответственность юридических лиц / Б. В. Волженкин. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. юрид. ин-та Генеральной прокуратуры РФ, 1998. – 40 с. Денисов Ю. А. Общая теория правонарушения и ответственности (социологический и юридический аспекты) / Ю. А. Денисов. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. – 142 с. Духно Н. А. Понятие и виды юридической ответственности / Н. А. Духно, В. И. Ивакин // Государство и право. – 2000. – № 6. – С. 12–17. Колосова Н. М. Конституционная ответственность в Российской Федерации / Н. М. Колосова. – М.: Городец, 2000. – 192 с. Краснов М. А. Ответственность в системе народного представительства (методологические подходы) / М. А. Краснов. – М.: Изд-во ИГиП РАН, 1995. – 56 с. Кудрявцев В. Н. Закон, поступок, ответственность / В. Н. Кудрявцев. – М.: Наука, 1986. – 448 с. Крупеня Е. М. Политико-правовая активность личности / Е. М. Крупеня. – М.: Университетская книга, 2009. – 312 с. Савин В. Н. Ответственность государственной власти перед обществом / В. Н. Савин // Государство и право. – 2000. – № 12. – С. 64–72. Чирков А. П. Ответственность в системе права / А. П. Чирков. – Калининград: Изд-во Калинингр. ун-та, 1996. – 77 с. Методические рекомендации Подготовку к семинарскому занятию по теме «Юридическая ответственность» целесообразно начинать с повторения материала лекции по данной теме. При воспроизведении ее основных положений, а также материала аналогичных разделов основной литературы, акцент сделан на контроль за усвоением основных понятий и категорий, при помощи которых в науке описывается и раскрывается смысл юридической отвесности, которая является логически и социально обусловленным следствием правонарушения – одной из разновидностей противоправного поведения. Формой проведения семинарского занятия по данной теме избран практикум с элементами семинара исследовательского типа. На первом этапе занятия студентам предлагается проверочная терминологическая работа. К числу базовых понятий темы, в частности, относятся: юридическая ответственность как публичное правоотношение и новая субъективная юридическая обязанность. Задания и контрольные вопросы С целью закрепить теоретический материал студентам предлагается выполнить приведенные ниже задания и ответить на контрольные вопросы. 1. Известная пословица гласит: «Нет вины на том, кто вынужден подчиняться». Изучите ст. 42 УК РФ и решите, верно ли это утверждение. 2. Изучите ст.ст. 1079, 1081 ГК РФ. Как вы считаете, почему законодатель для некоторых гражданско-правовых отношений установил ответственность за невиновное поведение? Поскольку следствием правонарушения является привлечение лица к юридической ответственности, то на завершающей стадии занятия предлагается заполнить таблицу. Виды юридической ответственности
ТЕМА 22. Законность и правопорядок Формы занятий: – информационная лекция (2 ч.); – семинар в форме эвристической беседы (2 ч.); – самостоятельная работа (6 ч.). Вопросы и задания для самостоятельной подготовки: 1. Понятие законности, правовой законности, конституционной законности. Законность и целесообразность. 2. Понятие и признаки правопорядка Правомерное поведение и правопорядок. Правопорядок и общественный порядок. Международный правопорядок. 3. Принципы и гарантии законности. Единство законности. 4. Правовая норма, законность и правопорядок, их различие и взаимосвязь. Нормативные источники: § Конституция РФ. Ч. 2 ст. 4, ст. 15. § Трудовой кодекс РФ. Ч. 2 ст. 11. § Кодекс РФ об административных правонарушениях. Ст. 1.6. § Уголовный кодекс РФ. Ст. 3. § Гражданский процессуальный кодекс РФ. Ст. 11. § Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Ст.ст. 1, 7. Дополнительная литература: Артемов В. М. Правопорядок в современном российском обществе: концептуальные обоснования и инновации / В. М. Артемов. – М., 1998. – 145 с. Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность / С. Н. Братусь. – М.: Юрид. лит., 1976. – 216 с. Верховенство права: сб. статей. – М.: Прогресс, 1992. – 216 с. Законность в Российской Федерации. – М.: Спарк, 1998. – 215 с. Ильин И. А. О правосознании / И. А. Ильин // Путь к очевидности. – М.: Республика, 1993. – 431 с. – С. 252–253. Право и законность. – М., 1987. Становление правового порядка в российском государстве: реальность и перспектива (социально-правовые проблемы): сб. научных статей / под ред. В. И. Новоселова. – Саратов: Саратовская гос. академия права, 1995. – 336 с. Методические рекомендации Подготовку к семинарскому занятию по теме «Законность и правопорядок», как и в предыдущем случае, целесообразно начинать с повторения материала лекции по данной теме. При воспроизведении основных ее положений, а также материала аналогичных разделов основной литературы, акцент сделан на контроль за усвоением понятий и категорий, при помощи которых в науке описываются и раскрываются социально-правовые явления законности и правопорядка. Формой проведения семинарского занятия по данной теме избрана эвристическая беседа, которая предполагает подготовку и выступление студента по каждому вопросу плана с единым для всех перечнем вопросов, основной и дополнительной литературы. Эвристическая беседа по теме «Законность и правопорядок» дополняется элементами семинара исследовательского типа. Задания и контрольные вопросы После обсуждения вопросов плана семинарского занятия с целью продемонстрировать практическую значимость анализируемых вопросов студентам предлагается выполнить задания и ответить на дополнительные вопросы. 1. В чем различие терминов: «законность», «легитимность», «легитимация»? 2. Как вы понимаете юридическое изречение: «Пусть правят законы, а не люди»? 3. В Указе Петра Первого от 17 апреля 1722 года «О хранении прав гражданских» было сказано: «…ничто так ко управлению государства нужно есть, как крепкое хранение прав гражданских, …всуе законы писать, когда их не хранить или ими играть, как в карты, прибирая масть к масти, что нигде в свете так нет, как у нас было, а отчасти и еще есть, и зело тщатся всякие мины чинить под фортецию правды». Какой вывод можно сделать на основании этого указа о состоянии законности в России в начале XVIII в.? 4. Первого декабря 1934 г. был убит С. М. Киров. В тот же день Президиум ЦИК СССР принял постановление «О порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов», согласно которому сроки следствия по данной категории дел ограничивались десятью днями, обвинительное заключение вручалось за один день до суда, дела рассматривались без участия адвоката и прокурора, кассационные жалобы и прошения о помиловании не допускались, приговор к высшей мере приводился в исполнение немедленно. Постановление неукоснительно проводилось в жизнь правоохранительными органами государства. Как вы думаете, законность в стране торжествовала? В чем суть законности? В исследовательской части семинарского занятия студентам предлагается составить таблицу соотношения понятий: «норма права», «законность», «правопорядок».
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|