Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ПОБЕГ РЕБЕНКА?





После того как в Красноярске пропало пятеро школьников 8—10 лет, а потом нашли их обугленные труппы в коллекторе, мы активно стали обсуждать тему детских побегов из дома. Почему они нас бро­сают? «Им кто-то морочит голову», «Они ищут при­ключений», «Дети поддаются влиянию вожака» — вот типичные ответы родителей, которые не хотят признавать своей причастности к побегам детей и рассматривают их только как результат влияния из­вне. «Нужно наладить, скоординировать работу об­щественных, правительственных, правоохранитель­ных органов. Нужно увеличить финансирование на развитие убежищ для детей, колоний для малолетних правонарушителей», — говорят нам представители власти. Психолог, к которому обращаются по-преж­нему в крайнем случае, может только гадать о при­чинах побегов, но лишен возможности предупре­дить его. Психологи слишком часто лишь констати­руют исход, и в этом смысле понятна ирония обще­ственности по отношению к эффективности психо­логической помощи.

Справка для родителей

По официальной статистике, сегодня из дому ежегодно убегает 50 тысяч детей. Примерно 30% из них - из-за плохих отношений с родителями, особенно с отчимами. Еще 30% - из-за алкоголизма родителей. Убегающие от учебы составляют 18%, а 12% не хватает элементарного внимания родителей (эффект «холодного дома»).

А вот статистика по детским преступлениям: обычно каждый второй-третий ребенок из убежав­ших попадает в криминальную компанию, часто под руководством взрослых. В России действует больше 40 тысяч детских и молодежных преступных груп­пировок — в два раза больше, чем официальных подростковых объединений.

Судьба ребенка на 100% зависит от того, есть ли рядом с ним хотя бы один взрослый, которой день и ночь несет ответственность за него, думает о его завтрашнем дне, будущем, проблемах, готов отло­жить все свои дела ради своего ребенка. Если тако­го взрослого нет, то многочисленные, самые экипи­рованные фонды и общественные организации не смогут компенсировать отсутствие этого «буксиру­ющего дельфина». Ребенок будет постоянно прова­ливаться, выпадать из поля вашего внимания, а в ре­зультате чувствовать себя ненужным, брошенным.

История с детьми из Красноярска — самый же­стокий урок, который может быть преподнесен роди­телям. Эти дети погибли, потому что в конечном ито­ге они оказались не очень нужны даже своим семьям. Их поздно хватились, кое-как искали, а родители, од­ного из которых лишили родительских прав, настаи­вали на том, что за детьми осуществлялся досточный надзор. Почему никто из родителей не знал, что дети лазят по опасным коллекторам целыми группами?

При нормальном развитии детско-родительских отношений родители чувствуют, знают, что проис­ходит с их детьми даже на расстоянии. Они могут предсказать в ближайшей перспективе поведение своих детей.

Синдром «холодного дома», психологическая, эмоциональная дистанция и отсутствие постоянной связи между матерью и ребенком лежат в основа­нии социального сиротства. Сегодня дети бегут по­тому, что их никто и ничто не держит дома. Психо­логически отвязанные дети могут попасть в любую компанию, в любую историю. У них отсутствует внутренний контроль за поведением, потому что никто не осуществляет внешний. Никто не учит си­стематически управлять их своим поведением, пла­нировать свои поступки и сочетать собственные ин­тересы и интересы семьи.

Пропавшие дети собирали металлолом, а их ро­дители даже не знали, что они этим занимались. Не­смотря на то что закон запрещает работать детям до 15 лет, часто, по секрету от родителей, они работа­ют. Эксперты утверждают, что в Москве трудятся 30 — 50 тысяч детей. Эта цифра сопоставима с коли­чеством «бегунов». «Позвольте, — скажете вы, — на Западе даже дети миллионеров работают». Но наши же дети работают в неподобающих местах: с 4 лет на подиуме или паперти.

Жестокое обращение родителей с детьми — са­мая очевидная причина бегства современных детей. Жестокое обращение было и раньше, а физические наказания применяются систематически в 10% семей. Но сегодня жестокость усилилась из-за того, что ро­дители живут в условиях продолжительного стресса, связанного с необходимостью предпринимать до­полнительные усилия, чтобы найти работу, устроить жилье. Кроме того, для большинства родителей дети стали обузой, как говорили раньше, лишним ртом.

Фоновым фактором является и бедность. По ста­тистике, две трети детей сегодня растут в семьях с низким уровнем дохода и переживают это очень бо­лезненно. Они включают телевизор, видят роскош­ную жизнь и бегут из дома, думая, что бегут к сы­тости и богатству.

Другая серьезная причина — уменьшение ответ­ственности за ребенка со стороны школы и всего былого конвейера социализации (кружков, секций и т.п.). А семья за эти годы стала менее благополуч­ной. Она часто не справляется с задачей Воспита­ния, тем более, если ей трудно просто прокормить и одеть детей. 25% ребят сегодня пережили развод родителей. Раньше семья была пусть насильственно, но крепкой — общественность за этим следила. Мы страдали от избытка надзирателей вокруг. Сейчас их нет вообще. Занятость ребенка была своего рода сдерживающим фактором от бегства. Сегодня очень хорошие семьи, конечно, водят ребенка в музыкаль­ную школу, танцевальные студии, но у большинст­ва нет на это денег и времени.

Моя классификация причин побегов выглядит так.

Экспериментальные побеги. Ребенок фантази­рует, как он будет жить, если вдруг родители умрут или погибнут. За этими фантазиями скрывается страх за себя, опасения перед взрослой жизнью, ощуще­ние незащищенности. Такие побеги-фантазии чаще всего не реализуются или реализуются частично. Например, дети строят шалаш где-то на даче, летом натаскивают туда одеял, еды, незатейливой посуды и мечтают, как они будут жить-поживать без взрос­лых и как это у них славно получится. Но проходит лето, игра надоедает, да и на улице холодает, и жизнь вне дома уже не кажется такой привлекательной. Дети открывают для себя, что родительский кон­троль не такая тяжелая ноша, в нем гораздо больше приятного. И как это тяжело быть взрослым... Так много вопросов приходится решать каждый день... Нет, лучше быть ребенком.

Протестные побеги. Дети иногда сердятся на взрослых. Им кажется, что их недостаточно любят, к их просьбам невнимательны, наказывают неспра­ведливо. Родителям ведь не ответишь тем же, их не поставишь в угол! Дети хотят наказать взрослых. И поскольку они не могут сделать это как-то по-дру­гому, им ничего не остается, как показать родителям, до чего они доводят своих мальчиков и девочек. И вот, стоя в углу, зареванный ребенок думает: уйду в лес, буду там жить, есть грибы и ягоды... Через час такие фантазии проходят, но они довольно яркие. Фанта­зии мальчика 8 — 9 лет хорошо описаны у Льва Тол­стого в «Детстве». Вот умру, а они будут плакать...

Романтические побеги. На реальные побеги в далекие страны способны немногие дети. Как пра­вило, это мальчишки, с детства склонные к риску, непоседливые, озорные и часто плохо управляемые. Их любопытство и самоуверенность не знают пре­дела. Начитавшись приключенческих книжек, на­смотревшись фильмов, они готовы превратить свою жизнь в приключение. Иногда им это удается в очень экзотичных и авантюрных вариантах.

Глава общественного фонда «Право ребенка» Бо­рис Альтшулер вспоминал: «Я недавно читал воспо­минания своего дяди. Среди людей, ходивших в дом нашей семьи на Пречистенке в 20-е годы, был один интересный человек, в детстве (в возрасте 12 лет) убе­жал в Бразилию. Побег удался, он там проболтался не­сколько лет, но был, к счастью, найден и возвращен».

А психолог Марина Капилина рассказывала: «В раннем детстве многие готовы бежать из совер­шенно благополучных семей ради жажды приклю­чений. Мы с братом, когда нам было 5 и 6 лет, отпра­вились в «страну сказки». Активные граждане нас выловили по дороге к метро и сдали милиционеру, которому мы рассказали душераздирающую исто­рию об отце-пьянице. Наш непьющий папа, прибе­жав за нами в милицию, был очень удивлен недоб­рожелательностью милиционера!»

Немотивированные побеги. Эксперименталь­ные, романтические, протестные побеги в моем описании выглядят как вполне нормальные и объясни­мые.

Но сегодня сила выталкивающих из семьи фак­торов превышает силу семейного притяжения. Дети иногда сами не знают, почему они оказались на ули­це. Их побеги не были связаны с чувством вины пе­ред родителями или ощущением, что они сделали что-то криминальное. Жить на улице, общаться с кем попало и даже подворовывать кажется нормаль­ным для них. Появились немотивированные побеги, побеги «просто так», «на интерес».

Радикальные побеги. Да и протестные побеги теперь мотивированы куда более мощно. В услови­ях социальной однородности в советские времена глупо было бежать куда-то. Привлекательной и ма­нящей была разве что столица. А сегодня дети про­тестуют против всего образа жизни своих родителей, вернее против уровня жизни. От бедности можно только бежать — туда, в сытые города, к богатым гражданам, которые ездят на дорогих машинах. По­бег в этом случае не самый худший способ ухода: другие уходят в наркотики, пьянство, иной мир... Бегут в таких ситуациях те дети, кто еще на что-то надеется и чего-то ищет.

Приемы по предупреждению детских побегов

♦ Не нужно бояться говорить о побегах с детьми. Можно рассказать о своих фантазиях, если они были в детстве: «Я даже хотел бежать! И знаешь, что я придумал?» Од­нажды отец рассказал мне о том, как он собрался стать моряком и присматривал себе дизель, на крыше которо­го можно добраться до Черного моря. Прошло время, он вырос, закончил школу с золотой медалью и именно так добрался до одесской «мореходки», поступил в нее и за­ кончил с отличием, а потом объездил (ходил на судне «Бежица») весь мир. Это был единственный выход для мальчишки, послевоенного полусироты, вырваться из
бедности. Для меня рассказ послужил хорошим приме­ром: нужно рисковать, решаться на радикальные шаги, если действительно хочешь настоящих перемен в жизни.

♦ Весь разговор о побегах с ребенком затевается для того, чтобы и он мог обсудить свои фантазии. Дети делятся друг с другом. Возможно, его приятель планирует побег и зо­вет с собой. Как бы мы ни относились к тайнам друзей, нуж­но найти деликатный способ поговорить и с инициатором побега, и, возможно, с его родителями. Побег в возрас­те 8-10 лет реально опасен, и здесь не до реверансов.

♦ Обсуждая побеги, нужно особое внимание уделить тому, что переживают взрослые, которых бросили. Как они не спят ночами, что они делают и говорят, что они собирают­ся предпринимать, когда их сын (дочь) вернется. Мораль этого разговора такова: не нужно бояться возвращаться. Родители, конечно, будут сердиться потом, но вначале они обрадуются тому, что беглец вернулся, и прижмут к себе, потому что они любят свое дитя.

♦ Нужно сообщить о том, как обычно возвращают бегле­цов. Милиционеры направляют детей в органы опеки, со­общают адрес по месту жительства, уточняют, живет ли
реально там ребенок. А потом его в сопровождении взрослого направляют домой. Ну, первым делом, конеч­но, накормят.

♦ Привлекательность побегов значительно уменьшится по­сле таких разговоров. Ореол «запретного плода» исчез­нет. «Подумаешь, - скажет ваш ребенок, - все бегают,
даже мой отец».

♦ Конечно, нужно отслеживать, как и с кем дети проводят время. Самый главный контрольный критерий — время. Вопрос «Когда ты вернешься?» обозначает, что вы доверяете своим детям. Но если дети постоянно нарушают договоренности, пора проявить особую бдительность: «С кем ты гуляешь? Тебе с ним интересно? Приглашай
его (ее) на чай». Кроме того, дети чаще всего тренируют побег, а не решаются на него сразу. Конечно, вопрос ребенка о перочинном ноже, спичках, веревках и рюкза­ке — сигнал к разговору.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.