|
Участники выработки стратегииСуществует широко распространенное заблуждение о том что разработка стратегии – удел руководителей, высшего менеджмента. Это не так. В разработке стратегии любой организации должны принимать участие все работники. Кроме них, к выработке стратегии часто привлекаются консультанты – профессионалы в области стратегического менеджмента, а также потребители продукции данной организации. Это справедливо и для государственных организаций, и для органов государственного управления. Например, в процесс разработки стратегии города целесообразно привлекать всех работников органов городского управления, профессиональных консультантов, а также потребителей городских услуг – представителей от населения, общественных организаций, работодателей и инвесторов. Особое значение имеет участие в разработке стратегии высшего руководства организации. Часто консультантам приходится слышать от потенциальных заказчиков пожелания такого рода: «Разработайте для нашей организации стратегию и представьте нам для утверждения». Если руководство организации самоустраняется от участия в разработке стратегии, то провал выработанной внешними консультантами стратегии гарантирован. Обязательным и необходимым является прямое участие руководства в разработке стратегии. Консультанты могут лишь помочь выявить дополнительные аспекты этой стратегии, профессионально использовать методы ее разработки, но не более. Как правило, любая организация сопротивляется изменениям, в том числе и тем, которые предусмотрены стратегией. Для того чтобы изменения были осуществлены, требуется воля высшего руководства и специальные усилия, направленные на преодоление этого сопротивления. Существенным для успеха выработанной стратегии является активное использование интеллектуального потенциала организации. Для коммерческой организации это привлечение интеллекта своих сотрудников и экспертов, использование информации о конкурентах и о тенденциях развития рынка, ресурсов Интернета и пр. Для государственных органов управления – это использование потенциала экспертов, науки, консультантов, использование баз данных, а также опыта аналогичных органов, действующих в нашей стране и за рубежом. Например, при составлении стратегического плана развития города всегда полезно ознакомиться с планами развития аналогичных городов, где реализация этих планов привела к положительным результатам, Реализация стратегии Стратегия реализуется и проявляется: · в «философии» организации; · в организационной структуре; · в персонале; · в организации деловых процессов. «Философия» организации формируется по мере обогащения позитивной истории организации, в процессе паблик рилейшнз, основываясь на принципах мотивационной системы и внутренней этики, опираясь на личный пример руководства. Она проявляется, прежде всего, в практике взаимоотношений с потребителями. В государственной организации по сравнению с коммерческой формирование позитивной философии не менее, а подчас даже более важно для повышения эффективности ее работы. Например, в органах городского управления очень важно сформировать у сотрудников представление о том, что они работают на предприятии сервисного обслуживания, что все жители города – их клиенты, а успех работы каждого подразделения зависит от того, насколько полно удовлетворены потребности горожан в услугах того или иного подразделения. Если же в органе городского управления будет преобладать бюрократический дух, а обычным будет отношение к работе как «к важному государственному делу, выполнению которого лишь иногда мешают надоедливые посетители», то в этом случае трудно надеяться на высокую эффективность работы городского управления. Каждой стратегии соответствует своя оргструктура, которая реализует выбранную степень интеграции и диверсификации с учетом вида интеграционных связей, а также позволяет гибко реагировать на изменение внешних условий функционирования организации. Часто выбранная стратегия требует создания соответствующих подразделений, осуществляющих функцию развития организации или объекта управления. Например, в коммерческих организациях создаются отделы стратегического планирования, отделы развития, в городском управлении — относительно самостоятельные агентства развития, маркетинговые агентства и пр. Подбор и обучение персонала также должны соответствовать выбранной стратегии развития. При этом особое значение придается навыкам и знаниям, обеспечивающим необходимую гибкость персонала, а также навыкам межличностного и группового общения – как устного, так и с помощью современной техники, включая электронную почту и Интернет. Весьма существенным, необходимым свойством персонала становится готовность и умение его принимать, участие в выработке и реализации стратегии организации. В реализации стратегий многих современных организаций самую активную роль играют команды – малые творческие коллективы. Не всякая группа людей, работающих вместе, является командой. Команда – это коллектив, способный решать нестандартные задачи и обладающий следующими характеристиками: · участие каждого во всех делах команды, наличие у членов команды действенной мотивации; · постоянное обучение и повышение квалификации членов команды; · наличие в команде элементов самоуправления. Команда позволяет осуществить процесс инновации путем экспериментирования, творческого заимствования, бенчмаркинга, поиска и адаптации передового опыта, постоянного обучения членов команды.
Мировая практика успешно действующих организаций доказывает безусловные преимущества команд как эффективного метода взаимодействия людей. Пример корпорации АББ ярко иллюстрирует возможности команд в коммерческих организациях. АББ – сетевая организация, состоящая из 1300 компаний, каждая из которых распадается на несколько центров прибыли, а каждый центр, в свою очередь, состоит из нескольких команд. Команда в АББ – это структурная единица, которая существует в рамках центра прибыли и включает в себя 6-10 человек.
Такая команда: · участвует в стратегических проектах всей корпорации; · планирует свою деятельность, развивает бизнес; · набирает, оценивает, обучает и тренирует персонал; · совершенствует технологический процесс.
Команда представляет собой коллектив людей, тесно взаимодействующих друг с другом, который позволяет раскрыть инновационный потенциал каждого участника, таким образом повышая инновационный потенциал всей компании. Команда бывает полезной там, где необходимо творческое решение той или иной задачи, но выделять это подразделение в виде автономной организации нецелесообразно. Во всех видах команд действуют факторы, способствующие их успешному формированию. Один из основных факторов успеха – это обучение сотрудников. Обучение становится особым видом трудовой деятельности. Оно используется в качестве инструмента доверия персонала к администрации. В тех видах деятельности, в которых конкретные знания быстро обесцениваются и теряют свою актуальность (а управление развитием региона относится именно к таким видам деятельности), главный предмет — это обучение технике решения проблем. Освоению подлежат методы интеллектуального прорыва, синхронизации, управления по результатам при помощи таких приемов, как мозговые атаки, работа в малых группах, техника эффективных коммуникаций, выделение ключевых вопросов, анализ слабых и сильных сторон, выработка стратегических планов. По форме обучение не всегда должно быть традиционным и систематическим. Оно происходит и непосредственно в процессе работы, и в процессе изучения работы сходных организаций, и в общении с коллегами, и конечно же в рамках семинаров и специальных курсов. Реализация стратегии часто требует новой организации деловых процессов или, используя современную терминологию, реинжиниринга деловых процессов. Применительно к коммерческим организациям он достаточно подробно описан в современной литературе по менеджменту[5]. Применительно к органам регионального и городского управления реинжиниринг деловых процессов может проявляться в различных формах. Примером новой организации деловых процессов служит передача на субконтракт коммерческим организациям тех функций, которые прежде выполнялись государственными структурами: уборка мусора в городе, эксплуатация жилых муниципальных зданий, оказание медицинских услуг и пр. Еще один пример нового способа организации деловых процессов в государственных учреждениях – организация тендеров при государственных закупках товаров и услуг. Таким образом, цикл стратегического управления состоит из стратегического планирования, в рамках которого определяются цели, проводится СВОТ-анализ, разрабатывается стратегия и ее реализация, которая проявляется в «философии» организации, оргструктуре, подготовке персонала, организации деловых процессов и стратегического контроля.
После того как стратегия выбрана, она реализует и осуществляет контроль полученных результатов. Затем цикл стратегического планирования начинается снова. Цикл стратегического планирования, выполненный однажды, не способен закрепить и зафиксировать незыблемую или «единственно верную», гарантированно успешную стратегию. Процесс стратегического планирования непрерывен. Планы в организациях создаются отнюдь не для того, чтобы неукоснительно их выполнять, они лишь средство успешного управления, адаптирующего возможности организации к постоянно меняющимся условиям. Выводы 1. Стратегия – это одновременно перспектива развития и модель реагирования на изменения внешней среды, в рамках которой действует данная организация, система взаимосвязанных решений и установок, определяющих приоритетные направления действий по реализации миссии организации. Содержащиеся в ней цели определяют конечные и промежуточные состояния в реализации стратегии. Стратегия проявляется в конкурентной позиции, структуре организации, ее системе ценностей, в особенностях мотивации и контроля персонала. 2. Миссия формулирует общие установки и принципы, определяющие предназначение организации и ее взаимоотношения с другими объектами. 3. Компонентами (составными элементами) стратегического управления выступают стратегическое планирование, реализация стратегии, стратегический контроль. 4. Стратегическое планирование – это процесс выбора целей организации и направлений действий для их осуществления. Решающим плановым решением для организации является формулировка миссии и определение конкретных целей, обеспечивающих ее выполнение. Миссия должна быть официально сформулирована и о ней должно быть сообщено сотрудникам организации. Миссия служит ориентиром для принятия всех управленческих решений. В миссии отражаются ценности организации. Цели должны быть конкретными, достижимыми, измеримыми, ориентированными во времени, взаимно поддерживающими. 5. Выбору стратегических решений должен предшествовать анализ внешней среды и внутренних плюсов и минусов организации. 6. Цикл стратегического планирования подразделяется на следующие основные этапы: миссия организации; цели организации; оценка внешней среды; оценка собственных ресурсов; стратегические альтернативы; выбор стратегии; реализация стратегии; контроль и оценка реализации стратегии. Цикл стратегического планирования, выполненный однажды, не способен закрепить и зафиксировать незыблемую или «единственно верную» успешную стратегию. Процесс стратегического планирования непрерывен. 7. В разработке стратегии любой организации должны принимать участие все работники. Кроме них, к выработке стратегии часто привлекаются консультанты — профессионалы в области стратегического менеджмента, а также потребители продукции данной организации. Контрольные вопросы и задания 1. Что такое стратегия? 2. В чем отличие миссии от цели организации? 3. В чем состоит миссия организации, в которой Вы работаете? 4. Охарактеризуйте цели организации, в которой Вы работаете? 5. Каковы основные этапы стратегического планирования? 6. Что такое СВОТ-анализ? 7. Где и как можно использовать стратегическое планирование в государственном и муниципальном управлении? Список литературы Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989. Виханский О.С, Стратегическое управление. М., 1998. Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. М., 2001. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента М., 1992. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления М., 1986. Попов С.А. Стратегическое управление. М., 2000. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М., 1998. Уотермен Р. Фактор обновления. М., 1989.
Лекция Y. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|